Научная статья на тему 'НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ШТРАФА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ШТРАФА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL SANCTION / ШТРАФ / FINE / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / CRIMINAL CODE OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC / СУД / COURT / PENAL STATUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гумбатов Муса Гумбат-оглы

Рассматриваются вопросы применения штрафа как вида уголовного наказания; затрагиваются аспекты его становления в рамках развития уголовного судопроизводства в Азербайджанской Республике. Для совершенствования института штрафа предлагается: изменить законодательную дефиницию штрафа, представив его как назначаемое судом в отношении физических и юридических лиц в случаях и пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Азербайджанской Республики, денежное взыскание, оплачиваемое добровольно или удерживаемое принудительно в доход государства; увеличить число санкций Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, предусматривающих этот вид наказания; при назначении штрафа наряду с другими обстоятельствами учитывать имущественное положение семьи осужденного; увеличить сроки отсрочки уплаты штрафа с шести месяцев до пяти лет; в зависимости от размера предоставить возможность осужденному уплатить штраф по частям и пр. Для реализации предлагаемых предложений необходимо внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULCTARY PUNISHMENT IN THE AZERBAIJAN REPUBLIC

In the article the issues of application of a fine as a type of criminal sanction are considered. The aspects of its formation within the development of criminal trial in the Republic Azerbaijan are touched upon. In order to improve the fine procedure the author offers: to change a legislative definition of a fine, making it appointed by court concerning physical persons and legal entities in the cases and limits provided by the criminal code, paid voluntarily or withheld compulsorily in the income of the state; to increase the number of sanctions of the criminal code providing this type of punishment; to consider the property of a family of the convict along with other circumstances; to postpone the deadline of paying a fine from six months to five years; to give the convict an opportunity to pay a fine in parts depending on the amount and so forth. For implementation of these offers it is necessary to make amendments to the Criminal Code and the Code of penal procedure, and also to the Code on execution of punishments of the Azerbaijan Republic.

Текст научной работы на тему «НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ШТРАФА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 343.256 (479.24)

МУСА ГУМБАТ-ОГЛЫГУМБАТОВ,

Пенитенциарная служба Министерства юстиции Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджанская Республика, e-mail: [email protected]

НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ШТРАФА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Реферат: рассматриваются вопросы применения штрафа как вида уголовного наказания; затрагиваются аспекты его становления в рамках развития уголовного судопроизводства в Азербайджанской Республике. Для совершенствования института штрафа предлагается: изменить законодательную дефиницию штрафа, представив его как назначаемое судом в отношении физических и юридических лиц в случаях и пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Азербайджанской Республики, денежное взыскание, оплачиваемое добровольно или удерживаемое принудительно в доход государства; увеличить число санкций Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, предусматривающих этот вид наказания; при назначении штрафа наряду с другими обстоятельствами учитывать имущественное положение семьи осужденного; увеличить сроки отсрочки уплаты штрафа с шести месяцев до пяти лет; в зависимости от размера предоставить возможность осужденному уплатить штраф по частям и пр. Для реализации предлагаемых предложений необходимо внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики.

Ключевые слова: уголовный закон, уголовное наказание, штраф, Уголовный кодекс Азербайджанской Республики, суд.

MUSA GUMBAT-OGLYGUMBATOV, Penitentiary service of the Ministry of justice of the Azerbaijan Republic, Baku, the Azerbaijan Republic, e-mail: [email protected]

MULCTARY PUNISHMENT IN THE AZERBAIJAN REPUBLIC

Abstract: in the article the issues of application of a fine as a type of criminal sanction are considered. The aspects of its formation within the development of criminal trial in the Republic Azerbaijan are touched upon. In order to improve the fine procedure the author offers: to change a legislative definition of a fine, making it appointed by court concerning physical persons and legal entities in the cases and limits provided by the criminal code, paid voluntarily or withheld compulsorily in the income of the state; to increase the number of sanctions of the criminal code providing this type of punishment; to consider the property of a family of the convict along with other circumstances; to postpone the deadline of paying a fine from six months to five years; to give the convict an opportunity to pay a fine in parts depending on the amount and so forth. For implementation of these offers it is necessary to make amendments to the Criminal Code and the Code of penal procedure, and also to the Code on execution of punishments of the Azerbaijan Republic.

