Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КАНАЛЫ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / СОВЕРШЕНИЕ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ / МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темирханов Максим Акимович, Шерхов Рустам Русланович

Статья посвящена рассмотрению Особенности организации взаимодействия оперативных подразделений со структурными подразделениями учреждений УИС по выявлению и пресечению каналов поступления запрещенных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Темирханов Максим Акимович, Шерхов Рустам Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE INTERACTION OF OPERATIONAL UNITS WITH STRUCTURAL UNITS OF THE INSTITUTIONS OF THE UIS TO IDENTIFY AND THE SUPPRESSION OF THE CHANNELS OF RECEIPT OF PROHIBITED ITEMS

The article is devoted to the consideration of the specifics of the organization of interaction of operational units with the structural units of the institutions of the criminal justice system for the identification and suppression of channels of receipt of prohibited items.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_157 УДК 343.8

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ FEATURES OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION OPERATIONAL UNITS WITH STRUCTURAL UNITS OF THE INSTITUTIONS OF THE CRIMINAL CONTROL SYSTEM FOR IDENTIFICATION AND SUPPRESSION CHANNELS OF RECEIPT OF PROHIBITED ITEMS

ТЕМИРХАНОВ Максим Акимович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности юридического факультета ФКОУ ВО «Санкт-Петербургского университета Федеральной службы исполнения наказаний» (Университет ФСИН России). 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: temirhanov.80@mail.ru;

ШЕРХОВ Рустам Русланович,

научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А. E-mail: sherhov007@.mail.ru;

TEMIRKHANOV Maxim Akimovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Organization of Operational Investigative Activities of the Faculty of Law FKOU HE "St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service" (University of the Federal Penitentiary Service of Russia). 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: temirhanov.80@mail.ru;

SHERKHOV Rustam Ruslanovich,

Researcher at the FSU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 15A Narvskaya str., Moscow, 125130, Russia. E-mail: sherhov007@.mail.ru

Краткая аннотация: статья посвящена рассмотрению Особенности организации взаимодействия оперативных подразделений со структурными подразделениями учреждений УИС по выявлению и пресечению каналов поступления запрещенных предметов.

Abstract: the article is devoted to the consideration of the specifics of the organization of interaction of operational units with the structural units of the institutions of the criminal justice system for the identification and suppression of channels of receipt of prohibited items.

Ключевые слова: общая профилактика, каналы поступления запрещенных предметов, индивидуальная профилактика, профилактический учет, совершение незаконных действий, методы воздействия.

Keywords: general prevention, channels of receipt of prohibited items, individual prevention, preventive accounting, commission of illegal actions, methods of influence.

Дата направления статьи в редакцию: 24.02.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Выявление и пресечение каналов поступления запрещенных предметов представляет собой вид деятельности оперативных подразделений ФСИН России, осуществляемой во взаимодействии оперативных подразделений с другими отделами и службами исправительных учреждений УИС РФ в пределах их компетенции путем проведения мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению незаконных действий, связанных с доставкой, использованием запрещенных предметов, а также на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений в указанной сфере и оказания на них оперативно-профилактического воздействия.

Взаимодействие включают в себя вопросы общей и индивидуальной профилактики, а также предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений.

Общие профилактические мероприятия

Общая профилактика - система организационно-управленческих, оперативных, режимных, воспитательных и иных мероприятий, разрабатываемых исходя из реально существующих криминальных факторов и направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Эти причины и условия можно условно разделить на объективно существующие в независимости от деятельности ИУ и субъективные, возникающие в процессе деятельности УИС.

Среди объективных причин можно выделить, увеличение объемов поставки запрещенных предметов на территории учреждений, увеличение количества лиц привлеченных к уголовной ответственности по ст. 228 УК РФ, недостаток квалифицированных кадров как в целом в уголовно-исполнительной системе, так и на конкретных должностях (оперативного состава, отделов безопасности, режима, медицинского персонала и др.); отсутствие необходимого количества специальных технических средств и приборов, нехватка специально обученных служебных собак.

