Научная статья на тему 'Достижения школьного образования в Финляндии'

Достижения школьного образования в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1168
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР УЧИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ШКОЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / RECRUITMENT OF TEACHERS / PEDAGOGICAL COLLEGES / SCHOOL GRADES / EDUCATION QUALITY / EVALUATION / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бражник Михаил Олегович

Рассматриваются особенности оценивания деятельности школ и образовательных результатов школьников, а также специфика профессионального отбора учителей в Финляндии как факторы повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achievements of school education in Finland Discussed are specific traits of the evaluation of schools and students education achievements, as well as the specifics of the recruitment of teachers in Finland. Those are considered as factors improving the education quality.

Текст научной работы на тему «Достижения школьного образования в Финляндии»

М. О. Бражник

Статья поступила в редакцию в сентябре 2009 г.

Аннотация

Оценивание в образовательной системе Финляндии

ДОСТИЖЕНИЯ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ

Рассматриваются особенности оценивания деятельности школ и образовательных результатов школьников, а также специфика профессионального отбора учителей в Финляндии как факторы повышения качества образования.

Ключевые слова: профессиональный отбор учителей, педагогические вузы, школьные отметки, качество образования, оценивание, тестирование.

Система образования Финляндии представляет несомненный интерес для организаторов образования в разных странах, поскольку высокий уровень качества обучения в этой стране подтвержден многими международными исследованиями. По данным PISA (Programme for International Student Assessment), в 2006 г. финские школьники занимали первое место в мире по естественнонаучной грамотности и второе — по математике и чтению.

Чем же обусловлены такие результаты?

Во-первых, образование вообще и школьное в частности являются приоритетами во внутренней политике Финляндии. Во-вторых, школьное образование имеет здесь давние традиции и, используя все современные средства и методы обучения, базируется, тем не менее, на устоявшихся принципах и ценностях. В-третьих, система школьного образования в Финляндии ставит целью развитие личности, способной к раскрытию своего таланта, постоянно обучающейся, быстро адаптирующейся в изменяющемся обществе. Главная задача основной школы в Финляндии — научить детей учиться.

Система оценивания как составляющая образовательного процесса является средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. Это сложный механизм контроля, связывающий между собой учителя, ученика, родителей, образовательный коллектив, а также образовательное учреждение, органы управления образованием и местные власти. Качество школьного образования в значительной степени зависит от системы оценивания.

258

М. О. Бражник

Достижения школьного образования в Финляндии

в основе финской образовательной политики лежат такие понятия, как «качество», «эффективность» и «равенство». Равенство — центральный принцип, который действует уже на протяжении 40 лет и состоит в справедливом предложении образовательных услуг: качественное школьное образование для всех учащихся, независимо от географического расположения школы, родного языка, национальности, социального происхождения и пола учащегося [7. С. 1].

система оценивания выступает в качестве одного из инструментов создания для учащихся равенства возможностей, предоставляя учебным заведениям информацию для сравнения эффективности их работы с результатами других школ и для оценки правильности принятых решений на национальном и местном уровнях. Оценивание проводится на всех ступенях системы образования — начальной, средней, высшей — и является средством гармонизации национальной системы образования в условиях децентрализации и средством управления, благодаря которому проводится сбор необходимой информации в целях осуществления изменений в содержании образования и адаптации учебных заведений к актуальным условиям.

Концепция оценивания в системе образования Финляндии имеет характерную особенность: в нормативных документах подчеркивается, что оценивание должно способствовать улучшению качества образования не путем поиска и констатации недостатков в отдельных учебных заведениях, а посредством достижения гармонии между учебными заведениями и теми, кто проводит образовательную политику. Оценивание должно дать оцениваемым уверенность и импульс к прогрессу, заставить поверить в способность изменить работу учебного заведения в лучшую сторону. В такой системе оценивания деятельности учебных заведений не существует ни поощрений, ни штрафных санкций.

Цель оценивания — это прежде всего поддержка учителей и образовательных учреждений путем предоставления разнообразной, актуальной и достоверной информации о деятельности и результатах работы образовательных учреждений страны и системы школьного образования в целом. Результаты оценивания, а также применявшиеся методы и полученные материалы доступны для общественности. Результаты учитываются при создании Национального учебного плана и влияют на принятие решений в области образовательной политики, а также активно используются учителями для совершенствования своей учебной деятельности. Конечной целью всех этих усилий является улучшение качества образования в стране.

в системе оценивания школьного образования в Финляндии две составляющие: внутреннее оценивание (осуществляется самим учебным заведением) и внешнее оценивание (проводится специальными государственными организациями). Данные группируются по четырем основным направлениям:

259

Работы конкурсантов 2009 г.

• самооценка деятельности учебного заведения (внутреннее оценивание);

• результаты обучения школьников (внутреннее оценивание);

• информация о развитии системы образования в целом (внешнее оценивание);

• информация о достижениях в отдельных областях образовательного процесса (внешнее оценивание).

