Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / БУДУЩИЙ ВРАЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Разумова Марина Сергеевна, Харченко Анастасия Викторовна

Воспитательная работа студентов в современном обществе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Этот вид деятельности способствует формированию профессиональных компетенций, семейных ценностей, гармоничному развитию личности и повышает познавательную деятельность студентов. В статье рассмотрены особенности воспитательной работы и ее организации на кафедре патологической анатомии Курского государственного медицинского университета среди студентов педиатрического факультета. Методом нашего исследования явился самый простой и доступный метод - анкетирование. По результатам анализа ответов студенты обозначили, что основную роль в воспитании личности и помощи в становлении их специалистами в выбранной ими профессии играет как семья обучающихся, так и воспитательная работа сотрудников кафедры. Кафедра оказывает положительное влияние на каждого студента и мотивирует их к получению основных и дополнительных знаний. Ассистенты кафедры пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек как теоретически, так и на своих личных примерах, корректно обращают внимание студентов на некоторые нравственные моменты их поведения в коллективе. Каждый сотрудник кафедры при контакте и общении со студентами оказывает воздействие как духовно-нравственное, так и воспитательное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Разумова Марина Сергеевна, Харченко Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK OF STUDENTS

Educational work with students in modern society is an integral part of the educational process. This type of activity contributes to the formation of professional competencies, family values, and harmonious personality development and increases the cognitive activity of students. The article discusses the features of educational work and its organization at the Department of Pathological Anatomy of Kursk State Medical University among students of the pediatric faculty. The method of our research was the simplest and most accessible method - questioning. According to the results of the analysis of the answers, the students indicated that the main role in the upbringing of the personality and assistance in becoming specialists in their chosen profession is played by both the family of students and the educational work of the department staff. The department has a positive impact on each student and motivates them to acquire basic and additional knowledge. Assistants of the department promote a healthy lifestyle, rejection of bad habits, both theoretically and on their own examples, correctly draw students' attention to some moral aspects of their behavior in a team. Each employee of the department, in contact and communication with students, has a spiritual and moral impact, as well as an educational one.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна и другие

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...

УДК 378.1:616-053.2 @ ® ® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license

DQ[ - | (j 26140/bgz3-2021-1002-0048 lfcae3MI^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 769003 SPIN: 1381-4270

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 805155 SPIN: 3107-0914

AuthorlD: 726869 SPIN: 7628-8442

РАЗУМОВА Марина Сергеевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры «Патологическая анатомия»

ХАРЧЕНКО Анастасия Викторовна, ассистент кафедры «Патологическая анатомия»

Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: harchenkoav2@kursksmu.net) Аннотация. Воспитательная работа студентов в современном обществе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Этот вид деятельности способствует формированию профессиональных компетенций, семейных ценностей, гармоничному развитию личности и повышает познавательную деятельность студентов. В статье рассмотрены особенности воспитательной работы и ее организации на кафедре патологической анатомии Курского государственного медицинского университета среди студентов педиатрического факультета. Методом нашего исследования явился самый простой и доступный метод - анкетирование. По результатам анализа ответов студенты обозначили, что основную роль в воспитании личности и помощи в становлении их специалистами в выбранной ими профессии играет как семья обучающихся, так и воспитательная работа сотрудников кафедры. Кафедра оказывает положительное влияние на каждого студента и мотивирует их к получению основных и дополнительных знаний. Ассистенты кафедры пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек как теоретически, так и на своих личных примерах, корректно обращают внимание студентов на некоторые нравственные моменты их поведения в коллективе. Каждый сотрудник кафедры при контакте и общении со студентами оказывает воздействие как духовно-нравственное, так и воспитательное.

Ключевые слова: кафедра, воспитательная работа, студенты, анкетирование, обучение, методология, медицина, образование, потребности, будущий врач.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK OF STUDENTS

© The Author(s) 2021

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" CHARCHENKO Anastasia Viktorovna, assistant of the department "Pathological Anatomy" RAZUMOVA Marina Sergeevna, candidate of medical sciences, assistant of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: razumovaMS@kursksmu.net) Abstract. Educational work with students in modern society is an integral part of the educational process. This type of activity contributes to the formation of professional competencies, family values, and harmonious personality development and increases the cognitive activity of students. The article discusses the features of educational work and its organization at the Department of Pathological Anatomy of Kursk State Medical University among students of the pediatric faculty. The method of our research was the simplest and most accessible method - questioning. According to the results of the analysis of the answers, the students indicated that the main role in the upbringing of the personality and assistance in becoming specialists in their chosen profession is played by both the family of students and the educational work of the department staff. The department has a positive impact on each student and motivates them to acquire basic and additional knowledge. Assistants of the department promote a healthy lifestyle, rejection of bad habits, both theoretically and on their own examples, correctly draw students' attention to some moral aspects of their behavior in a team. Each employee of the department, in contact and communication with students, has a spiritual and moral impact, as well as an educational one.