К субъективным причинам и условиям относятся недостатки и упущения в организации деятельности соответствующих структурных подразделений (либо в целом, либо отдельных направлений их деятельности). В деятельности администрации учреждений УИС можно выделить ряд весьма серьезных недостатков, способствующих попаданию запрещенных предметов:

1) недостатки организационно-управленческого характера:

- недооценка руководством значимости профилактической работы в борьбе с правонарушениями данного вида;

- низкий уровень или отсутствие взаимодействия между структурными подразделениями учреждения;

2) недостатки в оперативной работе:

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

- недостаточная профессиональная квалификация сотрудников отделов и служб,

- упущения при осуществлении цензуры корреспонденции осужденных и др.;

3) недостатки в воспитательной работе с персоналом учреждений:

- отсутствие информации о личных и семейных нуждах подчиненных, которые порой становятся причиной совершения данного рода преступлений с целью решения материальных проблем;

- слабая организация работы по выявлению и пресечению незаконных связей персонала учреждения с осужденными и их родственниками и др.;

- упущения в подборе и воспитании личного состава, организации правовой подготовки, работе наставников с молодыми сотрудниками.

4) недостаточный уровень воспитательно-профилактической и разъяснительной работе среди спецконтингента. Сюда же можно отнести упущения в подборе осужденных, которым предоставляется право передвижения без конвоя, осужденных участков колоний поселений.

5) недостатки в организации работы медицинских частей:

- слабый контроль за отпуском шприцов и медицинских препаратов, возможность их хищения осужденными,

- не выявление осужденных-наркоманов, употребляющих психотропные вещества, алкогольные напитки при профилактических осмотрах.

6) отсутствие либо неудовлетворительное состояние противобросовых устройств по периметру ограждения ИУ, ИТСОН и др.

В качестве профилактических мероприятий общего характера по противодействию поступлению запрещенных предметов необходимо:

- обеспечивать строгий пропускной режим между жилой и производственной зонами, контролировать соблюдение осужденными правил локализации, чтобы исключить свободное передвижение спецконтингента по территории.

- качественно досматривать осужденных на предмет проноса запрещенных предметов при проведении разводов и съемов с работы.

- регулярно проводить обыска спецконтингента и досмотры помещений, территорий жилых и производственных объектов. При общем обыске, кроме помещений, территории, производственных объектов, должен подвергаться личному обыску весь спецконтингент, в том числе с применением специальных технических средств и служебных собак.

Организация получения информации, необходимой для изъятия запрещенных предметов, должна начинаться с изучения и оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Среди основных источников получения информации можно выделить:

- цензура корреспонденции, досмотр передач, посылок, бандеролей;

- гласный аудио, видео контроль краткосрочных свиданий, телефонных разговоров;

- сведения, получаемые в ходе повседневного общения с персоналом учреждения и осужденными;

-подразделения правоохранительных субъектов ОРД (МВД, ФСБ, ФСКН, ТС);

- непосредственное наблюдение, осуществляемое сотрудниками.

Индивидуальные профилактические мероприятия

Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, воспитательно-психологических и иных мероприятий, направленных на выявление лиц, склонных к совершению данного вида правонарушений; лиц, от которых можно ожидать их совершения, и принятия к ним мер оперативно-профилактического воздействия с целью недопущения преступных деяний, устранения возможности их совершения. Важная роль в разработке и проведении указанных мероприятий отводится оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы как имеющим наиболее мощный потенциал для получения и использования оперативно значимой информации.

От кого же можно ожидать совершения вышеуказанных нарушений? Лиц, вовлеченных в эту сферу, можно условно разделить на несколько групп по характерным признакам:

1. Инициаторы поставки запрещенных предметов:

- родственники или друзья подозреваемых, обвиняемых, осужденных, сам спецконтингент.

2. Непосредственные поставщики и лица, оказывающие содействие в доставке запрещенных предметов на территорию ИУ:

- родственники или друзья подозреваемых, обвиняемых, осужденных, сами осужденные, ранее отбывавшие наказание.

3. Распространители запрещенных предметов:

- осужденные, ранее судимые за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов или отбывающие за них наказание, т.е. имеющие преступный опыт. Они активно ищут связи на свободе, вовлекают в преступную деятельность своих родственников, представителей администрации, организуют каналы проникновения на территорию учреждений запрещенных предметов и веществ;

4. Потребители наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов, алкогольных напитков:

а) Осужденные:

- ранее судимые за преступления, связанные с вышеуказанными преступлениями;

- осужденные отбывающие наказание за совершение данного вида преступлений;

- часто обращающиеся в санчасть с просьбой о выдаче им снотворных или сильнодействующих лекарственных средств;

- осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя, участка колонии поселения.

