ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_33 УДК 342.951
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ FEATURES OF THE SELECTION AND TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO CARRY OUT ACTIVITIES FOR THE MAINTENANCE AND RESTORATION OF INTERNATIONAL PEACE AND SECURITY
КАРАГЁЗЯН Рафаэль Арташесович,
адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений Академии управления МВД России.
125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. E-mail: agr111@bk.ru;
Karagezyan Rafael Artashesovich,
Post-graduate student of the Department of Management internal affairs bodies in special conditions Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8. E-mail: agr111@bk.ru
Краткая аннотация. Участие в миротворческих миссиях - одна из основных задач органов внутренних дел России, решение которой должно осуществляться качественно, в полном объеме и с соблюдением принципов международного права. Сложность и многоас-пектность данной деятельности определяет необходимость привлечения к ее осуществлению только тех сотрудников органов внутренних дел, которые по своим профессиональным и личным качествам способны выполнять задачи оперативно-служебного характера в непривычных условиях. Поэтому МВД России предусмотрены особые требования к отбору сотрудников для миротворческих миссий.
Abstract. Participation in peacekeeping missions is one of the main tasks of the internal affairs bodies of Russia, the solution of which must be carried out qualitatively, in full and in compliance with the principles of international law. The complexity and multidimensional nature of this activity determines the need to involve in its implementation only those employees of the internal affairs bodies who, by their professional and personal qualities, are able to perform tasks of an operational and service nature in unusual conditions. Therefore, the Ministry of Internal Affairs of Russia has special requirements for the selection of employees for peacekeeping missions.
Ключевые слова: миротворческие миссии, поддержание международного мира, восстановление международного мира и безопасности, отбор сотрудников ОВД для миротворческих миссий.
Keywords: peacekeeping missions, maintenance of international peace, restoration of international peace and security, selection of police officers for peacekeeping missions.
Для цитирования: Карагёзян Р.А. Особенности отбора и подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для осуществления деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 33-36. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_33.
For citation: Karagezyan R.A. Features of the selection and training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation to carry out activities for the maintenance and restoration of international peace and security // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 33-36. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_33.
Статья поступила в редакцию: 20.06.2023
Регламентация условий отбора сотрудников ОВД для миротворческих миссий определена Приказом МВД России от 30 августа 2000 г. № 914 «Об организации участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих миссиях» (далее - Приказ № 914)1. Для оценки эффективности подхода к определению круга сотрудников, которые могут осуществлять рассматриваемую деятельность, необходимо проанализировать, каким образом осуществляется данный отбор, уделив внимание каждому из этапов, которых Приказ № 914 выделяет четыре.
Первым выступает предварительный этап, сущность которого - определить кандидатов для участия в миротворческих миссиях с учетом требований, предъявляемых к ним, они закреплены нормативно и являются по своей сути обязательными минимальными требованиями, которым должны отвечать сотрудники, претендующие на принятие участие в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
Среди таких требований можно выделить следующие:
1) Возраст кандидата не может составлять менее 25 лет. Несмотря на то, что несение службы в органах внутренних дел воз-
можно и с более младшего возраста, применительно к сотрудникам, которые могут принять участие в международных миссиях, повышен, и такой подход надлежит признать справедливым, поскольку деятельность по поддержанию мира и безопасности многоаспектна и многозадачна, для
1 Приказ МВД России от 30.08.2000 N 914 (ред. от 30.12.2016) «Об организации участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих миссиях» // СПС «Консультант Плюс».
эффективного ее осуществление необходимо наличие как определенного жизненного опыта, так и опыта службы в правоохранительных органах. Полагаем, установленный нормативно минимальный возраст для кандидатов, претендующих на участие в миротворческих миссиях, является оптимальным.
2) Второе требование в определенной мере взаимосвязано с первым и заключается в необходимости наличия у кандидата стажа в органах внутренних дел не менее 5 лет. В условиях службы, обладающих определенной спецификой, которая, без сомнения, присуща миротворческим миссиям, эффективное осуществление деятельности возможно лишь при наличии определенного опыта, поэтому обоснованность данного требования не вызывает сомнений.
