Научная статья на тему 'Особенности оценки эффективности обеспечения поддержки материнства'

Особенности оценки эффективности обеспечения поддержки материнства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ И КРИТЕРИЕВ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАТЕРИНСТВА / SOCIAL POLICY / FINANCIAL SECURITY / MOTHERHOOD SUPPORTING / EFFICIENCY / ALGORITHM OF AN ASSESSMENT OF EFFICIENCY / INTERRELATION OF FEATURES AND CRITERIA OF MOTHERHOOD FINANCIAL SECURITY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарук Ольга Александровна

В статье рассмотрены теоретические и методические подходы к построению системы оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства. Основное внимание уделено этапам проведения оценки эффективности экономических мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости. Цель: разработка научно обоснованных методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства Метод и методология проведения работ: системный подход к изучению рассматриваемых проблем, анализ статистических данных. Результаты: в исследовании определены взаимосвязи особенностей и критериев системы финансового обеспечения поддержки материнства, предложен алгоритм оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства. Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы законодательными и исполнительными органами Российской Федерации в процессе совершенствования соответствующей нормативноправовой базы для повышения эффективности работы системы финансового обеспечения поддержки материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF AN ASSESSMENT EFFICIENCY OF ENSURING MOTHERHOOD SUPPORTING

Theoretical and methodical approaches to creation of system of an assessment of efficiency of financial security of supporting of motherhood are considered in article. The main attention is given to stages of carrying out an assessment of the economic actions directed on a stimulation of birth rate. Purpose: development of scientific and reasonable methodical provisions and practical recommendations about improvement of an assessment system of efficiency of financial security of motherhood supporting. Methodology: system approach to studying of considered problems, the analysis of statistical data. Result: in research features and criteria interrelations of motherhood supporting financial security system are defined, the algorithm of efficiency assessment motherhood financial supporting security system is offered. Practical implication: results of research can be used by legislative and executive bodies of Russian low in the course of improvement of the corresponding standard and legal base for increase overall performance of financial security system of motherhood supporting.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки эффективности обеспечения поддержки материнства»

УДК 336 ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА

Гончарук О.А.

В статье рассмотрены теоретические и методические подходы к построению системы оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства. Основное внимание уделено этапам проведения оценки эффективности экономических мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости.

Цель: разработка научно обоснованных методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства

Метод и методология проведения работ: системный подход к изучению рассматриваемых проблем, анализ статистических данных.

Результаты: в исследовании определены взаимосвязи особенностей и критериев системы финансового обеспечения поддержки материнства, предложен алгоритм оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства.

Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы законодательными и исполнительными органами Российской Федерации в процессе совершенствования соответствующей нормативноправовой базы для повышения эффективности работы системы финансового обеспечения поддержки материнства.

Ключевые слова: социальная политика, финансовое обеспечение, поддержка материнства, эффективность, алгоритм оценки эффективности, взаимосвязь особенностей и критериев системы финансового обеспечения материнст-

ва.

THE FEATURES OF AN ASSESSMENT EFFICIENCY OF ENSURING MOTHERHOOD SUPPORTING

Goncharuk O.A.

Theoretical and methodical approaches to creation of system of an assessment of efficiency of financial security of supporting of motherhood are considered in article. The main attention is given to stages of carrying out an assessment of the economic actions directed on a stimulation of birth rate.

Purpose: development of scientific and reasonable methodical provisions and practical recommendations about improvement of an assessment system of efficiency of financial security of motherhood supporting.

Methodology: system approach to studying of considered problems, the analysis of statistical data.

Result: in research features and criteria interrelations of motherhood supporting financial security system are defined, the algorithm of efficiency assessment motherhood financial supporting security system is offered.

Practical implication: results of research can be used by legislative and executive bodies of russian low in the course of improvement of the corresponding standard and legal base for increase overall performance of financial security system of motherhood supporting.

Keywords: social policy, financial security, motherhood supporting, efficiency, algorithm of an assessment of efficiency, interrelation of features and criteria of motherhood financial security system.

На современном этапе низкая рождаемость является одной из основных проблем в Российской Федерации, что в долгосрочной перспективе может при-

вести к необеспеченности экономики трудовыми ресурсами. В связи с этим, с 2000 г. Правительство Российской Федерации начало проводить мероприятия, направленные на стимулирование рождаемости в стране. Анализ социальной политики государства позволил выделить четыре основных этапа в развитии и функционировании системы финансовой поддержки материнства.

1 этап (1993 - 1999 гг.): практически полное отсутствие системы государственного финансового обеспечения поддержки материнства, что связано, в первую очередь, с активной трансформацией экономического базиса в государстве.

2 этап (2000 - 2005 гг.): экономический рост в стране позволил перераспределить финансовые ресурсы в пользу населения, благодаря чему повысился уровень жизни населения, произошло реформирование системы государственного финансирования поддержки материнства, что привело к росту рождаемости.