б) Родные и близкие осужденных:

- лица цыганской и таджикской национальностей;

- лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы (в том числе и в данном учреждении);

- участники организованных преступных формирований;

- лица без определенного места жительства до попадания в учреждения УИС;

в). Сотрудники и работники исправительных колоний:

- младшие инспектора отделов безопасности, непродолжительное время работающие в должности;

- средний начальствующий состав, имеющий небольшой стаж службы;

- медицинские работники (особое внимание обратить на лиц, работающих в вечернее и ночное время);

- вольнонаемные работники учреждения, отличающиеся слабохарактерностью и морально не устойчивые.

Вышеизложенное позволяет нам сделать обобщающий вывод, что в случае необходимости сбор сведений о лицах, склонных к доставке запрещенных предметов, можно провести, изучая следующие массивы информации:

- книги и журналы учета происшествий и преступлений, рапорта и справки дежурных (дневных) смен;

- материалы об отказах в возбуждении уголовных дел или служебных расследований;

- материалы о дисциплинарных правонарушениях;

- рапорта, заявления, жалобы представителей администрации и спецконтингента;

- сообщения, извещения и другие документы, поступающие из других учреждений УИС, ОВД и иных ведомств;

- приговора, решения, постановления, определения судов;

- сообщения конфиденциальных источников;

- материалы дел оперативного учета;

- письма, заявления граждан и администрации предприятий, учреждений и организаций, материалы средств массовой информации;

- учеты медицинских учреждений и психологической службы;

- цензура корреспонденции.

Меры индивидуальной профилактики ориентированы в первую очередь на лиц, склонных или способных к совершению противоправных деяний. В качестве противодействия попыткам доставки запрещенных предметов на этапе индивидуальной профилактики можно выделить два основных направления.

1. Создание условий, препятствующих доставке запрещенных предметов.

2. Оказание на лиц, склонных к доставке, положительного воздействия.

Для реализации первого направления целесообразно реализовать следующие мероприятия:

- выявленное лицо поставить на оперативный и профилактический учеты;

- все лица, состоящие на учете в качестве склонных употреблению, распространению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов, алкогольных напитков, должны быть трудоустроены на работу в дневное время.

- за осужденными, стоящими на данном виде учета, приказом по учреждению должны закрепляться наиболее опытные сотрудники. Спальные места в общежитии им необходимо предоставлять на переднем плане при входе в спальное помещение, а рабочие места в хорошо просматриваемых и контролируемых участках.

- при переводе лиц вышеуказанной категории в другое учреждение к личному делу должна приобщаться учетная карточка с указанием основания, срока нахождения на учете, а также предварительный вывод о результатах профилактической работы с ним.

Необходимо также проводить профилактическую работу с родными и близкими осужденных, разъяснять данным лицам основания и меры уголовной и административной ответственности за попытку доставки запрещенных предметов.

Однако подводя итог необходимо отметить, что работа, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих запрещенных предметов на территории учреждений УИС, принесет свои положительные результаты лишь в том случае если будет проводиться параллельно общей и индивидуальной профилактикой. Профилактика среди лиц, должна вестись дифференцированно, с учетом положительных и отрицательных свойств их личности, характера, данных о поведении и образе жизни на период постановки на учет, а также сведений об их негативных и позитивных связях. Профилактические мероприятия должны проводиться планомерно и наступательно с использованием всех гласных и негласных сил, средств и методов в целях исключения формирования и развития у профилактируемых лиц преступного умысла. При этом методы воздействия должны строго соответствовать действующему законодательству.

Библиогра фия:

1. "Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/.

2. Теория оперативно-розыскной деятельности // Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М. Инфра-М. 2006.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1 -ФЗ (ред. от 29.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2020.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021). http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_10699/.

References (transliterated):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. "Ugolovnyj kodeks RSFSR" (utv. VS RSFSR 27.10.1960) (red. ot 30.07.1996) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/.

2. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova. M. Infra-M. 2006.

3. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 29.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj in-formacii http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2020.

4. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 05.04.2021, s izm. ot 08.04.2021). http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_10699/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.