Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
968
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / MEMBER-STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ / WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ / EXPORT CONTROL SYSTEM / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / INTERNATIONAL CONTROL REGIMES / КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / CONTROL LISTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозжегорова Ольга Алексеевна, Пышкин Юрий Вячеславович

В статье рассматривается состояние национальных систем экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического союза с позиции международного законодательства. Особое внимание уделяется определению направлений решения проблем, связанных с отсутствием единого порядка осуществления экспортного контроля в Евразийском экономическом союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мозжегорова Ольга Алексеевна, Пышкин Юрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF EXERCISING EXPORT CONTROL IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the state of national export control systems of member-states of the Eurasian Economic Union in the context of international law. Special attention is paid to framing the problems associated with the lack of a unified procedure of export control in the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

5. Приказ ФТС России от 24.01.2005 № 52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Малышенко Ю. В. и др. Начальная подготовка персонала инспекционно-досмотровых комплексов: учебник. Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2010. 460 с.

7. Афонин П. Н, Зубов В. А. и др. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов. М.: ФТС России, 2016. 87 с.

8. Башлы П. Н, Вербов В. Ф., Гамидуллаев С. Н. Таможенное дело: теория и практика применения мобильных инспекционно-досмотровых комплексов: учебник. Ростов н/Д: Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2015. 296 с.

9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками». СанПиН 2.6.1.3488-17.

О. А. Мозжегорова, Ю. В. Пышкин

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье рассматривается состояние национальных систем экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического союза с позиции международного законодательства. Особое внимание уделяется определению направлений решения проблем, связанных с отсутствием единого порядка осуществления экспортного контроля в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: государства - члены Евразийского экономического союза; оружие массового поражения; система экспортного контроля; международные контрольные режимы; контрольные списки; таможенный контроль.

Современная ситуация в мире характеризуется стремлением отдельных государств как к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки (ОМП), так и к попыткам создания собственного научно-технического и технологического потенциала, необходимого для их разработки. Одновременно с этими процессами активизируются усилия международных террористических организаций по приобретению товаров и технологий, позволяющих создавать подобное оружие с целью совершения террористических актов.

Важным инструментом предотвращения распространения ОМП является экспортный контроль, осуществляемый в отношении товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов [1].

Экспортный контроль имеет широкое применение, так как охватывает сферы торговли различными по характеру и области применения товарами. На

международных рынках все чаще появляются высокотехнологичные товары и технологии, предназначенные для использования в мирных целях, но которые могут быть использованы и для создания ОМП. В связи с этим в современных условиях крайне важно совершенствовать и укреплять меры экспортного контроля с целью пресечения всех возможных путей для нелегального вывоза за рубеж контролируемых товаров и технологий.

В целях правового регулирования экспортного контроля мировым сообществом была создана эффективная система экспортного контроля, основу который составляют международные договоры и международные контрольные режимы в области нераспространения ОМП.

Участие России в международной системе экспортного контроля продиктовано, в первую очередь, соображениями национальной безопасности и напрямую связано с рядом причин экономического, политического и военного характера. В связи с этим национальная система экспортного контроля Российской Федерации (РФ) призвана обеспечивать выполнение обязательств, принятых в рамках международных договоров, конвенций и соглашений в области нераспространения ОМП.

Создание в 2010 г. Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации потребовало формирования единой договорно-правовой базы в области экспортного контроля. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» (Решение № 52) предусматривалась подготовка проекта Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза (Соглашение) и единых списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах - членах Таможенного союза. Этим же Решением было установлено, что до введения в действие перечисленных выше документов в государствах - членах Таможенного союза применяется национальное законодательство в области экспортного контроля [2].

Вместе с тем в ходе проведенных межгосударственных переговоров были выявлены принципиальные разногласия в отношении отдельных положений данного Соглашения. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19.05.2011 № 84 [3] утверждены концептуальные подходы к проекту Соглашения, на основе которых разрабатывался второй вариант документа, который также не прошел процедуру согласования.

С 01.01.2014 вступил в действие Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор). В соответствии с Договором на базе действующего Таможенного союза образовалась международная организация региональной экономической интеграции, к которой 02.01.2015 присоединилась Республика Армения, а в августе 2015 г. - Кыргызская Республика.

