Научная статья на тему 'Мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения и особенности воспитательной работы на педиатрическом факультете'

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения и особенности воспитательной работы на педиатрическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОЛОНТЕРСТВО / ВРАЧ ПЕДИАТР / ДЕОНТОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL WORK / VOLUNTEERISM / VOLUNTEER DETACHMENT "PEDIATRICIANS FOR CHILDREN" / PEDIATRICIAN / RESEARCH / PREVENTION / DEONTOLOGY / LECTURES / SOCIOLOGICAL SURVEY / VOLUNTEER ACTIVITY / SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривдина Нина Дмитриевна, Матвиенко Елена Витальевна, Хмелевская Ирина Григорьевна

Воспитательная работа, которая проводится в высших учебных заведениях, является важнейшим этапом становления личности студента и его профессионализации. Целью исследования явилась оценка интересов учащихся начальных курсов, а также мониторинг удовлетворенностью обучением на кафедре педиатрии и желанием продолжить дальнейшую специализацию в педиатрическом направлении студентов выпускников. Методы исследования: анкетирование студентов с I по VI курс, анализ социального паспорта факультета педиатрии. Воспитательная работа на педиатрическом факультете Курского государственного медицинского университета (КГМУ) проводится по следующим направлениям: общие организационные мероприятия, гражданско патриотическое и нравственно эстетическое воспитание, утверждение норм здорового образа жизни, научно-исследовательская деятельность. В ходе проведенной работы осуществлен социологический опрос студентов лечебного и педиатрического профиля КГМУ с 1 по 6 курс. В результате опроса было выявлено, что опыт добровольческой деятельности есть практически у каждого второго студента педиатрического факультета КГМУ (58,5%). 12,8% студентов будущих детских врачей, постоянно участвовали в волонтерском отряде «Педиатры-детям», добровольно работали с больными детьми, детьми-сиротами в свободное от учебного процесса время. Из всех анкетированных, 41,6% были эпизодически задействованы в различного рода мероприятиях. Среди данной категории, врачами педиатрами общей практики планируют работать, в дальнейшем, 52% студентов, 8%хотят посвятить себя специальности «неонатология», 11% детской хирургии, 1%детской реаниматологии и анестезиологии, а оставшиеся 28% респондентов выбрали другие специальности, не связанные с работой в детской практике. Проведенное исследование показало, что педагогический мониторинг является современным средством контроля, где все участники непосредственно вовлечены в реальный образовательный процесс. Волонтерство повышает социальную активность студента, а также профессионально развивает его. Занятие добровольческой деятельностью обеспечивает благоприятные условия для формирования активной жизненной позиции принадлежности к гражданскому обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривдина Нина Дмитриевна, Матвиенко Елена Витальевна, Хмелевская Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE STUDENTS 'SATISFACTION WITH THE QUALITY OF TRAINING AND THE FEATURES OF THE EDUCATIONAL WORK ON THE PEDIATRIC FACULTY

The educational work carried out in higher educational institutions is the most important stage in the formation of the personality and its professionalization. The purpose of the study was to assess the interests of students of initial courses, assessing graduate students' satisfaction with teaching at the department of pediatrics and the desire to continue further specialization in the pediatric area. Methods: a survey of students from I to VI course, an analysis of the social passport of the faculty of pediatrics. Educational work at the pediatric faculty of the Kursk State Medical University is conducted in the following areas: general organizational arrangements, civil patriotic and moral aesthetic education, the establishment of healthy lifestyle standards, research activities. A sociological survey of students of the medical and pediatric profile of the Kursk State Medical University students from 1 to 6 courses was conducted. As a result of the survey, it was revealed that almost every second student of the pediatric faculty at KSMU has experience of volunteer activity at 58%. 12% of respondents constantly working in the volunteer detachment "Pediatricians-children", 41% are episodically involved, every second interrogated participated in the projects no more than 1-2 times. Among them, 52% of students plan to remain pediatricians of general practice, 8% of respondents plan to choose the specialty of neonatology, 11% of pediatric surgery, 1% of children's intensive care and anesthesiology, the remaining 28% of students chose other specialties not related to work in children's practice. Volunteering increases the student's social activity, and also professionally develops it. The volunteer activity provides favorable conditions for professional self-realization.