3 этап (2006 - 2008 гг.): продолжился экономический рост, замедление темпов инфляции и снижения безработицы, был разработан дополнительный комплекс мер по улучшению демографической ситуации в стране, начата реализация приоритетных национальных проектов.

4 этап (2009 г. - н. в.): Особое внимание уделено финансированию восстановления и развития необходимой социальной инфраструктуры.

Таким образом, за период 2000 - 2011 гг. общий коэффициент рождаемости увеличился на 42%; суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 28%; естественная убыль населения снизилась более чем в 3,5 раза, более чем на 1% увеличилась доля малоимущих семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась более чем на 15%. [2]

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что на современном этапе в Российской Федерации не существует единой системы оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства. Существующая методоло-

гия оценки эффективности социальных проблем базируется на динамике статистических показателей. Так, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации относит к основным показателям, характеризующими улучшение демографической ситуации, число родившихся на 1000 человек населения и число умерших человек на 1000 населения, что не может полностью отражать реальную ситуацию, так как, например, общий коэффициент рождаемости является малоинформативным, поскольку зависит не только от уровня рождаемости, социальной политики, уровня медицины, но и от возрастной структуры населения, количества человек проживающих в стране и т.п.

По нашему мнению, оценка эффективности системы финансового обеспечения поддержки материнства должна строится на взаимосвязи количественных и качественных показателей. Это обусловлено тем, что результатом функционирования системы финансового обеспечения поддержки материнства являются не только экономические, но и социальные, моральные и политические эффекты. При этом, при бюджетировании социальных расходов нельзя забывать об экономической целесообразности проводимых мероприятий, так как чрезмерное увеличение социальных расходов, не приносящих необходимого социально-экономического эффекта, может привести к необоснованному изъятию из экономики денежных ресурсов.

Алгоритм оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства включает в себя следующие этапы:

определение особенностей оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства;

определение факторов, влияющих на эффективность финансового обеспечения поддержки материнства;

определение рисков, связанных с финансовым обеспечением поддержки материнства;

определение показателей, позволяющих оценить эффективность финансового обеспечения поддержки материнства;

определение методов согласования показателей, определяющих эффективность финансового обеспечения поддержки материнства, в случае их разно-направленности;

обоснование интегрального показателя эффективности финансового обеспечения поддержки материнства.

Проведенное исследование позволило выделить семь особенностей оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства.

Первая особенность заключается в необходимости и целесообразности определения на государственном уровне количественных нормативов для включения механизмов финансовой поддержки.

Вторая особенность связана с проблемами оценки здоровья матерей и детей в результате проводимых мероприятий.

Третей особенностью является то, что оценка затрат на стимулирование материнства и результаты этой политики по существу отстают во времени на 20-30 лет: затраты на поддержку материнства могут быть соотнесены с эффектом от принятых мер, когда дети начнут работать и создавать своим трудом ВВП.

Четвертой особенностью является то, что затраты общества на воспроизводство трудовых ресурсов имеют тенденцию к росту, при этом в любом обществе существуют качественные скачки в расходах, связанных со здравоохранением и обучением, а также социально-культурными расходами, которые достаточно сложно учитывать в перспективе при дисконтировании затрат.

Пятой особенностью является то, что финансирование материнства по существу является многоканальным процессом, связанным с государственным финансированием, личным финансированием, корпоративным финансированием.

Шестой особенностью является то, что предпринимаемые меры в области финансового обеспечения поддержки материнства могут давать эффекты, имеющие значения всплесков.

Седьмая особенность заключается в том, что в современных условиях значительные затраты приходятся на инфраструктуру. При этом часть инфраструктурных затрат на поддержку материнства (строительство и эксплуатация женских консультаций, поликлиник, роддомов, яслей, детских садов и т.д.) была осуществлена в предшествующие периоды. Это определяет необходимость определения для каждого периода соответствующей стратегии: либо поддержание инфраструктуры на стабильном уровне, либо качественное улучшение инфраструктуры, а также целесообразность оценки влияния финансирования затрат на инфраструктуру на общие результаты финансовой политики в области материнства.

На современном этапе главным противоречием является то, что с одной стороны процесс воспроизводства человека определенного качества является общественно необходимым процессом, но в тоже время отдан на откуп отдельной семьи, что вынуждает семьи саморегулировать этот процесс, так как отсутствуют гарантированные источники финансирования. При этом, чем ближе общество к натуральному хозяйству, тем более процесс воспроизводства должен регулироваться на уровне семьи, а чем выше уровень развития общества и ответственности общества за реализацию человеческого потенциала гражданина, тем, следовательно, должны быть выше затраты на воспроизводство человека, тем более значимы становятся источники финансирования рассматриваемых процессов.

Особенности оценки системы финансового обеспечения поддержки материнства определяются совокупностью факторов в зависимости от обстоятельств. Рассмотрим факторы во взаимосвязи с выделенными особенностями.

Первая особенность - это количество матерей в обществе и количество детей в целом, и в семье - в частности.

Количество матерей в государстве, регионе, конкретной местности зависит от ряда факторов.

Во-первых, это сложившиеся социально-культурные традиции в отноше-

нии материнства и отцовства.

