М. О. Бражник
Статья поступила в редакцию в сентябре 2009 г.
Аннотация
Оценивание в образовательной системе Финляндии
ДОСТИЖЕНИЯ
ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ
Рассматриваются особенности оценивания деятельности школ и образовательных результатов школьников, а также специфика профессионального отбора учителей в Финляндии как факторы повышения качества образования.
Ключевые слова: профессиональный отбор учителей, педагогические вузы, школьные отметки, качество образования, оценивание, тестирование.
Система образования Финляндии представляет несомненный интерес для организаторов образования в разных странах, поскольку высокий уровень качества обучения в этой стране подтвержден многими международными исследованиями. По данным PISA (Programme for International Student Assessment), в 2006 г. финские школьники занимали первое место в мире по естественнонаучной грамотности и второе — по математике и чтению.
Чем же обусловлены такие результаты?
Во-первых, образование вообще и школьное в частности являются приоритетами во внутренней политике Финляндии. Во-вторых, школьное образование имеет здесь давние традиции и, используя все современные средства и методы обучения, базируется, тем не менее, на устоявшихся принципах и ценностях. В-третьих, система школьного образования в Финляндии ставит целью развитие личности, способной к раскрытию своего таланта, постоянно обучающейся, быстро адаптирующейся в изменяющемся обществе. Главная задача основной школы в Финляндии — научить детей учиться.
Система оценивания как составляющая образовательного процесса является средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. Это сложный механизм контроля, связывающий между собой учителя, ученика, родителей, образовательный коллектив, а также образовательное учреждение, органы управления образованием и местные власти. Качество школьного образования в значительной степени зависит от системы оценивания.
258
М. О. Бражник
Достижения школьного образования в Финляндии
■
в основе финской образовательной политики лежат такие понятия, как «качество», «эффективность» и «равенство». Равенство — центральный принцип, который действует уже на протяжении 40 лет и состоит в справедливом предложении образовательных услуг: качественное школьное образование для всех учащихся, независимо от географического расположения школы, родного языка, национальности, социального происхождения и пола учащегося [7. С. 1].
система оценивания выступает в качестве одного из инструментов создания для учащихся равенства возможностей, предоставляя учебным заведениям информацию для сравнения эффективности их работы с результатами других школ и для оценки правильности принятых решений на национальном и местном уровнях. Оценивание проводится на всех ступенях системы образования — начальной, средней, высшей — и является средством гармонизации национальной системы образования в условиях децентрализации и средством управления, благодаря которому проводится сбор необходимой информации в целях осуществления изменений в содержании образования и адаптации учебных заведений к актуальным условиям.
Концепция оценивания в системе образования Финляндии имеет характерную особенность: в нормативных документах подчеркивается, что оценивание должно способствовать улучшению качества образования не путем поиска и констатации недостатков в отдельных учебных заведениях, а посредством достижения гармонии между учебными заведениями и теми, кто проводит образовательную политику. Оценивание должно дать оцениваемым уверенность и импульс к прогрессу, заставить поверить в способность изменить работу учебного заведения в лучшую сторону. В такой системе оценивания деятельности учебных заведений не существует ни поощрений, ни штрафных санкций.
Цель оценивания — это прежде всего поддержка учителей и образовательных учреждений путем предоставления разнообразной, актуальной и достоверной информации о деятельности и результатах работы образовательных учреждений страны и системы школьного образования в целом. Результаты оценивания, а также применявшиеся методы и полученные материалы доступны для общественности. Результаты учитываются при создании Национального учебного плана и влияют на принятие решений в области образовательной политики, а также активно используются учителями для совершенствования своей учебной деятельности. Конечной целью всех этих усилий является улучшение качества образования в стране.
в системе оценивания школьного образования в Финляндии две составляющие: внутреннее оценивание (осуществляется самим учебным заведением) и внешнее оценивание (проводится специальными государственными организациями). Данные группируются по четырем основным направлениям:
259
■
Работы конкурсантов 2009 г.
• самооценка деятельности учебного заведения (внутреннее оценивание);
• результаты обучения школьников (внутреннее оценивание);
• информация о развитии системы образования в целом (внешнее оценивание);
• информация о достижениях в отдельных областях образовательного процесса (внешнее оценивание).
Каждое учебное заведение обязано иметь план проведения внутреннего оценивания, с помощью которого отслеживается выполнение поставленных целей за определенный период. Контролируются все составляющие образовательного процесса: результаты экзаменов, проблемы в отношениях между учителями и учениками, материальное обеспечение учебного заведения. На сайте каждого учебного заведения учащиеся и их родители могут в свободной форме ответить на вопросы анкеты, касающейся всех сторон жизни школы. Мнения учащихся и их родителей постоянно анализируются. Учащиеся активно участвуют в оценивании деятельности школы — в среднем 70 % школьников в течение года отвечают на вопросы анкеты.
