Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

1585
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЖЬ / ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКОВАЯ ЛОЖЬ / ОТНОШЕНИЕ КО ЛЖИ / МОТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мандрыкина Вероника Александровна, Игнатович Светлана Сергеевна

В статье даны особенности отношения ко лжи в подростковом возрасте. Проанализированы методики «Честность», «Отношение подростков ко лжи». Рассматривается психологическая характеристика склонности подростков ко лжи. Показано, что подростковая ложь - это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Выделено самое эффективное средство борьбы с подростковой ложью - это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении. В статье также автором выдвинуто предположение о том, что если дети будут уверены в любви и добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Сделан вывод о том, что подростки в целом ко лжи относятся негативно и стараются не лгать без особых причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мандрыкина Вероника Александровна, Игнатович Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF ADOLESCENTS’ ATTITUDE TOWARDS DECEPTION

The article describes the specifics of adolescents’ attitude towards deception. It analyzes the following methods: "Honesty", "The attitude of adolescents to deception". It considers the psychological characteristics of the tendency of adolescents to deception. It demonstrates that adolescents’ deception is evidence of not moral, but rather psychological problems of the child. It emphasizes the most effective means of combating adolescents’ deception, i.e. building trusting relationships in family and school, based on mutual respect. In the article, the author also suggests that if children are confident in love and kind attitude, they will have fewer reasons to tell a lie. The article concludes that adolescents in general have a negative attitude to deception and try not to deceive for no particular reason.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-67-80 УДК 37

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ КО ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье даны особенности отношения ко лжи в подростковом возрасте. Проанализированы методики «Честность», «Отношение подростков ко лжи». Рассматривается психологическая характеристика склонности подростков ко лжи. Показано, что подростковая ложь - это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Выделено самое эффективное средство борьбы с подростковой ложью - это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении. В статье также автором выдвинуто предположение о том, что если дети будут уверены в любви и добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Сделан вывод о том, что подростки в целом ко лжи относятся негативно и стараются не лгать без особых причин.

Ключевые слова: ложь, подростки, подростковая ложь, отношение ко лжи, мотивы появления лжи

Для цитирования: Мандрыкина В.А., Игнатович С.С. Особенности отношения ко лжи в подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4.

Вероника Александровна Мандрыкина

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия veronika_1778@mail.ru

Светлана Сергеевна Игнатович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

№ 3. с. 67-80.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-67-80

Original article

SPECIFICS OF ADOLESCENTS' ATTITUDE TOWARDS DECEPTION

Viktoria A. Mandrykina

Kuban State University

Krasnodar, Russia veronika_1778@mail.ru

Svetlana S. Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Abstract. The article describes the specifics of adolescents' attitude towards deception. It analyzes the following methods: "Honesty", "The attitude of adolescents to deception". It considers the psychological characteristics of the tendency of adolescents to deception. It demonstrates that adolescents' deception is evidence of not moral, but rather psychological problems of the child. It emphasizes the most effective means of combating adolescents' deception, i.e. building trusting relationships in family and school, based on mutual respect. In the article, the author also suggests that if children are confident in love and kind attitude, they will have fewer reasons to tell a lie. The article concludes that adolescents in general have a negative attitude to deception and try not to deceive for no particular reason.

Keywords: Key words: deception, adolescents, adolescents' deception, attitude towards deception, motives for the emergence of deception

For citation: Mandrykina V.A., Ignatovich S.S. Specifics of adolescents' attitude towards deception. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 3. PP. 67-80. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-67-80

Актуальность исследования. Сегодня мало кто сомневается в актуальности исследование проблемы лжи и отношений к ней современного человека. Мы живем в эпоху информации, наполненную потоками данных. На нас обрушивается лавина сообщений СМИ, истинность которой мы не можем оценить. Поэтому в наше время особенно важно уметь лавировать в огромном потоке информации и определять, где истина, а где заведомо искаженное высказывание. Ложь - важнейший механизм регуляции отношений между людьми, а тот, кто этим механизмом не владеет или отвергает его, рано или поздно рискует оказаться изгоем. С ранних лет дети приобретают навыки вранья. Человек учится лгать еще раньше, чем говорить или ходить. «Самая примитивная форма лжи - фальшивый плач», -отмечает профессор Васудеви Редди [1].

Без преувеличения можно утверждать, что каждый в своей жизни сталкивался с обманом, лгал сам и становился жертвой неправды со стороны других людей. В чем же причина такого повсеместного явления в сфере человеческих отно-

шений? Мы с детства слышим установки о том, что обманывать нехорошо, лжецов порицают и всячески осуждают, в этой области человеческих взаимоотношений все предельно просто и понятно, словно мир делится только на белое и черное, где правда окрашена в светлые тона, а лож ассоциируется с темными. Но так ли это на самом деле попробуем разобраться.