3) Третье требование предъявляется к особым навыкам сотрудников ОВД - профессиональное управление полноприводным автомобилем. Включение рассматриваемого требования в качестве обязательного к тем лицам, которые могут принимать участие в миротворческих миссиях от МВД России обусловлено возможностью осуществления данной деятельности в разных государствах, где сотрудники могут выполнять разные задачи, в том числе и требующие управления транспортным средством определенного вида.
4) Четвертое требование еще более специфично - кандидат должен обладать знанием английского и (или) французского языка. Чем обусловлено наличие данного требования, пояснять вряд ли следует, очевидно, что к выполнению миротворческих миссий привлекаются сотрудники правоохранительных органов различных государств и для их эффективного взаимодействия необходимо наличие возможности свободного общения без привлечения переводчиков [5].
В соответствии с Приказом № 914, еще на этапе приема на службу в органы внутренних дел кадровые подразделения ориентированы на уделение внимания кандидатам, которые владеют английским и (или) французским языком, после принятия на службу сотрудников, должны поощрять самостоятельное изучение иностранных языков и создавать для этого соответствующие условия как в служебное, так и во внеслужебное время.
Первый этап отбора представляет собой составление списков кандидатов, в связи с чем, он включает в себя также деятельность по проверке соответствия сотрудников всем предъявляемым требованиям. Минимальный возраст и стаж службы подтверждаются документально, и не требуют дополнительных мероприятий по соответствию кандидата данным требованиям, в то время как в наличии у сотрудника профессиональных навыков управления полноприводным автомобилем и знания иностранных языков необходимо убедиться.
При этом, в Приказе № 914 не указано, каков должен быть уровень знаний английского и (или) французского языка у претендента на участие в миротворческой миссии, в то время как очевидно, что владение языком должно быть свободным. Вышеуказанным приказом предоставляется право проверки данных навыков кадровыми подразделениями самостоятельно либо с использованием возможностей образовательных учреждений МВД России.
После того, как проведена проверка кандидата на участие в миротворческой миссии и установлено, что он в полной мере отвечает всем предъявляемым требованиям, составляются списки таких сотрудников, которые до 1 октября каждого года направляются в ДГСК МВД России, с приложением необходимых документов, в числе которых - характеристика на сотрудника, справка - объективка, протокол комиссии о навыках владения иностранным языком и управления автомобилем).
Далее следует второй этап отбора, он реализуется уже не кадровыми подразделениями территориальных органов, а непосредственно ДГСК России, для чего кандидаты на участие в миротворческих миссиях вызываются лично. Деятельность на данном этапе организуется с обязательным привлечением сотрудников Центра подготовки сотрудников органов внутренних дел для участия в миротворческих миссиях федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Центра), а также сотрудников, ранее находившихся в миротворческих миссиях[3].
Фактически второй этап представляет собой проверку надлежащего подхода кадровых подразделений территориальных органов внутренних дел к проверке кандидатов на участие в миротворческих миссиях, поскольку дополнительно организуется проверка наличия навыков у сотрудников, включенных в соответствующие списки, управления полноприводным автомобилем, осуществляемых ГУОБДД МВД России. Также в задачи ДГСК МВД России входит анализ представленных на сотрудника документов и проведение предварительного собеседования с кандидатами.
Полагаем, что в качестве недостатка правовой регламентации реализации рассматриваемого этапа отбора сотрудников для участия в миротворческих миссиях следует назвать отсутствие в Приказе № 914 указания на необходимость проверки ДГСК МВД России наличие свободного владения кандидатами английского и (или) французского языка, в то время как на практике в действительности такая проверка проводится, поскольку формируя списки лиц, направляемых для осуществления деятельности по поддержанию международного мира и безопасности необходимо иметь уверенность в том, что они в полной мере соответствуют предъявляемым к ним требованиям [1]. Поэтому следовало бы, по аналогии с тем, как в п. 6.7 Инструкции, утвержденной Приказом № 914, указано на проверку на втором этапе навыков у кандидата управления полноприводным транспортным средством, следовало бы закрепить и необходимость проверки на данном этапе знаний сотрудниками иностранных языков, с указанием субъектов, которыми должна проводиться данная проверка (полагаем, что в качестве таковых надлежит рассматривать преподавательский состав кафедр иностранных языков образовательных учреждений МВД России).