Keywords: department, educational work, students, questionnaire, education, methodology, medicine, education, needs, future doctor.

ВВЕДЕНИЕ вают исследования, образовательная среда должна под-

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- готовить студентов к сознательным экспериментальным ными научными и практическими задачами. Особен- действиям, открытию и изобретению нового, попытке ности организации и осуществления воспитательной предпринять ранее не испытанное [4-6]. работы каждого университета зависят от функции, роли Одним из путей выхода из сложившейся проблемной и деятельности преподавателей-кураторов, а также их ситуации является совершенствование каждым препода-участия в обучении студентов [1,2]. Во многих странах вателем методики преподаваемых дисциплин и особен-образовательный процесс находится на этапе смены об- ностей дистанционного взаимодействия преподавателя учения студентов, перехода от очного обучения к дис- со студентами [7]. Обучение в медицинском ВУЗе сле-танционному. Это создает необходимость в появлении дует рассматривать как двусторонний процесс взаимоновых подходов к организации не только учебного про- действия преподавателя и студента с целью формирова-цесса, но и проведению воспитательной работы ВУЗа ния мышления и поведения каждого обучающегося как [3]. будущего специалиста. Ежедневная работа преподава-

Постоянно возрастающая конкуренция между выс- телей с многочисленной аудиторией обучаемых подраз-шими учебными учреждениями требует усовершен- умевает не только зарождение профессионального обра-ствования не только качества обучения студентов, но и за, получение знаний, умений, навыков, но и воспитание подготовке будущих специалистов в целом. Как показы- личности с формированием компетенций [8-11].

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna and others

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Каждое структурное подразделение ВУЗа играет основную роль в выполнении своих обязанностей и предоставлении образовательных услуг. Именно кафедра является центром научной, методической и воспитательной работы, одновременно выполняя график учебного процесса [12], независимо от сложившейся эпидемиологической ситуации. Даже в этих условиях воспитательная работа кафедры имеет не меньшее значение для формирования будущих работников здравоохранения.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью исследования является изучение особенностей организации воспитательной работы кафедры патологической анатомии со студентами педиатрического факультета.

Задачи исследования: изучить особенности воспитательного процесса на кафедре патологической анатомии.

Очень важному моменту оценки качества, организации и проведению воспитательной работы кафедры принадлежит опрос студентов в форме анкетирования [13,14]. Ответственный за воспитательную работу на кафедре делает отчет о проделанной работе, в котором проводится анализ работы студентов, в том числе результаты анкетирования.

Студентам педиатрического факультета было предложено ответить на вопросы и выбрать по одному или несколько вариантов ответа. Какую среднюю школу Вы закончили сельскую или городскую? Имеют ли Ваши родители высшее образование, если «да», то кто: мать, отец, оба родителя или никто? Кем работают Ваши родители: врачом, преподавателем, учителем в школе, предпринимателем или рабочим? Сколько детей в Вашей семье? Кто из членов Вашей семьи повлиял на Ваш профессиональный выбор? Представьте себе, что у Вас серьезные проблемы с учебой. К кому из членов семьи Вы бы обратились за советом: к матери, к отцу, к бабушке, к дедушке, к каждому из названных выше или ко всем, или ни к кому из них? С кем из членов семьи Вы обычно обсуждаете проведенный в вузе день? Используют ли в Вашей семье ненормативную лексику? Как Вы считаете, основную роль в воспитании личности играют: семья, школа, ВУЗ, друзья или что-то другое? Посещали ли Вы с родителями музеи, выставки, театры: да или нет? Считаете ли Вы, что родители оказали существенную роль в вашем воспитании? Интересуются ли родители учебно-воспитательным процессом вуза всегда, иногда или совсем не интересуются? Приглашаете ли Вы родных на культурно-массовые мероприятия, организованные на факультете, в вузе или хотели бы, но нет возможности это сделать2 За что Вы больше всего цените семью, в которой выросли? (возможно несколько ответов). За душевное тепло и понимание, за материальное благополучие, за демократические отношения, за возможность общения, за готовность оказать помощь и поддержку или за что-то еще. Станут ли для Вас примером отношения в Вашей семье при формировании собственной семьи?

