Научная статья на тему 'Финансовая поддержка материнства в Российской Федерации: тенденции и проблемы'

Финансовая поддержка материнства в Российской Федерации: тенденции и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / MOTHERHOOD SUPPORTING / SOCIAL POLICY / FINANCIAL SECURITY / DEMOGRAPHIC POLICY / MANPOWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарук Ольга Александровна

Рассматривается развитие и функционирова- ние системы финансового обеспечения поддержки материнства в Российской Федерации, выделяются факторы, оказывающие основное влияние на демог- рафическую ситуацию, анализируются существую- щие меры государственной финансовой поддержки материнства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Supporting of Motherhood in the Russian Federation: Tendencies and Problems

Development and functioning of system of financial security of support of motherhood in the Russian Federation is considered in article, the factors, making main impact on a demographic situation are also allocated. The author analyzes existing measures of the state financial supporting of motherhood

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка материнства в Российской Федерации: тенденции и проблемы»

Экономические науки

УДК 336

Гончарук Ольга Александровна Olga Goncharuk

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

FINANCIAL SUPPORTING OF MOTHERHOOD IN THE RUSSIAN FEDERATION: TENDENCIES AND PROBLEMS

Рассматривается развитие и функционирование системы финансового обеспечения поддержки материнства в Российской Федерации, выделяются факторы, оказывающие основное влияние на демографическую ситуацию, анализируются существующие меры государственной финансовой поддержки материнства

Development and functioning of system of financial security of support of motherhood in the Russian Federation is considered in article, the factors, making main impact on a demographic situation are also allocated. The author analyzes existing measures of the state financial supporting of motherhood

Ключевые слова: поддержка материнства, социальная политика, финансовое обеспечение, демографическая политика, трудовые ресурсы

Key words: motherhood supporting, social policy, financial security, demographic policy, manpower

Демографическая политика является важным элементом экономической политики государства, так как она во многом ответственна за формирование и обеспечение экономики трудовыми ресурсами. Одной из основных проблем современной России является низкая рождаемость, это означает, что в долгосрочной перспективе экономика не сможет быть обеспечена трудовыми ресурсами в необходимом масштабе. Как показал проведенный анализ, в большинстве европейских стран, столкнувшихся с проблемами старения населения и снижения рождаемости, демографической политике в целом и поддержке материнства уделяется значительное внимание, что позволило в таких странах, как Франция, Швеция, Норвегия и др. в целом преодо-

леть негативные тенденции в этой области.

Ключевым элементом демографической политики, требующим совершенствования и развития в современных экономических и социальных условиях в Российской Федерации, является система финансовой поддержки материнства и детства. Это обусловлено тем, что два других ее ключевых элемента (снижение смертности и эффективная миграционная политика) дают временный результат, который в случае, если рождаемость не будет повышаться, может привести к негативным последствиям, так как в структуре населения будет увеличиваться доля граждан пенсионного возраста.

С экономической точки зрения поддержка материнства заключается в перерас-

пределении национального дохода в целях обеспечения условий для рождения детей и поддержания уровня жизни семей с детьми, который может снизиться в связи с рождением ребенка. Возможное снижение уровня жизни родителей, имеющих детей, связано с тем, что в связи с рождением и воспитанием детей семья сталкивается с риском уменьшения среднедушевого семейного дохода, так как женщина на определенный период времени теряет трудоспособность и заработок, а расходы на ребенка являются, как правило, значительными для бюджета большинства семей.

В целом на характер финансовой составляющей демографической политики, как показало исследование, влияет большое количество факторов, основные из которых целесообразно разделить на:

— политические (наличие государственной социальной и демографической политики, целевые показатели социального развития в сфере поддержки материнства);

— правовые (разработанное законодательство по вопросам временной нетрудоспособности женщин, связанной с беременностью и родами, по поддержке семей с детьми);

— экономические (динамика ВВП, инфляционных показателей, среднедушевых доходов, покупательной способности населения; развитость социальной инфраструктуры; налоговые льготы для работодателей при наличии корпоративных программ поддержки материнства);

— организационные (доступность получения качественной и своевременной медицинской помощи; наличие специальных программ и специализированных фондов по поддержке материнства на уровне государства, регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций).

Анализ государственной финансовой поддержки материнства в Российской Федерации позволил выделить четыре основных периода в ее развитии и функционировании.

1. 1992-1999 гг. Переходный период после распада СССР, с особым уклоном на рыночную экономику. Социальная поли-

тика рассматривается правительством как «чистое иждивенчество» [9]. Были приняты первые нормативные документы, направленные на поддержку материнства в Российской Федерации: подписан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 № 431, принято Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», принят Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ. В указанный период размеры пособий были минимальны и практически не индексировались, несмотря на ухудшение экономи-

о ГЛ о

ческой ситуации в стране. Экономический кризис 1998 г. существенно ухудшил положение населения. Рождаемость в этот период снизилась практически в 2 раза по сравнению с 1985 г., и в 1,5 раза по сравнению с 1990 г, после 1992 г. началась естественная убыль населения [11].

2. 2000-2005 гг. Этап разработки фундаментальных положений социальной политики государства. Постепенная стабилизация экономической ситуации в стране после кризиса 1998 г. сопровождалась формированием базовых условий по социальному обеспечению нуждающихся категорий населения. В 2001 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка становится фиксированным, перестав быть зависимым от размера минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2002 г. проведена индексация единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком для неработающих граждан. С 2002 г. в рамках федеральной целевой программы «Жилище» начинает функционировать система социального ипотечного кредитования, в том числе для молодых семей. В 2005 г. начинается раз-

работка приоритетных национальных проектов, в том числе приоритетного национального проекта «Здоровье».