В соответствии с положениями Договора при взаимной торговле между государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не применяются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также на единой территории Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы [4]. Государствами - участниками ЕАЭС для целей интеграции и либерализации торговли региона были гармонизированы многие виды государственного контроля. Однако Соглашение до настоящего времени так и не вступило в силу и регулирование торговли товарами и технологиями, подлежащими

экспортному контролю, по-прежнему остается прерогативой национального законодательства.

При этом основные положения проекта Соглашения [5] направлены на создание благоприятных условий для эффективного функционирования единой таможенной территории Таможенного союза и формирование единого экономического пространства, содействие развитию сбалансированных, взаимовыгодных торговых и научно-технических связей во взаимной торговле и в торговле с третьими странами, обеспечение защиты национальных интересов и безопасности своих государств (в том числе противодействие терроризму). Принятие подобного документа демонстрировало бы приверженность всех государств - членов ЕАЭС принципам нераспространения ОМП. Для реализации основных положений Соглашения все государства Союза должны в той или иной мере участвовать в международных договорах и соглашениях в области нераспространения ОМП. Именно поэтому для определения существующего состояния системы экспортного контроля стран ЕАЭС необходимо, прежде всего, проанализировать степень участия каждой из них в международных договорах и контрольных режимах нераспространения ОМП.

Основу международной правовой базы в области экспортного контроля составляют три бессрочных международных договора, в которых сформулированы главные принципы обеспечения нераспространения того или иного вида ОМП:

1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

2. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО).

3. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) [6].

Механизмы реализации основных принципов обеспечения нераспространения того или иного вида ОМП разрабатываются в рамках действующих в настоящее время международных контрольных режимов нераспространения ОПМ. К ним относятся: Комитет Цангера (КЦ), Группа ядерных поставщиков (ГЯП), Австралийская группа (АГ), Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ), Вассена-арские договоренности (ВД) [6].

Российская Федерация активно участвует во всех приведенных выше международных договорах и контрольных режимах. Единственным исключением является Австралийская группа (товары и технологии, которые могут использоваться для создания химического и бактериологического оружия). Это связано с тем, что Российская Федерация ратифицировала КЗхО и КБТО, подтвердив тем самым свою приверженность основным положениям Австралийской группы.

Республика Беларусь также поддерживает все существующие международные договоры и контрольные режимы экспортного контроля (кроме Австралийской группы), направленные на предотвращение распространения ОМП.

Республика Казахстан активно участвует в КЗхО и КБТО. Закрытие Семипалатинского ядерного испытательного полигона и присоединение к ДНЯО в качестве безъядерного государства подтвердило приверженность Казахстана политике контроля за нераспространением ОМП. В мае 2002 г. страна была принята в Группу ядерных поставщиков. Логическим дополнением членства Казахстана в Группе ядерных поставщиков стало вступление в Комитет Цангера в ноябре

2008 г. В настоящее время Казахстан активизировал работу по присоединению к другим многосторонним режимам экспортного контроля и подал заявку на вступление в Режим контроля за ракетной технологией [7].

Республика Армения также участвует во всех приведенных выше международных договорах как действующих инструментах предотвращения распространения ОПМ. Вместе с тем государство практически не участвует в международных режимах экспортного контроля. Данный факт объясняется особенностями экономики государства. Армения не является крупным производителем контролируемых товаров и технологий, поэтому присоединение к международным контрольным режимам для нее не столь актуально. Тем не менее Армения официально подала заявку на членство в Вассенаарских договоренностях, целью которых является экспортный контроль обычных видов вооружения, а также товаров и технологий двойного назначения [8].

Особое место в системе экспортного контроля стран - участниц ЕАЭС занимает Кыргызская Республика. Страна обладает значительным количеством природных ресурсов, в том числе запасами урана и возможностями его обогащения для использования в атомной промышленности. Эти обстоятельства вызвали необходимость ее участия в основных международных договорах, сформировавших основу международной правовой базы в данной сфере. Однако Киргизия до сих пор не участвует ни в одном из международных контрольных режимов [9].

Сводные данные по участию стран - членов ЕАЭС в указанных выше международных договорах и контрольных режимах в области нераспространения ОМП представлены в табл. 1.

