Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна, Бакашева Аймани Бураевна, Мамалова Хоузу Эдилсултановна

В статье выявлены особенности организация проектной деятельности студентов, рассмотрена сущность понятия проектная деятельность, изучены различные классификации проектов студентов, а именно по деятельности, характеру количества учащихся, а также продолжительностью выполнения. Выявлены и раскрыты этапы осуществление проекта: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов и анализ результатов. Даны методические рекомендации преподавателю на каждом из перечисленных этапов. Сделан вывод о том, что метод проектов является одним из активно применяемых методов обучения в современной системе образования. Студенты, участвуя в проектах, проделывают колоссальную работу, которая длится на протяжении нескольких занятий. Начинают свою работу со сбора и анализа данных, после чего переходят к построению таблиц, диаграмм и гистограмм. Только потом переходят к сути проекта. Защищают проект, анализируют и проводят рефлексию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS

The article reveals the features of the organization of students' project activities, considers the essence of the concept of project activities, studied various classifications of students' projects, namely by activity, the nature of the number of students, as well as the duration of implementation. The stages of project implementation are identified and disclosed: immersion in the project; organization of activities; implementation of activities; presentation of results and analysis of results. Guidelines are given to the teacher at each of the listed stages. It is concluded that the project method is one of the actively used teaching methods in the modern education system. Students, participating in projects, do a colossal work that lasts for several classes. They begin their work with collecting and analyzing data, after which they move on to building tables, charts and histograms. Only then do they move on to the essence of the project. Protect the project, analyze and conduct reflection.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа Бакашева Аймани Бураевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье выявлены особенности организация проектной деятельности студентов, рассмотрена сущность понятия проектная деятельность, изучены различные классификации проектов студентов, а именно по деятельности, характеру количества учащихся, а также продолжительностью выполнения. Выявлены и раскрыты этапы осуществление проекта: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов и анализ результатов. Даны методические рекомендации преподавателю на каждом из перечисленных этапов. Сделан вывод о том, что метод проектов является одним из активно применяемых методов обучения в современной системе образования. Студенты, участвуя в проектах, проделывают колоссальную работу, которая длится на протяжении нескольких занятий. Начинают свою работу со сбора и анализа данных, после чего переходят к построению таблиц, диаграмм и гистограмм. Только потом переходят к сути проекта. Защищают проект, анализируют и проводят рефлексию.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проект, студент, преподаватель, вуз. Annotation. The article reveals the features of the organization of students' project activities, considers the essence of the concept of project activities, studied various classifications of students' projects, namely by activity, the nature of the number of students, as well as the duration of implementation. The stages of project implementation are identified and disclosed: immersion in the project; organization of activities; implementation of activities; presentation of results and analysis of results. Guidelines are given to the teacher at each of the listed stages. It is concluded that the project method is one of the actively used teaching methods in the modern education system. Students, participating in projects, do a colossal work that lasts for several classes. They begin their work with collecting and analyzing data, after which they move on to building tables, charts and histograms. Only then do they move on to the essence of the project. Protect the project, analyze and conduct reflection. Key words: project activity, research activity, project, student, teacher, university.

Введение. Новые стандарты образования требуют от педагогов и новых целей образования. Современные цели образования заключаются не только в том, чтобы научить студентов отдельным дисциплинам, но и в том, чтобы подготовить их к будущей жизни, воспитать сознательных граждан, которые в дальнейшем смогут жить, развиваться и развивать современное общество. Очевидно, что при новых нагрузках современные студенты нуждаются и в новых методах обучения. Образование должно быть нацелено в будущее человека, на продолжительное развитие всех его жизненно важных компетенций, новых образов мышления, деятельности, формирование культуры, коммуникативных навыков. При выходе из вуза студент должен быть уверен в себе и сегодняшнем дне.