3. 2006-2008 гг. В стране наблюдается стабильный экономический рост, замедление темпов инфляции к 2006 г., снижение уровня безработицы. Разработан комплекс мер по улучшению демографической ситуации в стране. С 2006 г. в РФ начинают действовать четыре приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». В рамках национального проекта «Здоровье» начинает действовать программа выдачи родовых сертификатов. С 2006 г. после Послания президента Федеральному собранию начинает уделяться особое внимание экономическим проблемам женщин, рожающих детей. В 2006 г. разработана Национальная программа демографического развития. В 2007 г. ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается на каждого ребенка до 1,5 лет, а также его размер начинает зависеть от количества рожденных женщиной детей. С 2007 г. началась выдача материнского ( семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ. В 2007 г. разработана Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.

4. 2009 г. — по настоящее время (кризисный период) . Происходит ухудшение экономического положения населения страны, в связи с влиянием мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации, падение темпов роста ВВП, повышение темпов инфляции, рост безработицы, замедление роста темпов промышленного производства, рост просроченных задолженностей по кредитам. Внесены изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ, согласно которому использовать средства материнского капитала на погашение кредита, взятого на улучшение жилищных условий, стало воз-

можным независимо от срока, прошедшего со дня рождения ребенка, если кредитный договор заключен до 31.12.2010 г. Кроме того, предусмотрена возможность получения единовременной денежной выплаты из средств материнского капитала в размере 12000 руб. Особое внимание в этот период было уделено восстановлению социальной инфраструктуры ( возврат в государственную и муниципальную собственность яслей и детских садов, строительство новых дошкольных учреждений и медицинских центров). Вместе с тем, период представляется противоречивым, поскольку в среднесрочной перспективе планируется сокращение бюджетных расходов на социальные программы.

Разделение на этапы позволяет говорить, что основой изменения государственного отношения к социальной политике после 1998 г. стало изменение уровня экономического развития страны. Рост экономических показателей после 2000 г., таких как, например, ВВП, позволил перераспределить значительные средства на социальную поддержку и улучшить существующую систему государственной поддержки материнства. При этом анализ статистических данных подтверждает, что уровень рождаемости в стране напрямую зависит от экономики и благосостояния населения. Так, в период с 2000 г. номинальный ВВП вырос более чем в 5 раз, с 2000 г. начался постепенный рост среднедушевых доходов населения, прерванный мировым экономическим кризисом в 2009 г., с 2000 по 2009 гг. номинальный рост среднедушевых доходов составил 740 %, реальный уровень безработицы в период с 2000 по 2007 гг. снизился на 4,5 %, в период с 2000 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилась более чем в 2 раза, с 2001 г. начался рост суммарного коэффициента рождаемости, в период с 2000 по 2009 гг. коэффициент вырос в 1,3 раза [11].

Анализ существующей в Российской Федерации системы финансового обеспечения поддержки материнства позволяет в целом сделать вывод о том, что меры госу-

дарственной поддержки носят половинчатый характер, не являются комплексными, что определяет необходимость разработки и совершенствования мер поддержки материнства на системной основе. Так, помимо прямых методов финансовой поддержки (которые в настоящее время преобладают), необходимо, по нашему мнению, шире использовать косвенные методы финансовой поддержки материнства, которые в существующей экономической ситуации могли бы оказать не меньшее положительное влияние на демографическую ситуацию в стране. При этом использование косвенных методов поддержки материнства ( например, открытие яслей и детских садов, создание рабочих мест для женщин, не имеющих возможности выходить на полный рабочий день, изменение системы страхования детей, развитие социальной инфраструктуры первой необходимости, поддержка региональных и корпоративных программ, фондов и обществ, оказывающих благотворительную и спонсорскую помощь в сфере материнства) могло бы также оказать положительное влияние на экономику страны в целом за счет создания дополнительных рабочих мест.

Таким образом, демографическая по-

литика государства в условиях развиваю -щейся экономики, когда рождение ребенка вызывает у большей части населения значительные экономические затруднения, связанные с обеспечением возросших потребностей семьи, является неотъемлемой частью социально-экономической государственной политики в целом. При этом для повышения рождаемости государству, при проведении демографической политики, необходимо также обеспечить стабильный рост экономики страны, иначе прямые методы финансирования государственной социальной поддержки материнства могут оказаться неэффективными. Анализ публикаций по проблемам финансового обеспечения поддержки материнства позволяет сделать вывод о необходимости реформирования существующей нормативной правовой базы, разработки теоретических положений в области закономерностей развития системы финансового обеспечения поддержки материнства в многоукладной экономике, создания методик оценки эффективности финансового обеспечения поддержки материнства на всех уровнях принятия управленческих решений.

Литература

1. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

3. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

5. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890-П «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

6. Указ Президента РФ от 14.09. 2000 г. № 942 «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 г.».

7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

8. Зубченко Л. А. Семейная политика Франции // Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов / РАН ИНИОН. Ред. кол. Т. Г. Пархалина (гл. ред.) и др. М.: ИНИОН, 2009. № 2.

9. Носова С. С. Экономическая теория: электронный учебник. — Электрон. дан. — М.: КНО-РУС,2010.

10. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы. 2-е изд. М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2008.

11. http://www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (дата обращения 01.08.2012 г.).

12. http:// www.rosmintrud.ru — официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ (дата обращения 15.07.2012 г.).

Коротко об авторе_

Гончарук О.А., аспирант каф. «Финансы и банковское дело», Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет m.go@mail.ru

Научные интересы: государственные и муниципальные финансы

_Briefly about the author

O. Goncharuk, postgraduate student, assistant, Finance and Credit department, St. Petersburg University of Engineering and Economics

Scientific interests: public and municipal finance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.