Текст научной работы на тему «Мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения и особенности воспитательной работы на педиатрическом факультете»

Krivdina Nina Dmitrievna, Matvienko Elena Vitalevna, Khmelevskaya Irina Grigoryevna MONITORING THE STUDENTS 'SATISFACTION WITH THE QUALITY ...

pedagogical sciences

УДК 378: 614.23

DOI: 10.26140/к^4-2019-0803-0008

МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

© 2019

Кривдина Нина Дмитриевна, ассистент кафедры педиатрии Матвиенко Елена Витальевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии Хмелевская Ирина Григорьевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. К. Маркса, д.3., е-mail: [email protected])

Аннотация. Воспитательная работа, которая проводится в высших учебных заведениях, является важнейшим этапом становления личности студента и его профессионализации. Целью исследования явилась оценка интересов учащихся начальных курсов, а также мониторинг удовлетворенностью обучением на кафедре педиатрии и желанием продолжить дальнейшую специализацию в педиатрическом направлении студентов выпускников. Методы исследования: анкетирование студентов с I по VI курс, анализ социального паспорта факультета педиатрии. Воспитательная работа на педиатрическом факультете Курского государственного медицинского университета (КГМУ) проводится по следующим направлениям: общие организационные мероприятия, гражданско - патриотическое и нравственно

- эстетическое воспитание, утверждение норм здорового образа жизни, научно-исследовательская деятельность. В ходе проведенной работы осуществлен социологический опрос студентов лечебного и педиатрического профиля КГМУ с 1 по 6 курс. В результате опроса было выявлено, что опыт добровольческой деятельности есть практически у каждого второго студента педиатрического факультета КГМУ (58,5%). 12,8% студентов - будущих детских врачей, постоянно участвовали в волонтерском отряде «Педиатры-детям», добровольно работали с больными детьми, детьми-сиротами в свободное от учебного процесса время. Из всех анкетированных, 41,6% были эпизодически задействованы в различного рода мероприятиях. Среди данной категории, врачами педиатрами общей практики планируют работать, в дальнейшем, 52% студентов, 8%- хотят посвятить себя специальности «неонатология», 11%

- детской хирургии, 1%- детской реаниматологии и анестезиологии, а оставшиеся 28% респондентов выбрали другие специальности, не связанные с работой в детской практике. Проведенное исследование показало, что педагогический мониторинг является современным средством контроля, где все участники непосредственно вовлечены в реальный образовательный процесс. Волонтерство повышает социальную активность студента, а также профессионально развивает его. Занятие добровольческой деятельностью обеспечивает благоприятные условия для формирования активной жизненной позиции принадлежности к гражданскому обществу.

Ключевые слова: воспитательная работа, волонтерство, врач педиатр, деонтология, социологический опрос, добровольческая деятельность, социализация.

MONITORING THE STUDENTS 'SATISFACTION WITH THE QUALITY OF TRAINING AND THE FEATURES OF THE EDUCATIONAL WORK ON THE PEDIATRIC FACULTY

© 2019

Krivdina Nina Dmitrievna, candidate of Medicine, Assistant, School of Medicine Matvienko Elena Vitalevna, candidate of Medicine, Associate Professor,

School of Medicine

Khmelevskaya Irina Grigoryevna, Head of the Department of the Department of Pediatrics, Doctor of Medicine, Full Professor, School of Medicine Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, K. Marx str., 3, e-mail: [email protected])

