Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
исполнение наказаний в Азербайджанской Республике / прокурорский надзор / ведомственный контроль / execution of punishments in the Republic of Azerbaijan / prosecutor’s supervision / departmental control

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гумбатов Муса Гумбат Оглы

В статье выделяются теоретические и нормативные особенности осуществления прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением наказаний в Азербайджанской Республике, а также приводится вариант перевода статьи 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики «Участие прокуратуры в достижении целей наказания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гумбатов Муса Гумбат Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONTROL IMPLEMENTATION FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENTS IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

The article highlights the theoretical and normative features of the implementation of prosecutorial supervision and departmental control over the execution of punishments in the Republic of Azerbaijan, and also provides a translation of article 21 of the Code on the Execution of Punishments of the Republic of Azerbaijan «Participation of the Prosecutor’s Office in achieving the goals of punishment».

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Научная статья

УДК 343.848.3(479.24)

doi: 10.33463/2687-122Х.2023.18(1-4).4.516-522

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Гумбатов Муса Гумбат оглы1

1 г. Баку, Азербайджан, qumbatovmusa@mail.ru

Аннотация. В статье выделяются теоретические и нормативные особенности осуществления прокурорского надзора и ведомственного контроля за исполнением наказаний в Азербайджанской Республике, а также приводится вариант перевода статьи 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики «Участие прокуратуры в достижении целей наказания».

Ключевые слова: исполнение наказаний в Азербайджанской Республике, прокурорский надзор, ведомственный контроль

Для цитирования

Гумбатов М. Г Особенности осуществления контроля за исполнением наказаний в Азербайджанской Республике // Уголовно-исполнительное право. 2023. Т. 18(1-4), № 4. С. 516-522. DOI: 10.33463/2687-122Х.2023.18(1-4).4.516-522.

© Гумбатов М. Г, 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

INTERNATIONAL STANDARDS AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE FIELD OF EXECUTION OF CRIMINAL SANCTIONS

Original article

FEATURES OF CONTROL IMPLEMENTATION FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENTS IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Gumbatov Musa Gumbat Ogly1

1 Baku, Azerbaijan, qumbatovmusa@mail.ru

Abstract. The article highlights the theoretical and normative features of the implementation of prosecutorial supervision and departmental control over the execution of punishments in the Republic of Azerbaijan, and also provides a translation of article 21 of the Code on the Execution of Punishments of the Republic of Azerbaijan «Participation of the Prosecutor's Office in achieving the goals of punishment».

Keywords: execution of punishments in the Republic of Azerbaijan, prosecutor's supervision, departmental control

For citation

Gumbatov, M. G. 2023, 'Features of control implementation for the execution of punishments in the Republic of Azerbaijan', Penal law, vol. 18(1-4), iss. 4, pp. 516-522, doi: 10.33463/2687-122X.2023.18(1-4).4.516-522.

Институт контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, выполняет важнейшую функцию по обеспечению прав и свобод лиц, отбывающих наказания, служит укреплению законности в процессе исполнения уголовных наказаний. Международные акты по обращению с правонарушителями, в частности Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), обновленные Европейские пенитенциарные правила, также подчеркивают необходимость осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Сущность и назначение рассматриваемого контроля заключается, во-первых, в наблюдении за осуществлением этими учреждениями и органами своей функциональной деятельности; во-вторых, в получении объективной и достоверной информации о состоянии в них законности и правопорядка; в-третьих, в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; в-четвертых, в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; в-пятых, в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины [1, с. 6-7; 2, с. 66-67].

Теория уголовно-исполнительного права, национальное законодательство и международные акты, посвященные обращению с правонарушителями, различают три основных вида контроля: государственный, общественный и международный. Их осущест-

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

вляют законодательные, исполнительные, судебные органы государств, общественные формирования, а также компетентные структуры международных организаций. Каждому из перечисленных видов контроля присущи свои специфические свойства. Наиболее разветвленной формой контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является государственный контроль. Его осуществляют органы государственный власти, соответствующие органы исполнительной власти и суды. Виды и особенности государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в большинстве государств совпадают.

Одним из видов государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является контроль органов прокуратуры - прокурорский надзор. В государствах бывшего СССР, в том числе в Российской Федерации, в составе прокуратуры функционируют специальные структурные подразделения, реализующие эту функцию. Так, в структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входит управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а в составе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функционирует Служба по надзору за законностью приговоров, вступивших в силу, и их исполнением. Независимо от названия эти специализированные структуры выполняют задачи по осуществлению надзора за исполнением наказаний.

