Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УО "ЛИДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ МЕЛИОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УО "ЛИДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ МЕЛИОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Л.С., Накладович М.Ю.

В статье исследуется организация системы внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения, определены основные элементы и особенности организации системы внутреннего финансового контроля учреждения образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Л.С., Накладович М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN EDUCATIONAL INSTITUTION "LIDA STATE PROFESSIONAL LYCEUM OF MELIORATIVE CONSTRUCTION"

In the article the organization of the system of internal financial control of a budgetary institution is examined, the main elements and features of the organization of the system of internal financial control in educational institution "Lida State Professional Lyceum of Meliorative Construction" are identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УО "ЛИДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ МЕЛИОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"»

Эскимо, 2017 г. - 480 с.

7. Радлов Н. Э., Рисование с натуры / Н. Э. Радлов - М.: Искусство, 1983 г. - 63 с.

УДК 378.1

Тарасова Л. С., к.э.н.

доцент

кафедра финансов и бухгалтерского учета

Накладович М.Ю. магистрант

кафедра финансов и бухгалтерского учета Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Республика Беларусь, г. Гродно ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УО «ЛИДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ МЕЛИОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Аннотация: В статье исследуется организация системы внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения, определены основные элементы и особенности организации системы внутреннего финансового контроля учреждения образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства».

Ключевые слова: бюджетное учреждение образования, внутренний финансовый контроль, методы контроля, основные элементы, проверка.

Tarasova L.S. candidate of economic sciences, Docent Associate Professor of the Department of Finance and Accounting

Yanka Kupala State University of Grodno Republic of Belarus, Grodno Nakladovich М. Y.

graduate student of the Department of Finance and Accounting

Yanka Kupala State University of Grodno Republic of Belarus, Grodno THE PROBLEMS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN EDUCATIONAL INSTITUTION «LIDA STATE PROFESSIONAL LYCEUM OF MELIORATIVE CONSTRUCTION»

Abstract: In the article the organization of the system of internal financial control of a budgetary institution is examined, the main elements and features of the organization of the system of internal financial control in educational institution "Lida State Professional Lyceum of Meliorative Construction" are identified.

Key words: budgetary educational institution, internal financial control,

control methods, basic elements, verification.

Под внутренним финансовым контролем понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством в качестве средств упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности [1, с. 18].

Целью внутреннего финансового контроля бюджетного учреждения является подготовка и организация мероприятий повышения результативности и эффективности использования бюджетного финансирования, а также финансовых средств в виде доходов, полученных учреждением образования от различных видов деятельности в соответствии с уставом учреждения.

Исследование организации внутреннего финансового контроля в Учреждении образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» (далее - УО «ЛГПЛМС») позволяет констатировать, что в учреждении не только отсутствует контрольно -ревизионный отдел, но и ревизор, что обусловлено небольшим штатом работников бухгалтерии (рис. 1).

Рис. 1. Структура бухгалтерской службы УО «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства»

Исходя их вышеуказанной специфики, функции ревизора возложены на главного бухгалтера, что отражено в его должностных обязанностях.

Как правило, организация и постановка системы внутреннего финансового контроля осуществляется в соответствии с разработанными внутренними локальными нормативными актами: Положение о внутреннем контроле; Положение о расчетах с подотчетными лицами; Положение о документообороте и др. [3].

В ходе проведенного исследования установлено, что вышеуказанные документы в УО «ЛГПЛМС» не разработаны. Вместе с тем, контроль за расходованием средств на всех этапах финансово-хозяйственной

деятельности УО «ЛГПЛМС» со стороны главного бухгалтера осуществляется, что позволяет своевременно обнаружить ошибки работников, недостатки в работе и устранить их.

Так, при предварительном контроле в УО «ЛГПЛМС» проводится проверка данных об обеспечении потребности в определенных материальных запасах, в разрезе статей расходов. При осуществлении данного контроля главным бухгалтером были обнаружены арифметические ошибки в заявке на приобретение материальных ценностей материально-ответственным лицом при расчетах заявленного количества. В связи с чем, приняты меры по устранению этого нарушения: произведен перерасчет затребованных товарно-материальных ценностей, составлена новая заявка.

При текущем контроле в УО «ЛГПЛМС» осуществляется проверка своевременности представления первичных учетных документов, а также проверка правильности оформления первичных учетных документов (наличие подписей должностных и материально-ответственных лиц; обоснованности расходов). Так, при осуществлении данного вида контроля главным бухгалтером были выявлены следующие нарушения: со стороны материально-ответственных лиц допускалось несвоевременное оформление первичных учетных документов по расходованию товарно-материальных ценностей, отсутствовали договора о полной материальной ответственности. В связи с чем, главным бухгалтером разработан график документооборота с установлением сроков и ответственных лиц, со всеми материально-ответственными лицами заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

При последующем контроле в УО «ЛГПЛМС» проводится проверка правильности составления бухгалтерской отчетности, осуществляются контрольные мероприятия по плану проведения контрольно-ревизионной работы. Так, в частности, при осуществлении данного вида контроля главным бухгалтером были выявлены отклонения фактических расходов бюджетных средств в 2016 году по следующим статьям: приобретение предметов снабжения и расходных материалов, прочих расходов на закупку товаров и оплату услуг. Превышение фактических расходов по указанным статьям произошло вследствие предоплаты поставщику за покупку в будущем году товарно-материальных ценностей.

