Научная статья на тему 'Новеллы в законодательстве Азербайджанской Республики, связанные с уголовным наказанием в виде общественных работ'

Новеллы в законодательстве Азербайджанской Республики, связанные с уголовным наказанием в виде общественных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ / PUNISHMENT IN THE FORM OF COMMUNITY SERVICE / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / PROBATION SERVICE / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC OF AZERBAIDZHAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гумбатов Муса Гумбат-Оглы

Рассматриваются изменения, внесенные в законодательство Азербайджанской Республики в конце 2017 г., связанные с уголовным наказанием в виде общественных работ. Принятые новеллы создали благоприятные условия для устранения недостатков, решения ряда имеющихся проблем и совершенствования механизма исполнения наказаний в виде общественных работ. С целью повышения эффективности наказания в виде общественных работ и его исполнения, решения других проблем, встречающихся в практике, предлагается ряд изменений действующего законодательства Азербайджанской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVELS IN THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF AZERBAIDZHAN CONNECTED WITH CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF COMMUNITY SERVICE

The changes in the legislation of the Republic of Azerbaidzhan at the end of 2017 related to the criminal punishment in the form of community service are considered in the article. The adopted innovations created favorable conditions for the elimination of shortcomings, the solution of a number of existing problems and the improvement of the mechanism of execution of penalties in the form of community labor. In order to improve the efficiency of punishment in the form of community works and its execution, and to solve other problems encountered in practice, a number of changes in the current legislation of the Republic of Azerbaijan are proposed.

Текст научной работы на тему «Новеллы в законодательстве Азербайджанской Республики, связанные с уголовным наказанием в виде общественных работ»

УДК 343.241(479.24)

МУСА ГУМБАТ-ОГЛЫ ГУМБАТОВ,

заместитель начальника службы пробации Министерства юстиции Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджанская Республика, e-mail: qumbatovmusa@mail.ru

НОВЕЛЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, СВЯЗАННЫЕ С УГОЛОВНЫМ НАКАЗАНИЕМ В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Для цитирования

Гумбатов, М. Г Новеллы в законодательстве Азербайджанской Республики, связанные с уголовным наказанием в виде общественных работ / М. Г. Гумбатов // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 14(1-4), № 2. - С. 217-221.

Аннотация. Рассматриваются изменения, внесенные в законодательство Азербайджанской Республики в конце 2017 г., связанные с уголовным наказанием в виде общественных работ. Принятые новеллы создали благоприятные условия для устранения недостатков, решения ряда имеющихся проблем и совершенствования механизма исполнения наказаний в виде общественных работ. С целью повышения эффективности наказания в виде общественных работ и его исполнения, решения других проблем, встречающихся в практике, предлагается ряд изменений действующего законодательства Азербайджанской Республики.

Ключевые слова: наказание в виде общественных работ, служба пробации, Азербайджанская Республика.

В связи c необходимостью продолжения мер по модернизации системы государственного управления в судебно-правовой системе, построения деятельности государства, связанной с исполнением наказаний, в соответствии с современными требованиями организации эффективной деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, устранения имеющих место недостатков, полного обеспечения условий, исключающих коррупцию в области уголовного преследования и исполнения наказаний, а также применения новых технических средств и гуманизации карательной политики Президент Азербайджанской Республики 10 февраля 2017 г. подписал распоряжение «Об усовершенствовании деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики назначения наказания, расширении применения альтернативных мер наказаний и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества» [1]. В распоряжении наряду с другими вопросами были подчеркнуты и имеющиеся трудности в процессе исполнения наказания в виде общественных работ. В связи с этим соответствующим органам было поручено принять меры для полной регистрации указанных лиц по месту их работы, ве-

© Гумбатов М. Г., 2018

дения точного учета, отработанного осужденными времени и пресечения случаев уклонения их от общественных работ, а также установления ответственности должностных лиц за реализацию этого вида наказания. Для обеспечения эффективного контроля за исполнением общественных работ и других видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в структуре Министерства юстиции Азербайджанской Республики была создана служба пробации, которая стала официально функционировать с 1 декабря 2017 г.

Исходя из вышеизложенного законодательным органом страны - Милли Меджлисом законами от 17 октября и 1 декабря 2017 г. были внесены существенные изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в кодексы по административным правонарушениям и по исполнению наказаний Азербайджанской Республики. Этими изменениями были декриминализованы некоторые составы преступлений, в частности по экономическим преступлениям, сокращены пределы лишения свободы некоторых статей Уголовного кодекса, в систему наказаний было возвращено наказание в виде ограничения свободы, но уже с новым содержанием. Одновременно был совершенствован институт применения с потерпевшим, ужесточены требования к мере пресечения в виде заключения под стражу, расширены основы применения альтернатив к нему, в том числе условия применения электронных устройств контроля.