В современном обществе нравственные ценности должны выступать первоочередными критериями для человека в реализации им стратегии поведения. Гуманистическая направленность, как одна из основных характеристик зрелой личности, включает в качестве компонента конгруэнтность, или полную искренность, в соответствии с представлениями К. Роджерса [2]. При этом ложь является примером неконгруэнтного поведения. В связи с этим важно изучить, готовы ли подростки быть искренними и как они относятся ко лжи. Важны исследования, которые раскрывают особенности отношения ко лжи в подростковом возрасте, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан Российской Федерации. Подростковый период представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с которым связано интенсивное формирование ценностной сферы.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблему лжи рассматривали П. Экман, Ж. Дюпра, В.В.Зеньковский, Ф.Л. Карсон, О.О. Жданова, Ю.В. Щербатых, Н.А. Бердяев. Проблему лжи в межличностных отношениях изучали А. Адлер, Э. Эриксон, Г.С. Салливан, А.Ф. Лазурский, В.Н. Лазурский, В.Н. Мяси-щев, Б.Ф. Ломов. Проблема гендерных различий в психологии лжи в подростковом возрасте изучается такими учеными как Д.В. Воронцов, Л.В. Штылева, Н.П. Ребро-ва, Е.В. Иоффе, Ю.Е. Гусева, Т.А. Шведчикова, Н.Б. Гафизова, И.С. Клецина и др.

Несмотря на несомненный интерес философов, историков, культурологов, лингвистов и психологов к проблеме лжи, феноменология лжи недостаточно изучена. В зарубежной и отечественной психологии отсутствует единство в понимании индивидуально-личностных и социально-психологических аспектов лжи. При всем различии позиций авторов, разрабатывающих эту проблему, сближает попытка разобраться, прежде всего, в морально-нравственных аспектах лжи и оценить ее влияние на понимание жизненных ценностей у подростков.

Среди зарубежных авторов главным образом можно отметить О. Фрая [3] и П. Экмана [4]. Ими были проведены обширные исследования подростковой лжи. Психология лжи достаточно молодая отрасль в отечественной психологии. Наиболее известными исследователями в этой отрасли психологии являются В.В. Знаков и И.П. Шкуратова [5, 6]. В.В. Знаков классифицировал различные подходы ко лжи в философии истории, литературе и психологии, а также проанализировал различия в отношении ко лжи в западном и отечественном менталитетах. В.В. Знаков пишет, что для русского человека наиболее характерной является ложь во благо, для западного менталитета ложь для достижения личных целей [5].

Объектом исследования является феномен лжи.

Предметом исследования является отношение ко лжи в подростковом возрасте.

Цель данной работы: выявить особенности отношения ко лжи в подростковом возрасте.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем постановки и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему работы.

Задачи исследования:

1. Определить ложь как психологический феномен.

2. Охарактеризовать психологические особенности лжи.

3. Выявить причины обмана, рассмотреть основные невербальные и вербальные проявления обмана.

4. Рассмотреть психологическую характеристику склонности подростков ко лжи.

5. Выявить особенности отношения ко лжи в подростковом возрасте.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные данные позволяют уточнить представление о феномене лжи, и особенности отношения ко лжи в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов теоретических исследований учащимися, которые обучаются по направлениям «Психология», практических психологов и педагогов, работающих в различных организациях.

Исследование отношения ко лжи в подростковом возрасте

Сегодня исследование проблемы лжи и отношения к ней современного человека являются крайне актуальными. Различные проявления лжи, обмана, неправды проявляются в ситуациях межличностного, социального и межгруппового общения, что приводит к ощутимой взаимной недоверчивости в обществе. До недавнего времени анализ причин лживости детей и взрослых интересовал в основном представителей педагогики и юриспруденции. В нынешней ситуации остро стоит вопрос о необходимости междисциплинарного подхода к рассмотрению данной проблемы, важна компетентность представителей самых разных специальностей - психологов, социологов, философов, лингвистов. В связи с этим проблема лжи в подростковом возрасте является наиболее актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку именно подростковый период является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка.