Однако в некоторых государствах, особенно в европейских, такая форма контроля отсутствует. В Азербайджанской Республике прокуратура также не осуществляет надзорные функции в сфере исполнения наказаний. В третьей главе Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, посвященной контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры уголовно-правового характера, нет нормы, предусматривающей осуществление прокурорского надзора. Статья 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики закрепляет участие прокуратуры в достижении цели назначенных судом наказаний только при рассмотрении обращений по вопросам исполнения приговора или иного окончательного решения суда, которое осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Следует отметить, что указанная статья полностью повторяет положения ч. 7 ст. 4 Закона Азербайджанской Республики от 7 декабря 1999 г. «О прокуратуре», который определяет направления деятельности указанного государственного органа.

Таким образом, прокуратуры для осуществления надзора за исполнением наказаний не уполномочены посещать органы и учреждения, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы, а также органы пробации, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. В связи с происшедшими изменениями в законодательстве из структуры Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики были исключены специальные прокурорские подразделения, осуществляющие контроль за исполнением наказаний. В настоящее время прокурор обязан посещать исправительные учреждение лишь при совершении умышленных убийств, самоубийств, а также при наступлении естественной смерти осужденного в местах лишения свободы.

В соответствии со ст. 520 Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики прокуроры принимают участие в осуществлении судами производства в порядке исполнения приговоров или иных итоговых судебных решений. Так, при рассмотрении вопросов об отсрочке отбывания наказания, освобождении от отбывания наказания по болезни, условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, при изменении вида исправительного учреждения,

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

неприменении или неправильном применении амнистии, включении в срок отбытия наказания периода пребывания в лечебном учреждении, досрочном снятии судимости участие прокурора обязательно.

Вместо прокурорского надзора контроль за исполнением наказаний осуществляет специально созданная структура в составе другого государственного органа. Так, согласно п. 2 указа Президента Азербайджанской Республики от 25 августа 2000 г. «Об утверждении, вступлении в силу Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики и связанных с этим вопросах правового регулирования» в целях осуществления контроля за исполнением наказаний в составе Министерства юстиции была создана Инспекция по контролю за исполнением наказаний (далее -Инспекция).

Деятельность Инспекции регламентируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Министерства юстиции от 30 ноября 2007 г. Инспекция является самостоятельной структурой центрального аппарата Министерства юстиции Азербайджанской Республики на правах управления, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией, законодательством Азербайджанской Республики, а также своим Положением. Инспекция свою деятельность осуществляет во взаимодействии с другими службами Министерства юстиции Азербайджанской Республики, непосредственно подчиняется министру юстиции и о результатах своей деятельности докладывает ему лично.

К основным обязанностям Инспекции относятся следующие:

- контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, выполнением требований нормативных актов при исполнении наказаний и содержании под стражей, а также соблюдением условий отбывания наказаний;

- контроль за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, деятельностью по содержанию, охране и конвоированию осужденных к наказаниям в виде лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

- контроль за лицами, условно осужденными, условно-досрочно освобожденными, а также лицами, отбывание наказания в отношении которых отсрочено;

- анализ состояния обеспечения прав и свобод осужденных, применения к ним средств исправления со стороны учреждений и органов, исполняющих наказания;

- контроль за своевременным и правильным исполнением актов амнистии и помилования;

- участие в мероприятиях, направленных на профилактику пыток, иного жестокого обращения в пенитенциарных учреждениях и местах предварительного заключения;

- сбор, обобщение и анализ статистических данных в отношении лиц, заключенных под стражу, и осужденных;

- обобщение и анализ происшествий, зарегистрированных в учреждениях и органах, исполняющих наказания;

- принятие мер по исполнению соответствующих государственных программ и концепций;

- обеспечение исполнения международных договоров, ратифицированных Азербайджанской Республикой;

- участие в подготовке периодических отчетов, предоставляемых международным организациям по выполнению обязательств, связанных с исполнением наказаний, вы-

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

текающих из международных договоров, ратифицированных Азербайджанской Республикой;

- изучение положительного международного опыта по направлениям деятельности инспекции, а также в сфере исполнения наказаний и предоставление соответствующих предложений;

- прием граждан, лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, рассмотрение обращений в рамках полномочий инспекции, а также жалоб на действия (бездействие) сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания;

- участие в правовом просвещении;

- распространение в средствах массовой информации, в том числе в печатных органах и на интернет-странице министерства, информации о своей деятельности;

- выполнение других задач по направлениям своей деятельности и по поручению руководства министерства.