Abstract. The educational work carried out in higher educational institutions is the most important stage in the formation of the personality and its professionalization. The purpose of the study was to assess the interests of students of initial courses, assessing graduate students' satisfaction with teaching at the department of pediatrics and the desire to continue further specialization in the pediatric area. Methods: a survey of students from I to VI course, an analysis of the social passport of the faculty of pediatrics. Educational work at the pediatric faculty of the Kursk State Medical University is conducted in the following areas: general organizational arrangements, civil - patriotic and moral - aesthetic education, the establishment of healthy lifestyle standards, research activities. A sociological survey of students of the medical and pediatric profile of the Kursk State Medical University students from 1 to 6 courses was conducted. As a result of the survey, it was revealed that almost every second student of the pediatric faculty at KSMU has experience of volunteer activity at 58%. 12% of respondents constantly working in the volunteer detachment "Pediatricians-children", 41% are episodically involved, every second interrogated participated in the projects no more than 1-2 times. Among them, 52% of students plan to remain pediatricians of general practice, 8% of respondents plan to choose the specialty of neonatology, 11% of pediatric surgery, 1% of children's intensive care and anesthesiology, the remaining 28% of students chose other specialties not related to work in children's practice. Volunteering increases the student's social activity, and also professionally develops it. The volunteer activity provides favorable conditions for professional self-realization.

Keywords: educational work, volunteerism, volunteer detachment "pediatricians for children", pediatrician, research, prevention, deontology, lectures, sociological survey, volunteer activity, sociology.

Учебно-воспитательный процесс должен начинаться еще с дошкольного возраста, так как именно в этом периоде закладываются основы формирования личности, усваиваются наиболее доступные правила и нормы поведения, образуются нравственные привычки индивидуума, складываются первые взаимоотношения с окружа-

ющими детьми и взрослыми. Нравственное воспитание человека - процесс постепенный и длительный.

Студенческий возраст - это важнейший этап становления личности и ее профессионализации. Студенческая молодежь, на современном этапе, рассматривается как специфическая группа населения, имеющая как свои

28

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Кривдина Нина Дмитриевна, Матвиенко Елена Витальевна, Хмелевская Ирина Григорьевна МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ...

различия в образе жизни, с ценностными установками и эталонами норм поведения, так и мотивами деятельности. Ее отличительной чертой является высокий уровень стремления к личностной и профессиональной самореализации, активный интерес к практическому участию в социальных преобразованиях. Студенты в социальном слое населения являются группой повышенного риска, что связано с накладыванием негативного отпечатка социума современного общества на сложные возрастные их проблемы.

Студенчество научилось сегодня мобильно реагировать на изменения тенденций развития мирового сообщества. Возросшие требования к самой личности человека быть инициативным, мобильным, креативным, уметь принимать самостоятельно решения и выстраивать линию сотрудничества, обладать чувством ответственности, а также появившиеся изменения в самой системе профессионального образования, оказывают серьезное влияние на подходы к организации воспитательной деятельности в студенческой среде.

Сущность воспитательной работы в вузе определяется необходимостью создания условий для формирования профессионального образа мира и личности будущих специалистов, обеспечивающего их успешную самореализацию в рамках выбранной профессии [1].

Врач сопровождает человека от момента рождения до смерти, у него складывается необыкновенно широкий спектр общения с людьми различных социальных групп, в связи с чем особое значение приобретает воспитание врача нового поколения - высокообразованного не только в профессиональном плане, но обладающего начитанностью, правильной речью, организаторскими и ораторскими способностями. Образ земского врача - просветителя, альтруиста, давно обозначен в литературных произведениях А.П. Чехова, В.В. Вересаева, Ф.Г. Углова и в кино - «Собачье сердце», «Палата №6», «Граф Калиостро» и др., можно сказать, что и врач в России всегда был больше, чем врач. Основой профессии врача являются такие душевные качества, как сострадание, честность, решительность в действиях [2,3].

Поэтому необходимо формирование мировоззренческих, гражданских основ личности, учитывая также традиционно активную роль медиков в общественной жизни [4-8]. Все эти требования могут успешно реали-зовываться не только через профессиональное обучение и воспитание, но и через широкий воспитательный процесс, проводимый во внеучебное время.

Особую значимость воспитательный процесс занимает на факультете педиатрии, так как личностные качества, возможность найти контакт с ребенком, расположить его к себе, является не менее важным чем профессиональные знания и умения.

Цель исследования: оценка интересов учащихся начальных курсов, а также мониторинг удовлетворенностью обучением на кафедре педиатрии и желанием продолжить дальнейшую специализацию в педиатрическом направлении студентов выпускников.