Следует отметить, что до определенного возраста (судя по всему, до 5 - 6 лет) дошкольники прибегают ко лжи без четкого понимания, что они нарушают морально-нравственные нормы. Только в подростковом возрасте ложь постепенно встраивается в морально-нравственный и ценностный контекст, ребенок начинает осознавать ответственность за свою нечестность. К 11 - 12 годам появляется амбивалентное отношение ко лжи: дети уже не расценивают ложь как абсолютное зло, ложность сообщения или действия оценивается через призму сопутствующих обстоятельств. С возрастом дети приобретают навык встраивать ложь в повседневное общение и распознавать ее во взаимодействии с окружающими [7].

Подростковый возраст (14-18 лет) относится к переходному и критическому периоду онтогенеза, основанием которого служит изменение социальной ситуации развития: стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира, и признается педагогами и психологами как самый трудный, сложный из всех детских возрастов, о чем свидетельствует, в частности, повышение количества детей с девиантным поведением. Однако с возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополучие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возможностей [8, 9].

Похоже, что амбивалентное отношение общества ко лжи именно в этом возрасте усваивается большинством подростков в полном объеме и очень надолго. В силу своих возрастных особенностей подросток может прибегать ко лжи как к инструменту защиты своей независимости, для самоутверждения. Он может обороняться ложью от нежеланного любопытства окружающих с целью защитить свое видение мира, свои тайны или идеалы. Часто подросток прибегает ко лжи для самоутверждения и ощущения превосходства.

Следует упомянуть еще об одном мотиве лжи, сутью которой является эмоция - «пусть меня ругают, зато меня заметили». Здесь реализуется стремление подростка вызвать родителей на эмоции, которых ему не хватает вне зависимости от их знака. Особенно активно такая мотивация появляется в случае, когда школьник не единственный ребенок в семье и часть внимания родителей направляется другому ребенку [10].

Для некоторых подростков актуальным становится другой мотив - страх разочаровать родителей. В основе этого мотива низкая самооценка, неуверенность в себе. Такое положение вещей может наблюдаться в случае, если ребенок сомневается в их любви или в том, что он недостаточно хорош, чтобы его любили. Подросток страдает от недостатка внимания, к нему предъявляются завышенные требования или отсутствует тактильная сторона взаимоотношений. Одним из вариантов про явления этого мотива может стать ситуация, когда школьник, даже старших классов, объективно не может достичь того результата, на который надеются родители, не может оправдать их надежд. Выходом становится обман, где он оказывается успешным, звездным, достойным любви своих родителей [11].

С возрастом ложь, как правило, приобретает новые формы и мотивы. Однако и взрослым людям также присуща ложь во избежание наказаний или для получения определенных выгод и преимуществ, как и для ребенка дошкольного возраста. С возрастом ложь отражает актуальные для человека переживания и страхи, помогая справиться с неудовлетворенностью или достичь определенной цели [12].

Психологом А.П. Ситниковым предложен список основных причин, побуждающих подростков ко лжи [13].

1. Не причинить зла другому.

2. Защитить тех, кого любят.

3. Оградить свой внутренний мир от нежелательного вторжения.

4. Избежать наказания.

5. Получить выгоду.

6. Казаться лучше.

7. Получить удовольствие (судя по всему, сюда войдет и фантазирование).

8. Защитить свои интересы.

9. Добиться правды.

10. Из робости.

С нашей точки зрения, в этот список укладываются практически все основные мотивы лжи подростков.

Рассмотрим возможные мотивы появления лжи в подростковом возрасте:

- необходимость личного пространства. Речь идет не столько о базовой потребности иметь собственную комнату и письменный стол, сколько о соблюдении границ внутреннего мира подростка. Многие родители пренебрегают этим положением, стремятся организовывать (пусть и из добрых побуждений) каждую секунду жизни своих детей, их мысли и чувства. Поэтому крайне важно соблюдать тонкую грань между вниманием и невмешательством в личное пространство. Подростковый период - это период, когда ребенок примеряет разные роли, поэтому ему важна поддержка взрослых.

Неоспоримый родительский авторитет. Подростку нужно чувствовать авторитет старших, но при этом понимать и чувствовать, что с его мнением считаются, к нему прислушиваются. Если же позиция родителей: «только мы знаем, как тебе лучше и что нужно» - подросток может «сломаться», начать обманывать, не чувствуя расположенности к себе со стороны.

Противоречивые требования взрослых. Дети чувствительны. Особенно, что касается требований родителей. Они переживают, когда не могут им соответствовать. Важно научить ребенка не бояться ошибок и всегда стараться исправлять их; не давать обещаний, которые нельзя выполнить.

Стремление получить награду «любым путем». Чаще за этим лежат завышенные притязания ребенка, желание везде и во всем быть лучше всех. Такая позиция может возникнуть и как следствие нехватки тепла со стороны значимых людей, когда каждую похвалу надо завоевывать, и как результат ожиданий близких, возлагаемых на ребенка, у которого возникает страх не справиться, не оправдать этих «надежд», потерять расположение [Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1985. - 272 с.].