Положение предусматривает и конкретные правовые полномочия Инспекции, к которым относятся следующие:

- проводить проверки в учреждениях и органах, исполняющих наказания, по вопросам, входящим в ее полномочия;

- направлять обращения, запросы в государственные органы, государственные и негосударственные организации, структуры, входящие в состав министерства;

- посещать (беспрепятственно и без предварительного уведомления) пенитенциарные учреждения, встречаться и наедине беседовать с лицами, содержащимися в этих учреждениях, знакомиться со всеми документами, подтверждающими обоснованность содержания их в этих местах;

- требовать информацию, документы, материалы проверок и расследований, проводимых учреждениями и органами, исполняющими наказания, в том числе структурами, осуществляющими непосредственное руководство ими;

- получать объяснения и справки у сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, следственных изоляторов, работников юстиции и военнослужащих, осуществляющих охрану пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов, конвоирование лиц, содержащихся под стражей, и осужденных;

- совместно с другими структурами министерства принимать участие в работе по координации общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;

- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением наказаний, включая результаты проверок, проводимых Инспекцией в пенитенциарной службе;

- принимать участие в обсуждении результатов общественного контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания;

- анализировать нарушения, допущенные при исполнении наказаний, представлять предложения по их устранению;

- изучать состояние медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах и пенитенциарных учреждениях;

- готовить предложения по совершенствованию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также эффективности исполнения наказания;

- представлять предложения по укреплению материально-технической базы учреждений и органов, исполняющих наказаний, следственных изоляторов;

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

- представлять предложения по улучшению организации профессиональной подготовки работников учреждений и органов, исполняющих наказания, следственных изоляторов;

- сотрудничать с неправительственными организациями, международными структурами, государственными органами зарубежных государств по вопросам, отнесенным к ее полномочиям;

- в установленном законодательством порядке привлекать к участию в своей деятельности независимых экспертов и специалистов;

- представлять заключения по проектам законодательных актов по направлениям деятельности Инспекции, в том числе по вопросам исполнения наказаний, готовить проекты соответствующих нормативно-правовых актов;

- принимать участие в подготовке предложений по приведению в соответствие с законодательством вновь принятых нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение наказаний, а также контроль за исполнением наказаний;

- представлять предложения по совершенствованию направлений деятельности Инспекции;

- осуществлять другие права в связи с выполнением своих задач.

Организационная структура и штатная численность Инспекции утверждается Министром юстиции Азербайджанской Республики. Инспекцией руководит начальник. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Инспекцию, и обеспечение прав, предоставленных ей. Деятельность Инспекции осуществляется на основе планов работы Министерства юстиции и самой структуры.

Анализ компетенции Инспекции показывает, что данная форма контроля является специальной формой ведомственного контроля. Ниже приведем вариант перевода ст. 21 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики:

«Статья 21. Участие прокуратуры в достижении целей наказания

Участие прокуратуры в достижении целей назначенного судом наказания осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, при рассмотрении на судебном заседании обращений по вопросам об исполнении приговора или итогового решения суда.».

Список источников

1. Давыдова И. А., Коробова И. Н., Гумбатов М. Г. Сравнительный анализ правового регулирования контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания в России и Азербайджанской Республике : учеб. пособие. Рязань : Альтернатива-Р, 2017. 100 с.

2. Кулиев Д. М., Гумбатов М. Г., Мустафаев Р. Н. Уголовно-исполнительное право Азербайджанской Республики : учеб. пособие. Баку, 2022. 575 с.

References

1. Davydova, I. A., Korobova, I. N. & Gumbatov, M. G. 2017, Comparative analysis of the legal regulation of control over institutions and bodies executing punishments in Russia and the Republic of Azerbaijan: study guide, Alternative-R, Ryazan.

2. Kuliyev, D. M., Gumbatov, M. G. & Mustafayev, R. N. 2022, Penal enforcement law of the Republic of Azerbaijan: study guide, Baku.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ...

Информация об авторе

М. Г. Гумбатов - почетный работник юстиции Азербайджанской Республики. Information about the author

M. G. Gumbatov - is an honorary worker of Justice of the Republic of Azerbaijan. Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 11.08.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 27.11.2023.

The article was submitted 11.08.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 27.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.