Методы исследования: анкетирование студентов с I по VI курс, анализ социального паспорта факультета педиатрии.

В социологическом опросе приняли участие студенты лечебного и педиатрического профиля Курского государственного медицинского университета обучающиеся с 1 по 6 курс.

В ходе обработки анкет были получены ответы, свидетельствующие о том, насколько учебный процесс был эффективным, имеется ли у студентов удовлетворенность от занятий по специальности педиатрия и каковы причины неудовлетворенности.

Установлено, что на момент исследования подавляющее большинство респондентов (97,3%) считает дисциплину «педиатрия» важным составляющим в учебном процессе и полностью удовлетворены организацией учебного процесса.

Пристального внимания заслуживал анализ ответов на вопросы, которые были связаны с оценкой профессионального уровня преподавательского состава и взаимоотношений преподавателя со студентами. Выявлено, что 79,8% респондентов оценивают профессиональную подготовку преподавателей как высокую, 19,1% - как среднюю, 1,1% - низкую. В среднем профессиональные знания педагогического состава были оценены как высокие и средние.

В ходе проведенного исследования, на вопрос, касающийся оценки организации учебного процесса в целом 86,9% студентов ответили положительно (сказали, что вполне удовлетворены качеством и организацией учебного процесса), однако 11,8% - были частично удовлетворены, а 1,3% - отметили неудовлетворенность.

Особое внимание на кафедре педиатрии уделялось Волонтерскому отряду «Педиатры детям», который работает на кафедре педиатрии с 2010 года под руководством заведующей кафедры, профессора, д.м.н., Хмелевской И.Г. В процессе погружения в волонтерскую деятельностью студент получает возможность опробовать себя на профессиональном поприще, разрабатывать и реализовывать эффективные механизмы, формы и методы профилактической работы с людьми. Ежегодно волонтерским отрядом «педиатры - детям», проводятся выезды в учреждения социальной защиты Дом ребенка, школы-интернаты для оказания гуманитарной и материальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Силами студентов осуществляется сбор детской и учебной литературы, канцелярских принадлежностей, одежды, игрушек, денежных средств [3]. В связи с чем, был запущен социологический проект под названием «Новое поколение педиатров» для оценки количества студентов состоящих в волонтерских отрядах вуза, изучения их интересов.

Анализируя полученные данные выявлено, что опыт добровольческой деятельности есть практически у каждого второго студента педиатрического факультета Курского государственного медицинского университета (58,2%). Постоянно работающими в волонтерском отряде «Педиатры-детям» были 12,6 % опрошенных, 41,4% - эпизодически задействованы, преимущественного большинство участвовали в проектах более 2 раз (р<0,05). В результате анкетирования также были определены интересы студентов в оказании добровольческой помощи детям: 59,7 % волонтеров предпочитают оказывать помощь в виде организации досуга, материальной помощи для детей, находящихся на лечении в лечебных учреждениях и учреждениях, оказавшихся без попечительства родителей и родственников. 41,6% волонтеров заинтересованы в оказании помощи больным детям только находящимся в лечебных организациях, а также в приобретении профессионального опыта через дежурства в свободное от учебы время.

Хочется осветить еще один аспект волонтерской деятельности студентов - это волонтерская помощь в паллиативе детей. Понятие «паллиатив» произошло от лат. «ра11шт», что в переводе означает «плащ» или «забота», «обнять», «укрыть». Паллиативная помощь - это особая философия, особый подход, позволяющий улучшить качество жизни неизлечимо больного человека. Те добровольцы, которые хотят стать волонтерами должны понимать, что паллиативная помощь требует неравнодушия, искренности и открытости, умения понять чувства другого. Ведь не зря в психологии существует такой термин как «эмпатия» - это умение сочувствовать, сострадать.

Возможно, наступит время и неизлечимых болезней не будет. Но это - будущее. А мы сейчас находимся в настоящем. И, увы, существуют болезни, сталкиваясь с которыми современная медицина бессильна. А потому важной задачей является развитие проектов паллиативной медицины, которая способна улучшить качество жизни неизлечимых больных, особенно детей, облегчить симптомы их заболеваний. Да, это сложное направ-

Krivdina Nina Dmitrievna, Matvienko Elena Vitalevna, Khmelevskaya Irina Grigoryevna pedagogical

MONITORING THE STUDENTS 'SATISFACTION WITH THE QUALITY ... sciences

ление медицины и не каждый человек сможет видеть умирающих детей, но это необходимо нашей стране.

