Научная статья на тему 'Особенности оценивания в школьном образовании Финляндии'

Особенности оценивания в школьном образовании Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3128
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИНЛЯНДИИ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРЕННЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ВНЕШНЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ / SCHOOL EDUCATION IN FINLAND / ASSESSMENT SYSTEM IN FINLAND / EDUCATION POLICY / GENERAL ASSESSMENT / INTERNAL ASSESSMENT / EXTERNAL ASSESSMENT / ASSESSMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бражник Михаил Олегович

В статье рассмотрены особенности оценивания в школьном образовании Финляндии, влияющие на улучшение качества школьного образования. Выделены ключевые направления организации оценивания школьного образования в Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of assessment in school education of Finland

The paper covers the features of assessment in school education of Finland, which influence the quality improvement of school education. The author distinguishes the key directions in organising of school education assessment in Finland.

Текст научной работы на тему «Особенности оценивания в школьном образовании Финляндии»

М. О. Бражник ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ФИНЛЯНДИИ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор О. В. Акулова

В статье рассмотрены особенности оценивания в школьном образовании Финляндии, влияющие на улучшение качества школьного образования. Выделены ключевые направления организации оценивания школьного образования в Финляндии.

Ключевые слова: школьное образование в Финляндии, система оценивания в Финляндии, образовательная политика, общее образование, внутреннее оценивание, внешнее оценивание, оценивание учащихся.

M. Brazhnik FEATURES OF ASSESSMENT IN SCHOOL EDUCATION OF FINLAND

The paper covers the features of assessment in school education ofFinland, which influence the quality improvement of school education. The author distinguishes the key directions in organising of school education assessment in Finland.

Key words: school education in Finland, assessment system in Finland, education policy, general assessment, internal assessment, external assessment, assessment of students.

В отношении осмысления зарубежного опыта системы образования Финляндия представляет несомненный интерес. Высокий уровень качества образования в Финляндии подтвержден многими международными исследованиями. По данным международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), в 2006 г. Финляндия находится на первом месте по естественнонаучной грамотности, на втором месте по математической грамотности и на втором месте по грамотности чтения.

Чем же обусловлены такие результаты?

Во-первых, образование Финляндии вообще и школьное в частности является приоритетом во внутренней политике этой страны. Во-вторых, школьное образование имеет давние традиции и при всех современных тенденциях развития базируется на устоявшихся принципах и ценностях. В-третьих, целью школьного образования Финляндии на протяжении длительного периода остается развитие личности, способной к самораскрытию своего таланта, постоянно обучающейся, быстро адап-

тирующейся в изменяющемся обществе. Главная задача основной школы в Финляндии — научить детей учиться.

В финской образовательной политике особенно важными являются такие понятия, как качество, эффективность и равенство. Равенство — центральный принцип образовательной политики, который действует уже на протяжении 40 лет, означает реально справедливое предложение образовательных услуг: качественное школьное образование для всех учащихся, независимо от географического расположения школ, разнообразия языков, национальности, социального слоя и пола [3, с. 25].

В целях создания равенства возможностей учащихся в системе образования был найден инструмент регулирования, который предоставляет учебным заведениям информацию для сопоставления эффективности своей работы и правильности принятых решений на национальном и местном уровнях. Таким инструментом стала система оценивания. Оценивание проводится на всех уровнях системы образования (начальном, среднем, высшем), так как

является средством гармонизации национальной системы образования в условиях децентрализации. Оценивание образования в Финляндии является и средством всеобщего управления, благодаря которому проводится сбор всей необходимой информацию в целях осуществления изменений в содержании образования и адаптации системы образования к постоянно изменяющейся реальности в национальном и международном контексте.