Keywords: penal statute, criminal sanction, fine, Criminal code of the Azerbaijan Republic, court.

Штраф как вид уголовного наказания имеет древнюю историю. За прошедшее время, несмотря на некоторые изменения, он сохранил свою значимость. Основным содержанием штрафа, который использовался в качестве как основного, так и дополнительного наказания, во все времена было и остается денежное взыскание в доход государства. Он затрагивает материальное положение виновного и его семьи, заставляет перенести их определенные финансовые правоограничения (затруднения). Штраф, ущемляя интересы осужденного, также оказывает достаточно серьезное психологическое воздействие на него, а материальные последствия наказания делают невыгодным совершение многих видов преступлений [1, с. 252].

До вхождения в состав Российской империи в Азербайджане назначение и исполнение наказаний, в том числе штрафа, регулировалось религиозными актами, включенными в различные источ-

© Гумбатов М. Г., 2017 © витЬасу М. О., 2017

ники мусульманского права - нормами шариата [2, с. 142]. Начиная с первой половины XIX в., то есть после заключения Гюлистанского и Туркмен-чайского договоров между Россией и Ираном в 1813 и 1828 гг., разделивших Азербайджан на две части, штраф как наказание стал использоваться в соответствии с цивильными правовыми нормами, предусмотренными в различных законодательных актах Российского государства.

В годы первой независимости, с мая 1918 г. по апрель 1920 г., в Азербайджанской Демократической Республике в связи с непринятием нового уголовного законодательства правосудие осуществлялось по старому законодательству с незначительными и несущественными изменениями вплоть до большевистской революции.

После установления советской власти в Азербайджане были приняты первые нормативные акты, впоследствии кодифицированные уголовные законы - уголовные кодексы. Эти акты были прак-

тически схожи. Необходимо подчеркнуть, что влияние уголовного законодательства России, ее основных положений при установлении системы наказаний имели место [3, с. 31]. В связи с изложенным предметом наших исследований был выбран анализ института штрафа как вида уголовного наказания, входившего в уголовное законодательство Азербайджана 1920-2016 гг.

Первым основополагающим правовым документом, являющимся источником уголовного законодательства Азербайджана в начале вышеуказанного периода, стало Положение о Верховном революционном трибунале Азербайджанской ССР, утвержденное Декретом от 20 мая 1920 г. В этом Положении штраф, наряду с другими пятью видами наказаний, был определен для применения соответствующими судами и занял второе место в этом списке. Однако размер штрафа не был указан в самом Декрете, и он устанавливался судом при рассмотрении каждого уголовного дела.

Принятый 9 июля 1920 г. в Основных положениях уголовного права Азербайджанской ССР штраф не был включен в систему наказаний, состоящую из 15 различных наказаний. Однако этот акт не отменял положения указанного Декрета, и они применялись судами по отдельности.

Центральный исполнительный комитет Азербайджана (ЦИК Азербайджана), следуя за другими советскими республиками, на своей второй сессии 9 декабря 1922 г. принял первый Уголовный кодекс Азербайджанской ССР (далее - УК), который вступил в законную силу 1 февраля 1923 г. В системе наказаний, состоявшей из 11 наказаний, указанных в ст. 32 УК, штраф находился на шестом месте. Согласно ст. 39 УК штраф - это денежное взыскание, налагаемое судом на осужденного в пределах, установленных отдельными статьями Уголовного кодекса, в соответствии с имущественным положением осужденного.

