особенности отражения операции
с денежной наличностью
Н.А БЕЛЯЕВА,
консультант по налогам ЗАО «ВКЯ-Интерком-Аудит»
Особенность работы туристических фирм состоит в том, что практически 80% туров продаются физическим лицам, поэтому чаще всего расчеты осуществляются в налично-денежной форме.
Туристическая организация для приема, хранения, выдачи денежных средств должна иметь кассу. Порядок организации кассы и учета наличных денежных средств в организациях установлен письмом Банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».
Операции с наличностью подробно изложены в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном Письмом Банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».
Предельный расчет наличными средствами между юридическими лицами. С 21 ноября 2001 г. предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами (указание Банка России от 14.11.2001 № 1050—У «Об установлении предельного размера расчета наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке») составляет 60 тыс. руб. При этом предельный размер расчетов наличными деньгами определяется по одной сделке.
Сделками, согласно ст. 153 ГК РФ, признаются действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Внесение наличных денег в кассу (в порядке оплаты товара) является действием, но не является сделкой. Это действие по исполнению обязательства по оплате товара. Следует иметь в виду, что любой договор, заключенный сторонами, является сделкой. (Только односторонняя сделка не является договором.) Поэтому фактически предельный размер расчетов наличными деньгами в сумме 60 тыс. руб. установлен по одному договору. Если вы заключили договор на 100 тыс. руб. (или не определили суммы договора), то лишь 60 тыс. руб. вы можете оплатить по нему наличными деньгами, остальную сумму вы обязаны оплатить путем безналичных расчетов. С одним лицом вы можете
заключить неограниченное число договоров. Предельный размер расчетов установлен для сделки (договора) и сумма денег, которую Вы можете принять от одного контрагента в течение одного дня, определяется лишь количеством заключенных с ним договоров, если договора различаются.
При этом следует учитывать, что в соответствии с КоАП РФ, штрафы с организации-нарушителя составляют от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда, т. е. от 40 до 50 тыс. руб.
Выявлять осуществление расчетов наличными денежными средствами сверх установленных предельных сумм должны банки и органы, осуществляющие проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Они передают сведения в налоговые органы, которые и осуществляют рассмотрение дел об административном правонарушении и наложении штрафов.
Банк России, устанавливая предельный размер расчетов наличными деньгами, реализует свои полномочия по установлению правил осуществления расчетов (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»).
Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при расчетах с населением. Письмом Минфина России от 16.06.1994 № 16-30-65 «Об утверждении бланков строгой отчетности» утверждены бланки строгой отчетности для организаций Российской ассоциации социального туризма. Также Минфином России письмом от 10.04.1996 № 16-00-30-19 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» утверждена форма ТУР-1 «Туристическая путевка», используемая при расчетах с населением как бланк строгой отчетности.
Туристическая путевка — это документ, который подтверждает факт передачи права на получение полностью сформированного пакета (комплекса) туристических услуг. Поэтому, чтобы составить (выписать) путевку, необходимо полностью сформировать пакет (комплекс) услуг и отразить его в путевке, т. е. на момент выдачи туристу путевки туроператор должен иметь счет от подрядчиков на все оказываемые туристу услуги.
Как правило, туроператоры выписывают путевки по форме ТУР-1, являющейся бланком строгой отчетности и позволяющей работать без применения контрольно-кассовой техники. Форма ТУР-1 учитывается как бланк строгой отчетности. Порядок использования бланков определяется внутренними распорядительными документами туристической организации
Но туристическим фирмам часто приходится брать с туристов частичную предоплату, так возникает необходимость применения ККТ (бланки приходных кассовых ордеров, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», не являются бланками строгой отчетности и не могут применяться в данном случае).
Необходимость применения ККТ при расчетах установлена Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Также является обязательным применение ККТ при реализации авиабилетов населению выше цены, указанной в билете, или в случае оказания дополнительных услуг населению.
Пример. Туристическая фирма «Евразия-Тур» оказывает услуги физическим лицам по оформлению заграничных паспортов. Принимая денежные средства от клиентов, фирма использует бланки строгой отчетности. Правомерны ли действия туристической фирмы?
Согласно письму Минфина России от29.12.2003 № 16-00-24/56 «О применении документов строгой отчетности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств»:
«До вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны
Однако форма ТУР-1 имеет существенный недостаток: в ней предусмотрен единственный отрывной талон, а поэтому наличные денежные средства с выпиской такого бланка могут быть приняты только один раз.
Отражение бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете:
и тому подобное), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам по представлению соответствующих министерств и ведомств, а также организаций.
Организации, не входящие в систему отраслевых министерств и ведомств, комитетов, но осуществляющие соответствующий вид деятельности, вправе использовать в своей деятельности бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России.
В соответствии с данными Федеральным законом порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, и порядок их учета, хранения и уничтожения должны быть установлены Правительством РФ.
До выхода соответствующих актов Правительства РФ в связи с Федеральным законом действуют утвержденные (постановление Правительства РФ от 30.07.1993 № 745) Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т. п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств».
Таким образом, в настоящее время не предусмотрены бланки строгой отчетности, которые можно было бы применять при расчетах с населением за оформление заграничных паспортов. Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
Корреспонденция счетов Содержание операций
Дебет Кредит
60 51 Оплачены бланки строгой отчетности
10 60 Получены бланки строгой отчетности
19 60 Учтен НДС по полученным бланкам
26 10 Бланки переданы для использования
006 При получении бланков делается запись в журнале регистрации бланков строгой отчетности по номерам и запись на забалансовом счете
006 Списана стоимость бланков строгой отчетности с забалансового счета, после их использования
использованием платежных карт», туристическая фирма обязана применять ККТ.
При осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовых машин налогоплательщик должен помнить следующее (ст. 14.5 КоАП РФ):
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от 30 до 40минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от 300 до 400минимальных размеров оплаты труда».
В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2003 по делу № Ф08-1014/2003-391А суд принял решение о привлечении учреждения к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения бланков строгой отчетности или контрольно-кассовой машины.
Организации, осуществляющие расчеты с помощью ККТ, обязаны выдавать покупателям (заказчикам) чеки, подтверждающие прием от них наличных средств.
На каждую кассовую машину администрация туристической организации должна завести Журнал кассира-операциониста, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, директора и главного бухгалтера организации и печатью. Согласно Ти-
повым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104) допускается ведение общей книги на все машины. Паспорт кассовой машины, Журнал кассира-операциониста, акты и другие документы хранятся у руководителя организации или главного бухгалтера.
Показания суммирующихденежных и контрольных счетчиков записываются в Журнал кассира-операциониста, причем данные на начало и окончание рабочего дня заверяются подписями представителя администрации и кассира-операциониста.
Таким образом, разница между показателями счетчика на начало и конец дня является дневной выручкой, принятие ее к учету подтверждается главной кассой в кассовом отчете. Данная сумма должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку. При расхождении фактическая сумма выручки определяется путем сложения сумм на контрольной ленте. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам, представитель администрации с кассиром должны выявить их причину. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы Журнала кассира-операциониста, который должен заполняться ежедневно.
По результатам проверки администрация организации в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств — принять их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
Более подробно с вопросами, касающимися туристической деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «Б^-Интерком-Аудит» «Туристическая деятельность».