Проектная деятельность обеспечивает развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся, умение планировать и алгоритмизировать свою деятельность, искать и получать знания, чтобы без затруднений ориентироваться в окружающем мире, применяя знания в жизни [1, C. 23].

Изложение основного материала статьи. Также метод проектов способствует развитию мировоззрения учащихся. При выполнении проектов решаются важные задачи: образовательные, развивающие и воспитательные.

Метод проектов является именно тем видом деятельности, который позволяет студентам раскрыть свои творческие возможности, креативность, применить знания, развить продуктивное мышление, проявить активность, умение планировать и добиваться поставленных результатов, умение работать в команде.

Проектная деятельность успешно реализуется при обучении математики. Учебные проекты позволяют сформировать у студентов способности к определению цели, задачам деятельности, планирования путей решения достижения, умения грамотно анализировать и адекватно оценивать результаты.

Рассмотрим вопрос о классификации проектов. Их можно выделить по деятельности, характеру количества учащихся, а также продолжительностью выполнения.

По деятельности учащихся проекты делятся на:

1. Исследовательскую деятельность, целью которой является получение научного знания, обладающего теоретической или практической значимостью [2, C. 177].

Пример: «Математика в искусстве», цель которого доказать, что математика влияет на искусство. Задачи заключаются в рассмотрение применения математики в архитектуре, живописи и музыке, рассмотрение золотой пропорции и связанные с нею отношения, частично изучив архитектуру городов.

2. Творческая деятельность, целью которой является получение творческого продукта (сочинения, стенгазеты, видеоролика).

Пример: «Макет дома из бумаги» Цель: убедиться тому, что мы живем в «мире геометрических фигур», студенты изучают макет со всех сторон, разбирают на геометрические фигуры, делают развертки и скрепляют их.

3. Ролевая и игровая деятельность, целью является развить коммуникативные, творчески навыки.

Пример: «Занимательная математика». Цель: с помощью настольной игры, созданной преподавателем, развить математическую речь, умение грамотно и быстро решать примеры, умение нестандартно мыслить.

4. Ознакомительно-ориентировочная деятельность. Цель: сбор данных с целью анализа, обобщения и представления. Пример: «Математика в календаре». Цель: рассмотреть математические закономерности в календаре, а также историю

и варианты календарей, научиться решать задачи с использованием календаря. Когда студенты ищут сами информацию, им приходится использовать больше источников, чем обычно, тем самым они расширяют свой кругозор, учатся правильно отбирать информацию, выделяя самое главное.

5. Практико-ориентированной деятельностью [4, C. 59], ее цель - это получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников.

Пример: «Среднее арифметическое в моей группе». Цель: сбор информации у одногруппников по вопросу «Сколько времени ты тратишь на учебу/дорогу/социальные сети/хобби?», составления таблиц или диаграмм, подсчет среднего

арифметического. Ученики развивают коммуникационные способности, отбирают информацию, работают с ней, с помощью ее строят математические таблицы и диаграммы. Учатся делать вывод.

Далее рассмотрим виды проектов по характеру контактов учащихся. Они делятся на:

1. Внутри курса, факультета или вузовский.

2. Региональный, межрегиональный и международный, это уже более масштабные проекты среди учеников разных вузов, округов, городов и даже стран.

По количеству учащихся проекты делятся на:

1. Индивидуальные, выполняет один студент.

2. Групповые, задействованы два и более студентов.

По продолжительности можно распределить на:

1. Мини-проекты, которые используются на занятии или в качестве фрагмента занятия, например, составление стенгазет по теме «Логарифмы вокруг нас».

2. Краткосрочные, длительностью в три - четыре занятия, например, «Алгебраическая шпаргалка по функциям». Студенты в течение всей темы заполняют стенгазету различными формулами и т.п.

3. Долгосрочные, которые реализуются в течение нескольких месяцев, а иногда и в течение целого учебного года, например подсчет времени на сон в течение месяца, составления диаграмм, подсчет среднего арифметического.