Несмотря на то что в УК наказания не делились на основные и дополнительные, штраф назначался в обоих качествах. Согласно ч. 2 ст. 36 УК при условном назначении основного наказания дополнительное наказание в виде штрафа должно было исполняться в соответствии с общими положениями.

Согласно уголовному закону размер штрафа устанавливался судом исходя из санкций статьи Особенной части УК и определялся в золотых рублях. Согласно примечанию к ст. 39 УК исчисление штрафа производилось путем перевода назначенной судом суммы в золотых рублях на советские денежные знаки по курсу дня уплаты штрафа. После внесения решением ЦИК Азербайджана от 17 июля 1926 г. изменений в ст. 39 УК размер штрафа был установлен только в советских рублях. Согласно УК при уклонении осужденного от уплаты

штрафа суд мог заменить его принудительными работами без лишения свободы. Замена штрафа лишением свободы законом не допускалась. Если в первоначальной редакции УК штраф был предусмотрен в 36 статьях, из них 7 в качестве дополнительного наказания, то в последней редакции он уже входил в санкции 62 статей.

Второй Уголовный кодекс Азербайджанской ССР был принят совместным решением ЦИК и Советом народных депутатов Азербайджанской ССР от 3 декабря 1927 г. и вступил в законную силу 15 января 1928 г. В так называемой системе мер социальной защиты (то есть наказаний), состоявшей из 14 видов, указанных в ст. 22 УК, штраф находился на двенадцатом месте. Штраф назначался в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Согласно ст. 47 УК штраф -это денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, установленных отдельными статьями Особенной части, а при применении его в качестве дополнительной меры - по усмотрению суда. Конкретный размер штрафа в УК не был установлен. Во всяком случае, в соответствии с уголовным законом штраф назначался исходя из имущественного положения осужденного. В случае неуплаты штрафа суд мог принять решение о его замене принудительными работами без лишения свободы из расчета за три манатов (советских рублей) штрафа один месяц принудительных работ. Замена штрафа лишением свободы не разрешалась, а предметы, не подлежащие конфискации, не могли быть изъяты взамен штрафа. В первоначальной редакции УК 1927 г. штраф был предусмотрен в 79 статьях, из них 4 в качестве дополнительного наказания, а в последней редакции штраф был включен уже в 112 статей.

Третий Уголовный кодекс Азербайджанской Республики был принят 8 декабря 1960 г. и вступил в законную силу 1 марта 1961 г. В этом УК штраф в системе из семи наказаний находился на шестом месте. Согласно ст. 29 УК штраф - это денежное взыскание, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных Уголовным кодексом. Размер штрафа вначале конкретно не был установлен, он зависел от тяжести совершенного преступления и имущественного положения виновного. При неуплате штрафа в установленный срок он мог взыскаться принудительно. В случае невозможности его взыскания суд мог заменить штраф исправительными работами без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за тридцать манатов, но на срок не свыше одного года. Законом замена штрафа лишением свободы не была предусмотрена.

В 1982-1995 гг. указами Верховного Совета Азербайджанской ССР и законами суверенной

Азербайджанской Республики были внесены несколько изменений в ст. 29 УК. Первоначально Указом Верховного Совета Азербайджанской ССР от 22 декабря 1982 г. ст. 29 УК была дана в новой редакции. Во-первых, был установлен конкретный размер штрафа - от 50 до 300 манатов, а за корыстные преступления - до одной тысячи манатов. Во-вторых, в исключительных случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, за отдельные преступления могли быть установлены и более высокие размеры штрафа. В-третьих, в случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд мог заменить штраф наказанием в виде исправительных работ без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за двадцать манатов штрафа, но на срок не свыше двух лет. В-четвертых, при невозможности уплаты штрафа суд своим решением мог заменить его общественным порицанием. В-пятых, предметы, не подлежащие конфискации, не могли быть изъяты при взыскании штрафа.