Желание завоевать расположение сверстников. Оно может возникнуть в результате неудовлетворенности социальным статусом в группе или в отношении с другими детьми. Только ребенок с адекватной самооценкой не будет стремиться заслужить любовь всех сверстников любой ценой. Но адекватная самооценка сформируется лишь в том случае, если ребенок уважает себя/родителей. Такое возможно, если родители обсуждают с ребенком проблемы, возникающие в семье, им интересны мысли ребенка.

Возможные причины лжи детей расширяются в подростковом возрасте. Е.И. Николаева указывает на следующие:

- разрушение близости, утрата искренности, доверия с родителями;

- нежелание расстраивать родителей и боязнь потерять их любовь и доверие;

- переосмысление картины мира (в связи с развитием формального мышления) и сомнение в правильности суждений родителей;

- излишняя эмоциональность и импульсивность, приводящие к действиям без обдумывания ситуации;

- мнение сверстников, которое они считают более значимым, чем взгляды родителей, при этом часто, подчиняясь мнению большинства, подростки снимают с себя ответственность за принятие решений;

- примыкание к группе, совершающей противоправные действия;

- употребление средств, изменяющих сознание (алкоголь, наркотические и психотропные средства), курение, что приводит к безответственности, необходимости лгать родителям и к легкости появления неправды. Ложь для зависимых подростков становится привычкой;

- погруженность в свои эмоции и неумение справляться со стрессом, когда подросток не предпринимает никаких действий, чтобы разрешить возникшие проблемы, а манипулирует окружающими, пытаясь вызвать сочувствие и вовлечь в свою судьбу, для чего прибегает ко лжи. Такое поведение подростка может быть связано не только с его психологическими особенностями, но и сформированным у него состоянием выученной беспомощности, когда родители наказывают ребенка при совершении любых неблаговидных поступков;

- низкий интеллект (если в младшем возрасте чаще лгут дети с более развитым интеллектом, то в подростковом возрасте все меняется наоборот, и постоянно прибегают к обману подростки именно с низким интеллектом). Подростки с низким уровнем интеллекта чаще списывают во время контрольных и самостоятельных работ. Более интеллектуальный подросток способен сам справиться с заданиями, и у него отпадает необходимость врать. Кроме того, такие подростки способны предугадать последствия лжи и стараются говорить правду, а если и врут, то более правдоподобно;

- возникновение ситуаций, когда подростки чувствуют свою слабость, но не могут ее показать. Так, если они будут выполнять очень сложные задания, то почти все (независимо от интеллекта) предпочтут списывание. Другой пример: побоятся признаться сверстникам, что чего-то не умеют делать (например, плавать);

- желание купить любовь сверстников в силу одиночества подростка и низкой самооценки (ребенок готов пойти на воровство денег у родителей, чтобы приобрести подарки ровесникам и, таким образом, купить их дружбу, не понимая, что в любой момент будет предан ими);

- сексуальный опыт, который является настолько интимной темой, что подростки стараются ее не касаться в разговоре с родителями, а также необходимость уберечь свой внутренний мир от постороннего взгляда. Поэтому взрослые должны быть тактичными и стараться не задавать вопросы, провоцирующие ложь [14].

Основные задачи родителей подростков - создать дома такие комфортные условия, чтобы подросткам хотелось проводить больше времени дома, а не на улице; построить доверительные отношения с детьми; уделять им внимание, чтобы сомнения подростков, их ошибки и проблемы не остались незамеченными, научить их анализировать и исправлять последствия своих ошибок; оказывать своим детям поддержку и общаться с ними на равных; научить их заводить друзей.

Теплые и доверительные отношения, сложившееся у ребенка с родителями, способствуют его личностному росту, помогают двигаться вперед, достигать своих целей. Ребенок, боясь потерять доверие близких, предпочтет говорить им правду и будет лгать только в исключительных случаях. Дети чаще лгут в не-

счастливых семьях, где родители полностью погружены в свои заботы и не обращают внимание на ребенка.

В последнее время в российской психологии растет интерес к проблеме лжи, прежде всего, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентаций и идеалов среди молодежи. Об этом можно судить по значительному росту публикаций по этой и смежным проблемам в последние годы (В.В. Знаков, Б.И. Дубровский, Ю.К. Щербатых, А.К. Секацкий и др.). Это связано с тем, что в обществе произошли фундаментальные изменения во всех его основных сферах: экономической, политической, правовой, культурной, образовательной, которые часто негативно влияют на нравственные принципы людей разных поколений [1].