Таблица 1

Участие стран - членов ЕАЭС в договорах и режимах в области нераспространения ОМП

Государство Договор Режим

ДНЯО КЗХО КБТО КЦ ГЯП РКРТ ВД АГ

Российская Федерация + + + + + + + -

Республика Беларусь + + + + + + + -

Республика Казахстан + + + + + Подана заявка - -

Республика Армения + + + - - - Подана заявка -

Кыргызская Республика + + + - - - - -

Таким образом, можно сделать вывод о том, что страны - члены ЕАЭС имеют различный уровень участия в международных контрольных режимах, что влечет за собой повышенные риски в части соблюдения мер экспортного контроля, в том числе в условиях взаимной торговли.

Следует иметь в виду, что одним из важнейших элементов национальной системы экспортного контроля любого государства являются контрольные списки товаров и технологий, экспорт которых должен контролироваться. При этом каждая страна на основе рекомендаций международных контрольных режимов разрабатывает национальные контрольные списки и национальные правила экспорта контролируемых товаров, служащие основой для осуществления экспортного контроля.

Основу для разработки контрольных списков Республики Беларусь и Российской Федерации составили типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденные Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 № 190 «О типовых списках товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и общих требованиях к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю» (Решение № 190). Данные списки, в свою очередь, соответствуют контрольным спискам международных контрольных режимов. Так, Российская Федерация и Республика Беларусь имеют шесть схожих по внутреннему наполнению списков контролируемых товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.

В Республике Казахстан применяется единый унифицированный список продукции, подлежащей экспортному контролю, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 05.02.2008 № 104 «Об утверждении номенклатуры (списка) продукции, подлежащей экспортному контролю». Основой для его разработки стал контрольный список Европейского союза (ЕС) [7]. Аналогичный единый список, разработанный на основе списка контролируемых товаров ЕС, утвержден Правительством Республики Армения. Эти списки периодически обновляются и приводятся в соответствие со списком ЕС [8].

Кыргызская Республика осуществляет экспортный контроль в соответствии с Национальным списком контролируемой продукции. Данный список включает шесть приложений, разработанных на основании типовых списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и утвержденных Решением № 190. Приложения (списки) гармонизированы со списками контролируемых товаров и технологий Российской Федерации и Республики Беларусь [9].

Сводные данные по наличию и структуре национальных контрольных списков стран - членов ЕАЭС представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ контрольных списков стран - участниц ЕАЭС

Государство Российская Федерация Республика Беларусь Кыргызская Республика Республика Казахстан Республика Армения

X .о ИС ИС ИС Единый кон- Единый кон-

.0 о ЯО ЯО ЯО трольный список трольный список

рв т о О б РО РО РО

* 5 ш с рс ДН ДН ДН

у ХО ХО ХО

р й БО БО БО

Принятые сокращения: ИС - список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль; ЯО -список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется; РО - список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия; ДН - список товаров и технологий двойного назначения; ХО - список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия; БО - список материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании биологического оружия.

Анализ состояния системы экспортного контроля государств - членов ЕАЭС с позиции международного законодательства позволяет сделать вывод о том, что существует ряд наднациональных факторов, напрямую влияющих на эффективность осуществления экспортного контроля таможенными органами этих государств. К ним относятся:

- разная степень участия государств - членов ЕАЭС в международных контрольных режимах нераспространения ОМП;

- отсутствие единого порядка экспортного контроля в ЕАЭС;

- отсутствие единых списков контролируемых товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.

Эти факторы в совокупности с переносом таможенного контроля на внешние границы ЕАЭС создают серьезные риски использования недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сложившегося положения с целью возможной организации несанкционированных поставок контролируемых товаров и технологий в третьи страны.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» [1] экспортный контроль в России осуществляется посредством следующих методов правового регулирования ВЭД:

- идентификации контролируемых товаров и технологий;

- разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями;

- таможенного контроля при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ, в соответствии с таможенным законодательством РФ о таможенном деле;

- организации и проведения проверок соблюдения российскими участниками ВЭД требований экспортного контроля.

Таким образом, важнейшим и неотъемлемым методом экспортного контроля является таможенный контроль, который обеспечивает соблюдение разрешительного порядка перемещения контролируемых товаров и технологий через таможенную границу государства. Следовательно, экспортный контроль в условиях действующего национального законодательства может эффективно осуществляться только при наличии жесткого взаимодействия разрешительного порядка в отношении контролируемых товаров и технологий и их таможенного контроля.