Другим примером внутреннего оценивания является оценка результатов учеников. В финской школе ученикам не выставляют отметки в баллах до 12 лет. Экзамены в начальной школе также не проводятся. У каждого ученика свой темп и стиль продвижения в учебе, и считается, что отметка препятствует его свободному развитию. Родители ребенка получают информацию о его успехах два раза в год, но это не отметки, а описание достижений ребенка. С начальной школы учитель приучает ребенка самостоятельно оценивать свою работу, отдавать себе отчет в своих достоинствах и недостатках и мобилизовать свои ресурсы, чтобы добиться высоких учебных результатов. Отметки в баллах (от 4 до 10) появляются лишь в 6-м классе. Полное незнание предмета оценивается четверкой. Это означает, что ребенку необходимо заново пройти данный курс. Число 4 выбрано не случайно: в финской системе оценивания в основной школе не допускается расстраивать ребенка низкими оценками. Семь баллов соответствуют среднему результату, восемь баллов — «хорошо», десять баллов — «отлично».
В основной школе отметки уже играют важную роль: на основании полученных баллов происходит зачисление в старшие классы средней школы — общеобразовательного или профессионального направления. В старших классах отметки ставятся в тех же баллах (от 4 до 10), но меняется периодичность оценивания. Через каждые шесть недель устраивают зачетную неделю, во время которой ученики пишут тесты — каждый день с 9.00 до 12.00. Чтобы получить сертификат об окончании средней школы, учащиеся сдают экзамены, во время которых применяется другая шкала: от нуля баллов («неудовлетворительно») до семи баллов («блестящий результат»). В случае получения на зачете нуля баллов учащиеся
260
М. О. Бражник
Достижения школьного образования в Финляндии
■
имеют возможность повторить изучение данной дисциплины или в определенные сроки пройти переэкзаменовку.
Особенно необходимо отметить мотивирующую функцию оценивания достижений учащихся в школах Финляндии, акцентирование внимания ученика и родителей на том, что знает и умеет делать ученик. Оценка призвана формировать положительный образ ученика, прежде всего для него самого, и вызывать желание выполнять новые учебные задачи. Из инструмента соревнования, сравнения, принуждения оценка превращается в стимул. При такой форме оценивания стресс и тревога в классе сводятся к минимуму. Отсутствие стандартизированных тестов и экзаменов до окончания основной школы дает возможность учителям умеренно и позитивно применять отметки, ставя цель прежде всего научить детей самостоятельно учиться и самим оценивать свои достижения.
Одна из основных задач внешнего оценивания — получение информации о развитии системы образования в целом посред-ствам сбора различных данных о деятельности учебных заведений. Собирают данные двух типов:
1) наиболее важные результаты за учебный год;
2) детальные сведения о состоянии системы образования в разных областях (преподавание естественнонаучных предметов, математики и т. д.) [7].
Кроме того, задачей внешнего оценивания является осуществление сравнительных исследований на государственном и международном уровнях. Проводится анализ отдельных секторов системы (например, общеобразовательных школ) или каких-либо предметных областей (гуманитарных, естественнонаучных предметов).
Учебные заведения, участвующие в программе государственного оценивания, получают подробную информацию о целях, сроках проведения и результатах оценивания. Основными принципами организации оценивания учебных заведений являются заранее известные критерии оценки и учет мнения педагогического персонала и учащихся относительно процесса оценивания и полученных результатов. Открытость и доступность для общественности результатов внешнего и внутреннего оценивания достигается их публикацией как в печатных изданиях, так и в Интернете.
Успехи школьного образования зависят не только от системы оценивания. В последнее время появляется все больше данных о том, что в первую очередь они объясняются качеством подготовки учителя, строгостью отбора кадров для преподавательской деятельности и статусом педагога. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты широкомасштабного исследования ОЭСР «Teachers matter» («Учителя играют важную роль»), проведенного в 20022005 гг. В этом проекте, посвященном сравнительному изучению статуса учительской профессии в разных странах, моделям профессионального отбора учителей и сохранению кадрового потенциала школ, участвовали 25 стран, как членов ОЭСР, так и наблюдателей.
Финская модель отбора педагогических кадров
261
■
Работы конкурсантов 2009 г.
Сходные выводы сделали исследователи, анализировавшие факторы, оказавшие влияние на показатели стран, участвующих в регулярном обследовании качества подготовки учащихся пятнадцатилетнего возраста — PISA. Ни один другой фактор — ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей — не обнаружил такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.
Особенно большой резонанс в образовательном сообществе вызвал доклад компании «МакКинзи» «Как выходят вперед лучшие образовательные системы мира», подготовленный сэром Майклом Барбером и доктором Моной Муршед. В нем убедительно доказывается, что наиболее успешные в организации образования страны добиваются результатов за счет трех факторов: привлечения наиболее талантливых людей к преподавательской деятельности, эффективного профессионального развития учителей, ведущего к повышению качества образования, и политики обеспечения равного внимания преподавателей к каждому ребенку [3. С. 1].