Подростковый возраст является сложным этапом в формировании личности, когда формируется образ себя. В этом возрасте ложь уже можно использовать как средство манипуляции, достижения желаемых целей любыми средствами.

На отношение ко лжи и объяснение этой моральной категории влияет возраст подростков. В 12-13 лет подростки ко лжи относятся отрицательно, осуждают лжецов. Особенно негативно отношение, которое они выражают ко лжи, чтобы защитить себя от вмешательства взрослых в их личную жизнь. Чем старше возраст подростков, тем более терпимым становится отношение к этому виду лжи. Кроме того, чем старше становится подросток, тем чаще он признается в своем поведении и более спокойно относится к типам лжи, которые адаптивны и не имеют негативных последствий для других.

Исследования показывают, что девочки всех возрастов более чувствительны к разнице между ложью и обманом. Они чаще в качестве причины лжи выделяют альтруистические мотивы, а мальчики - привычки и ситуации. Метод словесного наказания за ложь предпочитают девушки, независимо от возраста и вида лжи.

По мнению О.В. Барсуковой, проявление склонности ко лжи и усиление ее у подростка в годы школьного обучения создает негативные предпосылки успеха в учебной деятельности, выступает симптомом школьной отчужденности, негативно влияет на все сферы ученика среднего школьного возраста [15].

Психологи отмечают, что в младшем подростковом возрасте подростки крайне негативно относятся ко лжи, особенно те, кто взрослее, но активно используют ложь для защиты себя от вмешательства взрослых в свою личную жизнь или из-за желания утвердиться в подростковой группе. Чем старше становится подросток, тем больше он понимает, что такое ложь, обман, неправда [8].

О.В. Барсукова [15] исследовала особенности подростковой лжи и отношение ко лжи у подростков. По ее мнению, среди подростков наиболее частым мотивом лжи является «ложь из страха наказания» и «ложь из желания похвалы». Отношение ко лжи варьируется в зависимости от пола подростков. Мальчики чаще, чем девочки, реагируют физической агрессией на ложь. Девушки предпочитают словесное наказание за ложь. Для мальчиков причиной лжи чаще всего является стереотипная ситуация, для девочек — угроза их личности. Чем старше подростки обоих полов, тем значительнее и травматичнее ложь от друзей. Девушки чаще знают причину лжи, спокойно понимают ситуацию и прощают обидчика. Мальчики чаще перестают общаться с лжецом, сердятся или даже применяют физическое наказание за ложь. Многие подростки считают ложь негативным качеством человека, но есть и те, кто оправдывает ложь. Но все же есть подростки, которые считают ложь абсолютным злом.

Т.В. Захаров определял отношения ко лжи у обучающихся московской гимназии № 1527 в возрасте 9 - 14 лет [16]. Общая выборка: 150 человек. Использовал метод анкетирования на основе авторской анкеты. Предполагалось выяснить отношение подростков ко лжи, считают ли они допустимым лгать в некоторых ситуациях. Какие чувства и эмоции подростки испытывали, когда сталкивались с ложью? Как часто им лгали? Если им удавалось распознать, когда им лгут, какие изменения они замечали в лжеце? Как часто им приходилось лгать, и сожалели ли они об этом? Участвовали ли подростки во лжи, чтобы помочь другому человеку? Насколько комфортно бы они себя чувствовали, если бы не приходилось лгать?

В авторской анкете Т.В. Захарова было предложено 14 конкретных ситуаций. Предполагалось выяснить, как часто у подростков возникали ситуации лжи, и какие чувства и эмоции они при этом испытывали.

Респондентам было предложено решение авторских кейсов. Подростки погружаются в конкретные ситуации, предлагают решения и продумывают последствия по каждому решению. Все ситуации предполагают разные решения, необходимо выяснить, какие решения могут предложить подростки. Предлагая решение, подростки должны обдумать последствия этого решения. Эти данные помогли мне выяснить, в каких ситуациях подросток не может устоять перед ложью и можно ли найти решение, не прибегая ко лжи, если обдумать все последствия.

По результатам исследования Т.В. Захарова большинство подростков, которые приняли участие в опросе, считают, что ложь - это неправда в любой ситуации. Также они считают, что «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Однако, чаще всего, подростки начинают лгать не ради собственной выгоды, ради сокрытия информации или чтобы избежать наказания, а попадая в ситуацию, когда нужно поддержать или не подвести близкого человека, защищая его интересы, даже будучи уверены в том, что «Тайное всегда становится явным».