А также необходимо было ответить на вопросы относительно воспитательной работы, как в школе, так и в университете. Был ли куратор по воспитательной работе в Вашей школе? Кто в Вашей школе занимался проблемами воспитания учеников: завуч, классный руководитель или кто-то другой? Как Вы считаете, школа оказала существенную роль в формировании ваших духовно-нравственных ценностей? Как Вы считаете, необходимы ли воспитательные мероприятия в ВУЗе? Если Вы ответили «да» на предыдущий вопрос, то как Вы считаете, до какого курса необходимы воспитательные мероприятия в ВУЗе? Укажите, в работе каких студенческих общественных организаций Вы принимаете участие: студенческом профсоюзе, студенческом научном обществе, студенческом отряде волонтеров или нигде не принимаете участие? Как Вы считаете, достаточно ли проводятся воспитательные мероприятия на практических занятиях и на лекциях: да или нет? Какие формы

воспитательной работы Вы считаете оптимальными? Индивидуальная работа преподавателя со студентами, наличие куратора курса по воспитательной работе, наличие куратора группы или что-то другое. К кому Вы предпочитаете обращаться при возникших проблемах: Декану факультета, зам. Декана факультета, куратору курса по воспитательной работе, преподавателю, ведущему в группе? Проводятся ли разъяснительные воспитательные мероприятия на практических занятиях о табакокурении, алкоголизме, наркомании: да, нет или недостаточно [15-17]?

Как Вы считаете, необходим ли куратор группы на старших курсах? Укажите, какими видами деятельности Вы занимаетесь во внеучебное время: научно-исследовательской работой, спортом, культурно-массовой работой, подрабатываю, готовлюсь к занятиям? Укажите, в каких мероприятиях Вы принимали участие в прошлом году: в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, студенческой научной конференции, культурно-массовых мероприятиях или ни в каких? Если не принимали участие, то почему: малая информированность о мероприятиях в ВУЗе, не хватает времени или не интересно Укажите, в каких воспитательных мероприятиях Вам бы хотелось участвовать: посещение музеев, театров, экскурсии, творческие вечера? Знаете ли Вы своего куратора курса по воспитательной работе? Посещают ли общежитие, в котором Вы проживаете (если живете в общежитии) кураторы курсов по воспитательной работе? Если у Вас возникают проблемы в общежитии, к кому Вы обращаетесь: декану, зам декана, начальнику студ. Городка, коменданту, куратору курса по воспитательной работе?

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сотрудниками кафедры патологической анатомии было проведено анкетирование 72 студентов педиатрического факультета (78% девушек и 22% юношей), среди которых 67% являются иногородними, однако только 21% от общего количества опрошенных проживает с родителями. Более 50% студентов проживают в общежитии на период обучения или снимают жилье, что требует более пристального внимания и контроля в свободное от занятий время.

Оба родителя обучаемых закончили высшее образование (56% случаев) и в 28% высшее образование имеется только у матери. Как выяснилось, 28% родителей работают врачами и также 28% относятся к рабочим, 21% родителей имеют педагогическую профессию (учителя, преподаватели ВУЗа) и также 21% имеют другие профессии. Почти 50% анкетируемых являются единственным ребенком в семье. На 28% студентов именно мнение матери оказало влияние на выбор профессии и только 5% сделали выбор самостоятельно.

В случае возникновения серьезных проблем с учебой большинство обучаемых обратились бы за советом к матери (83%), нежели чем к остальным членам семьи и только один студент решал бы проблемы самостоятельно.

Современные средства связи и коммуникации позволяют часто общаться и обсуждать события проведенного дня, которыми хотели бы поделиться 42% студентов с матерью и 28% с отцом, остальные же поделились бы эмоциями с другими членами семьи или с кем-то ещё (7%).