Финляндия входит в число стран с наиболее эффективными процедурами отбора учителей. Особое внимание уделяется академическим достижениям кандидатов, их коммуникативным навыкам и мотивации к учительской работе. Будущих учителей отбирают только из 10 % лучших по успеваемости студентов.
В 2007 г. на общенациональном уровне был введен обязательный первый этап отбора абитуриентов на педагогические факультеты, который состоит из ряда экзаменов и тестов. Соискатели с самыми высокими результатами получают допуск ко второму этапу, в ходе которого их тестируют по методикам, выявляющим коммуникативные навыки, готовность обучаться, а также академические способности, мотивацию к учительской работе и отношение к детям. Наконец, в конце обучения будущие преподаватели должны пройти еще один тест на профессиональную компетентность, устраиваемый работодателем; он проводится в школах, где хотят работать соискатели (табл. 1).
Таким образом, в Финляндии отбор учителей осуществляется уже на стадии поступления абитуриентов на педагогические факультеты. Количество мест на них специально ограничивают, для того чтобы оно соответствовало реальному спросу со стороны школ. В таких условиях педагогическое образование перестает быть привлекательным для слабых абитуриентов. На программы, на которые сложно поступить, идут хорошо успевающие и действительно заинтересованные учащиеся. Соответственно программы подготовки учителей имеют высокий статус, и это поднимает престижность профессии учителя.
Привлекательность профессии учителя также обусловлена размером заработной платы. В Финляндии большое значение придается именно стартовой зарплате. Разница между средней начальной зарплатой и максимальной учительской ставкой составляет всего
262
М. О. Бражник
Достижения школьного образования в Финляндии
■
таблица 1 Этапы отбора педагогических
кадров в Финляндии [2. С. 20]
Тестирование соискателей на национальном уровне Оценка общего интеллектуального уровня: тест из 300 вопросов на навыки счета, грамотность и решение задач (с 2007 г.; ранее в первом раунде учитывались оценки в дипломе и другие показатели)
Оценочные тесты (университет) Проверка общей академической компетентности и грамотности. С помощью тестов оценивают способность оперировать информацией, критически мыслить и обобщать полученные данные. Абитуриенты должны входить в 20 % лучших по успеваемости учащихся своего выпуска
Собеседования (университет) Проверка пригодности к учительской профессии: собеседование выявляет мотивацию к учительской работе и обучению, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость
Групповая работа (университет) Проверка пригодности к учительской профессии. Групповые упражнения и тренинги позволяют оценить коммуникативные навыки и стиль межличностного взаимодействия
Наем школой Тестирование на месте будущей работы
18 %. Выплачивая хорошую начальную зарплату, удается привлечь к учительской профессии сильные кадры. А в дальнейшем преданные своему делу учителя остаются в школе, несмотря на медленный рост зарплаты, а менее мотивированные уходят из системы образования по мере того, как их зарплата уменьшается относительно зарплат их сверстников, работающих в других сферах. Перераспределение зарплаты в пользу начального этапа может оказаться оправданным шагом по двум причинам: во-первых, для принятия решения стать учителем начальная зарплата важнее, чем перспектива дальнейшего роста зарплаты, во-вторых, решение учителей продолжить работу, как правило, слабо связано с увеличением зарплаты [2. С. 26].
Результаты образовательной политики, проводимой в Финляндии, говорят сами за себя: финские школьники по-прежнему лидируют в международных исследованиях, все больше зарубежных студентов выбирают в качестве места обучения именно финские университеты, а система образования Финляндии привлекает внимание ученых из разных стран. Хочется надеяться, что проведенный анализ поможет переосмыслить российский опыт оценивания в школьном образовании и подбора педагогических кадров, ведь развитие страны напрямую зависит от качества образования.
263
■
Работы конкурсантов 2009 г.
Литература
1. Акулова О. В., Писарева С.А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации. сПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Г ерцена, 2005.
1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
1. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 81-95.
1. Луговская И. Р. Школьное обязательное образование северных стран. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001.
1. Jakku-Sihvonen R., Kuusela J. Evaluation of the equal opportunities in the Finish comprehensive schools 1998-2001. Evaluation 11.2002. National board of education. URL: http://www.edu.fi/julkaisut/ evaluation11.pdf (дата обращения 21.12.2008).
1. Robert P. (2008) La Finlande: un modele educatif pour la France? / Les secrets de la reussites. ESF editeur.
1. Sarlin H.-M. Finland. 2007. URL: http://www.european-agency.org/ site/themes/assessment/docs/indexed_reports/finland.doc (дата обращения 04.11.2008).