Указами Верховного Совета Азербайджанской ССР от 25 июня 1987 г. и от 23 августа 1988 г. сначала верхний предел штрафа, кроме корыстных преступлений, был увеличен до 500 манатов, а потом было установлено, что в исключительных случаях за некоторые преступления, предусмотренные в УК, могут быть назначены более высокие размеры штрафа.

Законом от 18 августа 1992 г. размер штрафа был определен в сумме от одной до десяти минимальных заработных плат, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики, а за отдельные преступления могли быть установлены более высокие размеры. В соответствии с законодательством страны на 1 июля 1992 г. размер минимальной заработной платы составлял 700, а с 1 декабря того же года - 2500 манатов.

Законом от 21 октября 1994 г. была изменена редакция первой части ст. 29 УК и дано новое понятие штрафу: это денежное взыскание, налагаемое и принудительно удерживаемое судом с виновного лица в пользу государства в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом. Законом от 12 сентября 1995 г. в ст. 29 УК вновь были внесены изменения, после чего в понятии штрафа слово «виновного» было заменено словом «подсудимого». Штраф устанавливался в зависимости от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного положения подсудимого в размере от 30 до 1200 установленных законодательством Азербайджанской Республики минимальных заработных плат. Начиная с 1 сентября 1995 г. размер минимальной заработной платы уже составлял 5500 манатов.

В случае уклонения осужденного от исполнения приговора в течение трех месяцев после его

вступления в законную силу суд мог заменить штраф, назначенный в качестве основного наказания, любым другим видом наказания, предусмотренным в санкции статьи, по которой лицо было осуждено. При этом имущества и предметы, не подлежащие конфискации, не могли быть изъяты при взыскании штрафа.

В первоначальной редакции Уголовного кодекса 1960 г. штраф был предусмотрен в 56 статьях и 63 составах, соответственно 207 статьях и 380 составах Особенной части УК, а в последней редакции штраф был уже в 117 статьях из 288. При этом из имеющих в указанное время 537 составов преступлений 142 содержали наказание в виде штрафа.

Действующий УК Азербайджанской Республики был принят 30 декабря 1999 г. и вступил в законную силу 1 сентября 2000 г. В системе наказаний нового Кодекса штраф среди 13 наказаний занял первое место. В соответствии с ст. 44 УК штраф - денежное взыскание, назначаемое судом в случаях и размере, предусмотренных Уголовным кодексом. Штраф назначается с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания штраф назначается: при наличии в санкции соответствующей статьи УК; при назначении более мягкого наказания (ст. 62 УК); при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 77 УК). Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться судами только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса.

В первоначальной редакции УК 1999 г. размер штрафа в зависимости от тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного был определен от 100 до 5 тысяч условных финансовых единиц (одна условная финансовая единица в Азербайджанской Республике с конца декабря 2000 г. равнялась 5500 манатам, а после проведения деноминации денежных номиналов в октябре 2005 г. - 1 манату 10 копейкам).

В связи с изменением, внесенным в УК Законом от 6 ноября 2007 г., размер штрафа был увеличен от 5 тысяч до 10 тысяч условных финансовых единиц. Впоследствии Законом Азербайджанской Республики от 16 мая 2008 г. размер штрафа был установлен до 10 тысяч манатов. Однако минимальный размер штрафа законом не был определен.

В соответствии с изменением, внесенным в ст. 44.2 УК Законом Азербайджанской Республики от 31 мая 2011 г., размер штрафа, кроме 10 тысяч манатов, был установлен от однократного до деся-

тикратного размера причиненного в результате преступления вреда (полученного дохода).

Уголовным кодексом штраф несовершеннолетним вначале был установлен в размере от 30 до 300 условных финансовых единиц, а впоследствии увеличен до 600 манатов.