Проведенное исследование показало, что концепция оценивания в образовании Финляндии имеет свою характерную особенность. В концепции подчеркивается, что система оценивания должна способствовать улучшению качества образования не путем поиска и констатации плохих результатов в обучении в отдельных учебных заведениях, а с помощью достижения гармонии между учебными заведениями и теми, кто проводит образовательную политику. Оценивание должно придавать уверенность, дать толчок к прогрессу, заставить поверить в способность изменить работу учебного заведения в лучшую сторону. В такой системе оценивания деятельности учебных заведений не существует ни поощрения, ни применения штрафных санкций.

Установлено, что цель оценивания в образовании Финляндии — это прежде всего поддержка учителей и образовательных учреждений путем предоставления разнообразной, актуальной и достоверной информации о деятельности и результатах работы образовательных учреждений страны и системы школьного образования в целом. Результаты оценивания, а также применявшиеся для оценивания методы и материалы общедоступны для общественности. Результаты учитываются при создании Национального учебного плана и влияют на принятие решений в области образовательной политики, а также активно используются учителями для совершенствования своей учебной деятельности. Все это в конечном итоге преследует одну цель — улучшить качество образования в стране. Важно подчеркнуть, что результаты оценивания используются для контроля выполнения принципов равенства в образовании.

Оценивание школьного образования в Финляндии осуществляется на основе проведения внутреннего оценивания (субъект оценивания — само учебное заведение) и внешнего оценивания (субъект оценивания — специальные государственные организации). Система оценивания направлена на выявление результатов по четырем основным направлениям:

1) самооценка деятельности учебного заведения (внутреннее оценивание);

2) результаты обучения школьников (внутреннее оценивание);

3) получение информации о развитии системы образования в целом посредством сбора различных данных о деятельности учебных заведений (внешнее оценивание);

4) получение информации о результатах достижений в отдельных аспектах образовательного процесса (внешнее оценивание).

К внутреннему оцениванию относят самооценку деятельности учебного заведения. Каждое учебное заведение обязано иметь план проведения внутреннего оценивания, который должен позволить ему провести мониторинг выполнения поставленных целей на определенный период развития. Это оценивание касается разных аспектов образовательного процесса: результаты экзаменов, педагогические проблемы отношений между учителями и учениками, а также материальной стороны жизни учебного заведения. Все эти аспекты представляются в анкете, которая доступна в информационной сети каждого учебного заведения. Учащиеся и родители могут в свободной форме ответить на вопросы данной анкеты. В течение года ответы учащихся и их родителей анализируются. Процент участия учащихся в ответах на вопросы — высокий и составляет обычно 70%.

Другим примером внутреннего оценивания является оценивание результатов учеников. В финской школе ученики не оцениваются в отметках (баллах) до 12 лет. В начальной школе экзамены не проводятся. Каждый ученик прогрессирует в своем темпе. Отметка считается препятствием на пути образовательных достижений учащихся. Родители ребенка по-

лучают информацию о его успехах два раза в год, где нет отметок, но есть описание достижений ребенка. Уже в начальной школе учитель учит ребенка самооценке, он учит его понимать свои способности и мобилизовать свои ресурсы, чтобы добиться хороших учебных результатов. Отметки в баллах (от 4 до 10) появляются лишь в 6-м классе. Полное незнание предмета оценивается баллом «4». Это означает, что ребенку необходимо заново пройти данный курс обучения. Число «4» выбрано не случайно: в финской системе оценивания в основной школе не допускается унижение ребенка с помощью отметки, выражающей «0». Разные баллы соответствуют определенному уровню знаний: 7 баллов — средний результат, 8 баллов — хороший результат, 10 баллов — отличный результат.

