Научная статья на тему 'Особенности осмысления событий Первой мировой войны в произведениях российских и зарубежных писателей-современников'

Особенности осмысления событий Первой мировой войны в произведениях российских и зарубежных писателей-современников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2038
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR I / ПАЦИФИЗМ / PACIFISM / ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ / LOST GENERATION / ФАШИЗМ / FASCISM / Э.М. РЕМАРК / E.M. REMARQUE / Э.М. ХЕМИНГУЭЙ / E.M HEMINGWAY / А.И. СОЛЖЕНИЦЫН / A. I. SOLZHENITSYN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полетаева Анастасия Андреевна

В статье раскрываются антивоенные взгляды писателей-современников, особенности мировоззрения потерянного поколения, исследуются истоки пацифизма на основе произведений художественной литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Events of World War I in the light of imaginative works of Russian and foreign Contemporaries

This article describes the anti-war views of writers contemporaries, especially outlook lost generation, explores the origins of pacifism based on works of fiction

Текст научной работы на тему «Особенности осмысления событий Первой мировой войны в произведениях российских и зарубежных писателей-современников»

ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ СОБЫТИЙ

ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ-СОВРЕМЕННИКОВ

ПОЛЕТАЕВА Анастасия Андреевна

МАОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова, 10 «Б» класс.

Научный руководитель: Волкова Галина Юрьевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 22

В статье раскрываются антивоенные взгляды писателей-современников, особенности мировоззрения потерянного поколения, исследуются истоки пацифизма на основе произведений художественной литературы

Ключевые слова: Первая мировая война, пацифизм, потерянное поколение, фашизм, Э.М. Ремарк, Э.М. Хемингуэй, А.И. Солженицын.

Разделение европейских государств на блоки, их соперничество и гонка вооружений - все это вылилось в самую кровопролитную войну, которую знала история того времени. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Все достижения науки и техники были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле и в воздухе, на воде и под водой. 10 млн убитых, 18 млн раненных - таков итог войны. Первая мировая война, экономический кризис, резкое обострение социальной напряженности и взрыв военного насилия дали сильнейший толчок к стихийному распространению пацифистских настроений в массовом сознании. Вспоминая о той эпохе, Ромен Роллан писал: «Потребовались годы долгого и мучительного опыта, преодоления иллюзий и ошибок, прежде чем мы поняли, что кумиры, к которым обращалась наша вера, давно прогнили, что ими стали пользоваться как орудием обмана...» [1, с. 104].

Антивоенным идеям были подвержены многие писатели и мыслители западного общества. К числу пацифистов примыкает и американский писатель Эрнест Миллер Хемингуэй. Он не раз сам принимал участие в военных действиях во время Первой

мировой. В 1948 г. в своем предисловии к новому изданию «Прощай, оружие!» он говорит, что писатель «... не может оставаться равнодушным к тому непрекращающемуся наглому, смертоубийственному, грязному преступлению, которое представляет собой война» [2, с. 5].

В этом романе Хемингуэй показывает нам, как война и связанные с ней бедствия лишают человека достойной и полной жизни, права на счастье. Главный герой романа - американский лейтенант Фредерик Генри добровольно отправляется на итало-австрийский фронт в 1917 г. Здесь он возглавляет отделение санитарных частей итальянской армии. На первых страницах Хемингуэй подчеркивает обыкновенность своего героя, который живет сегодняшним днем и не задумывается о последствиях войны. Однако фронтовые будни очень скоро рассеивают «розовый туман», Генри убеждается, что вокруг творится лишь бессмысленная братоубийственная бойня. В этой ужасной атмосфере герой знакомится с медсестрой госпиталя Кэтрин Баркли и незаметно для себя влюбляется в нее. Вскоре, после нескольких поражений итальянской армии, Фредерик вынужден дезертировать, вместе с Кэтрин он бежит в нейтральную Швейцарию. Они поселяются в горах, наслаждаются жизнью, она ждет ребенка. Лишь здесь главный герой романа испытывает всю полноту счастья, впервые перестает чувствовать себя одиноким. Идиллия оказывается недолгой - Кэтрин умирает во время родов. В финале писатель приводит своего героя к осознанию красоты и счастья жизни, но в то же время ее жестокости и невозможности прожить ее заново.