Согласно Кодексу по исполнению наказаний Азербайджанской Республики в случае неуплаты штрафа в течение одного месяца после вступления приговора в законную силу государственный исполнитель предупреждает осужденного о принудительном взыскании. При уклонении от уплаты решением суда взыскание штрафа с осужденного производится путем обращения к его имуществу, находящемуся в частной собственности. При отсутствии имущества или его недостаточности взыскание осуществляется из заработной платы или иного дохода осужденного. При злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, по представлению государственного исполнителя суд может заменить штраф общественными или исправительными работами, лишением свободы.

В связи с изменениями, внесенными в УК Законом от 7 марта 2012 г., штраф как одна из мер уголовно-правового характера предусмотрен и в отношении юридических лиц. Необходимо отметить, что уголовно-правовые меры, в том числе штраф, не могут быть применены в отношении государства, муниципалитетов, а также международных организаций.

Согласно ст. 99-6 УК штраф, применяемый к юридическим лицам в качестве уголовно-правовой меры, состоит из принудительного денежного взыскания, назначаемого судом и удерживаемого в пользу государства в случаях и размере, установленных уголовным законом.

В соответствии с УК штраф в отношении юридических лиц может быть применен в качестве уголовно-правовой меры за совершение 53 разных преступлений - против конституционного строя и безопасности государства, свободы и достоинства личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, несовершеннолетних и семейных отношений, общественной безопасности и нравственности, порядка управления, за коррупционные преступления и против интересов службы, а также за преступления в сфере экономической деятельности и компьютерной информации.

Согласно новой норме размер штрафа для юридических лиц с учетом финансово-экономического положения установлен в сумме от 50 тысяч до 200 тысяч манатов или от однократного до пятикратного размера причиненного в результате преступления вреда (полученного дохода). Новый закон в зависимости от тяжести совершенного преступления

установил разные суммы штрафа. Так, если за преступления, не представляющие большой общественной опасности, штраф определен в размере от 50 тысяч до 70 тысяч манатов или от однократного до двукратного размера причиненного в результате преступления вреда (полученного дохода), то за менее тяжкие преступления - в размере от 75 тысяч до 100 тысяч манатов или от двукратного до трехкратного размера причиненного в результате преступления вреда (полученного дохода).

За совершение тяжкого преступления сумма штрафа установлена в размере от 100 тысяч до 125 тысяч манатов или от трехкратного до четырехкратного размера причиненного в результате преступления вреда (полученного дохода), а за особо тяжкие преступления - в размере от 120 тысяч до 150 тысяч манатов либо от четырехкратного до пятикратного размера причиненного в результате преступления вреда (полученного дохода). Согласно ст. 99-6.4 УК размер штрафа не может быть больше половины стоимости имущества юридического лица.

В соответствии с положениями указанного Закона часть из этих изменений, то есть уголовно-правовые меры, в том числе штраф, применяемые в отношении юридических лиц, вступят в силу одновременно после внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, определяющих порядок их применения. Однако до настоящего времени эти изменения не приняты.

В первоначальной редакции УК Азербайджанской Республики от 1999 г. наказание в виде штрафа было рассмотрено в 123 из 253 статей, из них 118 - в качестве основного, 5 - в качестве дополнительного. На 20 ноября 2006 г. штраф содержался уже в 182 статьях, из них 177 - в качестве основного, 5 - в качестве дополнительного.

На 1 сентября 2016 г. штраф был включен уже в 163 из 309 статей (он предусмотрен в 260 санкциях из 679.) Применение штрафа за преступления против личности предусмотрено в 42 статьях из 69, за преступления в экономической сфере - в 42 статьях из 51, за преступления против общественной безопасности и общественного порядка - в 39 статьях из 76, за преступления против государственной власти - в 37 статьях из 66 и за преступления против военной службы - в 3 статьях из 26. Только за преступления против мира и человечества штраф в качестве наказания отсутствует. В 84 статьях УК штраф установлен за преступления, не составляющие большой общественной опасности, в 76 статьях - за менее тяжкое преступление и 3 статьях - за тяжкие преступление.

Минимальный размер штрафа в санкциях УК составлял 200 манатов, а максимальный - 10 тысяч манатов.