Значительные изменения коснулись и наказания в виде общественных работ, порядка его исполнения. При этом были учтены рекомендации Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), от 14 декабря 1990 г. а также опыт ряда европейских стран. Следует отметить, что вопросы, касающиеся истории возникновения, применения и исполнения наказания в виде общественных работ в Азербайджанской Республике, нами ранее были исследованы [2, с. 49-54].

Согласно изменениям, внесенным в ст. 47 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, во-первых, был расширен круг лиц, которым не назначаются общественные работы. Ими стали мужчины, самостоятельно воспитывающие детей до трехлетнего возраста и курсанты образовательных учреждений специального назначения, занимающиеся подготовкой военнослужащих. Во-вторых, в целях расширения применения общественных работ женщинам, имеющим на иждивении детей, возраст последних был снижен с восьми до трех лет.

Произошли изменения с заменой общественных работ другим видом наказания. Так, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания общественные работы сейчас можно заменить не только лишением свободы на определенный срок, но и ограничением свободы. При этом срок выполнения осужденным общественных работ учитывается при определении наказания в виде лишения свободы на определенный срок из расчета один день ограничения свободы - четыре часа или один день лишения свободы - восемь часов общественных работ.

Изменился и порядок исполнения общественных работ. В соответствии с новой ст. 34-1 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики местные органы исполнительной власти соответствующей административной единицы до начала каждого нового месяца должны направить в Министерство юстиции республики список мест проведения и количество лиц, необходимых для осуществления общественных работ. До изменения закона чиновник-исполнитель службы пробации был обязан каждый раз согласовывать с органами местной исполнительной власти конкретные места работы для привлечения к общественным работам осужденных. В настоящее время в соответствии с Кодексом по исполнению наказаний Азербайджанской Республики чиновник-

исполнитель службы пробации направляет осужденного на работу согласно списку мест проведения общественных работ. При необходимости получения или уточнения необходимой информации о местах проведения общественных работ чиновник-исполнитель службы пробации может направить запрос в местную исполнительную власть, на которую последний должен ответить в течение пяти рабочих дней.

В целях усиления контроля за исполнением наказания в виде общественных работ в ст. 34 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики была включена новая норма, которая обязала чиновника-исполнителя службы пробации не менее двух раз в месяц посещать места проведения общественных работ и по результатам составлять соответствующий протокол. Одновременно на чиновника-исполнителя службы пробации возложена другая обязанность. В соответствии со ст. 15-1 данного Кодекса, которая ввела понятие пробации и установила круг лиц, за которыми должен осуществляться пробационный контроль, при неустановлении места нахождения привлеченного к общественным работам осужденного свыше десяти дней чиновник-исполнитель службы пробации должен принять постановление о розыске и направить копию в местные органы полиции и одновременно ходатайствовать перед прокуратурой для направления представления в суд о его задержании.

Изменены и обязанности работодателя. Согласно новой редакции ст. 37 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики работодатель кроме осуществления контроля за выполнением работ, ведения учета отработанных часов, информирования об уклонении осужденного от выполнения общественных работ должен также сообщать местному органу исполнительной власти о наличии мест для проведения общественных работ, составлять график выполнения соответствующих работ каждым осужденным и не позднее трех дней направлять его чиновнику-исполнителю службы пробации.

Необходимо отметить, что согласно вышеуказанному распоряжению главы государства Кабинетом министров страны постановлением от 17 октября 2017 г. № 438 были утверждены Правила определения мест и виды общественных работ, к которым должны привлекаться осужденные. В соответствии с этими Правилами осужденные могут быть привлечены к общественным работам в нижеуказанных местах и выполнять следующие виды работ:

- благоустройство и уборка территорий городов, районов, парков, площадей, дорог, в том числе осуществление их озеленения, ликвидация последствий снега и дождевых вод;

- сбор, сортировка, перевозка, размещение, использование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение бытовых отходов, а также вещей, веществ, материалов, скопившихся в результате жизнедеятельности населения в местах их проживания;

- строительство и ремонт мест жительства граждан, больниц, школ, дошкольных образовательных учреждений, общежитий, пансионатов, учреждений социального обслуживания, а также других объектов социальной сферы;

- оказание помощи сельскохозяйственным учреждениям;

- ликвидация результатов природных катастроф;

- другие работы, имеющие общественное значение.