В основе каждого проекта лежит проблема. Для ее решения необходимо поставить и определить задачи, после чего происходит поиск решения с помощью различных методов и способов, а в конце нас ждет результат и анализ проекта. Для наглядности рассмотрим таблицу.

Таблица 1

Проблема проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Актуальность проблемы, мотивация

Цель проекта «Что?» (для этого мы делаем) Целеполагание

Задачи проекта «Как?» (мы это можем делать) Постановка задач

Методы и способы проекта «Что получится?» (как решение проблемы) Выбор способов и методов, планирование

Результат проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Ожидаемый результат

Анализ проекта «Что получилось?» (все ли получилось? Все ли так, как я хотел?) Полученный результат

Осуществление проекта проходит в несколько этапов: [3, С. 34].

1. Погружение в проект.

Короткий, но важный этап проекта, от которого зависят дальнейшие результаты.

На данном этапе педагог формирует проблему проекта, его цели и задачи, а также разыгрывает сюжетную ситуацию. Погружение в проект требует от преподавателя понимания всех психологических и педагогических механизмов воздействия на учащихся.

Студенты же присваивают проблему, принимают цели и задачи проекта, а также вживаются в ситуацию.

2 Организация деятельности.

Преподаватель на этом этапе организует деятельность, то есть создает условия для самостоятельной работы, оснащает учащихся всем необходимым. Это могут быть ватманы, атласы, книги, журналы, статьи, канцтовары и т.п. А также организовывает группы с помощью разделения студентов на группы по симпатиям или наоборот антипатиям или же это будет индивидуальная работа, помогает планировать деятельность.

Студенты на данном этапе получают весь необходимый материал, разбиваются на группы, распределяют роли между собой. А также планируют свою дальнейшую работу.

3 Осуществление деятельности.

Преподаватель на данном этапе выполняет минимальную работу. В основном он не участвует, но может проконсультировать, дать новые знания, если у учащихся возникает необходимость, ненавязчиво контролирует. А также репетирует с учащимися предстоящую презентацию.

Студенты же на данном этапе работают активно и самостоятельно. Каждый участник выполняет свою роль, помогает товарищу при необходимости. При возникновении вопросов может проконсультироваться у учителя. А также занимаются репетицией презентации своего проекта.

4 Презентация результатов.

Преподаватель на данном этапе принимает отчет, то есть обобщает и резюмирует полученные результаты, а также подводит итоги.

Студенты на данном этапе демонстрируют понимание цели и задач своего проекта, умение планировать и осуществлять работу, показывают найденный способ решения проблемы.

5 Анализ результатов.

Преподаватель оценивает умения коммуникативных навыков, а именно умение слушать и слышать, общаться, обосновывать свое мнение. А также оценивает проделанную работу, помогает выявить недочеты.

Студенты высказывают свое мнение, слушают мнение своих товарищей и педагога. Делают выводы о проделанной работе.

Таким образом, нами даны следующие методические рекомендации преподавателю математики:

На этапе планирования проекта:

а) учитывая особенность проекта по теории вероятности, необходимо рассчитать, сколько времени потребуется для выполнения работы;

б) продумать идею и цель проекта, которая будет направлена на получение вероятностных или статистических данных;

в) определить содержательную часть проекта по теории вероятности и основы статистики, то есть математический материал, который выступает средством реализации проекта;

г) продумать предполагаемые результаты проектирования:

1. предметные знания (математические);

2. метапредметные;

3. личностные.

На этапе погружения в проект следует:

а) погрузить студентов в проблему проекта, ориентируясь на её реализацию с помощью сбора вероятностных или статистических данных, сформулировать студентам тему проекта и, при необходимости, конкретизировать её;

б) привести студентам пример, который может послужить сценарием проекта и мотивацией для студентов;

в) поставить цель и задачи, установить процедуры и критерии оценки проекта и формы его представления, определить сроки реализации проекта, ведь проекты по теории вероятностей требуют сбора данных в течение нескольких дней, часов, а то и недель.