По результатам анализа ответов на вопросы, касающихся семейных ценностей 69% опрошенных обозначили, что семья играет основную роль в воспитании личности и 12,5% эта роль отводится структурным подразделениям университета, при этом 94% студентов считают, что именно родители оказали существенную роль в их воспитании. 69% родителей студентов, обучающихся на нашей кафедре, активно интересуются учебно-воспитательным процессом университета, следят за ин-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна и другие ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...

формацией и новостями. По данным анкетирования семейные ценности распределились следующим образом: душевное тепло и понимание отметили 56% студентов, материальное благополучие - 28%, возможность общения - 6%, демократические отношения - 2%, готовность оказать помощь и поддержку - 8%.

Более половины опрошенных студентов не имели куратора по воспитательной работе в школе, хотя 70% из них закончили городскую школу, а не сельскую. Классный руководитель в 56% занимался проблемами воспитания учеников, поэтому по мнению 69% школа оказала существенную роль в формировании их духовно-нравственных ценностей.

По данным опроса 50% студентов педиатрического факультета считают необходимым проведение воспитательных мероприятий в ВУЗе, из них 36% студентов утверждают, что подобного рода мероприятия необходимы только на первом курсе, а единицы опрошенных ответили на пятом и шестом курсах. Среди студентов курса педиатрического факультета 42% состоит в студенческом отряде волонтеров, 24% принимает активное участие в студенческом профсоюзе, 7% состоит в студенческой научной организации и 28% не участвуют в студенческих общественных организациях.

Более половины опрошенных (56%) остаются довольными проведением воспитательных мероприятий кафедры на практических занятиях и только 7% на лекциях. Наиболее оптимальными формами воспитательной работы являются как индивидуальная работа преподавателя со студентами, так и наличие куратора по воспитательной работе (по 42% каждой категории) и только 16% обозначили наличие куратора группы.

Именно к куратору курса по воспитательной работе 56% опрошенных предпочитают обращаться при возникших проблемах, однако 42% попросят помощи у преподавателя, ведущего занятия в группе. В единичных случаях за решением проблем пойдут в деканат факультета.

Как оказалось, менее половины (46%) студентов недостаточно довольны разъяснительными воспитательными мероприятиями о табакокурении, алкоголизме, наркомании на практических занятиях, 31% остаются удовлетворены и 24% считают, что такие мероприятия не проводятся вообще.

По данным анкетирования 65% опрошенных считают, что куратор группы необходим на старших курсах. Во вне учебного времени студенты педиатрического факультета занимаются такими видами деятельности как научно-исследовательская работа (7%), спортом (14%), культурно-массовая работа (14%), однако 63% участников опроса готовится к занятиям и 4% подрабатывают. В прошлом году 47% студентов не участвовали ни в каких мероприятиях обосновав это нехваткой свободного времени.

Студенты, проживающие в общежитиях, ответили, что никогда не видели своего куратора (90%) и в случае возникновения проблем 80% из них обратились бы за помощью к коменданту общежития, остальные - к начальнику студ. городка, в деканат или куратору курса по воспитательной работе.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, за период обучения со студентами должна проводиться воспитательная работа, организация которой требует постоянного пристального внимания. Это связано с тем, что более половины обучающихся на курсе проживает не с родителями, а они в свою очередь в настоящее время активно интересуются учебно-воспитательным процессом университета. В данном случае благодаря возможности каждодневного общения с обучаемыми кафедра может оказать положительное влияние на каждого студента и мотивировать к получению знаний. Результаты анкетирования показали, что большую часть свободного вре-

мени обучающиеся (более половины курса) уделяют подготовке к занятиям.

Преподаватели нашей кафедры регулярно проводят пропаганду здорового образа жизни, очень корректно и вежливо стараются обращать внимание студентов на некоторые нравственные моменты их поведения, сами же при этом должны являться образцом в соблюдении нравственных и этических норм. Хотелось бы улучшить организацию и проведение мероприятий по борьбе с вредными привычками, бесед на темы по профилактике и предотвращению ряда социально-значимых заболеваний [18].

В этом отношении создается необходимость организации работы кураторов студенческих учебных групп на кафедре, которые играют неоценимую роль в воспитательной работе и являются ответственными за состояние успеваемости. Почти половина опрошенных нами студентов указала, что индивидуальное общение с преподавателем или куратором по воспитательной работе являются востребованными и наиболее оптимальными формами организации воспитательной работы со студентами.