Согласно постановлению при исполнении наказания в виде общественных работ должны обеспечиваться права осужденных, связанные с нормами и принципами охраны труда, предусмотренными трудовым законодательством. Ответственность за соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, а также за рациональное использо-

вание труда осужденных привлеченных к общественным работам несет руководство учреждений, где они трудятся.

Негосударственные юридические лица, функционирующие на территории соответствующей административной единицы, могут также обращаться в местные органы исполнительной власти для включения их в соответствующий список, определяющий места привлечения к общественным работам.

В соответствии с вышеуказанными Правилами при привлечении осужденных к общественным работам необходимо учитывать их возраст, опыт, профессиональные навыки, а также соответствие режима работы и необходимых условий состоянию здоровья. Предпочтение необходимо отдавать работам в коллективной форме и на открытом воздухе. При выборе мест и видов общественных работ для несовершеннолетних следует учитывать их пол, образование, место их основной работы, физическое здоровье и психологические особенности, а также взгляды по восприятию жизни. При этом нужно отдавать предпочтение тем местам и работам, за которыми затруднено свободное наблюдение со стороны, а также невозможно ведение фото- и видеосъемок.

Кроме вышеуказанных изменений, Кодекс по административным правонарушениям Азербайджанской Республики был дополнен ст. 528-1, которая установила ответственность должностных лиц за невыполнение обязанностей по исполнению наказания или административного взыскания в виде общественных работ. Согласно этой новой норме все субъекты, ответственные за организацию и проведение общественных работ, то есть должностные лица местной исполнительной власти, работодатель и чиновник-исполнитель службы пробации, за неисполнение возложенных на них обязанностей привлекаются к административной ответственности, и судом в отношении их может применяться взыскание в виде денежного штрафа. В соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении в отношении должностных лиц местной исполнительной власти и работодателя составляет чиновник-исполнитель службы пробации, а в отношении последнего - прокурор соответствующего района (города).

Предполагаем, что указанные новеллы в законодательстве создали благоприятные условия для устранения недостатков, решения имеющихся ряда проблем, совершенствования механизма исполнения наказания в виде общественных работ, которые в ближайшем будущем могут выступить в качестве одной из главных альтернатив наказанию в виде лишения свободы в Азербайджанской Республике. Одновременно для повышения эффективности наказания в виде общественных работ и его исполнения, решения проблем, встречающихся в практике, требуется дальнейшее совершенствование законодательства. Во-первых, к субъекту, составляющему список мест общественных работ, то есть органам местной исполнительной власти, было бы целесообразно добавить и органы местного самоуправления. Принятие этого предложения могло бы существенно расширить возможности привлечения осужденных к общественным работам, в частности, в сельских местностях.

Во-вторых, в случае злостного уклонения осужденного от выполнения общественных работ предлагаем заменить ему наказание не только лишением свободы и ограничением свободы, но и исправительными работами. При этом замену можно было бы производить из расчета 30 часов общественных работ - один месяц исправительных работ.

В-третьих, предлагаем наделить чиновника-исполнителя службы пробации правом принятия решения по принудительному приводу осужденного, который уклоняется пройти регистрацию и получить направление на общественные работы. Это ускорило бы

процесс исполнения наказания, а также освободило бы прокурора и судью от принятия вышеуказанного решения в судебном порядке.

В-четвертых, в целях создания стимула для осужденных следует рассмотреть возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания общественных работ при добросовестном выполнении ими не менее половины установленных часов, а также при исключительных жизненных обстоятельствах (тяжелая болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста, беременность или рождение ребенка).

Для реализации вышеуказанных предложений необходимо внести изменения в ст. 47, 69, 76 Уголовного кодекса и в ст. 34 Кодекса по исполнению наказаний Азербайджанской Республики.

Наконец, последнее. Несмотря на возложение ответственности на руководителя учреждения за соблюдение норм защиты труда и техники безопасности, где трудятся осужденные, привлеченные к общественным работам, необходимо конкретизировать в соответствующих законодательных актах, в первую очередь в законах Азербайджанской Республики «О социальном страховании» и «О медицинском страховании», вопросы, связанные с возмещением ущерба при наступлении страховых случаев (болезнь, получение травм, инвалидность и т. д.). Это позволит существенно сократить время для получения соответствующих выплат и избежать необходимых судебных процедур, которые могут возникать между работодателем и осужденным.

Библиографический список

1. Азербайджан. 2017. 10 февр.

2. Гумбатов М. Г. Наказание в виде общественных работ в Азербайджанской Республике // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 1. С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.