Научная статья на тему 'Наказание в виде общественных работ в Азербайджанской Республике'

Наказание в виде общественных работ в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / AZERBAIJAN REPUBLI / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL SANCTION / ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ / ОСУЖДЕННЫЕ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / CONVICTS TO PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / ПРОБАЦИЯ / PROBATION / SOCIAL JOBS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гумбатов Муса Гумбат-оглы

В статье рассматриваются вопросы применения общественных работ в Азербайджанской Республике, отмечается, что механизм реализации общественных работ достаточно подробно урегулирован законодательством, однако практика исполнения норм закона не лишена проблем и недостатков. Нередки факты формального исполнения общественных работ. Для совершенствования института общественных работ предлагается: увеличить число санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, предусматривающих данный вид наказания; исключить возможность замены общественных работ лишением свободы; разработать эффективный механизм исполнения общественных работ и контроля за лицами, отбывающими это наказание; установить ответственность за создание условий для уклонения от отбывания данного наказания. При местных органах исполнительной власти необходимо создать специальный банк данных о работах, которые могут быть выполнены осужденными. Такая мера способна существенно облегчить обеспечение осужденных соответствующей работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUNISHMENT IN THE FORM OF SOCIAL JOBS IN THE AZERBAIJAN REPUBLIC

The author considers questions of application of social jobs in the Azerbaijan Republic. It is noted that the mechanism of implementation of social jobs is rather in detail settled by the legislation, however practice of execution of the provisions of the law isn’t deprived of problems and shortcomings. The facts of formal execution of social jobs aren’t rare. For enhancement of institute of social jobs it is offered: to increase number of the sanctions article of the Special part of the Criminal code providing this type of punishment; to exclude a possibility of replacement of social jobs with imprisonment; to develop the effective mechanism of execution of social jobs and control of the persons serving this sentence; to establish responsibility for creation of conditions for evasion from serving of this punishment. Besides, in case of local executive bodies it is necessary to create a special databank about works which can be executed by convicts. Such measure is capable to facilitate providing convicts with the corresponding work significantly.

Текст научной работы на тему «Наказание в виде общественных работ в Азербайджанской Республике»

УДК 343.2(4/8)

МУСА ГУМБАТ-ОГЛЫГУМБАТОВ,

Пенитенциарная служба Министерства юстиции Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджанская Республика, e-mail: [email protected]

НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Реферат: в статье рассматриваются вопросы применения общественных работ в Азербайджанской Республике, отмечается, что механизм реализации общественных работ достаточно подробно урегулирован законодательством, однако практика исполнения норм закона не лишена проблем и недостатков. Нередки факты формального исполнения общественных работ. Для совершенствования института общественных работ предлагается: увеличить число санкций статей Особенной части Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, предусматривающих данный вид наказания; исключить возможность замены общественных работ лишением свободы; разработать эффективный механизм исполнения общественных работ и контроля за лицами, отбывающими это наказание; установить ответственность за создание условий для уклонения от отбывания данного наказания. При местных органах исполнительной власти необходимо создать специальный банк данных о работах, которые могут быть выполнены осужденными. Такая мера способна существенно облегчить обеспечение осужденных соответствующей работой.

Ключевые слова: Азербайджанская Республика, уголовное наказание, общественные работы, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, пробация.

MUSA GUMBATOGLYGUMBATOV, Penitentiary service of the Ministry of justice of the Azerbaijan Republic, Baku, the Azerbaijan Republic, e-mail: [email protected]

PUNISHMENT IN THE FORM OF SOCIAL JOBS IN THE AZERBAIJAN REPUBLIC

Abstract: the author considers questions of application of social jobs in the Azerbaijan Republic. It is noted that the mechanism of implementation of social jobs is rather in detail settled by the legislation, however practice of execution of the provisions of the law isn't deprived of problems and shortcomings. The facts of formal execution of social jobs aren't rare. For enhancement of institute of social jobs it is offered: to increase number of the sanctions article of the Special part of the Criminal code providing this type of punishment; to exclude a possibility of replacement of social jobs with imprisonment; to develop the effective mechanism of execution of social jobs and control of the persons serving this sentence; to establish responsibility for creation of conditions for evasion from serving of this punishment. Besides, in case of local executive bodies it is necessary to create a special databank about works which can be executed by convicts. Such measure is capable to facilitate providing convicts with the corresponding work significantly.

Keywords: Azerbaijan Republi, criminal sanction, social jobs, convicts to punishments without isolation from society, a probation.