Интересно, что роман Хемингуэя во многом автобиографичен: писатель также служил на итальянском фронте, был ранен и лежал в итальянском госпитале, где у него был роман с медсестрой.

Важную роль в возникновении и становлении пацифистского движения в Европе сыграло появление так называемого потерянного поколения. Потерянное поколение - так принято называть молодых людей, прошедших войну, духовно травмированных и разочаровавшихся в современном обществе. Вернувшись с фронта, эти люди не смогли снова жить нормальной жизнью.

Все казалось им мелочным и недостойным внимания, они резко ощущали свою отчужденность от общества. «Неучтенные жертвы войны», - так говорили о них. Именно такого человека описал в своем произведении Хемингуэй.

Само выражение «потерянное поколение» впервые было произнесено американской писательницей Гертрудой Стайн: «Все вы - потерянное поколение, вся молодежь, побывавшая на войне». Судьбы таких людей, фронтовые будни и их жизнь после войны описали в своих произведениях Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Шервуд Андерсон, Томас Вулф, Натаниэль Уэст.

Выразителем сознания потерянного поколения, ярким приверженцем пацифизма стал немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. В 1916 г. он был призван в армию, а в 1917 г. был отправлен на Западный фронт. В этом же году получил множественные ранения, остаток войны провел в военном госпитале Германии. В 1929 г. публикуется одно из наиболее известных его произведений «На западном фронте без перемен», где Ремарк описывает все ужасы войны с точки зрения двадцатилетнего солдата. В эпиграфе он пишет: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов» [3, с. 5]. Роман вышел, стал и исповедью, и обвинением войны.

Пауль Боймер - главный герой, от лица которого ведется повествование. В возрасте девятнадцати лет он и весь его класс добровольно призываются в немецкую армию и отправляются на Западный фронт. Здесь он впервые лицом к лицу сталкивается с суровой действительностью военной жизни. Внушенные в школе слова о добропорядочности и честности, о беззаветном служении Отечеству и кайзеру не проходят испытания настоящей жизнью. Герой открывает новую, античеловечную правду о войне. Повествование напоминает фронтовой дневник, читателя шокируют ужасные подробности жизни в окопах, массовых убийств, солдатской ругани. Однако даже в таких страшных условиях главный герой сохраняет свое доброе сердце, какие бы сложности он ни переживал. Пауль Боймер сознает, что даже

выжив и вернувшись к мирной жизни, его поколение навсегда останется лишним. «Теперь мы вернемся усталыми. В разладе с собой, опустошенными, вырванными из почвы и растерявшими надежды. Мы уже не сможем прижиться. мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, - одни приспособятся, другие покорятся судьбе. А многие не найдут себе места.» [3, с. 236]. Из краткого последнего абзаца мы узнаем, что Пауль Бойнер был убит в октябре 1918 г., в один из дней, про которые военные сводки писали: «.на западном фронте без перемен».

Тему потерянного поколения продолжает еще один роман Э.М. Ремарка «Три товарища». Действие происходит в 1928 г. в Германии. Разрушительные последствия войны, экономический кризис приводят к страшной безработице и расцвету проституции. Люди, прошедшие войну, не могут избежать призраков прошлого. Вся жизнь пронизана безысходностью и отчаянием. Главный герой Роберт Лакамп и его друзья Отто Кестер и Ленц Готтфрид содержат небольшую автомастерскую. Однажды Робби встречает очаровательную девушку Пат. Они влюбляются, и, кажется, вот оно - счастье. Но и в ее судьбе война оставляет свой след: голодное детство становится причиной туберкулеза, и она умирает. Ленца убивают во время митинга. Несмотря на то, что страницы книги проникнуты грустью и отчаянием, роман говорит о жажде жизни, о спасительной силе любви и дружбы.

Бедствия и ужасы Первой мировой войны также отражены во многих произведениях отечественных писателей, таких как «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.

