Научная статья на тему 'Особенности организационно-правовой модели института государственной службы Российской империи в XVIII веке'

Особенности организационно-правовой модели института государственной службы Российской империи в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / PUBLIC SERVICE / PUBLIC SERVICE INSTITUTION / ORGANIZATIONAL AND LEGAL MODEL / FUNDAMENTAL PRINCIPLES / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курдюк Петр Михайлович

В статье приведено исследование некоторых особенностей организационно-правовой модели института государственной службы в Российской империи ХVIII в. Определены основные факторы, влияющие на формирование отечественной модели государственной службы, перечень базисных принципов института государственной службы в Российской империи ХVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organizational and legal model of the institute of civil service of the Russian Empire in the XVIII century

The article presents a study of some peculiarities of the organizational and legal model of civil service institute in the Russian Empire in the XVIII century. The main factors influencing the formation of the national model of public service, a list of the basic principles of civil service institute in the Russian Empire of the XVIII century are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности организационно-правовой модели института государственной службы Российской империи в XVIII веке»

Курдюк Петр Михайлович

доктор юридических наук, профессор, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (e-mail: mail@kubsau.ru)

Особенности организационно-правовой модели института государственной службы Российской империи в XVIII веке

В статье приведено исследование некоторых особенностей организационно-правовой модели института государственной службы в Российской империи ХVNI в. Определены основные факторы, влияющие на формирование отечественной модели государственной службы, перечень базисных принципов института государственной службы в Российской империи ХVШ в.

Ключевые слова: государственная служба, институт государственной службы, организационно-правовая модель, основополагающие принципы, Российская империя.

P.M. Kurdyuk, Doctor of Law, Professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: mail@kubsau.ru

Features of the organizational and legal model of the institute of civil service of the Russian Empire in the XVIII century

The article presents a study of some peculiarities of the organizational and legal model of civil service institute in the Russian Empire in the XVIII century. The main factors influencing the formation of the national model of public service, a list of the basic principles of civil service institute in the Russian Empire of the XVIII century are shown.

Key words: public service, public service institution, organizational and legal model, fundamental principles, the Russian Empire.

Анализ современного опыта регулирования государственно-служебных отношений показал, что в настоящее время используется значительное количество моделей института государственной службы, которые формируются с учетом исторических и иных факторов, оказывающих ключевое влияние на их становление и развитие. В связи с этим следует вести речь о реформировании института государственной службы, учитывая формат ее организационно-правовой модели. Полагаем, что поиск наиболее оптимальной организационно-правовой модели института государственной службы следует осуществлять, исходя из принципа содержания историзма.

Так, формирование отечественной организационно-правовой модели института государственной службы, как правило, связано с Петровским этапом развития системы государственного управления. Нельзя не согласиться с тем, что во многом заслугой Петра I являются разработка и установление принципов института государственной службы, выступающих первоосновой его организационно-правовой модели.

К числу основных предпосылок формирования организационно-правовой модели института государственной службы можно отнести:

географические факторы (территория Российского государства всегда отличалась своей большой площадью, что придавало организационно-правовой модели института государственной службы свою специфику в контексте ее деятельности);

геополитические факторы (протяженная территориальная граница, не защищенная естественными преградами, требовала усиленной охраны, а следовательно, мощной армии; обеспечение жизнедеятельности обороноспособности государства, в том числе, обеспечивалось соответствующим правовым регулированием; низкий уровень развития экономики, отсутствие промышленности, внешней торговли, слаженного внутреннего рынка; внешняя угроза со стороны европейских государств, стремившихся к расширению своих территорий) [1, а 42];

природно-климатические факторы (коллективизм становится основой жизнедеятельности общества и государства, т.к. без всеобщей

154

мобилизации невозможно решить стратегических государственных задач; без взаимовыручки и взаимоподдержки в таких природных условиях было просто не выжить);

в рассматриваемый исторический период народ особенно преданно относился к авторитету власти и лично Петра I, что послужило предпосылкой к формированию организационно-правовой модели института государственной службы; в своей работе «Российское чиновничество и проблемы его реформирования» А.В. Оболонский отмечает, что «почти иррациональная ненависть и недоверие к чиновничеству... странным образом уживается в России со столь же иррациональной верой в безусловность блага, якобы исходящего от сильного государства» [2, с. 168], с учетом этого реформирование системы государственного управления могло достичь успешного результата только при помощи властной воли государства, опираясь на организационно-правовые основы построения и деятельности;

также в качестве системообразующего фактора выступает личность монарха (Петр I не только создал государственную службу в России, он провел комплексное реформирование всех сфер жизни: государственных учреждений, армии и флота, культуры, образования и др. Реализацию целей царь мог обеспечить посредством мобилизации всех ресурсов государства (материальных и человеческих) и административных методов управления).