Изучение практики назначения наказаний судами Азербайджанкой ССР в 60-80-х годах прошлого века показало, что доля штрафа в структуре уголовных наказаний составляла примерно от 4 до 9 % ежегодно. После внесения в УК изменений в ноябре 1982 г. по увеличению санкций, предусматривающих штраф, а также в результате резкого ограничения применения лишения свободы с середины 1980-х годов соответствующий показатель стал постепенно расти и в 1983-1989 гг. составлял от 8,5 до 15,3 %. Самый большой показатель применения штрафа был зарегистрирован в 1987-1988 гг. Необходимо отметить, что в связи с сокращением числа зарегистрированных преступлений в республике количество лиц, осуждаемых

судами Азербайджанской ССР за эти два года, по сравнению с 1985 г. уменьшилось соответственно на 32,8 и 46 % [4, с. 70].

В 90-е годы ХХ века штраф судами применялся по-разному. Так, если за последние два года до объявления независимости, то есть в 1990-1991 гг., штраф назначался соответственно 14,7 и 14,2 % от общего количества всех осужденных, то в первый год суверенитета - 1992 г. всего 5,5 % лиц, осужденных судами Азербайджанской Республики [5, с. 149, 175].

С 1993 по 2000 год согласно судебной статистике штраф применялся не так часто. За указанный период он в среднем назначался 4,64 % осужденных (табл. 1).

Таблица 1

Год Общее количество лиц, осужденных судами Азербайджанской Республики Общее количество лиц, осужденных к штрафу Осужденные к штрафу, %

1993 10 782 720 6,7

1994 12 192 807 6,6

1995 13 899 1115 8

1996 12 815 455 3,6

1997 12 633 421 3,3

1998 16 135 341 2,1

1999 15 698 338 2,2

2000 14 605 850 5,8

После 2001 г. применение штрафа выросло более чем в четыре раза и составляло в среднем в год 20,4 % всех осужденных судами республики (табл. 2).

Таблица 2

Год Общее количество лиц, осужденных судами Азербайджанской Республики Общее количество лиц, осужденных к штрафу Осужденные к штрафу, %

2001 13 688 2303 16,8

2002 14 188 2681 18,9

2003 11 827 1852 15,6

2004 13 353 2511 18,8

2005 13 711 2957 21,6

2006 14 206 3246 22,8

2007 14 187 3249 22,9

2008 13 995 3419 24,4

2009 14 496 3402 23,5

2010 14 312 3233 22,6

2011 13 488 3098 23

2012 12 938 2751 21,3

2013 12 980 2295 17,7

2014 13 342 2408 18

2015 13 270 2283 17,2

За первое полугодие 2016 г. штраф назначался 18,9 % всех осужденных судами республики лиц. Как следствие, за последние годы количество лиц, приговоренных к наказанию в виде штрафа, состоящих на учете в государственной службе исполнителей, ежегодно росло. По официальной ин-

формации Минюста Азербайджанской Республики на 1 января 2016 г. из общего количества осужденных, состоящих на учете в государственной службе исполнителей, 25,2 % составляли осужденные к штрафу. Это на 23,2 % выше, чем за аналогичный период 2015 г.

Касаясь применения судами штрафа в различные периоды, необходимо отметить, что он не всегда находился на передовых позициях, не входил в первую тройку применяемых наказаний. По нашему мнению, такое отношение являлось следствием того, что в советский период штраф как строгое наказание не воспринимался. После изменений в конце 1980-х годов, а также принятия нового УК в 1999 г. отношение к штрафу изменилось. Суды Азербайджанской Республики к применению этого наказания стали относиться более внимательно и ответственно, считая его довольно серьезной уголовно-правовой мерой.