Роман-эпопея «Красное колесо» Александра Солженицына рассказывает о судьбе России 1914-1917 гг., немалое внимание в нем уделено и событиям Первой мировой. Вся книга, по авторскому определению, состоит из двух «действий» и четырех «узлов». «Август Четырнадцатого» - первый узел исторической эпопеи. В нем анализируются события начала войны и детально рассматриваются последствия Самсоновской катастрофы, а также дан художественный обзор царствования последнего императора Николая II. Солженицын показывает, сколь неожидан-

ным объявление войны стало для простого народа: «.война ворвалась совсем не к ляду, в тридцать два года, в сок, и, как всегда кажется, на самом захватном месте. Так протолкаться бы ее, не повредя себя». Выдающийся русский писатель и философ раскрывает отношение народа к войне: «. войны никто никогда не предлагал, не хвалил, не манил ею, она казалась вовсе исключена в цивилизованный развитой век, - так некогда было к ней и подготовиться. Было усвоенное представление: война -грех. Без единой проверки легко было так считать. Но вот разразилась первая - и в раздольной безтревожной степи, под небом безтучным - засосало» [4, с. 311]. Задуманный в 1937 г. и завершенный в 1980 г. «Август четырнадцатого» А.И. Солженицына представляет собою значительную веху в художественном освещении Первой мировой войны. В последующих узлах романа писатель детально рассматривает социальную обстановку и общественные настроения России в ходе войны. На этом фоне прослеживаются личные судьбы персонажей, от простого солдата и рабочего-подпольщика до Государя Императора.

Проанализировав все вышесказанное, мы можем понять, что Первая мировая война изменила сознание многих писателей и философов, способствовала формированию новых идеалов. Одним из важнейших итогов осмысления событий войны стало развитие идей пацифизма. Изможденные ужасами войны, уставшие жить в страхе за свою жизнь и жизнь своих близких, люди хотели мира и покоя. Первая мировая стала своеобразным уроком, который научил человечество ценить жизнь. Однако в это же время в Италии зародилось еще одно течение - фашизм, которое, как показала история, оказалось сильнее. Рост безработицы, классовые столкновения, тяжелое экономическое положение усугубляли положение стран, потерпевших поражение. Практически сразу после окончания войны Германия и Италия стали думать о новом переделе мира. Шовинистическая пропаганда оперировала такими лозунгами и понятиями, как «нас предали», «над нами надругались», «спасение нации», «укрепление национального достоинства». 18 сентября 1922 г. Адольф Гитлер во всеуслышание заявил: «Нельзя допустить, чтобы гибель двух миллионов немцев оказалась напрасной. Наша

обязанность отомстить за них» [5, с. 27]. Уроки истории не пошли многим немцам на пользу, и идея реванша затмила потери, понесенные человечеством. Первая мировая война не стала последней в истории, как на то возлагали надежды в первые послевоенные годы, напротив - она породила другую, еще более кровопролитную и разрушительную, по существу, ставшую ее продолжением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Роллан Р. Собрание сочинений. М., 1958. Т. 13.

2. Хемингуэй Э.М. Прощай, оружие! М., 2014.

3. Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. М., 2008.

4. Солженицын А.И. Красное Колесо. М., 1993.

5. Киган Джон. Первая мировая война. М., 2004.

6. Зайончковский А.М. Первая мировая война. СПб., 2000.

7. Ремарк Э.М. Три товарища. М., 2004.

8. Филатов Г. История фашизма в Западной Европе. М., 1978.

9. Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм. «Потерянное поколение» в литературе [Электронный ресурс]. URL: http:// www.licey.net/lit/american/lost

10. Многоликий пацифизм. [Электронный ресурс]. URL http://krotov.info/libr_min/16_p/paz/ifizm_08.htm

11. Пацифизм. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/

12. Первая мировая война в литературе первой половины ХХ века [Электронный ресурс]. URL http://20v-euro-lit.niv.ru/

13. Потерянное поколение. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL http://dic.academic.ru/

14. Причины и итоги Первой Мировой войны. [Электронный ресурс]. URL http://www.bibliofond.ru/

EVENTS OF WORLD WAR I IN THE LIGHT OF IMAGINATIVE WORKS OF RUSSIAN AND FOREIGN CONTEMPORARIES

Poletaeva A.A., MAOU school № 22 with in-depth study of specific subjects in Tambov, 10 b class.

Supervisor: Galina Y. Volkova, a teacher of history and social science, School № 22 with in-depth study of specific subjects in Tambov

This article describes the anti-war views of writers - contemporaries, especially outlook lost generation, explores the origins of pacifism based on works of fiction

Key words: World War I, pacifism, the lost generation, fascism, E.M. Remarque, E.M Hemingway, A. I. Solzhenitsyn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.