Полноценная паллиативная помощь «маленьким пациентам» требует всестороннего разнообразия специалистов - это и врачи, психиатры, социальные работники, священнослужители, а также волонтеры. Именно совместными усилиями мы сможем подарить ребенку возможность увидеть новый рассвет, а его родителям драгоценные минуты общения с ним.

Волонтерская помощь, оказывающаяся нашими студентами, заключалась в координировании сбора средств для покупки необходимого: книг, канцелярских товаров, любимых фильмов, которые потом можно посмотреть вместе в свободное время. Накануне праздника производилась закупка подарков. Организовывалась помощь в оборудовании игровых комнат.

Оценивая ответы студентов, которые не участвуют в волонтерских движениях установлено, что всего 10,3 % внесли свой вклад в сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей, нуждающихся в помощи, а 3,2 % - дежурили в стационарах на добровольных основах. Среди данной категории, врачами педиатрами общей практики планируют работать, в дальнейшем, 52% студентов, 8%-хотят посвятить себя специальности «неонатология», 11% - детской хирургии, 1% - детской реаниматологии и анестезиологии, а оставшиеся 28% респондентов выбрали другие специальности, не связанные с работой в детской практике.

Исходя из полученных данных, студенты-волонтеры продемонстрировали более высокую готовность включиться в различные виды работы, поддерживая массовую инициативу, способность к переживанию и формированию профессиональной ориентации. Кроме этого, они получают дополнительные знания при непосредственном участии в целеполагании, планировании, моделировании и управлении ситуациями оказания помощи. Волонтерство стимулирует у студентов выбор, через принятие решений, выявляя эмоционально-оценочное отношение будущего врача к добровольной деятельности, как ценности, формирует осознание будущего врача-педиатра в потребности в приобретении знаний, что является процессом обретения личностью профессионально и социально значимой информации, обеспечивающей переход к интегративному и фундаментальным знаниям. Благодаря этому в процессе поиска, изучения и работе в ЛПУ волонтером, при ценностном освоении действительности, меняется и сама личность будущего врача [9-15].

Результаты мониторинга показали, что студенты, работавшие и работающие волонтерами, намного легче трудоустраиваются еще во время обучения в ВУЗе. Выпускники из отряда «Педиатры-детям» 2014-2016гг. все трудоустроены по тем специальностям, которые ими были запланированы во время работы в волонтерском отряде, что является важным показателем необходимости формирования волонтерских движений на базе кафедр медицинского профиля. В 53% случаев студенты-волонтеры из всех возможных альтернатив, выбирают общественную работу.

Нашей кафедрой проведена оценка паспорта факультета в первые месяцы после поступления в Курский государственный медицинский университет с уточнением следующих показателей: гендерный состав, количество студентов обучающихся на бюджете/внебюджете, состоящие в браке, имеющие детей, инвалидность. Сведения о студентах, занимающихся в центре культуры, спортивных секциях и общественных организациях. С учетом данной информации педагоги кафедры стараются помочь студентам первых 2-х курсов адаптироваться в новой системе обучения, а также выстроить отношения между преподавателями и студентами.

Воспитательная работа на педиатрическом факультете Курского государственного медицинского университета проводилась по следующим направлениям: общие 30

организационные мероприятия, гражданско - патриотическое и нравственно - эстетическое воспитание, утверждение норм здорового образа жизни, научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская работа, являлась приоритетным направлением кафедры и включала в себя участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, публикации тезисов, статей, написание курсовых и дипломных работ [16-18]. Особое внимание уделялось гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, которое включало в себя проведение дней памяти, посвященных Великой Отечественной войне, поздравление ветеранов, участие в парадах, регулярное посещение студентами музея истории университета.