Начиная с 2000 г. рост значения штрафа как серьезного вида наказания подтверждается также актами амнистии и помилования. Так, во всех 12 актах амнистии (за исключением специальных амнистий), принятых в Азербайджанской Республике после восстановления независимости, то есть за 1991-2016 гг., наряду с другими видами наказания была предусмотрена возможность освобождения и от штрафа. Необходимо отметить, что количество лиц, освобожденных от наказания в виде штрафа, по актам амнистии всегда было значительным, особенно начиная с амнистии 2003 г. Так, в этой амнистии из общего количества амнистированных 23,5 % составили осужденные к штрафу, в 2007 г. - 42,8 %, 2009 - 19,4, 2013 г. -24,4 %. При исполнении акта амнистии от 20 мая 2016 г. она была применена к 2562 осужденным к штрафу, что составило 23,5 % от общего количества амнистированных.

С 2006 г. в акты помилования наряду с осужденными к лишению свободы и исправительным работам были включены лица, осужденные к штрафу. Так, подписанными Президентом Азербайджанской Республики в 2006-2016 гг. 22 актами о помиловании 111 осужденных к штрафу были освобождены от наказания, что составляет 5 % всех помилованных лиц за указанный период.

Таким образом, штраф как вид уголовного наказания в Азербайджанской Республике сохранил свою важность и актуальность. Он последовательно увеличивался в санкциях статей Особенной части УК. Практика и сфера применения его постоянно росла. Если вначале штраф применялся в основном за преступления против собственности и в экономической сфере, то в дальнейшем и за другие преступления. Размер штрафа постоянно изменялся в сторону увеличения. Штраф являлся и остается одним из основных и реальных альтернатив лишению свободы, он препятствует росту численности осужденных в местах лишения свободы в республике, способствует сокращению расходов государства на организацию исполнения наказаний и содержание уголовно-исполнительной системы.

Для совершенствования института штрафа в Азербайджанской Республике предлагаем:

1) с учетом произошедших изменений в законодательстве для полного раскрытия его содержания дать следующее законодательное понятие штрафу: это назначаемое судом в отношении физических и юридических лиц в случаях и пределах, предусмотренных Уголовным кодексом, денежное взыскание, оплачиваемое добровольно или удерживаемое принудительно в доход государства;

2) в целях обеспечения широкого применения судами, повышения эффективности исполнения штрафа предлагается: увеличить санкции в статьях Особенной части УК, предусматривающих этот вид наказания; дополнить ст. 44 УК Азербайджанской Республики положением о том, что при назначении наказания, наряду с другими обстоятельствами, необходимо учесть имущественное положение семьи осужденного, как это предусмотрено в ч. 3 ст. 46 УК Российской Федерации; осуществить дифференцированный подход к его применению, практикуемый в зарубежных странах [6, с. 38], а также в России; с учетом сложившихся личных обстоятельств у осужденного, увеличить сроки отсрочки уплаты штрафа от шести месяцев до пяти лет; в зависимости от размера предоставить возможность осужденному уплатить штраф по частям в течение двух или трех лет; ввести дополнение в ст. 85.2 УК Азербайджанской Республики о предоставлении возможности взыскания штрафа с родителей или законных представителей несовершеннолетнего осужденного с обязательным их согласием, как это предусмотрено в ч. 2 ст. 88 УК Российской Федерации; отменить возможность замены штрафа лишением свободы; установить приемлемую форму замены штрафа другими альтернативными наказаниями - исправительными или общественными работами; установить специальные условия применения института условного осуждения к лицам, приговоренным к штрафу; рассмотреть возможность применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, осужденных к штрафу, в качестве основного наказания при наличии исключительных личных обстоятельств (тяжелая болезнь, получение инвалидности, чрезвычайные семейные ситуации и т. п.) с условием добровольной оплаты ими не менее половины или одной третьи назначенной судом суммы.

Некоторые из изложенных предложений нашли свое отражение в работах российских ученых, в том числе В. А. Уткина, О. Н. Баженова и Ю. В. Морозовой [7; 8; 9].

В заключение отметим, что для реализации данных предложений необходимо внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики.