Общественные работы (их называют также обязательные, принудительные или общественно полезные) в системе наказаний появились недавно и поэтому имеют небольшую историю. Как альтернатива к лишению свободы они стали применяться со второй половины ХХ в. во многих зарубежных странах. Впервые общественные работы были включены в УК Швейцарии 1971 г. [1, с. 38], затем - в УК Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Канады, Польши, Чехии, Японии и других стран и в настоящее время успешно применяются. В бывшем Союзе ССР впервые общественные работы были включены в Основы уго-

ловного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 г., которые остались без дальнейшего применения. После распада СССР Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова, Грузия, Киргизия также предусмотрели общественные работы в своих новых уголовных кодексах.

Международные акты наряду с другими альтернативами лишению свободы рекомендуют применение общественных работ. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в ст. 8.2 рекомендуют применение «санкций о выполнении общественно полезных

© Гумбатов М. Г., 2017 © Gumbatov M. G., 2017

работ». Совет Европы также в своих актах, в том числе в Я (76)10 «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы», Я (1992)16 «О Европейских правилах по общим санкциям и мерам», Я (99)22 «О переполненности тюрем и роста числа заключенных», Я (2000)22 «Европейские правила об общественных санкциях и мерах» и других, рекомендует применение общественных работ в качестве замены наряду с другими наказаниями, не связанными с лишением свободы.

Уголовные кодексы Азербайджанской ССР 1922, 1927 и 1960 гг. не предусматривали наказание в виде общественных работ. Этот вид наказания был включен в действующий УК Азербайджанской Республики, который был принят 30 декабря 1999 г. и вступил в законную силу 1 сентября 2000 г. как один из основных видов наказаний. В системе наказаний общественные работы среди тринадцати наказаний заняли четвертое место после штрафа, лишения права управлять транспортным средством и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 47 УК Азербайджанской Республики общественные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид таких работ определяется местными органами исполнительной власти городов и районов по согласованию с чиновниками-исполнителями Министерства юстиции, которые наряду с решениями судов по гражданским и другим делам несут ответственность за исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. В зарубежных государствах виды и места общественных работ определяются в основном службами пробации. В связи с тем что выполнение общественных работ не требует специальной трудовой подготовки, они могут охватить практически все, что связано с наведением порядка, чисткой и уборкой территорий, участием в ремонтных, разгрузочных или погрузочных работах и т. д. Таким образом, круг общественных работ может быть легко расширен в зависимости от потребности общества. Однако в некоторых странах имеются определенные запреты при выборе общественных работ. Так, в Швеции осужденные, выполняющие общественные работы, не могут быть допущены к работе с пожилыми людьми и детьми [1, с. 39].

Первоначально общественные работы в Азербайджанской Республике устанавливались на срок от 60 до 240 часов, а для несовершеннолетних - от 40 до 160 часов. Согласно уголовному закону общественные работы не назначаются:

- лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;

- беременным женщинам;

- женщинам, имеющим на иждивении детей в возрасте до восьми лет;

- женщинам и мужчинам, достигшим пенсионного возраста;

- военнослужащим, проходящим действительную срочную военную службу по призыву.

В случае злостного уклонения осужденным от выполнения данных работ суд может заменить неотбытую часть общественных работ наказанием в виде лишения свободы на определенный срок. При этом срок выполнения осужденным общественных работ учитывается при определении наказания в виде лишения свободы на определенный срок из расчета один день лишения свободы к двенадцати часам общественных работ.

Необходимо отметить, что наказание в виде общественных работ в Азербайджане, в отличие от Российской Федерации, стали исполнять сразу после вступления в силу Уголовного кодекса и Кодекса по исполнению наказаний, то есть с 1 сентября 2000 г. Впоследствии законодателем были внесены изменения в ст. 47 УК. Так, Законом от 13 июня 2008 г. круг лиц, которым не назначались общественные работы, был расширен и в соответствующий список были включены дети с ограниченными возможностями здоровья. Законом от 2 ноября 2012 г. продолжительность общественных работ была увеличена на срок от 240 до 480 часов, а для несовершеннолетних - от 80 до 320 часов. Законом от 6 мая 2016 г. был изменен порядок учета общественных работ при замене их лишением свободы. Согласно этим изменениям уже восемь часов общественных работ стали учитываться как один день лишения свободы.

