Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ / АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широбоков Владимир Григорьевич, Дьяченко Елена Юрьевна

Исследован порядок организации и осуществления финансового контроля за целевым и эффективным расходованием средств администрациями сельских поселений. Определены основные нарушения в области ведения бухгалтерского учета и выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности. Предложены рекомендации по организации и методическому обеспечению внутреннего финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Широбоков Владимир Григорьевич, Дьяченко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL SUPPORT OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE INSTITUTIONS OF THE STATE SECTOR OF ECONOMICS

The article contains the study of order of organization and implementation of financial control over targeted and efficient expenditure of funds by administrations of rural settlements. We identified the main violations in the field of accounting and implementation of the plan for financial and economic activities. We talk about the possibility of use our recommendations on the organization and methodological support of internal financial control.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.432

В. Г. Широбоков, Е. Ю. Дьяченко

Shirobokov V. G., Dyachenko E. Yu.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

ORGANIZATIONAL-METHODICAL SUPPORT OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE INSTITUTIONS OF THE STATE SECTOR OF ECONOMICS

Исследован порядок организации и осуществления финансового контроля за целевым и эффективным расходованием средств администрациями сельских поселений. Определены основные нарушения в области ведения бухгалтерского учета и выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности. Предложены рекомендации по организации и методическому обеспечению внутреннего финансового контроля.

Ключевые слова: бюджет, план финансово-хозяйственной деятельности, финансовый контроль, целевое использование средств, администрации сельских поселений.

The article contains the study of order of organization and implementation of financial control over targeted and efficient expenditure of funds by administrations of rural settlements. We identified the main violations in the field of accounting and implementation of the plan for financial and economic activities. We talk about the possibility of use our recommendations on the organization and methodological support of internal financial control.

Key words: budget, plan of financial and economic activity, financial control, targeted use of funds, administration of rural settlements.

Широбоков Владимир Григорьевич -

доктор экономических наук, профессор

кафедры бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный

университет»

г. Воронеж

Тел.: 8-980-345-01-10 E-mail: ssn3@bk.ru

Дьяченко Елена Юрьевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный

университет»

г. Воронеж

Тел.: 8-904-214-18-37 E-mail: dorohova85@yandex.ru

Shirobokov Vladimir Grigorevich -

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Accounting and Audit FSBEI HE «Voronezh State Agrarian University» Voronezh

Tel.: 8-980-345-01-10 E-mail: ssn3@bk.ru

Dyachenko Elena Yurievna -

PhD of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Audit FSBEI HE «Voronezh State Agrarian University» Voronezh

Tel.: 8-904-214-18-37 E-mail: dorohova85@yandex.ru

Существенным условием формирования правового государства и гарантирования соблюдения интересов граждан в условиях экономического кризиса является организация эффективной системы финансового контроля за целевым и результативным использованием бюджетных средств. Первые лица страны многократно упоминали о потребности соблюдения открытости и эффективности использования финансовых потоков государства.

Как показывают исследования, деятельность учреждений государственного сектора, в том числе администраций сельских поселений, многообразна по составу выполняемых функций. Отметим, что за счет средств местного бюджета финансируются такие сферы деятельности, как благоустройство и ЖКХ, образование, правопорядок и безопасность, производство и торговля, здравоохранение, физическая культура

и др. При этом расходы социального характера имеют доминирующее значение [1].

В контексте сказанного актуальное значение приобретают вопросы эффективного и адресного использования средств, а также соответствия произведенных затрат и полученных результатов целевым индикаторам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Определение принципа эффективности использования бюджетных средств раскрыто в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов учреждения государственного сектора должны исходить из необходимости соблюдения принципов экономности и результативности [2]. Таким образом, при использовании наименьшего объема финансовых ресурсов бюджетными организациями должен быть достигнут наилучший результат.

Следует отметить, что наиболее значимыми показателями качества функционирования бюджетной системы являются высокая экономическая эффективность и адресное использование средств, под которым понимается указание конкретного бюджетополучателя ассигнований и целей их использования.