Каждое учебное заведение обязано иметь план проведения внутреннего оценивания, с помощью которого отслеживается выполнение поставленных целей за определенный период. Контролируются все составляющие образовательного процесса: результаты экзаменов, проблемы в отношениях между учителями и учениками, материальное обеспечение учебного заведения. На сайте каждого учебного заведения учащиеся и их родители могут в свободной форме ответить на вопросы анкеты, касающейся всех сторон жизни школы. Мнения учащихся и их родителей постоянно анализируются. Учащиеся активно участвуют в оценивании деятельности школы — в среднем 70 % школьников в течение года отвечают на вопросы анкеты.

Другим примером внутреннего оценивания является оценка результатов учеников. В финской школе ученикам не выставляют отметки в баллах до 12 лет. Экзамены в начальной школе также не проводятся. У каждого ученика свой темп и стиль продвижения в учебе, и считается, что отметка препятствует его свободному развитию. Родители ребенка получают информацию о его успехах два раза в год, но это не отметки, а описание достижений ребенка. С начальной школы учитель приучает ребенка самостоятельно оценивать свою работу, отдавать себе отчет в своих достоинствах и недостатках и мобилизовать свои ресурсы, чтобы добиться высоких учебных результатов. Отметки в баллах (от 4 до 10) появляются лишь в 6-м классе. Полное незнание предмета оценивается четверкой. Это означает, что ребенку необходимо заново пройти данный курс. Число 4 выбрано не случайно: в финской системе оценивания в основной школе не допускается расстраивать ребенка низкими оценками. Семь баллов соответствуют среднему результату, восемь баллов — «хорошо», десять баллов — «отлично».

В основной школе отметки уже играют важную роль: на основании полученных баллов происходит зачисление в старшие классы средней школы — общеобразовательного или профессионального направления. В старших классах отметки ставятся в тех же баллах (от 4 до 10), но меняется периодичность оценивания. Через каждые шесть недель устраивают зачетную неделю, во время которой ученики пишут тесты — каждый день с 9.00 до 12.00. Чтобы получить сертификат об окончании средней школы, учащиеся сдают экзамены, во время которых применяется другая шкала: от нуля баллов («неудовлетворительно») до семи баллов («блестящий результат»). В случае получения на зачете нуля баллов учащиеся

260

М. О. Бражник

Достижения школьного образования в Финляндии

имеют возможность повторить изучение данной дисциплины или в определенные сроки пройти переэкзаменовку.

Особенно необходимо отметить мотивирующую функцию оценивания достижений учащихся в школах Финляндии, акцентирование внимания ученика и родителей на том, что знает и умеет делать ученик. Оценка призвана формировать положительный образ ученика, прежде всего для него самого, и вызывать желание выполнять новые учебные задачи. Из инструмента соревнования, сравнения, принуждения оценка превращается в стимул. При такой форме оценивания стресс и тревога в классе сводятся к минимуму. Отсутствие стандартизированных тестов и экзаменов до окончания основной школы дает возможность учителям умеренно и позитивно применять отметки, ставя цель прежде всего научить детей самостоятельно учиться и самим оценивать свои достижения.

Одна из основных задач внешнего оценивания — получение информации о развитии системы образования в целом посред-ствам сбора различных данных о деятельности учебных заведений. Собирают данные двух типов:

1) наиболее важные результаты за учебный год;

2) детальные сведения о состоянии системы образования в разных областях (преподавание естественнонаучных предметов, математики и т. д.) [7].

Кроме того, задачей внешнего оценивания является осуществление сравнительных исследований на государственном и международном уровнях. Проводится анализ отдельных секторов системы (например, общеобразовательных школ) или каких-либо предметных областей (гуманитарных, естественнонаучных предметов).

Учебные заведения, участвующие в программе государственного оценивания, получают подробную информацию о целях, сроках проведения и результатах оценивания. Основными принципами организации оценивания учебных заведений являются заранее известные критерии оценки и учет мнения педагогического персонала и учащихся относительно процесса оценивания и полученных результатов. Открытость и доступность для общественности результатов внешнего и внутреннего оценивания достигается их публикацией как в печатных изданиях, так и в Интернете.

Успехи школьного образования зависят не только от системы оценивания. В последнее время появляется все больше данных о том, что в первую очередь они объясняются качеством подготовки учителя, строгостью отбора кадров для преподавательской деятельности и статусом педагога. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты широкомасштабного исследования ОЭСР «Teachers matter» («Учителя играют важную роль»), проведенного в 20022005 гг. В этом проекте, посвященном сравнительному изучению статуса учительской профессии в разных странах, моделям профессионального отбора учителей и сохранению кадрового потенциала школ, участвовали 25 стран, как членов ОЭСР, так и наблюдателей.

Финская модель отбора педагогических кадров

261

Работы конкурсантов 2009 г.

Сходные выводы сделали исследователи, анализировавшие факторы, оказавшие влияние на показатели стран, участвующих в регулярном обследовании качества подготовки учащихся пятнадцатилетнего возраста — PISA. Ни один другой фактор — ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей — не обнаружил такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.