В основной школе отметки служат определяющим критерием для поступления в старшие классы средней школы — общеобразовательного или профессионального направлений. В старших классах отметки ставятся в тех же баллах (от 4 до 10), но меняется периодичность оценивания. Оценивание проводится через каждые 6 недель в форме зачетной недели, во время которой ученики пишут тесты (с 9.00 до 12.00) в течение нескольких дней. В конце средней школы учащиеся должны подтвердить свои достижения по содержанию 2/3 учебных занятий изучаемой дисциплины, чтобы в дальнейшем получить сертификат об окончании средней школы. Во время этих экзаменов применяется другая шкала отметок (от 0 баллов — «неудовлетворительно» до 7 баллов — «блестящий результат»). В случае неуспеха и получения на зачете «0 баллов» учащиеся имеют возможность повторить изучение данной дисциплины или в определенные сроки пройти переэкзаменовку.

Одна из основных задач внешнего оценивания — получение информации о развитии системы образования в целом посредством сбора различных данных о деятельности учебных заведений. Эти данные используются для получения информации о происходящих тенденциях в системе образования. Существует два типа собираемых данных:

1) данные, охватывающие самые важные аспекты образовательных результатов за учебный год;

2) данные, которые детально отражают состояние системы образования в разных образовательных областях (преподавание естественнонаучных предметов, математики и т. д.) [2, с. 5].

Кроме того, задачей внешнего оценивания является получение информации о достижениях в отдельных аспектах образовательного процесса. К этим результатам относятся результаты сравнительного оценивания на государственном и международном уровнях. Проводится анализ и оценивание конкретных отдельных секторов (например, общеобразовательных школ) или каких-либо предметных областей (гуманитарных, естественнонаучных).

Образовательные учебные заведения, участвующие в программе государственного оценивания, получают подробную информацию о целях, сроках проведения и результатах оценивания. Основными принципами организации оценивания учебных заведений являются заранее известные критерии оценивания и учет мнения оцениваемых субъектов (педагогического персонала и учащихся) относительно процесса оценивания и полученных результатов.

Таким образом, исследование показало, что школьное образование в Финляндии представляет собой четкую систему, в которой оценивание выполняет важнейшую роль повышения качества образования. Оценивание является регулирующим средством, с помощью которого собирается вся необходимая информация, отражающая состояние, тенденции развития, результаты системы образования, которые могут потребовать в дальнейшем определенной педагогической коррекции. Открытость и доступность для общественности результатов внешнего и внутреннего оценивания достигается их публикацией, как в печатном варианте, так и в сети Интернет. Информация о результатах оценивания используется как высшими органами управления образованием для стратегического развития образования в стране и проведении образовательных реформ, так

и педагогическими коллективами, отдельными учителями для совершенствования своей педагогической деятельности.

Особенно необходимо отметить мотивирующую функцию оценивания достижений учащихся в школе Финляндии, которая акцентирует внимание ученика и родителей на том, что знает и умеет делать ученик. Оценка достижений призвана формировать положительный образ ученика, прежде всего для него самого, что будет стимулировать его к выполнению

новых учебных задач. Оценка при этом теряет соревновательный характер, она становится стимулирующим средством. При такой форме оценивания стресс и тревога в классе сводятся к минимуму. Отсутствие стандартизированных тестов и экзаменов до окончания основной школы дает возможность учителям умеренно и позитивно применять отметки, ставя цель прежде всего научить детей самостоятельно учиться и научить их самооценке своих достижений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителей / под общ. ред. А. П. Тряпициной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 290 с.

2. Луговская И. Р. Школьное обязательное образование Северных стран. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001. 96 с.

3. Hanna-Mari Sarlin. Finland. 2007. URL: http://www.european-agency.org/site/themes/assessment/docs/ indexed_reports/ finland.doc (дата обращения 04.11.2008).

4. Paul Robert. La Finlande: un modele educatif pour la France? Les secrets de la reussites. ESF editeur, 2008. 134 p.

5. Ritva Jakku-Sihvonen and Jorma Kuusela. Evaluation of the equal opportunities in the Finish comprehensive schools 1998—2001. Evaluation 11/2002. National board of education. URL: http://www.edu.fi/julkaisut/ evaluation11.pdf (дата обращения 21.12.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.