Проводилась также и санитарно-просветительская работа среди пациентов, среднего и младшего медицинского персонала: проведение дней респираторного этикета в школах и больницах области, профилактика наркомании, табакокурения, участие в оздоровительных мероприятиях, участие в работе диабет-школы. Формирование врачебной этики и деонтологии, в виде цикла лекций по темам: «Дресс-код врача», «Нас встречают по одежде...» и др.

Таким образом, проведенное исследование показало, что педагогический мониторинг является современным средством контроля, где все участники непосредственно вовлечены в реальный образовательный процесс. Благодаря нашему исследованию выделены и получены особенности работы волонтёров на базе Курского государственного медицинского университета. Результаты показали, что волонтерство повышает социальную активность студента, а также профессионально развивает. Занятие добровольческой деятельностью обеспечивает благоприятные условия для профессиональной самореализации. Мотивами для побуждения к добровольческой деятельности являются: энтузиазм, стремление быть социально полезным, неравнодушное отношение к происходящему вокруг, желание реализовать себя и свои инициативы, желание решить проблемы других людей. Но больше всего для студентов двигает стремление чувствовать себя нужным и полезным людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андронова Т.А. Роль куратора в воспитательном процессе.// Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. № 1. С. 4550.

2. Ливдер И.М. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. 2006. №2. С. 12-16.

3. Мартынович Н.Н., Барзунова Т.В. Компетентностный подход в образовательном и воспитательном процессе на кафедре педиатрии №1 при реализации новых государственных образовательных стандартов //Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2017. № 6. С. 133-136.

4. Загорский В.А. Психология конфликтогенности в поведении пациента стоматологического кабинета и психологические приоритеты в выработке стратегий преодоления конфликтов в системе «врач-стоматолог - пациент»//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 273-277.

5. Фомин М.С. Понимание психологии врачом: личное восхождение к предельным вызовам профессии и возможность их разрешения //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 321-326.

6. Антонова Н.Л. Модели взаимодействия врачей и пациентов в системе медицинского обслуживания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 272-274.

7. Забродина Л.Н. Определение результативности формирования профессионально-речевой культуры будущих врачей //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3 (29). С. 292-295.

8. Капустина Т.В., Кадыров Р.В., Транковская Л.В., Важенина А.А., Максимович А.Б. Индивидуально-личностные особенности специалистов испытательного лабораторного центра Роспотребнадзора //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 299-303.

9. Богомазов А.Д., Брянцева И.И., Разинькова Н.С. Особенности организации самостоятельной работы студентов на кафедре педиатрии КГМУ //Успехи современного естествознания. 2010. №4. С. 77.

10. Даниленко Г.Н., Летяго А.В., Матвиенко Е.В. Особенности здоровьесохраняющего поведения и самооценка здоровья студенческой молодежи //Вестник социальной гигиены и организации охраны здоровья Украины. 2018. №2. С.4-7.

11. Паршакова Ю.А., Лузина Д.В. Волонтерство как форма социального движения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 72-74._

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Кривдина Нина Дмитриевна, Матвиенко Елена Витальевна, Хмелевская Ирина Григорьевна МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ...

12. КозодаеваА.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 2010. №. 11 (91). С. 121-126.

13. Голобоков А.С., Савченко Е.С., Хилько А.С. Проблемы и перспективы развития молодёжного волонтерского движения в Приморском крае // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 313-316.

14. Парахина О.В., Шаталова Е.В. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении //Innova. 2015. №4 (1). С.39-42.

15. Платонова Р.И., Михина Г.Б. актуальность Soft Skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 177-181.

16. ДвойныхН.Д., Хмелевская И.Г., Яковлева А.В. Воспитательная работа на педиатрическом факультете как условие социально-личностного развития студентов. Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов.// Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. 2017. С. 189-192.

17. Екимоба С.Г. Волонтерское движение в гуманитарном вузе// Высшее образование в России. 2006. № 12. С. 92-97.

18. Кульбах О.С., Аверин В.А., Зинкевич Е.Р. Единство формирования общекультурных и профессиональных компетенций в подготовке будущего врача//Педиатр. 2012. Т. 3. № 4. С. 105-110.

Статья поступила в редакцию 17.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.