Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационное происшествие / место авиационного происшествия / расследование авиационных происшествий / воздушное судно / aircraft accident / aircraft accident site / aircraft accident investigation / aircraft

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ю.И. Ихсанова

Осмотр места авиационного происшествия характеризуется наличием специфических черт, обусловленных необходимостью обладания специальными знаниями в области авиационной техники, а также объективными особенностями самих авиакатастроф: большой площадью территории, подлежащей осмотру, в некоторых случаях ее труднодоступностью, и значительностью жертв. В статье дано понятие авиационного происшествия, места авиационного происшествия, выявлены наиболее часто встречающиеся особенности осмотра места авиационного происшествия, являющегося базисом для успешного расследования дела, а также приведена тактика осмотра такого следственного действия как при столкновении воздушного судна с землей, так и с водной поверхностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INSPECTION OF AIRCRAFT ACCIDENT SITE

Inspection of the accident site is characterized by the presence of specific features due to the need for special knowledge in the field of aviation technology, as well as the objective features of the plane crashes themselves: a large area of the territory subject to inspection, in some cases its inaccessibility, and the significant number of casualties. The article gives the concept of an aircraft accident, an aircraft accident site, identifies the most common features of the inspection of an aircraft accident site, which is the basis for a successful investigation of the case, and also provides tactics for examining such an investigative action both in the event of an aircraft collision with the ground and with a water surface.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Ю.И. Ихсанова, студент

Научный руководитель: А.А. Файзуллина, канд. юрид. наук, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-3-126-130

Аннотация. осмотр места авиационного происшествия характеризуется наличием специфических черт, обусловленных необходимостью обладания специальными знаниями в области авиационной техники, а также объективными особенностями самих авиакатастроф: большой площадью территории, подлежащей осмотру, в некоторых случаях ее труднодоступностью, и значительностью жертв. В статье дано понятие авиационного происшествия, места авиационного происшествия, выявлены наиболее часто встречающиеся особенности осмотра места авиационного происшествия, являющегося базисом для успешного расследования дела, а также приведена тактика осмотра такого следственного действия как при столкновении воздушного судна с землей, так и с водной поверхностью.

Ключевые слова: авиационное происшествие, место авиационного происшествия, расследование авиационных происшествий, воздушное судно.

Для выявления особенностей осмотра места авиационного происшествия в первую очередь необходимо обратиться к определению термина «авиационное происшествие». Легальное определение этого понятия дано в п. 1.2.2.1 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года № 609 (далее - ПРАПИ-98): авиационное происшествие - это «событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно», и при этом находившемуся на этом воздушном судне лицу вследствие причин, относящихся к использованию воздушного судна, был причинен вред здоровью, повлекший смерть, а само воздушное судно получило такие повреждения или разрушения его конструкций, которые:

а) привели к нарушению прочности конструкции и ухудшили его технические и летные характеристики,

б) требуют крупного ремонта или замены поврежденного элемента конструкции воздушного судна,

либо вовсе пропало без вести или оказалось в местности, где «доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений».

Причины авиационных происшествий могут быть самыми различными: неблагоприятные погодные условия, сбои в работе авиационной техники, так называемый «человеческий фактор».

Место авиационного происшествия -это та территория, на которой находится само воздушное судно, элементы его конструкции, перевозимый груз и (или) багаж пассажиров, трупы пассажиров и членов экипажа, следы взаимодействия воздушного судна с деревьями, строениями и т.д. В том случае, если авиационное происшествие произошло над водной поверхностью или в результате столкновения воздушного судна с ней, то местом происшествия считается как дно водоема, так и его поверхность в случае нахождения на ней

обломков, груза, трупов пассажиров и т.п. [5, с. 314].