Гипотеза о том, что наиболее частая причина лжи у подростков - страх наказания, не подтвердилась. Все дело в том, что чувства взаимопомощи, поддержки, сопереживания к людям настолько сильны в подростковом возрасте, что мы даже забываем подумать о последствиях того, что совершаем. Исследование показало, что многие задумываются о своей лжи и испытывают чувство стыда. Наиболее часто встречаются чувства страха, дискомфорта и тревоги. Многие чувствовали бы себя лучше, если бы не приходилось лгать.

Гипотеза о том, что в ситуации лжи подростки будут испытывать преимущественно отрицательные эмоции, подтвердилась. Часто подростки выбирают ложь, так как считают этот вариант более простым, но задумываясь о последствиях понимают, что ситуация осложняется.

Гипотеза о том, что в представлении подростков ложь - наиболее простой способ решения проблемы, подтвердилась.

Проблема подростков заключается в том, что они редко задумываются о последствиях своей лжи. Исследования в моей работе показали, что в любой конкретной ситуации подростки могут найти несколько решений. Задумываясь о последствиях каждого решения, могут выбрать то решение, которое не приводит ко лжи. Таким образом, ложь настолько сложна и разнообразна, что люди запутались в этой паутине. Каждая жизненная ситуация требует взвешенного решения. Задумываясь о последствиях каждого решения, можно избежать огромного количества лжи, устоять перед соблазном обмана.

А.И. Ложкина [17] для изучения особенностей склонности подростков ко лжи провела исследование, в котором приняли участие 79 школьников с 7-го по

10-й классы. Из них 48 девочек и 31 мальчик в возрасте от 13 до 17 лет. В ходе исследования были использованы следующие методики: методика Е.Ю. Брун-нера «Честность», цель методики — выявить уровень честности. Методика «Отношение подростков ко лжи», разработанная А. Денисовой, предназначена для выявления степени склонности испытуемых к лживому поведению и их отношения ко лжи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обработка результатов исследования по методике «Честность» показала, что большая склонность ко лжи у подростков 14-15 лет, по сравнению с другими возрастами (среднеарифметический показатель составил 19,3 баллов по сравнению с. 25,1, 25,5, 25,5 баллами в других классах), но статистическая значимость этих различий не подтвердилась. Если анализировать гендерный аспект, то мальчики несколько более склонны ко лжи (показатель 22,9), чем девочки (показатель 24,3). Но статистически эти различия не подтвердились. Девочки 8-го класса более склонны ко лжи, чем девочки 7-го класса, статистическая значимость различий подтвердилась. Возрастные различия по шкале лжи в подростковом возрасте не значимы, то есть существенных различий при переходе от одного класса к другому не выявлено. Высокий уровень лжи встречается чаще у девочек. По мере взросления подростки приобретают навыки более успешного обмана, причем причины лжи становятся более ориентированными на проявление индивидуальности по гендерному типу.

Результаты анализа методики «Отношение подростков ко лжи» показывают, что в 7-м классе на все типы лжи большинство испытуемых сказали бы правду. Но по рассказу, в котором ложь используется в защиту других с принятием чужой вины на себя, испытуемые солгали бы, поступили бы как герой из рассказа. По остальным рассказам большинство испытуемых сказали бы правду, несколько человек поступили бы как герой рассказа.

В 8-м классе в рассказе, где ложь применяется в защиту себя от вмешательства в личную жизнь без неприятных внешних последствий, больше всех испытуемых не ответили на этот вопрос, остальные поступили бы как герой рассказа или сказали бы правду. По рассказу в защиту других с принятием чужой вины на себя большинство испытуемых не ответили на вопрос, остальные солгали бы, поступили бы как герой из рассказа и меньше всех сказали бы правду. На остальные типы лжи большее количество испытуемых заполнили анкету ответами: не знаю, никак, не ответили, а также испытуемые сказали бы правду.

Испытуемые 9-го класса по типу ложь альтруистическая с целью защиты других без неприятных внешних последствий поступили бы как герой рассказа, остальные не ответили или никак не поступили бы, меньше всех подростков сказали бы правду. На остальные типы лжи испытуемые не ответили или никак бы не поступили. Ложь в самозащиту с неблагоприятными внешними последствиями - большинство за правду.

Испытуемые 10-го класса: по большинству рассказов сказали бы правду. Ложь с целью защиты других без неприятных внешних последствий - все испытуемые поступили как герой рассказа. Ложь в защиту других с принятием чужой вины на себя - испытуемые солгали бы, поступили бы как герой рассказа. Ложь в защиту себя от наказания без неприятных внешних последствий - большинство испытуемых затруднились ответить. На остальные типы лжи испытуемые сказали бы правду.