Список литературы

1. Агаев И. Б., Ревин В. П. Уголовное право Азербайджанской Республики : учебник. М., 2009. 684 с.

2. Керимов К. Шариат и его социальное назначение. Баку, 1987. 221 с.

3. Джафаров А. А. Дополнительные наказания: теоретические и практические вопросы. Баку, 2009.

4. Исмаилов И. А. Состояние и тенденции преступности. Баку, 1989. 71 с.

5. Гумбатов М. Г. Наказание и его исполнение. Баку, 1999.

6. Гумбатов М. Г. Альтернативы лишению свободы в Азербайджанской Республике II Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 29-30 окт. 2009 г.). Рязань, 2010.

7. Уткин В. А. Альтернативные санкции в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Баженов О. Н. Наказание в виде штрафа: проблемы законодательного закрепления, назначения и исполнения : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

9. Морозова Ю. О. Практика и проблемы назначения наказаний, не связанных с лишением свободы : учеб. пособие. СПб., 2015.

References

1. Agaev I. B., Revin V. P. Ugolovnoe pravo Azerbajdzhanskoj Respubliki [Criminal law of the Azerbaijan Republic]. Moscow, 2009. 684 р.

2. Kerimov K. Shariat i ego social'noe naznachenie [Sharia and its social appointment]. Baku, 1987. 221 р.

3. Dzhafarov A. A. Dopolnitel'nye nakazanija: teoreticheskie i prakticheskie voprosy [Additional punishments: theoretical and practical questions]. Baku, 2009.

4. Ismailov I. A. Sostojanie i tendencii prestupnosti [State and tendencies of crime]. Baku, 1989. 71 р.

5. Gumbatov M. G. Nakazanie i ego ispolnenie [Punishment and its execution]. Baku, 1999.

6. Gumbatov M. G. Al'ternativy lisheniju svobody v Azerbajdzhanskoj Respublike [Alternatives to imprisonment in the Azerbaijan Republic]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obespechenie processa reformirovanija ispolnenija nakazanij v Rossijskoj Federacii» (Rjazan', 29-30 oktjabrja 2009 g.) [Proc. the International scientific and practical conference «Ensuring Process of Reforming of Execution of Punishments in the Russian Federation» (Ryazan, October 29-30, 2009)]. Ryazan, 2010.

7. Utkin V. A. Al'ternativnye sankcii v Rossii: sostojanie, problemy i perspektivy [Alternative sanctions in Russia: state, problems and prospects]. Moscow, 2013.

8. Bazhenov O. N. Nakazanie v vide shtrafa: problemy zakonodatel'nogo zakreplenija, naznachenija i ispolnenija. Dis. kand. jurid. nauk [Punishment in the form of a penalty: problems of legislative fixing, appointment and execution. Cand. legal sci. diss.]. Moscow, 2013.

9. Morozova Ju. O. Praktika i problemy naznachenija nakazanij, ne svjazannyh s lisheniem svobody [Practice and the problems of assignment of punishment which aren't connected with imprisonment]. St. Petersburg, 2015.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гумбатов Муса Гумбат-оглы - начальник организационно-контрольного управления Пенитенциарной службы Министерства юстиции Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджанская Республика, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Гумбатов, М. Г. Наказание в виде штрафа в Азербайджанской Республике I М. Г. Гумбатов II Международный пенитенциарный журнал. - 2017. - Т. 3. -№ 1. - С. 72-78.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gumbatov Musa G. - head organizational and control management Penitentiary service of the Ministry of justice of the Azerbaijan Republic, Baku, the Azerbaijan Republic, e-mail: [email protected].

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Gumbatov M. G. Nakazanie v vide shtrafa v Azerbajdzhanskoj Respublike [Mulctary punishment in the Azerbaijan Republic]. Mezhdunarodnyj penitenciamyj zhumal -International prison journal, 2017, vol. 3, no. 1, pp. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.