Место авиационного происшествия характеризуется большим размером территории, которая подлежит осмотру, в некоторых случаях и размытостью ее границ. Нередки и случаи, когда воздушное судно оказывается в труднодоступной местности (вдали от населенных пунктов, в лесу, болоте и т.п.), в связи с чем представляются проблематичными как сам проезд к месту происшествия, так и его осмотр. В таких случаях к участию в поисковых мероприятиях принято привлекать органы МЧС, которые содействуют следователям и в ходе осмотра места авиационного происшествия. Также практически всегда при авиационных происшествиях имеется значительное количество пострадавших и (или) погибших.

При этом важно учитывать, что место авиационного происшествия имеет такую специфику, как изменение его обстановки, что обусловлено, в том числе, и спасением раненых и пострадавших, извлечением трупов, тушением пожара, уборкой обломков с транспортных магистралей. Все это усложняет обнаружение, фиксацию и изъятие следов, вещественных доказательств. В этой связи представляется необходимым проведение осмотра места авиационного происшествия немедленно, даже в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях. От своевременности осмотра места авиационного происшествия во многом зависит исход расследования такого происшествия. Кроме того, данное следственное действие может быть единственным источником установления истины по делу, который позволит определить как причину произошедшего события, так и, при наличии таковых, виновных лиц.

Осмотр места авиационного происшествия проводится одновременно с комиссией, проводящей служебное (ведомственное) расследование. Важно указать на то, что в данном случае задачей следователя является поиск причин и, при наличии таковых, виновных в произошедшем, а к задачам комиссии относится лишь поиск

причин авиационного происшествия [3, с. 826].

Расследование авиационных происшествий на территории Российской Федерации и вне ее с участием российских воздушных судов в соответствии с пунктом 2.1.1 ПРАПИ-98 организует МАК (Межгосударственный авиационный комитет), который «формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия», имеющую статус государственной комиссии.

Данное обстоятельство одновременно и затрудняет работу следователя, поскольку на месте авиационного происшествия одновременно находится большое количество людей, задействованных в расследовании случившегося, и способствует более грамотному и эффективному расследованию благодаря возможности получения на месте консультаций высококвалифицированных специалистов в области авиации. Соответствующие специалисты помогают следователю в уяснении назначения и устройства элементов конструкции воздушного судна, выявлении признаков, имеющих значение для дела, правильном описании изъятых вещественных доказательств в протоколе. Специалист может подсказать, какие объекты с места авиационного происшествия целесообразно направить на экспертизу, как правильно упаковать эти объекты, какие вопросы необходимо поставить перед экспертами [4, с. 100].

Осмотр места авиационного происшествия, как и осмотр места происшествия в целом, проводится согласно разработанным криминалистикой общим правилам и тактическим приемам, однако имеет свою специфику в подготовке и непосредственном проведении.

Получив сообщение об авиационном происшествии, следователю необходимо выяснить время и место произошедшего, тип воздушного судна, количество находившихся на борту людей, количество пострадавших и что происходит в данный момент на месте происшествия. Незамедлительно организуется спасательная операция по минимизации человеческих

жертв и по тушению пожара при такой необходимости [3, с. 819]. Привлеченные к осмотру места авиационного происшествия представители правоохранительных органов устанавливают свидетелей-очевидцев произошедшего, участвуют в поисковых мероприятиях, в том числе и направленных на обнаружение так называемых «черных ящиков», в дальнейшем их сохранении, оцеплении места авиационного происшествия.

На этапе подготовки к осмотру места авиационного происшествия к этому следственному действию привлекаются специалисты в области авиационной техники, специалисты-криминалисты для производства фото- и видеосъемки, специалисты в области аэрофотосъемки, а при наличии жертв и пострадавших - специалисты в области судебной медицины или врач в силу требований ст. 178 УПК РФ. В качестве понятых приглашаются, как правило, местные жители, не являющиеся свидетелями авиационного происшествия, либо военнослужащие из оцепления [5, с. 315]. Осмотр места авиационного происшествия целесообразнее проводить в группе, поэтому оперативно решается вопрос о количестве задействованных в осмотре следователей. Перед выездом на место происшествия в обязательном порядке проверяется и приводится в готовность технико-криминалистические оборудование, в том числе поисковые приборы (например, ме-таллоискатели), фотопринадлежности, аудио- и видеоаппаратура и т.п. Решается на этом этапе и вопрос о количестве и виде транспорта, который доставит участников осмотра к месту авиационного происшествия.