На третьем этапе проводится тестирование: либо в Российской Федерации с участием экспертов международных организаций и миротворческих миссий либо непосредственно в миротворческих миссиях с обязательным предварительным рассмотрением кандидата на Мандатной
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
комиссии МВД России (далее - Мандатная комиссия) по отбору сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, командируемых за границу для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Инструкция, утвержденная Приказом № 914, не определяет, каким образом оно должно быть проведено, вопросы из каких областей знаний включает в себя, каким числом вопросов должно быть представлено, что создает возможности для субъективного подхода отбора кандидатов, в связи с чем, полагаем необходимым унифицировать данную процедуру, закрепив ее в соответствующей Инструкции. При этом полагаем, что необходимо предусмотреть два этапа тестирования, первый должен осуществляться комиссиями, формируемыми исключительно из числа сотрудников МВД России с привлечением необходимых специалистов, и только после успешной сдачи тестов первого уровня, следует формировать комиссии для тестирования с участием экспертов международных организаций и миротворческих миссий, что исключит возможность допуска к тестированию международного уровня сотрудников, не обладающих достаточной компетентностью или по своим личным и психологическим качествам не отвечающим требованиям, предъявляемым к участникам миротворческих миссий из числа сотрудников правоохранительных органов.
Четвертый этап представлен заседанием Мандатной комиссии, где на основе документов, отражающих сведения о кандидате для участия в миротворческой миссии, принимается решение о возможности его внесения в списки лиц, подлежащих направлению в другие страны для реализации деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Участники Мандатной комиссии при возникновении споров относительно кандидатуры претендента на участие в миротворческой миссии проводят открытое голосование, по итогам которого принимается решение, основанное на большинстве голосов. Составленные списки кандидатов, одобренных Мандатной комиссией, утверждает Министр внутренних дел Российской Федерации.
По завершении отбора кандидатов проводится их двухэтапое обучение.
Первый этап представляет собой предварительную подготовку сотрудника, в соответствии с п. 7.2 Инструкции, утвержденной Приказом № 914, включающую в себя языковую, автомобильную и огневую подготовку. Примечательно, что в требованиях к кандидату указано на необходимость наличия у него достаточных навыков владения оружием, в то время, как со всей очевидностью, подразумевается необходимость их наличия, как и соответствующей физической формы и владения боевыми приемами борьбы. Полагаем, что следовало бы включить в первый этап отбора кандидатов на службу, реализуемый кадровыми подразделениями территориальных органов МВД России, необходимость проверки соответствующих навыков кандидатов на участие в миротворческих миссиях.
Реализация первого этапа обучения (предварительной подготовки) возлагается на территориальные органы МВД России, образовательные и научные учреждения и иные организации. На наш взгляд, необходимость существования данного этапа достаточно сомнительна, поскольку у значительного числа территориальных органов внутренних дел нет возможности обеспечить надлежащую подготовку сотрудников, направляемых для участия в миротворческих миссиях (в частности, языковую), в особенности если территориальный орган МВД России располагается на административной территории, где не имеется образовательных учреждений МВД России, а привлечение к подготовки преподавателей из гражданских высших учебных заведений потребует заключения соответствующих договоров и дополнительного финансирования. По мнению автора, для обеспечения надлежащей подготовки сотрудников органов внутренних дел для участия в миротворческих миссиях достаточно будет того этапа обучения, который в настоящее время является вторым и подразумевает проведение его на базе Центра, где осуществляется подготовка с учетом каждой конкретной миссии по соответствующим программам, которые корректируются в зависимости от новых требований международных организаций, изменений ситуации в миссиях. Обучение на базе Центра осуществляется как его преподавателями, так и ранее участвующих в миротворческих миссиях сотрудников, при наличии у них педагогического опыта [2].
Полагаем, что целесообразным было бы исключение первого этапа обучения на базе территориальных органов МВД России, точнее, следует организовать двухэтапное обучение в Центре, где первый должен заключаться в совершенствовании тех навыков, которые включены в обязательные требования к сотрудникам, принимающим участие в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности (управление полноприводным автомобилем на профессиональном уровне, свободное владение английским и (или) французским языком, а также необходимых навыков обращения с оружием, стрельбы и боевых приемов борьбы). Второй этап уже должен представлять собой узконаправленные курсы обучения, в соответствии с характером конкретных миротворческих миссий.