Функция финансово-бюджетного надзора за расходованием государственных средств на уровне муниципальных образований исполняется Контрольно-счетной палатой. Проверка финансовой деятельности государственных учреждений начинается с формирования комиссии, состоящей из председателя и инспекторов. Одновременно руководителем надзорного органа определяется срок проверки, вопросы программы ревизии, их объем и состав. Подлежит утверждению перечень контрольных действий, их формы, способы и методы проведения. Вопросы программы ревизии подлежат распределению между участниками группы [3].

Отметим, что в ходе проведения запланированных контрольных действий осуществляются операции по изучению документов, отражающих фактически произведенные хозяйственные операции тем или иным объектом исследования. При этом бухгалтерская информация служит основой документального изучения финансовой деятельности органов местного самоуправления. Фактическое же изучение проводится с помощью таких контрольных действий, как осмотр, наблюдение, инвентаризация, экспертиза, контрольные замеры и др. [2].

Как отмечалось ранее, объектами исследования являются администрации сельских поселений муниципальных районов Воронежской области. В начале проверки учетно-финансовой деятельности данных учреждений были установлены руководящие лица, а также сотрудники, на которых возложены функции по ведению учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности. Одновременно определены права собственности на недвижимость.

В ходе выполнения программы ревизии была проведена проверка на соответствие требованиям законодательства учетной информации по следующим разделам:

- кассовые и банковские операции;

- расчеты с подотчетными лицами;

- материальные запасы;

- оплата труда;

- расчеты с контрагентами;

- основные средства.

Также было проанализировано исполнение смет расходов, производимых администрациями сельских поселений.

Контрольные действия, такие как просмотр и пересчет, осуществлялись сплошным и выборочным способом.

Результаты проверки обобщены авторами и представлены в таблице.

В ходе исследования были установлены факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств на сумму 1 489 236 руб.

Наибольшее распространение имеют нарушения в части учета расчетов с контрагентами, работниками по оплате труда, учете основных средств и материальных запасов. Так, неправильное определение кодов бюджетной классификации сотрудниками привело к нецелевому расходованию средств на сумму 325 тыс. руб.

При проведении ревизии в части учета расчетов с контрагентами были выявлены случаи заключения договоров на приобретение материальных запасов, не используемых в деятельности организации, т. е. неэффективное использование бюджетных ассигнований. В некоторых администрациях подрядчик за один и тот же период и вид работ получал оплату дважды. Установлены факты расхождения между сметной стоимостью работ и фактически перечисленной подрядчику суммой.

В учете материальных запасов наиболее распространенным нарушением служит неправильный учет расхода ГСМ и списание материалов без составления сопроводительной документации.

Просмотр документов по оплате труда позволил выявить ошибки в начислении заработной платы, отпускных, несоблюдение штатного расписания. Отдельными сотрудниками в расчет не включались суммы материальной помощи и единовременных выплат, округлялись коэффициенты. Как следствие, лимит бюджетных обязательств по данной статье был значительно превышен.

Ревизия основных средств показала, что объекты могут вводиться в эксплуатацию без указания наименования и с нарушением правил инвентарного учета. Установлены случаи, когда администрация поселения располагается в арендованном здании, но договор аренды не заключен. Вместе с тем коммунальные услуги оплачиваются исключительно за счет средств бюджета [1].

Анализ произведенных учреждениями расходов показал, что бюджетные ассигнования используются преимущественно на следующие цели:

- расходы по оплате труда с начислениями;

- безвозмездные перечисления другим бюджетам;

- коммунальные услуги;

- услуги связи;

- услуги по содержанию имущества;

- приобретение основных средств и материальных запасов;

- прочие расходы.

В ходе исследования также были выявлены нарушения требований инструкций по бюджетному учету, ошибки в оформлении Журналов операций, составлении бухгалтерских записей.

