Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ГЕНДЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЖЬ / ОБМАН / НЕПРАВДА / ГЕНДЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Служаева В. Ю.

Данная статья посвящена обзору взглядов зарубежных и отечественных ученых на проблему психологии лжи подросткового и юношеского возраста. В ней представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей трактовки понятия «ложь» представителями обоего пола в подростковом и юношеском возрасте; изучение мотивов и причин лжи у респондентов обеих возрастных групп; изучение чувств испытываемыми людьми, когда они лгут. В данной работе представлен сравнительный анализ отношения ко лжи, и ее особенностей у испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УКД 159.99

В.Ю. Служаева

ГЕНДЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ

И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Данная статья посвящена обзору взглядов зарубежных и отечественных ученых на проблему психологии лжи подросткового и юношеского возраста. В ней представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей трактовки понятия «ложь» представителями обоего пола в подростковом и юношеском возрасте; изучение мотивов и причин лжи у респондентов обеих возрастных групп; изучение чувств испытываемыми людьми, когда они лгут. В данной работе представлен сравнительный анализ отношения ко лжи, и ее особенностей у испытуемых.

Ключевые слова: ложь, обман, неправда, гендерная мотивация, подростковый возраст, юношеский возраст.

Ложь на нашей планете возникла одновременно с появлением Homosapens, тогда, когда наши предки в совершенстве овладели членораздельной речью. С тех пор обман - неразлучный спутник человека. Это заставляет задуматься о том, что же побуждает людей лгать, порой даже самым близким людям? Что для них означает понятие «ложь»? Какие чувства они испытывают, обманывая? И осознано ли это происходит? Каких последствий, и каких реакций они ожидают от окружающих? Отличается ли мотивация лжи подростков обоего пола от мотивации лжи юношей и девушек?

По мнению Ж. Мазипа ложь - намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной [23].

В свою очередь О.Фрай считал, что ложь - это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным [17].

Д. Де Пауло описывает модель лжи, состоящую из трех факторов: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи — это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других) [24].

П.Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».

На наш взгляд, причины, которые оказывают влияние на появление склонности ко лжи, следует искать в социализации человека, в истоках формирования его личности, то есть в его детстве, в поведении его окружения, в дальнейшем развитии индивида, а также в условиях его жизнедеятельности.

Исследователь в области возрастной психологии Бердяев Н.А. [4], анализируя мотивы и условия возникновения детской лжи, обращает внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, причина которых жестокое обращение с ними взрослых, или природная слабость и неуверенность, испытываемые ребенком при сталкивании с затруднительными ситуациями.

Другой фактор, мотивирующий ложь ребенка - это осознание того, что родители или другие представители его референтных групп используют ложь.

© В.Ю. Служаева, 2014.

В.В.Знаков отмечает, что «обращаясь к анализу психологических механизмов лжи, нередко её нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими» [12]. Этот же автор приводит показательный пример (цитируя В. Соловьева) влияние на детерминацию нечестного поведения обстоятельств другого уровня, связанных с социальными условиями жизни людей [12]. Ж. Дюпра [18] считал, что склонность ко лжи связана с национально-психологическими и культурными особенностями определенных этнических групп.

Одним из первых психологических исследований, указывающим на гендерные различия лжи и обмана, было исследование В. Штерна (1904). Им было установлено различие между мальчиками и девочками при развитии у них правильности и точности в высказываниях в период от 7 до 14 лет. До 10 лет у девочек слабо развивается правильность и точность в высказываниях, а с 10 лет развивается быстро и хорошо. У мальчиков до 10 лет точность и верность в высказываниях растет очень сильно, а затем слабо. Также было отмечено, что девочки в своих рассказах предпочитают «личные», а мальчики «внеличные» категории, а точность высказываний о цветах у девочек ниже, чем у мальчиков. В. Штерн объяснил, что предпочтение личного перед внеличным является следствием заторможенности развития девочек, отсутствием критичности. В.В. Зеньковский, анализируя результаты исследования В. Штерна, указывает на более глубокие особенности в духовной жизни девочек [19].