По итогам исследования можно констатировать наличие определенных недостатков в сфере правовой регламентации и реализации отбора сотрудников ОВД для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности. Прежде всего, требуется расширение круга требований к таким сотрудникам, включив в них наличие необходимых навыков обращения с огнестрельным оружием и владение боевыми приемами борьбы. Кроме того, следует предусмотреть более строгий отбор сотрудников для участия в миротворческих миссиях, для чего предусмотреть два этапа тестирования, первый из которых должен проводиться без участия экспертов международных организаций и быть четко регламентирован по вопросам количества и видов тестов.
Не менее важно совершенствовать обучение сотрудников ОВД, привлекаемых к участию в миротворческих миссиях, для чего предлагается исключить проведение предварительной подготовки в территориальных органах МВД России, предусмотрев взамен два этапа обучения в Центре. Первый должен быть направлен на развитие навыков, которые необходимы для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности в целом, а второй - на развитие навыков, требующихся для участия в конкретной миротворческой миссии.
Библиография:
1. Баева Е.В, Буркова М.А., Давыдова Е.А. Разработка критериев оценки качества подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации - кандидатов для участия в миротворческих миссиях // Восточно-Европейский научный журнал. 2021. № 11-5 (75). С. 9.
2. Вербилов А.Ф., Христова Н.А. Миротворческая деятельность сотрудников Барнаульского юридического института МВД России // В сборнике: Государство и право в эпоху глобальных перемен. Материалы международной научно- практической конференции. Барнаул, 2022. С. 18.
3. Казеев А.Я. Актуальные правовые аспекты оценки знаний слушателей по профессионально ориентированной лингвистике на примере Центра подготовки сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях ВИПК МВД России // В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты современного лингвистического образования в условиях неязыкового вуза. сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. 2016. С. 97.
4. Приказ МВД России от 30.08.2000 N 914 (ред. от 30.12.2016) «Об организации участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих миссиях» // СПС «Консультант Плюс».
5. Ткаченко В.И., Логвин С.В., Сибирко М.А. Особенности подготовки и отбора сотрудников ОВД России для участия в миротворческой миссии ООН в Косово // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 1. С. 73.
References:
1. Baeva E.V, Burkova M.A., Davy'dova E.A. Razrabotka kriteriev ocenki kachestva podgotovki sotrudnikov organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii -kandidatov dlya uchastiya v mirotvorcheskix missiyax //
2. Vostochno-Evropejskij nauchny'j zhurnal. 2021. № 11-5 (75). S. 9.
3. Verbilov A.F., Xristova N.A. Mirotvorcheskaya deyatel'nost' sotrudnikov Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii // V sbornike: Gosudarstvo i pravo v e'poxu global'ny'x peremen. Materialy' mezhdunarodnoj nauchno- prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2022. S. 18.
4. Kazeev A.Ya. Aktual'ny'e pravovy'e aspekty' ocenki znanij slushatelej po professional'no orientirovannoj lingvistike na primere Centra podgotovki sotrudnikov OVD i voennosluzhashhix vnutrennix vojsk MVD Rossii dlya uchastiya v mirotvorcheskix missiyax VIPK MVD Rossii // V sbornike: Teoreticheskie i prikladny'e aspekty' sovremennogo lingvisticheskogo obrazovaniya v usloviyax neyazy'kovogo vuza. sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem. 2016. S. 97.
5. Prikaz MVD Rossii ot 30.08.2000 N 914 (red. ot 30.12.2016) «Ob organizacii uchastiya sotrudnikov organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii v mirotvorcheskix missiyax» // SPS «Konsul'tant Plyus».
6. Tkachenko V.l., Logvin S.V., Sibirko M.A. Osobennosti podgotovki i otbora sotrudnikov OVD Rossii dlya uchastiya v mirotvorcheskoj missii OON v Kosovo // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2007. № 1. S. 73.