Следует отметить, что результативность и адресность использования бюджетных средств во многом определяет эффективность деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективно-

Таблица - Результаты проверки ведения учета администрациями сельских поселений Калачеевского и Хохольского муниципальных районов

Раздел учета Способ проверки Контрольные действия Источники информации Выявленные нарушения

А 1 2 3 4

Кассовые операции Сплошной Просмотр, пересчет ПКО, РКО, Кассовая книга, Журнал операций по счету «Касса», Кассовый отчет, Главная книга Не выявлено

Банковские операции Выборочный Просмотр Выписки органов Федерального казначейства, Журнал операций с безналичными денежными средствами, Главная книга Отсутствуют подписи главного бухгалтера в платежных поручениях

Расчеты с подотчетными лицами Сплошной Просмотр, пересчет Журнал операций расчетов с подотчетными лицами, авансовые отчеты, Главная книга Не выявлено

Расход ГСМ Выборочный Просмотр, пересчет Путевые листы, Журнал регистрации путевых листов Отсутствуют маршруты в путевых листах. Транспорт используется в личных целях. Не составляются Распоряжение о направлении в командировку и Отчет о выполненной работе

Расчеты с поставщиками и подрядчиками Выборочный Просмотр, пересчет Счета, Акты выполненных работ, Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, Главная книга Отсутствует информация об объемах выполненных работ, Акты приемки выполненных работ. В документах отражаются не все необходимые реквизиты. Неправильно определены коды бюджетной классификации

Расчеты по договорам подряда Выборочный Просмотр Договоры, счета, сметы Двойная оплата по одному договору и за один вид работ. Расхождение сметной стоимости работ с фактически оплаченной

Расчеты по оплате труда Выборочный Просмотр, пересчет Штатное расписание, Положение по оплате труда, Расчетно-платежные ведомости, Главная книга Штатное расписание не соответствует Положению по оплате труда. Ошибки в начислении заработной платы и расчете отпускных

Учет основных средств Выборочный Просмотр, пересчет Инвентарные карточки, Оборотные ведомости, Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, Главная книга Не указано наименование объектов при принятии к учету. Присваивается один инвентарный номер для объектов, состоящих из нескольких предметов. Отсутствуют договоры аренды

Учет материальных запасов Выборочный Просмотр Инвентарные карточки, Ведомости на выдачу материальных ценностей, Акты списания материальных ценностей, Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, Главная книга Нарушения в оформлении операций по списанию материальных запасов

Исполнение смет расходов Сплошной Просмотр, пересчет Сметы расходов (ПФХД), Журналы операций, Главная книга Исполнены на 80-99 %

сти деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [4]:

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.

2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения и другие.

В ходе проведения ревизии данные показатели рассматриваются комиссией как целевые индикаторы оценки эффективности деятельности муниципалитетов. Отметим, что список критериев не является достаточным и может быть дополнен. Данная система индикаторов направлена, прежде всего, на оценку социальной компоненты деятельности администраций сельских поселений.

На наш взгляд, исключить нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств и, как следствие, улучшить показатели деятельности органов местного самоуправления позволит учреждение службы внутреннего финансового контроля в администрациях сельских поселений.

В качестве сотрудников данного подразделения могут выступать юристы, представители администрации и учетно-финансового отдела.

Для эффективного функционирования рекомендуем органам местного самоуправления разработать Положение о внутреннем финансовом контроле в соответствии с Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [5], приказом Минфина РФ № 157н [6], другими законодательными актами, а также его методического обеспечение.

В документе должна быть указана цель проведения контроля - установление соответствия ведения бухгалтерского учета и составления отчетности требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность учреждений государственного сектора.

К основным задачам, на наш взгляд, целесообразно отнести:

- определение соответствия проводимых учетно-финансовых операций требованиям законодательства РФ;

- установление соответствия целей деятельности, для которых создано учреждение, фактически осуществляемым операциям;

- проведение анализа исполнения ПФХД, позволяющего определить аспекты, влияющие на эффективность деятельности;

- соблюдение требований законодательства в части оформления проводимых операций, с целью исключения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

В Положении необходимо определить принципы внутреннего финансового контроля. К ним можно отнести:

- законность;

- объективность;

- независимость;

- системность;

- ответственность.

Одним из основополагающих разделов Положения авторы считают организацию внутреннего финансового контроля. В данном параграфе необходимо закрепить виды проводимых проверок, их цели и содержание, используемые контрольные процедуры, ответственных лиц, форму отчета по результатам ревизии (протокол, акт или отчет).