Во-вторых, это экономические факторы, связанные со способностью семей обеспечить материнство и определяющие: затраты на одного, двух, трех детей; финансовый потенциал семьи; размеры государственной поддержки семей; роль корпоративной поддержки родителей;

соотношение государственных, корпоративных и личных затрат; финансовую ситуацию в стране, обусловливающей степень экономической уверенности семьи.

В-третьих, это политические факторы, связанные с пропагандой на государственном уровне материнства и отцовства, семейных ценностей, многодетных семей; а также наличие целевых установок в политике материнства.

Вторая особенность - это финансирование сохранение здоровья матери и детей. В рамках этого направления выделим следующие факторы.

Финансовые: оплата лекарственного обеспечения детей и матерей; оплата детского питания и материнского питания; обеспечение стандартов жилищных условий; стимулирование личного и корпоративного страхования здоровья матери и ребенка.

Социальные: безопасность родов, уровень смертности детей, в том числе в различных возрастных группах, наличие эффективной системы родовспоможения вне зависимости от населенного пункта; наличие социальных стандартов по питанию, жилищным условиям.

Третья особенность - определение горизонта планирования затрат и эффектов финансового обеспечения поддержки материнства. Можно выделить два основных подхода:

оценка политики поддержки материнства в соответствии с долгосрочными целями на основе оценки инвестиционной привлекательности бизнес-проекта, имеющего социальный эффект;

оценка политики поддержки материнства в соответствии с краткосрочными целями, которые рассматриваются как пролонгированные с учетом сложившейся инфраструктуры.

Четвертая особенность определяет учет трех основных факторов: социального: необходимость определения стандартов для детей, которые включают необходимый набор благ, включая все необходимые аспекты современной жизни, который должен предоставляться всем. При этом дополнительный набор благ определяется каждой семьей, исходя из семейного финансового потенциала;

экономического: обеспечение этих благ;

политического: постоянный пересмотр корзины (портфеля) благ в соответствии с новыми социально-экономическими возможностями.

Пятая особенность определяет:

определение доли финансирования из конкретного источника в зависимости от уровня доходов семей;

стимулирование предприятий к проведению корпоративной политики поддержки материнства в рамках социальной ответственности бизнеса;

развитие отечественного частного и государственного сектора по производству товаров и услуг для обеспечения потребностей материнства;

стимулирование семей к обеспечению расходов на материнство на отечественные товары и услуги.

Шестая особенность определяет необходимость разработки теоретических и методических подходов к оценке эффективности социальной политики в целом и отдельных ее аспектов в частности. Что касается мер поддержки материнства, то, во-первых, политика должна иметь долгосрочный характер; во-вторых, она должна постоянно совершенствоваться за счет уточнения целей, задач, источников финансирования, мер, нормативов и стандартов, в-третьих, она должна предусматривать разработку антикризисных мер, связанных с демографическими волнами.

Седьмая особенность заключается в том, что инфраструктурные расходы государство финансирует, как правило, из бюджета. Инфраструктурные расходы предприятий и корпораций и их ассоциаций на поддержку материнства государство может и должно стимулировать за счет налогов, субсидий, дотаций.

Таким образом, проведенный анализ особенностей оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства, позволяет говорить о непосредственной взаимосвязи развития экономики страны, качества социальной инфраструктуры, ее доступности населению и уровня рождаемости в стране. Определение эффективности этой системы должно основываться на взаимозависимости количественных и качественных показателей, которые нельзя анализировать отдельно друг от друга. В целом, можно говорить о том, что оценка эффективности большей части мероприятий, направленных на развитие системы финансового обеспечения поддержки материнства, может осуществляться только в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг // Финансы и кредит. 2010. №1 (385). С. 28-33.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru (дата обращения 21.10.2012 г.).

3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. http:// www.rosmintrud.ru(дата обращения 15 сентября 2012 г.).

References

1. Ananckih M.S. Kriterii effectivosti budgetnuh rashodov v processe okazaniya budgetnyh uslug [Budgetary expenses efficiency criteria in the course of budgetary services rendering]. Financy i kredit [Finance and credit] 385, no. 1 (2010): 28-33.

2.Oficialnyi sait Federalnoi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Federal service

of the state statistics official site]. http://www.gks.ru (accessed October 21, 2012).

3. Oficialnyi sait Ministerstva truda I socialnoy zashity Rossiiskoi Federacii [Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation official site].http:// www.rosmintrud.ru (accessed September15, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Г ончарук Ольга Александровна, аспирант кафедры финансов и банковского дела

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Московский пр. 103, г. Санкт-Петербург, 196084, Россия E-mail: m.go@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Goncharuk Olga Aleksandrovna, post-graduate student of Department of finance and credit,

St.-Petersburg State University of Engineering and Economics 103, Moskovskiy pr., St. Petersburg, 196084, Russia E-mail: m.go@mail.ru

Рецензент

Соловов Н.Н., к.э.н., ведущий специалист Кредитного отдела СФ ОАО «СМП Банк»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.