По прибытии на место авиационного происшествия и до приезда комиссии по расследованию авиационного происшествия, что на практике случается часто вследствие необходимости создания самой комиссии и дальнейшей доставки ее на место, осмотр проводится статическим методом: фиксируются посредством описания в протоколе, фото- и видеосъемки объекты осмотра, при этом не изменяется их положение.

При осмотре необходимо:

1) наметить примерные границы территории, относящейся к месту авиационного происшествия;

2) провести общее ознакомление с указанной территорией как с земли, так и с воздуха при помощи квадрокоптера или вертолета. Во время так называемого «ознакомительного полета» выясняется, на какой территории находятся обломки воздушного судна, выстраивается наиболее быстрый и незатруднительный маршрут к ним на земле;

3) описать окружающую местность -леса, поле, гористая местность. Если на территории есть водоем, то при помощи водолазов проверяется наличие в воде обломков воздушного судна;

4) произвести тщательный осмотр территории и имеющихся на ней объектов, взаимодействуя с лицами комиссии по расследованию авиационного происшествия;

5) все обнаруженные объекты следует нанести на схему.

Затем при необходимости объекты передвигают, рассматривают, описывают и фотографируют, обнаруженные следы и вещественные доказательства фиксируются и изымаются. Для расследования авиационных происшествий большую важность представляют записи средств объективного контроля, тщательное изучение которых позволит установить истину случившегося: бортовые самописцы и магнитофоны, которые фиксируют и внутри-кабинные переговоры, и радиообмен между экипажем воздушного судна и службой движения. Такие объекты изымаются совместно с членами комиссии по расследованию авиационного происшествия, и этот факт в обязательном порядке фиксируется в протоколе осмотра места авиационного происшествия. Затем так называемый «черный ящик» передается членам комиссии для расшифровки, а по окончании служебного (ведомственного) расследования случившегося полученная по такому расследованию информация приобщается к уголовному делу [3, с. 825].

Также особое значение для расследования имеют следы первого соприкосновения воздушного судна с землей, с помощью которых устанавливаются траектория полета, направление и угол падения, положение воздушного судна в момент удара, скорость падения перед ударом о землю. Для установления причины авиационного происшествия тщательно исследуется материальная часть воздушного судна: планер воздушного судна, двигатели, шасси, кабина экипажа, воздушный винт и др.

При наличии жертв фиксируются место обнаружения трупов, их позы, примерный возраст и пол, имеющаяся на них одежда, возможен и более подробный осмотр трупов в морге. Важным представляется сохранение одежды или ее фрагментов на трупе. Кроме того, целесообразно сохранить и некоторые личные вещи, которые сохранились после падения, такие как драгоценности и телефоны, обнаруженные на теле или в одежде погибшего. Все это способствует тому, что при установлении личности (опознании) погибших будет возникать намного меньше трудностей.

При этом следователь должен быть осведомлен обо всех результатах, находках, сделанных комиссией по расследованию авиационного происшествия, для чего с председателем комиссии и иными лицами устанавливается деловой контакт [5, с. 316]. Необходимость установления такого контакта продиктована и тем, что следователь в силу вполне естественного отсутствия специальных познаний в области авиации не может самостоятельно, без помощи специалистов, выяснить причины такого сложного явления, как авиационное происшествие.