Также целесообразно установить порядок проведения плановых и внеплановых проверок, которые рекомендуем отнести к методам последующего контроля за учетно-финансовой деятельностью. Одновременно в Положении необходимо закрепить объекты ревизий:

- законность совершаемых хозяйственных операций;

- своевременность проведения инвентаризации;

- контроль по вопросам, в отношении которых могут быть допущены нарушения норм законодательства и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На службу внутреннего финансового контроля рекомендуем возложить следующие функции:

- непосредственное участие в осуществлении предварительного, текущего и последующего контроля;

- разработка методического обеспечения системы внутреннего контроля (СВК);

- проведение оценки системы внутреннего контроля;

- разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений.

С целью обеспечения эффективности внутреннего контроля данное подразделение имеет право:

- устанавливать соответствие учетно-финансовых операций требованиям законодательства РФ;

- определять правильность составления документов и контролировать своевременное их отражение в учете;

- осуществлять проверку по всем разделам учета с привлечением всей необходимой для этого документации;

- получать доступ в архивы, помещение кассы, производственные и служебные помещения;

- проводить анализ ПФХД и определять его соответствие нормативным затратам;

- проверять правильность начислений и

своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также во внебюджетные фонды;

- осуществлять мероприятия, направленные на повышение результативности использования бюджетных средств, а также достижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, установленных законодательством;

- иные действия, не противоречащие нормам права.

Сотрудники службы внутреннего финансового контроля в рамках их функциональных обязанностей несут ответственность за проведение проверок, их документирование, разработку предложений по устранению выявленных нарушений, анализ проведенных контрольных мероприятий, мониторинг СВК, ее развитие.

Лиц, допустивших ошибки, искажения, а также фальсификацию учетных данных, необходимо привлечь к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Непосредственная оценка эффективности, адекватности и достаточности системы внутреннего контроля осуществляется службой внутреннего финансового контро-

Литература

1. Дьяченко Е. Ю., Ярмонова Т. С. Организация контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами местного самоуправления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1381-1385. иш_: http://e-koncept.ru/2016/86296.htm.

2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.12.2017).

3. Дьяченко Е. Ю. Развитие бухгалтерского учета и финансового контроля в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2013. 24 с.

4. Российская Федерация. Президент (20002008; В. В. Путин). Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.11.2017).

5. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : фе-дер. закон от 6 декабря 2011 г. № 402. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2017).

ля и рассматривается на специальных совещаниях, возглавляемых главой администрации, которым, в свою очередь, определяется эффективность действующих процедур, оцениваются результаты проведенных проверок и, при необходимости, принимается участие в разработке мероприятий по совершенствованию учетно-финансовой деятельности учреждения.

Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости оказания финансовой поддержки и развития муниципалитетов, что обусловлено, в первую очередь, социальной направленностью выполняемых ими функций. При этом результативность и эффективность их деятельности зависит от рациональной организации системы внутреннего финансового контроля, прежде всего, за осуществляемыми расходами и соблюдением норм законодательства. Учреждение данного подразделения в администрациях сельских поселений позволит сократить затраты на проведение внешних проверок, оперативно выявлять факты мошенничества и фальсификации бухгалтерских документов, способствует повышению адресности использования бюджетных ассигнований.

References

1. Dyachenko E. Yu., Yarmonova T. S. Organization of control over the targeted and effective use of budgetary funds by local self-government bodies // Scientific and Methodical Electronic Journal «Concept». 2016. P. 11. P. 1381-1385. URL: http://e-koncept. ru/2016/86296.htm.

2. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 № 145-FZ [Electronic resource] Access from the legal system «Consultant Plus».

3. Dyachenko E. Yu. Development of accounting and financial control in budgetary institutions of higher professional education : the author's abstract. dis. ... cand. econ. sciences. Voronezh, 2013. 24 p.

4. On assessing the effectiveness of local self-government bodies of urban districts and municipal districts [Electronic resource]: Presidential Decree of 28.04.2008 № 607. Access from the legal system «Consultant Plus».

5. On accounting [Electronic resource]: feder. law of December 6, 2011 № 402. Access from the legal system «Consultant Plus».

6. On approval of the Single Chart of Accounts for state authorities (state bodies), local self-government bodies, government extra-budgetary funds, state academies of sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its application [Electronic resource]: Order of the Ministry of Finance of Russia from December 1, 2010 № 157h

6. Российская Федерация. Министерство финансов. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению [Электронный ресурс] : приказ Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.10.2017).

Access from the legal system «Consultant Plus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.