Куратор нашей кафедры по воспитательной работе на курсе организует как общие мероприятия с привлечением студенческих групп, так и выполняет индивидуальную работу со слабоуспевающими студентами, оказывает помощь и поддержку в решении проблем с обучением, а также жизненных проблем [19].

Каждый сотрудник кафедры во время своей работы, будь то преподаватель или учебно-вспомогательный персонал при контакте и общении со студентами (лично или дистанционно) оказывает воздействие как духовно-нравственное, так и воспитательное. На сегодняшний день интернет-технологии и современные способы коммуникации способствуют реализации такого рода контактной работы, что делает её более продуктивной благодаря обратной связи с обучаемым.

Эффективное воздействие на учебный процесс оказывает привлечение студентов и их активное участие в мероприятиях общественных организаций, таких как студенческие научные, профсоюзные организации и студенческий отряд волонтеров. Воспитательная работа кафедры способствует становлению каждого студента как личности, воздействуя и словом, и конкретным своим примером. Конечно же результаты такой работы видны не сразу. Иногда только после завершения учебы на курсе многие выпускники поддерживают тесные связи с кафедрой в течение многих лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Саттаров Р.С. Опыт организации воспитательной работы на выпускающей кафедре при подготовке логистов /Р.С. Саттаров // NovaInfo.Ru - №47, Том 2. 2016 г.

2. Хонин Г.А. Использование информационных технологий обучения в учебном процессе аграрного вуза /Г.А. Хонин, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин и др. // Профессиональное образование в современном мире. №3 (14). 2014. С. 148-156.

3. Симак Р.С. Организация обучения в вузе с помощью информационных технологий /Р.С, Симак, Г.Г. Левкин, Т.В. Вицинец // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии. Материалы II всероссийской научно-практической конференции / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2012. С. 373-377.

4. Левкин Г.Г. Системный подход в организации деятельности преподавателей вуза / Г.Г. Левкин, Н.М. Колычев, Е.А. Левкина, Е.В. Сосновская, Е.А. Гуляева, В.В. Семченко // Профессиональное образование в современном мире. — 2015. — №1(16). — С. — 77-89.

5. Павлов В. Н., Цыглин А. А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий //Медицинское образование и вузовская наука. 2015. №1. С. 83 — 86.

6. Олейникова Т. А. Оценка качества образования — ключевой процесс системы менеджмента качества вуза // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. №1. С 31 — 35.

7. Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И., Литвак Л.Д. Вовлечение преподавателей в процесс использования инновационных технологий он-лайн-обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 51-54.

8. Мельникова И. Ю., Романцов М. Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе //Международный журнал экспериментального образования. 2013. №11. С. 47 — 52.

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna and others

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

9. Щепкина Н.К. Исследование профессионально-личностного роста и карьерных устремлений преподавателей вуза // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 76. С. 78-81.

10. Хуторской А.В. Принципы разработки и применения креативных технологий личностно ориентированного обучения // Сб. Интернет. Общество. Личность. Тезисы докл. межд. конф. СПб., 1999. С. 264-266.

11. Черемискина И.И., Ращупкина В.А. Образ преподавателя у студентов с разными видами личностной направленности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 362-365.

12. Одинокая М.А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 215-219.

13. Гущина О.М. Концептуальная модель оптимального распределения внеучебной нагрузки преподавателя // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 19-22.

14. Гаранин М.А., Болгова В.В. Модель оценки качества работы преподавателя в механизме контроля качества реализации основой профессиональной образовательной программы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 63-67.

15. Бондаренко С.Б. Приоритеты демократизации высшей школы //Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 10-14.

16. Киржаев С. Б., Зёлко А. С. Методы активного обучения в системе патриотического воспитания в вузе //В мире научных открытий. Серия «Социально-гуманитарные науки» Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2014. - № 7 (55). — С. 56-69.

17. Котовский А. И. Проблемы патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации // Ученые записки РГСУ. 2012. № 10 (110). С.29-30.

18. Пермяков О. М. Проблема формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения // Сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. — 2016. — С. 108-111.

19. Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Черникова С.И., Хроль Н.Е. Роль волонтерской деятельности в становлении профессиональной идентичности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2018, №10. С. 23—31.

Статья поступила в редакцию 07.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.