Наказание в виде общественных работ в первоначальной редакции УК Азербайджанской Республики от 1999 г. было предусмотрено в 50 составах 47 статей из 253 Особенной части Кодекса. За прошедший период в связи с исключением некоторых статей или санкций из составов УК республики наказания в виде общественных работ стали применяться реже. Одновременно они были включены в санкции новых составов преступлений, дополненных в УК. Так, на 1 февраля 2017 г. общественные работы были включены в 43 из 309 статей (они предусмотрены в 47 составах). Установлено, что применение общественных работ за преступления против личности предусмотрено в 16 статьях из 69, за преступления в экономической сфере -в 6 статьях из 51, за преступления против общественной безопасности и общественного порядка -в 7 статьях из 76, за преступления против государственной власти - в 14 статьях из 66. Только за преступления против мира и человечества и преступления против военной службы общественные

работы в качестве наказания не предусмотрены. В 20 статьях УК общественные работы предусмотрены за преступления, не представляющие большой общественной опасности, 21 статье - за менее тяжкие преступления, а в 2 статьях - за тяжкие преступления.

В 2001-2016 гг. применение общественных работ составляло в среднем за год 3,2 % всех осужденных судами республики [2]. Анализ показывает, что в 2001-2006 гг. общественные работы были

За шестнадцать лет, с 2001 по 2016 год, общественные работы назначались 7063 из 217 739 осужденных судами республики.

За последние годы количество лиц, приговоренных к наказанию в виде общественных работ, состоящих на учете службы чиновников-исполнителей, ежегодно уменьшалось. По информации Министерства юстиции Азербайджанской Республики, на 1 января 2017 г. на учете службы чиновников состояли 59 осужденных к общественным работам. Это на 6,3 % меньше, чем за аналогичный период 2016 г.

Касаясь применения судами общественных работ в Азербайджанской Республике за вышеуказанный период, необходимо отметить, что оно не всегда находилось на передовых позициях, не входило в первую тройку назначаемых осужденным наказаний. По нашему мнению, такое отношение является следствием того, что этот вид наказания пока всерьез не воспринимается как судьями, так и самими осужденными к общественным работам и общественностью как уголовно-правовая мера, создающая серьезные ограничения. Это подтверждается и актами

назначены от 4,3 до 7,1 % всех осужденных судами республики (от 600 до 1004 осужденным).

Начиная с 2007 г. количество случаев назначения наказания в виде общественных работ и осужденных к этому наказанию начало снижаться от 3,8 до 0,7 % в 2014 г. (от 553 до 99 осужденным). В 2015 г. общественные работы были назначены 121, а в 2016 г. - 123 осужденным, и за эти годы они составили 0,9 % всех осужденных судами республики (табл.).

Таблица

помилования. Анализ подписанных президентами Азербайджанской Республики за 2001-2016 гг. 39 актов помилования показал, что среди 4130 лиц, к которым они были применены, не было ни одного осужденного, отбывающего общественные работы. Такое положение, скорее всего, связано с тем, что сами осужденные к общественным работам, а также их родственники для рассмотрения вопроса о помиловании к главе государства не обращались.

В актах амнистии наряду с другими видами наказаний общественным работам также уделялось внимание. Так, во всех 6 актах амнистии, принятых в Азербайджанской Республике в 2001-2016 гг., наравне с другими видами наказания была предусмотрена возможность освобождения и от общественных работ. Необходимо отметить, что количество лиц, освобожденных от наказания в виде общественных работ, по актам амнистии было незначительным. Это связано с небольшим количеством осужденных, состоящих на учете. Так, при исполнении амнистии в 2001 г. количество осужденных к общественным работам составило всего

Год Общее число лиц, осужденных судами Азербайджанской Республики Число осужденных к общественным работам Процент осужденных к общественным работам

2001 13 688 600 4,4

2002 14 188 1004 7,1

2003 11 827 744 6,3

2004 13 353 775 5,8

2005 13 711 623 4,5

2006 14 206 613 4,3

2007 14 187 533 3,8

2008 13 995 434 3,1

2009 14 496 454 3,1

2010 14 312 360 2,5

2011 13 488 295 2,2

2012 12 938 169 1,3

2013 12 980 116 0,9

2014 13 342 99 0,7

2015 13 270 121 0,9

2016 13 758 123 0,9

Всего 217 739 7063 3,2

0,7 % (52 осужденных), 2003 - 4 % (311), 2007 г. - 2,3 % (226) [3, с. 163]. В 2009 г. амнистия была применена к 2,1 % (198), а 2013 г. - к 0,6 % (58) осужденным к общественным работам из общего количества амнистированных. При исполнении акта амнистии от 20 мая 2016 г. она была применена к 80 осужденным к общественным работам, что составило 0,7 % всех амнистированных лиц.

