ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО
НАДЗОРА
А.Ф. Давлетова, студент Е.В. Балашов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11507
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности осуществления правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений. Представлено описание государственного земельного надзора, как механизма реализации охраны земель и важного звена в системе государственного управления в сфере землепользования. Отмечено, что мероприятия государственного земельного надзора приводят собственников, землевладельцев, землепользователей к рациональному использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований. Для этого изучены нормативно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности в области земельных отношений.
Ключевые слова: земля, собственность, земельные отношения, надзор, контроль, регулирование, законодательство.
Конституция является основным законодательным актом в Российской Федерации, которой определяются общие основы деятельности в различных сферах жизнедеятельности людей и общества. Это касается и земельных отношений, статьей 9 Конституции РФ устанавливается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].
Использование земель, согласно п. 1 статьи 12 Земельного кодекса РФ (далее -ЗК РФ), должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности [2].
Соответственно, исходя из этого положения, были созданы такие механизмы реализации охраны земель, как государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществле-
ния государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу с 1 августа 2011 г., государственный земельный контроль наряду с другими видами контрольной деятельности в при-родоресурсной сфере был трансформирован в надзор, что нашло свое закрепление в ст. 71 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3, а также в п. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», позиционирующем государственный земельный надзор как одно из направлений государственного экологического надзора [2, 3, 4].
Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.
В соответствии со статьей 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и граждана-
ми требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [2].
Особенность государственного земельного надзора заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами по использованию и охране земель к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д.
Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, административных обследований.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планами проверок, утверждаемые органом прокуратуры. Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года.
Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
1. Для контроля за исполнением предписаний, которые были выданы, для контроля устранения ранее выявленных нарушений земельного законодательства.
2. При обнаружении обстоятельств, которые позволяют предполагать нарушение земельного законодательства.
3. При получении от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц или граждан жалоб, документов и иных доказательств, которые подтверждают нарушения земельного законодательства.
Несмотря на гражданскую сознательность лиц, имеют место и выявленные должностными лицами уполномоченных органов нарушения действующего законодательства. Большинство землепользователей просто не знают требований гражданских и земельных норм права, а некоторые просто не желают правильно оформлять все документы на используемую ими землю. Но отсутствие документов, подтверждающих право пользования на используемый земельный участок, является административным правонарушением, а лицо, виновное в его совершении, подлежит административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [2, 5].
Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами [2]. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ) [6].
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности [6].
Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) Росре-естр и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП: статьи 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) КоАП РФ [7].
В целях устранения правонарушений Росреестром (его территориальными органами) выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии контролируется Росреестром (его территориальными органами). В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ (возбуждение дела об административном правонарушении, ответственность, за которой предусмотрена ч. 25 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок
предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства», ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ «Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи» с дальнейшим направлением материалов дела в суд для привлечения к административной ответственности [7]. В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок (в том числе и неявка без уважительных причин) также влечет наложение административного штрафа.
При осуществлении государственными инспекторами по использованию и охране земель мероприятий государственного земельного надзора собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земель направляются на рациональное использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований.
В сегодняшних условиях земельный контроль за соблюдением земельного законодательства и рациональным использованием земель приобретает особенно большое значение. Ведь законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Но в то же время такая деятельность, по Конституции РФ, не должна наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Однако действия земельного контроля никогда не будут эффективными без тесного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от
02 августа 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 августа 2018 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об охране окружающей среды» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 02 августа 2019 г.) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13 августа 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. от 27 августа 2019 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 13 августа 2019 г.)) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/
8. Постановление Правительства РФ от 02 января 2015 г. № 1 (ред. от 08 сентября 2017 г.) «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (ред. от
03 августа 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/
9. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2018 году [Текст]: Уфа: Росреестр, 2019.
FEATURES OF IMPLEMENTATION OF THE STATE LAND SUPERVISION A.F. Davletova, Student
E.V. Balashov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article discusses the features of the implementation of legal regulation of control and Supervisory activities in the field of land relations. The description of the state land supervision as a mechanism of implementation of land protection and an important link in the system of public administration in the field of land use is presented. It is noted that the activities of the state land supervision lead owners, landowners, land users to the rational use of land in accordance with their intended purpose and conditions of provision, to compliance with the requirements established by law. For this purpose, the legal framework of control and supervision in the field of land relations has been studied.
Keyword: land, property, land relations, supervision, control, regulation, legislation.