Если учащиеся не имеют достаточного опыта в данной деятельности, то следует подготовить письменные рекомендации школьникам по выполнению проекта (требования, сроки, график, консультации и т.д.). Также это необходимо использовать если преподаватель делает это впервые или у него мало опыта.

Преподаватель может рекомендовать формы презентации проекта, показав студентам возможные варианты презентаций и карточки (алгоритм) защиты проекта. Например, это может быть реализовано с помощью диаграммы SmartArt, чтобы учащиеся могли поэтапно проработать каждый шаг защиты проекта.

Памятка защиты проекта:

1. Представиться (назвать свое имя и фамилию, какую творческую группу представляете, назвать состав данной группы, назвать тему проекта, какую роль исполнял каждый); Какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа по реализации проекта;

2. Актуальность и применение выполненной работы;

3. Пути решения проблемы (сколько идей и каких было, на каких идеях остановились, как изменилось понимание темы проекта или его идеи, если произошли какие-либо изменения, назовите причины возникновения этих изменений);

4. Время, место и роль участников проекта (кто, где и когда реализовывал идеи, на что была похожа в целом ситуация проекта: на игру, приключение, работу и т.д., описать поведение в работе с группой каждого участника проекта).

Работа над проектом: организационно-деятельностный. На данном этапе рекомендуется:

а) сформировать проектные группы и проконтролировать распределение в них обязанностей;

б) составить план деятельности по достижению задач, поставленных в проекте;

в) контролировать правильный сбор статистических данных, напомнить, как составлять таблицы, диаграммы или гистограммы. Проверяет анализ работы, дает рекомендации.

На презентационном этапе рекомендуется:

Проверить правильность составления таблиц, диаграмм или гистограмм, а также верный подсчет вероятности.

При реализации данного этапа учителю следует донести (возможно, повторно) до школьников корректно сформулированные критерии оценки проектов. В критериях оценки проекта должны быть представлены не только внешние характеристики презентации проекта, но и наполняемость математическим содержанием разработанного проекта, а также соответствие реализации результата проекта поставленным цели и задачам.

Рефлексия (подведение итогов, контроль полученных результатов, самооценка).

На данном этапе рекомендуется:

а) обобщить и резюмировать полученный результаты групп участников и каждого школьника отдельно;

б) подвести итоги, провести конструктивный анализ выполненной работы.

Педагогу следует провести рефлексию. Если у педагога остается время, то он может провести рефлексию в форме дискуссии. Если времени на подробное оценивание недостаточно, можно составить небольшую анкету проекта для каждого из учащихся.

Выводы. Метод проектов является одним из активно применяемых методов обучения в современной системе образования. Студенты, участвуя в проектах, проделывают колоссальную работу, которая длится на протяжении нескольких занятий. Начинают свою работу со сбора и анализа данных, после чего переходят к построению таблиц, диаграмм и гистограмм. Только потом переходят к сути проекта. Защищают проект, анализируют и проводят рефлексию.

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2005. - 208 с.

2. Баландина, И. Стохастическая линия в средней школе: начнем с анализа / И. Баландина // Математика. - 2009. -№14. - С. 12-19.

3. Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. - М.: Дрофа, 2017. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методик начального образования Касумова Банати Солт-Ахмедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики

начального образования Барахоева Жанна Мустафаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

старший преподаватель кафедры русского языка Арсакаева Хапта Салтмуратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет в семейной среде. Задачей развития эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника автор видит в решении не только дошкольной образовательной организацией, но и семьей. Подчеркивается роль эмоционального интеллекта в жизни человека: отвечает за успешную социализацию в обществе и в личной жизни, за профессиональную успешность. Важность эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, о чем говорят научные исследования, доказывающие данное утверждение. Показано значение эмоционального контакта с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.