Методика выявления нарушений и меры по их устранению по видам внутреннего финансового контроля в УО «ЛГПЛМС» представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Методика выявления и устранения нарушений по видам внутреннего финансового контроля в УО «ЛГПЛМС»_

Виды внутреннего финансового контроля Наименование мероприятия Выявленные нарушения Меры по устранению выявленных нарушений

Предварительный Проверка данных об обеспечении потребности в определенных материальных запасах, в разрезе статей расходов В заявке УО «ЛГПЛМС» на приобретение материальных запасов ответственными лицами были допущены арифметические ошибки при расчетах заявленного их количества Главным бухгалтером представлен администрации УО «ЛГПЛМС» произведен перерасчет затребованных товарно- материальных ценностей, составлена новая заявка

Текущий Проверка своевременности представления первичных учетных документов Со стороны ответственных лиц допускалось несвоевременное оформление первичных учетных документов по расходованию товарно-материальных ценностей Составлен график документооборота, определены сроки и ответственные лица

Проверка правильности оформления первичных учетных документов, наличие подписей должностных и материально-ответственных лиц, обоснованности расходов Отсутствие договора о полной материальной ответственности с принятым на работу материально-ответственным лицом Заключены со всеми материально-ответственными лицами договоры о полной индивидуальной материальной ответственности

Последующий Проверка правильности составления отчетности Не включены отдельные виды работ и услуг в расходы при составлении Отчета об использовании средств целевого назначения и иных средств ф.9 Все расходы внесены в полном объеме, документ исправлен

Источник: собственная разработка авторов.

Кроме того, при анализе Отчета об исполнении бюджетной сметы за 2016 год (форма 2) были обнаружены отклонения фактических расходов от утвержденных по смете на год (таблица 2).

Таблица 2 - Анализ исполнения бюджетной сметы за 2016 г. в УО «ЛГПЛМС», руб._

Статья расходов Утверждено по смете на 2016 год Фактические расходы за 2016 год Отклонение фактических расходов, +- Процент выполнения сметы, %

Заработная плата 611776,4 611775,86 -0,54 99,99

Начисления на заработную плату 196213,9 197054,59 840,69 100,43

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 2390 4494,79 2104,79 188,07

Командировки и служебные разъезды 581,5 588,42 6,92 101,19

Оплата транспортных услуг 29605,2 29600,87 -4,33 99,99

Оплата услуг связи 100 100 0 100,00

Оплата коммунальных услуг 256991,8 253305,31 -3686,49 98,57

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг 14002,77 15227,37 1224,6 108,75

Текущие бюджетные трансферты населению 4248,7 4248,24 -0,46 99,99

Капитальные вложения в основные фонды 1702,2 2053,11 350,91 120,62

Итого 1117612,47 1118448,56 836,09 100,07

Источник: собственная разработка авторов.

Данные исполнения бюджетной сметы за 2016 г. в УО «ЛГПЛМС» (табл. 2) свидетельствуют, что в учреждении отмечено превышение фактических расходов по следующим статьям: приобретение предметов снабжения и расходных материалов на сумму в 2104,79 руб. (88,07%), прочих расходов на закупку товаров и оплату услуг на 1224,6 руб. (8,75%), командировки на 6,92 руб. (1,19%), а также капитальные вложения в основные фонды на 350,91 руб. (20,62%). В то же время, отмечено снижение фактических расходов по сравнению с плановыми по статье оплата коммунальных услуг на 3686,9 руб. или на 1,43%.

Следует отметить, что превышение фактических расходов по указанным статьям произошло не вследствие нецелевого расходования средств или невыполнения плана, а по иным причинам. Так, например, перерасход в сумме 2104,79 руб. на приобретение предметов снабжения и расходных материалов был обусловлен требованием поставщиков в конце декабря 2016 г. произвести 100% предоплату за заказанные на 2017 г. товарно-материальные ценности. Перерасход в сумме 1224,6 руб. по статье прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг обусловлен изменением ценовой политики подрядчиков, а также необходимостью выполнения большего объема ремонтных работ по сравнению с

запланированным объемом.

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что в УО «ЛГПЛМС» локальные нормативные акты по внутреннему финансовому контролю отсутствуют, вместе с тем, внутренний финансовый контроль в организации осуществляется в виде предварительного, текущего и последующего контроля, как правило, главным бухгалтером, за которым закреплены контрольные функции. По-нашему мнению, одним из достоинств организации системы внутреннего контроля в УО «ЛГПЛМС» является четкая организация бухгалтерского учета, включающая разработку и утверждение порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, списания материальных ценностей, организацию хранения и сохранности материальных ценностей, денежных средств.

Полагаем, что создание постоянно действующей комиссии по осуществлению внутреннего финансового контроля в учреждении, введение должности контролера-ревизора, а также закрепление обязанностей по осуществлению контроля за отдельными работниками структурных подразделений УО «ЛГПЛМС», позволит обеспечить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, а также за неэффективным расходованием выделенных средств из бюджета, что в конечном итоге повысит эффективность расходования бюджетных средств.

Использованные источники:

3. Анохова Е.В. Особенности организации внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях // Учет и контроль. - 2016. -№6. -С.18-24.

4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь от 16.07.2008г. № 412-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18.10.2016г. №430-3) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by. — Дата доступа: 6.11.2017.

5. Захарьин В. Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetnik.ru/art/2707-vnutrenniy-fmansovyy-kontrol-v-byudjetnom-uchrejdenii. — Дата доступа: 6.11.2017.

6. Орешкина С.А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Молодой ученый. - 2016.- №6. - С. 524-527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.