Таким образом, по результатам исследований ученных сделан вывод, что подростки в целом ко лжи относятся негативно и стараются не лгать без особых

причин. При этом они более толерантны к таким видам лжи, как ложь в защиту других с принятием чужой вины на себя и ложь в защиту себя от вмешательства в личную жизнь без неприятных внешних последствий, и менее терпимы ко лжи из озорства и розыгрышам.

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Ложь - нередкое явление, проявляющееся в самых разных ситуациях, в связи с чем это явление объясняется достаточно разнообразно. Как и наличие разнообразных мотивов искажения информации, существует множество причин лжи и обмана. Подобные причины и мотивы искажения информации обнаруживаются как у детей, так и у взрослых.

В зависимости от возраста, некоторые мотивы становятся более важными, чем другие. Ложь человека может быть порождена эгоистичными мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей. Такая ложь вызывает осуждение со стороны общества. Ложь может быть вызвана благородными мотивами (например, ложью навсегда) и морально оправдана.

В структуре морально-этических категорий ложь рассматривается, прежде всего, как негативное явление. Отношение к лжи варьируется в зависимости от исторической эпохи, условий жизни; цели, мотивы, последствия лжи; от искажения информации (безобидные виды лжи наиболее оправданы); из демографических факторов (с возрастом возрастает понимание лжи как социально опасного явления; женщины считают эту ложь социально более опасной, чем мужчины и т.д.) и личностных характеристик человека (например, тревожность, неуверенность в себе склонны оправдывать ложь).

Способность человека обманывать сугубо индивидуальна и распространяется в широком диапазоне от патологической правдивости до патологического обмана. На искажение информации о себе влияют внешность, демонстративность, нестабильность стресса, повышенная тревожность и невротичность, застенчивость и неуверенность в себе, внутренний конфликт и низкая самооценка.

Частота проявления лжи в межличностных и социальных отношениях и само отношение общества ко лжи могут служить показателем его цивилизованности, зрелости и развития. В самом обществе никогда не бывает ложных утверждений, то есть лжи. Пол, как уже отмечалось, также влияет на отношение ко лжи. Разница заключается не столько в частоте произнесенной лжи, сколько в отношении лжи и лживого человека. Мальчики чаще выражают желание применить физическое наказание, а девочки предпочитают метод словесного воздействия на лжецов.

Доказано, что подростковая ложь - это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Самое эффективное средство борьбы с подростковой ложью - это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении. Если дети будут уверены в любви и добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к детям, их проблемам и переживаниям, интересуйтесь их жизнью. Подростки ищут способы решения своих вопросов, взаимодействия с миром. Если ребёнок обманывает, подумайте, почему для него ложь стала самым удобным способом общения с людьми. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие: Бендас Т. С. - СПб.: Питер, 2016. - 431 с.

2. Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986.

3. Полиграфы ("детекторы лжи") и безопасность. Справочная информация и рекомендации. Выпуск 1. Ю.И. Холодный. М.: "Мир без-опасности", 1998. 96 с.

4. Экман П. «Психология лжи», Санкт-Петербург, 2001 год.

5. Знаков В.В. Психология понимания правды. - СПб.: Алетейя, 2013. - 281 c.

6. Шкуратова И.П., Крикало Е.Л. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи. Опубликовано в сб.: Индивидуальные различия в познании и общении. Ростов на Дону, изд во «Антей», 2007, с. 266 — 284. https://irshkuratova.ru/files/otnoshenie_studentov_raznym_vidam_lzhi.pdf

7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.

8. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.

9. Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте / А.В. Семенова // Педагогика: история, перспективы. - 2020. -Том 3, № 3. - С. 74-83 URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/122/112

10. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.

11. Знаков, В.В. Индивидуальные различия понимания обмана в малом бизнесе // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 51-60.- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20193943

12. Юркевич, В.С. Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход / В.С.Юркевич, И. В. Емельянова // Современная зарубежная психология. -2020. - Т. 9. - № 1. - С. 114-124. - DOI 10.17759/jmfp.2020090112. Режим доступа: URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=42761933

13. Библия языка телодвижений / Десмонд Моррис; [пер. с англ. Н.Караева]. -М.: Эксмо, 2014 - 672 с.

14. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

15. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - СПб.: Питер, 2011. - 176 с. (Серия «Сам себе психолог»).