Определенной спецификой обладает осмотр места авиационного происшествия при падении воздушного судна в воду. В данном случае достаточно проблематично определить место столкновения воздушного судна с водой. Для этого необходимо определить местонахождение плавающих на поверхности обломков, получить показания свидетелей-очевидцев, поисково-спасательных команд и радиолокационные данные. Если глубина небольшая, к поис-

кам привлекаются водолазы, если же обломки воздушного судна находятся на значительной глубине, прибегают к использованию такого технического оборудования, как подводных фото- и видеокамер, гидролокаторов бокового обзора и др. К осмотру необходимо привлечь имеющих опыт в этой области силы ВМС, морской аварийно-спасательной службы и МЧС, что обусловлено трудностью обнаружения в воде элементов конструкции воздушного судна, груза и (или) багажа пассажиров, трупов и последующего их подъема на поверхность. Перед подъемом на поверхность расположение и состояние обломков фиксируются путем составления схем. По необходимости извлеченные из воды объекты в целях недопущения их разрушения или повреждения в результате коррозии промываются в пресной воде, просушиваются, а затем обрабатываются антикоррозионным веществом [4, с. 102].

Фиксация результатов осмотра места авиационного происшествия производится путем фото- и видеосъемки, составления протокола. Специалистами производится ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка. Видеосъемка же представляется необходимой в случаях изменения положения объектов при осмотре, выкладки конструкции воздушного судна из обломков.

Протокол осмотра места авиационного происшествия должен содержать, помимо прочего точные координаты места авиационного происшествия относительно наземных и географических ориентиров, местность и произведенные столкновением с воздушным судном разрушения на ней, месторасположение и состояние воздушного судна либо элементов его конструкции, местонахождение трупов пассажиров и членов экипажа, их положение и состояние и др. [5, с. 319-320].

Итак, осмотр места авиационного происшествия проводится согласно общим правилам и тактическим приемам, разработанными криминалистикой, однако можно выделить и некоторые особенности, которые характеризуют подготовку и проведение такого следственного дей-

ствия. Изменение обстановки места авиа- проведению осмотра. К проведению ционного происшествия как в ходе, так и осмотра места авиационного происше-до начала осмотра, порождает необходи- ствия необходимо тщательно подготовить-мость в немедленном проведении осмотра. ся, а также изучить соответствующие ме-К осмотру привлекается большое количе- тодические рекомендации и практику рас-ство специалистов, что обусловлено необ- следования таких дел, что поспособствует ходимостью в специальных знаниях в об- успешному расследованию авиационного ласти авиационной техники, а также со- происшествия, ведь основа для этого -трудники иных правоохранительных орга- эффективная и грамотная работа следова-нов, которые участвуют в поисковых ме- теля уже во время осмотра места происше-роприятиях и иным образом содействуют ствия.

Библиографический список

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01.07.2021) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2021).

2. Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 № 609 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 29.12.2020) // СПС Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2021).

3. Головин М.В., Шпак Н.М. Организационно-тактические особенности проведения осмотра места авиационного происшествия // Научный журнал КубГАУ. 2017. № 132. С. 818-830.

4. Митрофанова А.А. Тактические особенности осмотра места авиационного происшествия // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. №1 (9). С. 99-105.

5. Осмотр места происшествия: Практическое пособие / Под ред. А.И. Дворкина. - М. : Юристъ, 2001. - 336 с.

FEATURES OF INSPECTION OF AIRCRAFT ACCIDENT SITE Yu.I. Ikhsanova, Student

Supervisor: A.A. Faizullina, Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. inspection of the accident site is characterized by the presence of specific features due to the need for special knowledge in the field of aviation technology, as well as the objective features of the plane crashes themselves: a large area of the territory subject to inspection, in some cases its inaccessibility, and the significant number of casualties. The article gives the concept of an aircraft accident, an aircraft accident site, identifies the most common features of the inspection of an aircraft accident site, which is the basis for a successful investigation of the case, and also provides tactics for examining such an investigative action both in the event of an aircraft collision with the ground and with a water surface.

Keywords: aircraft accident, aircraft accident site, aircraft accident investigation, aircraft.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.