По мнению В. В. Знакова возраст подростка оказывает влияние на отношение к различным видам лжи и интерпретацию этой нравственной категории. Наиболее негативно, т.е. осуждающе относятся ко лжи школьники 12-13 лет. При этом наиболее отрицательное отношение у них выявлено ко лжи в целях самозащиты, от вмешательства взрослых в их личную жизнь. С увеличением возраста подростков отмечается все более терпимое отношение к этому виду лжи. Подростки 14-16 лет в большей мере способны дифференцировать понятия «ложь», «обман» и «неправда», чем школьники младшего возраста, и склонны к выбору более мягких, то есть словесных, а не физических форм наказания за ложь. Чем старше подросток, тем чаще он допускает в своем поведении и более терпимо относится к видам лжи, которые носят адаптивный характер и не имеют негативных последствий для окружающих [11].

Пол подростка, по мнению Л.М. Фридмана, также оказывает значимое влияние на интерпретацию различий понятий «ложь», «обман» и «неправда» и отношение ко лжи. Более чувствительны к различию между ними девочки всех возрастов. Девочки чаще в качестве причины лжи выделяют альтруистические мотивы, а мальчики - привычку и ситуацию. Способ словесного наказания за ложь предпочитают девочки независимо от возраста и вида лжи [19].

В ходе предварительного теоретического анализа состояния проблемы лжи в отечественных и зарубежных исследованиях, наметились неоднозначные подходы к пониманию подростковой лжи. Сторонники биологизаторского направления отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности. Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. [2]. Противоположная точка зрения объясняет ложь как явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное. К этому мнению и склоняется большинство российских исследователей (П.О. Каптерев, С. Преображенский, И.А. Ильин, И.А. Алешинцев, А. Сосновский, А. Шеталова, К. Гартьер, А.П. Нечаев, В.В. Знаков, Б.И. Дубровский, Ю.К. Щербатых, А.К. Секацкий и др.). Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения (Пиаже, Колберг, Гиллиган) [1].

Ложь подростков по мнению В. В. Знакова имеет свои характерные особенности, виды и мотивы. Связано это со своеобразием возрастных кризисов, происходящих в процессе генезиса личности. Наиболее распространенные мотивы детской и подростковой лжи: избегание наказания; стремление добыть нечто, чего иначе не получишь; защита друзей от неприятностей; самозащита или защита другого человека; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда; охрана личной жизни, защита своей приватности; стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть. Одни причины коренятся в личности подростка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), другие в его окружении (семья, сверстни-

ки), некоторые зависят от пола и возраста [11, с. 280]. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которую развиваются подростки, а также религиозности.

Современные психологические исследованиями Б. Де Пауло и ее коллег (1996), представленные О. Фраем, установили, что по мере взросления и перехода от подросткового возраста к юношескому, парням и девушкам свойственны различные типы лжи [17]. Юноши чаще прибегают к самоориентированной лжи, девушки - ко лжи ориентированной на других, особенно при общении с людьми своего пола. Ими было установлено также, что девушки, по сравнению с юношами, выражают больше позитивных чувств, находят и преувеличивают достоинства человека или результат его труда в ситуации, способной затронуть чувства собеседника, доставить ему неприятность [18] феРаи1о, 1993).

К. Саарни ^аагш, 1984) продемонстрировал факт, что девушки используют ложь, ориентированную на других уже в раннем детстве [13].

Исследования Б. Де Пауло, О. Фрая и других установили, что юноши и девушки ведут себя по - разному, когда лгут. Девушки чувствуют себя более дискомфортно, чем юноши. Они сильнее переживают чувство вины, тревоги, страха, чем юноши. В ситуации, когда они были обмануты, как отмечают сами девушки, они были более озлобленными, чем юноши. А также ложь оказала более негативное воздействие на взаимоотношение с лжецом для девушек, чем для юношей. Они чаще вспоминали о таких случаях [18].

Так В.В. Знаков (1993) отмечает, что у девушек первоисточником лжи может выступать «маленькая неправда», обеспечивающая естественную потребность наилучшим образом представить себя в глазах собеседника. [12, с. 75]. У юношей ложь чаще бывает ситуативной, они, по мнению В.В. Знакова, точнее могут описать ситуации, в которых лгут и отчетливее осознают, с какой целью это делают, следовательно, критичнее девушек относятся к собственной честности, что может приводить к занижению самооценки [12, с. 76].