Вместе с тем различия в национальных законодательствах государств - членов ЕАЭС в сфере экспортного контроля, а также упразднение таможенного контроля во внутренней торговле создают риски распространения ОМП как на таможенной территории ЕАЭС, так и за ее пределами. Например, контролируемый в одной стране Союза товар или технология беспрепятственно вывозится в другую страну Союза, где контролируемым не является. Затем этот товар после таможенного контроля без применения мер экспортного контроля окончательно вывозится за пределы ЕАЭС в третьи страны. Подобный несанкционированный вывоз товаров и технологий двойного применения, по сути, означает невыполнение страной экспорта взятых на себя международных обязательств по нераспространению ОМП.

Отсюда можно сделать вывод о том, что между законодательством ЕАЭС и действующими законодательствами государств - членов ЕАЭС существует серьезное противоречие. С момента создания Таможенного союза отсутствует таможенный

контроль на внутренних границах государств - членов Союза. Вместе с тем Решением № 52 государствам предоставлено право осуществлять экспортный контроль в рамках национального законодательства. Национальное законодательство РФ предусматривает получение участником ВЭД лицензии или разрешения Комиссии по экспортному контролю (КЭК) в случае вывоза контролируемых товаров в другие страны, в том числе в страны, являющиеся членами ЕАЭС [10]. Однако сложившаяся ситуация лишает таможенные органы права контролировать перемещение этих товаров двойного применения во внутренней торговле Союза, тем самым в разы снижая эффективность национальных систем экспортного контроля.

Следует отметить, что несанкционированный вывоз товаров и технологий двойного применения в государства - члены Союза не всегда является конкретной целью участников ВЭД. Нарушение национального законодательства достаточно часто связано с тем, что они в принципе не обладают информацией о необходимости оформления лицензии или разрешения КЭК для осуществления экспорта списочных товаров и технологий в условиях функционирования ЕАЭС. Вместе с тем абз. 2 ст. 30 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» [1] установлено, что нарушением законодательства РФ в области экспортного контроля является осуществление внешнеэкономических операций с товарами, на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений.

Данное нарушение влечет за собой административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на российского хозяйствующего субъекта в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой. Так, имеющийся на сегодняшний день пробел в законодательстве ЕАЭС ведет к непредвиденным убыткам добросовестных участников ВЭД в связи с необходимостью уплаты административного штрафа по результатам судебного разбирательства, а порой и к потере части бизнеса в связи с прекращением поставок товара определенному покупателю [11].

Для решения рассмотренных проблем необходимо формирование единой законодательной базы государств - членов ЕАЭС в области экспортного контроля, которое предусматривает безотлагательное принятие единого порядка экспортного контроля и единых списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Только реализация странами - членами Союза вышеперечисленных мер позволит противостоять отдельным государственным и негосударственным субъектам в их попытках приобретения контролируемых товаров и технологий с целью создания и распространения ОМП. Решение этой проблемы особо актуально на фоне активизации усилий международных террористических групп по приобретению товаров и технологий двойного применения с целью последующего совершения террористических актов.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19.05.2011 № 84 «О концептуальных подходах к проекту Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 782 «О проекте Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. URL: http://fstec.ru.

7. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстана. URL: http:// www.mfa.kz/ru.

8. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Армения. URL: http:// www.mfa.am/ru.

9. Официальный сайт Министерства экономики Кыргызской Республики. URL: http:// mineconom.gov.kg/index.php?lang=ru.

10. Информационное письмо ФСТЭК России от 04.02.2014 «О соблюдении требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанной с передачей контролируемых товаров и технологий в другие государства - члены Таможенного союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Витюк В. В., Федоренко К. П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Внешнеэкономический вестник. 2014. № 7. С. 83.

Ю. В. Малышенко, М. П. Богданов

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ВЫПУСКА ТОВАРОВ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖНЕЙ

Рассматриваются правовые основы и особенности реализации процессов автоматической регистрации и автоматического выпуска таможенных деклараций. Обсуждается статистика внедрения технологий регистрации и автоматического выпуска таможенных деклараций на примере Дальневосточного таможенного управления, а также выявляются основные причины проблем, возникающих при их внедрении.

Ключевые слова: электронное декларирование; автоматическая регистрация декларации; автоматический выпуск декларации; статистика.

Российская таможня еще с конца 90-х гг. минувшего столетия проводила эксперименты, связанные с созданием системы электронного декларирования. В настоящее время термин «электронное декларирование» широко используется в таможенной сфере, однако в российском таможенном законодательстве нет определения его значения. Легитимным является термин «декларирование в электронной форме», под которым понимают подачу декларации и иных документов в электронной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.