16. Барсукова, О.В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи // Молодой ученый. - 2012. - №2. (37). - С. 216-219. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17711321

17. Захаров, Т. Может Ли подросток не лгать? / Т. Захаров, А. В. Вечерин, Н. И. Вечерина // Проблемный и ноосферный подходы в организации форм современного образования для устойчивого развития цивилизации : Материалы XVII Московской международной конференции «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых», Москва, 16 марта 2017 года / Ответственный редактор Е.В. Ковалевская. - Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2017. - С. 136-138. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36582897

18. Ложкина, А.И. Психологическая характеристика склонности подростков ко лжи / А. И. Ложкина // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Мате-

риалы IV студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 15 июня 2020 года. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2020. - С. 239-241. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44631298

REFERENCES

1. Bendas, T.S. Gender Psychology. Textbook: Bendas T.S. St. Petersburg: Peter, 2016. 431 p.

2. Rogers, K. Towards a Science of Personality. In the History of Foreign Psychology. Texts. М. 1986.

3. Polygraphs (lie detectors) and safety. Reference information and recommendations. Issue 1: Cold. Moscow: The World of Safety, 1998. 96 p.

4. Ekman P. "Psychology of Lie", Saint Petersburg, 2001.

5. Znakov V.V. The Psychology of Understanding Truth. SPb: Aletheia, 2013. 281 p.

6. Pershina, K.V. Reasons and psychology of child lies. K.V. Pershina. Eurasian scientific determination. 2020. № 1-4(59). P. 338-342. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42434024

7. Bordovskaya N.V. Psychology and Pedagogy: Textbook for Higher Education Institutions. Third Generation Standard. N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. St. Petersburg: Peter, 2013. 624 p.

8. Batyuta, M.B. Age psychology: Textbook. M.B. Batyuta, T.N. Knyazeva. M.: Logos, 2013. 306 p.

9. Semenova A.V. Personal characteristics in adolescence and adolescence. A.V. Semenova. Pedagogy: History, Perspectives. 2020. Vol. 3, № 3. P. 74-83 URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/122/112

10. Ilyin E.P. Psychology of communication and interpersonal relations. SPb: Peter, 2015. 576 p.

11. Znakov, V. V. Individual differences in the understanding of deception in small business. Psychological Journal. 1994. Т. 15. № 6.PP. 51-60

12. Yurkevich V.S., Yurkevich V.S., Emelianova I.V. Lie phenomenon in childhood: ambivalent approach. Modern Zarubezhaya psychologiya. 2020. Т. 9. № 1. P. 114-124. DOI 10.17759/jmfp.2020090112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42761933

13. The Bible of Body Language. Desmond Morris; [translated from English by N. Kara-yev]. M.: Eksmo, 2014. 672 p.

14. Mukhina V.S. Child psychology: Textbook for students of pedagogical institutes. ed. by L.A. Wenger. 2nd ed. revised, revised and updated. M.: Education, 1985. 272 p.

15. Nikolaeva E. How and why do children lie? The psychology of children's lies. SPb: Peter, 2011. 176 p. (series "Psychologist Himself").

16. Barsukova, O.V. The study of features and causes of adolescent lying. Young Scientist. 2014. №2. (37) PP. 216-219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17711321

17. Zakharov, T. Can a Teenager Not Lie? / T. Zakharov, A. V. Vecherin, N. I. Vecherina. Problem and noosphere approaches in the organization of forms of modern education for sustainable development of civilization : Proceedings of XVII Moscow International Conference "Education in the XXI Century - through the eyes of children and adults", Moscow, 16 March 2017. Editor in Chief E. V. Kovalevskaya. Moscow: Sputnik+ Publishing House LLC, 2017. P. 136-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36582897

18. Lozhkina A. I. Psychological characteristics of adolescents' propensity to lie. A. I. Lozhkina. Young researcher: from idea to project : Materials of the IV student scientific-practical conference, Yoshkar-Ola, June 15, 2020. Yoshkar-Ola: Mari State University, 2020. P. 239-241. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44631298

Информация об авторах: Мандрыкина Вероника Александровна, студент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуника-тивистики. Кубанский государственный университет. г. Краснодар, Россия veronika_1778@mail.ru

Игнатович Светлана Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии, факультета педагогики, психологии и коммуникативи-

стики. Кубанский государственный университет.

г. Краснодар, Россия

http://orcid.org/0000-0003-0479-6117

ssign67@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Mandrykina Veronika Aleksandrovna, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia veronika_1778@mail.ru

Ignatovich Svetlana S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban State University, Krasnodar, Russia

http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article wass ubmitted: 14.05.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 16.06.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.06.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests.

© Мандрыкина В.А. 2021 © Игнатович С.С. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.