Исследования В.В. Знакова (1997) направлены также на выявление половых различий в понимании лжи и обмана. Девушки, как показывает его исследование, считают более вредной в общении ложь, а юноши - обман. «Описывая сущность обмана, юноши обычно дают оценку суждений, не соответствующих объективной реальности ведущих к реальным материальным потерям. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление вызывает не искажение фактов, а ложь, с целью сокрытия или представления в неверном свете подлинных мыслей и чувств» [11].

Подводя итог теоретическому обзору проблемы гендерной мотивации психологии лжи подросткового и юношеского возраста, не сложно заметить, что данная проблема имеет большое практическое и теоретическое значение. С практической точки зрения важно понять корень, функцию и условия лживости. С теоретической точки зрения - это явление сложное и запутанное, оно действительно соприкасается с целым рядом основных вопросов возрастной психологии. Это и определяет актуальность темы нашего исследования.

В своей работе мы решили путем практического исследования проверить ранее выявленные учеными теоретические аспекты в данной области психологии.

Целью нашего исследования является: изучение особенностей трактовки понятия «ложь» представителями обоего пола в подростковом и юношеском возрасте; изучение мотивов и причин лжи у респондентов обеих возрастных групп; проведение сравнительного анализа отношения ко лжи, и ее особенностей у испытуемых; изучение чувств, испытываемых людьми, когда они лгут.

Мы предполагаем, что в подростковом возрасте причинами лжи у мальчиков является стереотипная реакция на определенную ситуацию, а в юношеском возрасте преобладает ложь ориентированной на себя. У девочек в подростковом возрасте ложь появляется в ситуациях, угрожающих каким-либо образом личности, а в юношеском возрасте они более склонны ко лжи ориентированной на других.

Для достижения цели и подтверждения наших предположений нам необходимо решить следующие задачи:

1. составить анкету для исследования;

2. адаптировать её для подросткового и юношеского возраста;

3. отобрать испытуемых для опроса (т.е. сформировать выборку);

4. организовать опрос испытуемых;

5. описать и интерпретировать результаты анкетирования;

6. сделать выводы;

7. разработать рекомендации.

Изучив теоретический материал по данной проблеме, мы преступили к разработке и составлению анкеты для исследования (см. Приложение № 1). Данная анкета направлена на выявление мотивов лжи у опрашиваемых; выяснения их личной трактовки понятия «ложь»; а так же тех чувств, которые они испытывают, солгав. Первая ее часть включает в себя 4 вопроса о личности испытуемого: пол, возраст, место учебы или работы, хобби. Данные вопросы не только необходимы для интерпретации результатов, но и, на наш взгляд, могут подготовить испытуемых для ответов на основные вопросы анкеты, касающиеся темы исследования. И в какой-то мере снизить их волнение, расположить к более откровенным и точным ответам. Вторая часть состоит из десяти открытых вопросов, касающихся непосредственно темы исследования, к которым испытуемые по желанию могут добавить свои комментарии и пояснения.

Для проведения анкетирования в группе респондентов подросткового возраста мы обратились в гимназию №1 города Оренбурга. Объектом исследования стали учащиеся 7-8 класса. В опросе приняли участие двадцать мальчиков и двадцать девочек, возраст опрашиваемых составил 13-15 лет.

Для проведения анкетирования в группе респондентов юношеского возраста мы обратились в Оренбургский государственный университет. Объектом исследования стали студенты 3 курса - десять юношей и десять девушек, средний возраст опрашиваемых составил 20 лет.

Перед заполнением анкет испытуемым каждой из возрастных групп было рассказано о теме исследования, а также предложено принять участие в анкетировании.

Обобщая полученные данные, мы сделали следующие выводы:

1. В процессе исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердились: у мальчиков подросткового возраста причинами лжи является стереотипная реакция на определенную ситуацию, а в юношеском возрасте они чаще прибегают ко лжи ориентированной на себя. У девочек в подростковом возрасте ложь появляется в ситуациях, угрожающих каким-либо образом личности, а в юношеском возрасте им свойственна ложь, ориентированная на других.

2.Для подростков обоего пола характерно: ложь, вызванная определенной ситуацией; ложь для создания себе имиджа; самообман для собственного успокоения; ожидание реакций недоверия, ссор и обид со стороны близких, а также последствий, зависящих от конкретной ситуации; чувство стыда за сказанную ложь.