Таким образом, исследованные выше факторы позволяют сделать следующий вывод: реформирование государственной службы в России в начале ХVIII в. было обусловлено различными основаниями, которые определили формирование модели государственной службу «сверху». Законодательное закрепление основ государственной службы, а также применение административных методов для ее установления и поддержания позволяет нам определить модель государственной службы как государственно-административную.

Важное значение при характеристике организационно-правовой модели института государственной службы занимают принципы ее построения. В отношении значения принципов в науке теории государства и права имеются различные точки зрения. Например, Л.П. Рассказов справедливо отмечает, что принципы -это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функциони-

рование. Они могут быть установлены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности правовых норм [3, с. 231].

Значение принципов института государственной службы очень велико, поскольку отсутствие четко сформированных и установленных законом принципов института государственной службы, процессуальных механизмов реализации полномочий государственных служащих может являться основанием для признания той или иной модели управления государственной службой непрофессиональной, низкоэффективной, что, как следствие, отразится на состоянии уровня законности и доверия к государственной власти.

Историко-правовой анализ правовой природы принципов института государственной службы в ХVIII в. позволяет нам проследить генезис государственной службы в России в указанный период, а также обеспечит единое правовое пространство в вопросах государственной службы в России (термин «правовое пространство» характеризуется следующими признаками: суверенитет; непрерывность, однородность и целостность; территориальная ограниченность; внутреннее единство; внешнее единство; преемственность в формировании правового пространства) [4].

Основополагающим нормативным документом, определяющим содержание правовых принципов института государственной службы, была Табель о рангах 1722 г., содержавшая следующие принципы:

а) принцип публично-правового характера государственной службы;

б) принцип приоритета личной выслуги и профессиональных качеств чиновников;

в) принцип привилегированности государственной службы;

г) принцип приоритета прямых денежных выплат;

д) принцип иерархичности и чинопочитания;

е) принцип верности государству и монарху;

ж) принцип законности.

Также следует отметить, что реализация принципов государственной службы находит свое непосредственное отражение в правовом положении (статусе) государственных служащих.

Значительное воздействие на становление отечественной организационно-правовой модели института государственной службы оказали и личность императора Петра I, его

155

авторитет, ценности, планируемая стратегия развития государства.

Факторы внешнеполитического характера также оказали самое непосредственное влияние на характер юридической политики России, который отличался направленностью на решение геополитических проблем -укрепление границ, обеспечение выхода в морское пространство через обретение незамерзающих портов, воспрепятствование захвату пограничных территорий государствами-соперниками. Расширение границ России от северного до южного направлений в европейской части сочеталось с колонизационным освоением ресурсов Сибири, присоединенной ранее. В результате Россия стала могущественной мировой державой, игравшей важную роль на политической арене Европы.

Нельзя не отметить и влияние на становление отечественной организационно-правовой модели института государственной службы ре-

1. Метушевская Т. И. Правовой статус государственного служащего в России в XVIII -первой половине XIX вв.: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

2. Оболонский А. В. Российское чиновничество и проблемы его реформирования // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 4.

3. Рассказов Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: учеб. М., 2015.

4. Барциц И.Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития // Журн. рос. права. 2000. № 5-6.

формы центральных органов управления, конечным итогом которой стало создание министерств, а также издание кодифицированных актов (в начале - середине Х1Х в.).

Таким образом, в ХУШ в. происходило активное становление и развитие государственно-административной модели института государственной службы. Формирование организационно-правовой модели института государственной службы осуществлялось в условиях феодального общества.

Основывая свое законодательство на европейской традиции, Россия вобрала все лучшее, что существовало к тому времени, при этом сохранила свою уникальность и построила государственно-административную модель государственной службы. Наличие своего пути доказывает и тот факт, что именно в России впервые в истории европейского законодательства было кодифицировано право государственной гражданской службы (1832 г.).

1. Metushevskaya T.I .The legal status of civil servant in Russia in the XVIII - first half of the XIX centuries: diss.... Candidate of Law. Moscow, 2007.

2. Obolonsky A.V. Russian officials and the problems of its reform // Constitutional law: the East Europe review. 2000. № 4.

3. Rasskazov L.P. Theory of state and law: advanced course: textbook. Moscow, 2015.

4. Bartsits I.N. Legal space: main characteristics and patterns of development // Journal of Russian law. 2000. № 5-6.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.