Таким образом, за исследуемый период общественные работы как вид уголовного наказания в Азербайджанской Республике сохранили свое место в системе наказания; число случаев их применения последовательно уменьшалось в санкциях статей Особенной части УК; практика применения их вначале последовательно росла, а начиная с 2007 г. стала снижаться; был расширен круг лиц, к которым эти работы не применяются; продолжительность выполнения этих работ изменилась в сторону увеличения. Они являются одним из основных альтернатив лишению свободы, которая может воспрепятствовать росту численности осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях страны; могут способствовать уменьшению расходов государства на организацию исполнения наказаний и содержание уголовно-исполнительной системы; обладают хорошим потенциалом для более широкого применения.

Касаясь практики исполнения этого вида наказания, необходимо отметить, что, несмотря на достаточное его регулирование в Кодексе по исполнению наказаний Азербайджанской Республики, а также в Правилах, определяющих механизм реализации общественных работ, утвержденных решением Коллегии Министерства юстиции от 29 декабря 2011 г., имеются проблемы и недостатки, отсутствует эффективный контроль за ними. Указанное было отмечено и в распоряжении Президента Азербайджанской Республики от 10 февраля 2017 г. «Об усовершенствовании деятельности в пенитенциарной сфере, о гуманизации политики назначения наказания, расширении применения альтернативных мер наказаний и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества». В этом документе даны поручения Министерству юстиции республики прекратить практику формального исполнения общественных работ и обеспечить эффективный контроль за ними. В связи с этим и в целях совершенствования управления исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в структуре Министерства юстиции Азербайджанской Республики была создана служба пробации. Таким образом, исполнение общественных работ скоро будет осуществлять эта служба. Верховному суду, Генеральной прокуратуре даны поручения разработать и пред-

ставить проекты законов о внесении изменений в Уголовный кодекс Азербайджанской Республики, в частности, об увеличении в санкциях статей Особенной части числа альтернатив лишению свободы и о расширении основ их применения. Кроме того, предусматривается подготовка проекта закона об установлении ответственности за создание условий по уклонению от отбывания наказания в виде общественных работ. Кабинету министров страны рекомендовано утвердить виды работ, предусмотренных для привлечения лиц, осужденных к общественным работам, и порядок определения мест для таких работ.

Для совершенствования института общественных работ, в целях обеспечения их широкого применения судами, повышения эффективности исполнения этого вида наказания в Азербайджанской Республике предлагаем:

- увеличить в санкциях статей Особенной части УК, предусматривающих ответственность за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и за менее тяжкие преступления объем применения этого вида наказания. Указанные преступления составляют в среднем 84-86 % общей преступности в Азербайджанской Республике [4];

- при необходимости заменить общественные раьоты только исправительными работами или штрафом, при этом установить приемлемую форму замены;

- отменить возможность замены этого наказания лишением свободы;

- предусмотреть в уголовном законе возможности применения институтов условного осуждения и отсрочки исполнения наказания к лицам, осужденным к этому наказанию;

- рассмотреть возможность применения условно-досрочного освобождения при выполнении не менее половины установленных часов, а также при исключительных обстоятельствах (тяжелая болезнь, получение инвалидности, чрезвычайные семейные ситуации и т. п.);

- разработать и принять эффективный механизм контроля за лицами, отбывающими этот вид наказания;

- сокращать круг лиц, к которым не применяются общественные работы, предусмотреть их назначение военнослужащим срочной службы, а также женщинам, имеющим на иждивении детей до восьми лет, лицам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам, но по их согласию;

- ввести в практику освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных к общественным работам, по актам помилования;

- установить административную ответственность за создание условий по уклонению от отбывания наказания.

В исследованиях, посвященных наказанию в виде общественных работ, указаны проблемы, возникающие в процессе его исполнения. Они связаны с вопросами обязательного медицинского и социального страхования, последствиями получения увечья или инвалидности при выполнении общественных работ, выходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности на основной работе лиц, отбывающих этот вид наказания, или рождением ребенка осужденными женщинами, а также с определением видов работ, которые должны выполнять осужденные [5, 6]. Указанные проблемы встречаются и в Азербайджанской Республике.