Особенно большой резонанс в образовательном сообществе вызвал доклад компании «МакКинзи» «Как выходят вперед лучшие образовательные системы мира», подготовленный сэром Майклом Барбером и доктором Моной Муршед. В нем убедительно доказывается, что наиболее успешные в организации образования страны добиваются результатов за счет трех факторов: привлечения наиболее талантливых людей к преподавательской деятельности, эффективного профессионального развития учителей, ведущего к повышению качества образования, и политики обеспечения равного внимания преподавателей к каждому ребенку [3. С. 1].

Финляндия входит в число стран с наиболее эффективными процедурами отбора учителей. Особое внимание уделяется академическим достижениям кандидатов, их коммуникативным навыкам и мотивации к учительской работе. Будущих учителей отбирают только из 10 % лучших по успеваемости студентов.

В 2007 г. на общенациональном уровне был введен обязательный первый этап отбора абитуриентов на педагогические факультеты, который состоит из ряда экзаменов и тестов. Соискатели с самыми высокими результатами получают допуск ко второму этапу, в ходе которого их тестируют по методикам, выявляющим коммуникативные навыки, готовность обучаться, а также академические способности, мотивацию к учительской работе и отношение к детям. Наконец, в конце обучения будущие преподаватели должны пройти еще один тест на профессиональную компетентность, устраиваемый работодателем; он проводится в школах, где хотят работать соискатели (табл. 1).

Таким образом, в Финляндии отбор учителей осуществляется уже на стадии поступления абитуриентов на педагогические факультеты. Количество мест на них специально ограничивают, для того чтобы оно соответствовало реальному спросу со стороны школ. В таких условиях педагогическое образование перестает быть привлекательным для слабых абитуриентов. На программы, на которые сложно поступить, идут хорошо успевающие и действительно заинтересованные учащиеся. Соответственно программы подготовки учителей имеют высокий статус, и это поднимает престижность профессии учителя.

Привлекательность профессии учителя также обусловлена размером заработной платы. В Финляндии большое значение придается именно стартовой зарплате. Разница между средней начальной зарплатой и максимальной учительской ставкой составляет всего

262

М. О. Бражник

Достижения школьного образования в Финляндии

таблица 1 Этапы отбора педагогических

кадров в Финляндии [2. С. 20]

Тестирование соискателей на национальном уровне Оценка общего интеллектуального уровня: тест из 300 вопросов на навыки счета, грамотность и решение задач (с 2007 г.; ранее в первом раунде учитывались оценки в дипломе и другие показатели)

Оценочные тесты (университет) Проверка общей академической компетентности и грамотности. С помощью тестов оценивают способность оперировать информацией, критически мыслить и обобщать полученные данные. Абитуриенты должны входить в 20 % лучших по успеваемости учащихся своего выпуска

Собеседования (университет) Проверка пригодности к учительской профессии: собеседование выявляет мотивацию к учительской работе и обучению, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость

Групповая работа (университет) Проверка пригодности к учительской профессии. Групповые упражнения и тренинги позволяют оценить коммуникативные навыки и стиль межличностного взаимодействия

Наем школой Тестирование на месте будущей работы

18 %. Выплачивая хорошую начальную зарплату, удается привлечь к учительской профессии сильные кадры. А в дальнейшем преданные своему делу учителя остаются в школе, несмотря на медленный рост зарплаты, а менее мотивированные уходят из системы образования по мере того, как их зарплата уменьшается относительно зарплат их сверстников, работающих в других сферах. Перераспределение зарплаты в пользу начального этапа может оказаться оправданным шагом по двум причинам: во-первых, для принятия решения стать учителем начальная зарплата важнее, чем перспектива дальнейшего роста зарплаты, во-вторых, решение учителей продолжить работу, как правило, слабо связано с увеличением зарплаты [2. С. 26].

Результаты образовательной политики, проводимой в Финляндии, говорят сами за себя: финские школьники по-прежнему лидируют в международных исследованиях, все больше зарубежных студентов выбирают в качестве места обучения именно финские университеты, а система образования Финляндии привлекает внимание ученых из разных стран. Хочется надеяться, что проведенный анализ поможет переосмыслить российский опыт оценивания в школьном образовании и подбора педагогических кадров, ведь развитие страны напрямую зависит от качества образования.

263

Работы конкурсантов 2009 г.

Литература

1. Акулова О. В., Писарева С.А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации. сПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Г ерцена, 2005.

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.

1. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 81-95.

1. Луговская И. Р. Школьное обязательное образование северных стран. Архангельск: Изд-во ПГУ, 2001.

1. Jakku-Sihvonen R., Kuusela J. Evaluation of the equal opportunities in the Finish comprehensive schools 1998-2001. Evaluation 11.2002. National board of education. URL: http://www.edu.fi/julkaisut/ evaluation11.pdf (дата обращения 21.12.2008).

1. Robert P. (2008) La Finlande: un modele educatif pour la France? / Les secrets de la reussites. ESF editeur.

1. Sarlin H.-M. Finland. 2007. URL: http://www.european-agency.org/ site/themes/assessment/docs/indexed_reports/finland.doc (дата обращения 04.11.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.