3. Для девочек в подростковом возрасте характерно: ложь, направленная на личные цели, шутку или желание «остаться в покое»; самообман на почве фантазий; переживание, неприятные плохие ощущения, горечь, неприязнь проявление плохого самочувствия и истерики, как следствие сказанной лжи; ожидание, что правда может не раскрыться, а также отсутствие каких-либо ожиданий на этот счет; придумывать новую ложь, чтобы скрыть старую, а также лгать, боясь сказать правду и расстроить близкого человека, они оправдывают свой поступок заботой об окружающих.

4. Для мальчиков в подростковом возрасте характерно: ложь из-за корыстных целей; заранее придумывать оправдания своей лжи, в случае её раскрытия; ожидать плохих последствий, от сказанной лжи, связанных с социальными взаимоотношениями, а именно: потеря друга, драка, не уважение; испытывать чувства угрызения совести, страха, тревоги, вины, раскаяния, досады, радости или веселья, солгав.

5. Для мужчин и женщин в юношеском возрасте характерно: понятия «ложь», «обман», «неправда» являются синонимами; ложь из страха сказать правду, но у мужчин она более направлена на самозащиту; ожидание одинаковых последствий и реакций от своей лжи; проще солгать, чем сказать правду; оправдание ложи заботой о ближнем; в одинаковой степени задумываться об оправдании своей лжи, это свидетельствует о том, что ложь чаще имеет запланированный характер и реже спонтанный.

6. Для женщин в юношеском возрасте характерно: понятие «ложь» носит оправдываемый ситуативный характер; самообман для достижения уверенности в себе; испытывать чувства угрызения совести, дискомфорта и беспокойства из-за сказанной лжи.

7. Для мужчин в юношеском возрасте характерно: понятие «ложь» имеет конкретное значение, характеризуемое понятием «обман» или «неправда»; ложь, создающая желаемый имидж, для достижения уверенности в себе; ложь из-за корыстных побуждений, приносящая удовольствие; испытывать чувства вины и стыда, сказав неправду.

Рекомендации

Нами был разработан ряд рекомендаций родителям для предотвращения серьезных последствий, которые могут быть вызваны проблемой детской, а в последствие подростковой и юношеской лжи:

1. если ребёнок часто лжёт, нужно отнестись к этому очень серьёзно;

2. не следует ждать, что ложь пройдёт сама собой;

3. родители должны выяснить, почему ребёнок лжёт;

4. проанализировать своё собственное поведение: не делают ли они чего-то такого, что вынуждает ребёнка лгать или даже поощряет ложь;

5. не является ли детская ложь реакцией, на какие-либо семейные проблемы;

6. не порождена ли ложь влиянием друзей;

7. в любом случае надо объяснить ребёнку, какой вред приносит и может принести ложь;

8. сказать, что родители его любят и ему нечего бояться, что он может доверять им всё самое сокровенное. Ведь в семье, построенной на взаимном доверии, нет места для лжи и обмана;

9. важно помнить, что легче предотвратить предпосылки проблемы, чем устранять ее;

10. при необходимости обратиться к психологу, поговорить с учителями.

Библиографический список

1. Барсукова О.В. Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 348-351.

2. Барсукова О.В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи // Молодой ученый.2012. № 2. С. 216-219.

3. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. 446 с.

5. Блонский П.П. Психология. М., 2000.

6. Брудный А.А. Словарь по социальной психологии.

7. Вагин И. Психология выживания в современной России. М., 2004 г.

8. Достоевский Ф.М. Нечто о вранье. Собр. Соч.: в 15 т. СПб.: Наука, 1994. Т. 12.

9. Душина Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьников. М., 2000.

10. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 346 с.

11. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана: Послесловие к кн.: Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2009.

12. Знаков, В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 38-49.

13. Исследуем ложь: Теории, практика обнаружения: Под ред. Майкла Льюиса, Кэролин Саарни. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 282 с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология. Издательство «Питер», 2002.

15. Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко). «Феникс», 2000.

16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2000.

17. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца. Как обмануть детектор лжи. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 320 с.

18. Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 320 с.: ил.

19. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. М.:

2004.

20. Цветова М.И. Юношеский возраст, его особенности и проблемы. М., 2012.

21. Щербатых Ю. Искусство обмана. М., 2007. С. 213.

22. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2009.

23. Masip, 2006, defining deception.

24. DePaulo, 1996; 1998.

СЛУЖАЕВА Валентина Юрьевна - студент факультета гуманитарных и социальных наук, Оренбургский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.