По нашему мнению, обязанности страхования можно было возложить на службу исполнения наказаний, так как конкретные места работы по согласованию с местными органами исполнительной власти определяются ею, или на самого осужденного, который подвергается ограничениям, вытекающим из наказания. Другие проблемы, объективно препятствующие выполнению общественных работ, необходимо решить в

пользу осужденных, предоставляя им возможности освобождения от наказания или отсрочку с учетом возникших обстоятельств.

Для решения вопросов, связанных с назначением общественных работ, предлагаем создать специальный банк данных при местных органах исполнительной власти и Министерстве юстиции, куда потенциальные работодатели помещали бы информацию о работах, которые могли бы выполнять осужденные к этому наказанию. Такой банк данных помог бы существенно облегчить обеспечение осужденных соответствующей работой. Некоторые из предложений уже нашли свое отражение в той или иной форме в работах российских ученых В. А. Уткина, Э. В. Лядова, А. П. Коваленко, Ю. В. Морозовой и др.

В заключение отметим, что для реализации наших предложений необходимо внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Кодекс по исполнению наказаний Азербайджанской Республики.

Список литературы

1. Питкевич Л. П. Обязательные работы в Российской Федерации и зарубежных странах // Бизнес в законе. 2013. № 4. С. 38-40.

2. Комитет по статистике Азербайджанской Республики. URL : http://www.qov.az/course/crime/az/ 009_xls (дата обращения: 04.03.2017).

3. Рзаева С. Н. Вопросы амнистии и помилования в уголовном праве Азербайджанской Республики. Баку, 2011.

4. Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики. URL : http://www.mia/qov.az/ (дата обращения: 04.03.2017).

5. Хвощевская Е. А. Применение наказание в виде общественных работ // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 264-267.

6. Лядов Э. В. Правовое регулирование исполнения наказания в виде обязательных работ // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. материалов мероприятий форума (Рязань, 5-6 декабря 2013 г.). Рязань, 2013. С. 69-71.

References

1. Pitkevich L. P. Objazatel'nye raboty v Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stranah [Compulsory work in the Russian Federation and foreign countries]. Biznes v zakone. Jekonomiko-juridicheskij zhurnal - Business in the law. 2013, no 4, pp. 38-40.

2. Komitet po statistike Azerbajdzhanskoj Respubliki [The Committee on statistics of the Republic of Azerbaijan]. Available at : www.qov.az/course/crime/az/009_xls. (Accessed 4 March 2017).

3. Rzaeva S. N. Voprosy amnistii i pomilovanija v ugolovnom prave Azerbajdzhanskoj Respubliki [Questions of Amnesty and pardon in criminal law of the Azerbaijan Republic]. Baku, 2011.

4. Ministerstvo vnutrennih del Azerbajdzhanskoj Respubliki [The Ministry of internal Affairs of the Republic of Azerbaijan]. Available at : http://www.mia/qov.az/ (Accessed 4 March 2017).

5. Hvoshhevskaja E. A. Primenenie nakazanie v vide obshhestvennyh rabot [Application of punishment in the form of public works]. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2013, no. 2, pp. 264-267.

6. Ljadov Je. V. Pravovoe regulirovanie ispolnenija nakazanija v vide objazatel'nyh rabot [Legal regulation of execution of punishment in the form of compulsory work]. Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum «Prestu-plenie, nakazanie, ispravlenie» (k 20-letiju prinjatija Konstitucii Rossijskoj Federacii): sb. materialov meropri-jatij foruma (Rjazan', 5-6 dekabrja 2013 g.) [International penitentiary forum «Crime, punishment, correction»

(to the 20th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation). Proc. the forum (Ryazan, December 5-6, 2013)]. Ryazan, 2013, pp. 69-71.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Гумбатов Муса Гумбат-Оглы - начальник орга- Gumbatov Musa G. - head organizational and

низационно-контрольного управления Пенитенциар- control management Penitentiary service of the

ной службы Министерства юстиции Азербайджан- Ministry of justice of the Azerbaijan Republic,

ской Республики, г. Баку, Азербайджанская Респуб- Baku, the Azerbaijan Republic, e-mail: qumba-

лика, e-mail: [email protected]. [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Гумбатов, М. Г. Наказание в виде общественных Gumbatov M. G. Nakazanie v vide obshhestven-

работ в Азербайджанской Республике / М. Г. Гумба- nyh rabot v Azerbajdzhanskoj Respublike [Punish-

тов // Человек: преступление и наказание. - 2017. - ment in the form of social jobs in the Azerbaijan Re-

Т. 25. - № 1. - С. 49-54. public]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man:

crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 1, pp. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.