Научная статья на тему 'Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944-1960 годы)'

Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944-1960 годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИЛИЩЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСЦИПЛИНЫ / РИСОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / Н.П. ШЛЕИН / COLLEGE / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / SUBJECTS / PAINTING / STUDENTS / TEACHERS / NIKOLAY SHLEIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чувина Мария Андреевна

В статье впервые подробно рассматривается организация и содержание учебного процесса в Костромском художественном училище в 1944-60 гг. Основанное Н.П. Шлеиным в 1905 г. как «Художественный класс живописи и рисования», учебное заведение получило статус училища в 1944 г. в связи с преобразованием города Костромы в административный центр области. Училище давало среднее специальное художественно-педагогическое образование, выпускникам присваивалась квалификация «учитель рисования и черчения общеобразовательной школы» до создания на его базе в 1960-м г. художественно-графического факультета (худграф) педагогического института. Автором рассматриваются особенности отбора абитуриентов в училище в послевоенные годы, оснащенность натюрмортного фонда, выставочная деятельность училища, процесс выполнения дипломных работ и их тематика, система трудового распределения выпускников, проводится гендерный анализ состава учащихся. В статье приводятся ранее не опубликованные данные о руководителях и кадровом составе училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of educational process organisation at Kostroma Art College (1944-1960)

The article for the first time shows a detailed organisation and contents of educational process at Kostroma Art College in 1944-60. Founded by Nikolay Shlein in 1905 as an “Art class of pictorial art and painting”, the institution obtained the status of a college in 1944 due to reorganisation of the city of Kostroma into the Region's administrative centre. The college's graduates got secondary special artisticpedagogic education and were granted qualification of “painting and drawing teacher of general education school” before reformation into artistic-graphical department of pedagogic institution in 1960 on the college's basis. The author reviews features of applicants selection in a post-war period, equipment of still-life painting fund, college's exhibition activity, process of graduation works writing and their themes, system of graduates' labor distribution, students' gender analysis. The article states formerly not published information on authorities and staff composition of the college.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944-1960 годы)»

Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944-1960 годы)

УДК 377

Чувина Мария Андреевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

mariya.chuwina2014@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОСТРОМСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ УЧИЛИЩЕ (1944-1960 годы)

В статье впервые подробно рассматривается организация и содержание учебного процесса в Костромском художественном училище в 1944-1960 гг. Основанное Н.П. Шлеиным в 1905 г. как «Художественный класс живописи и рисования», учебное заведение получило статус училища в 1944 г. в связи с преобразованием города Костромы в административный центр области. Училище давало среднее специальное художественно-педагогическое образование, выпускникам присваивалась квалификация «учитель рисования и черчения общеобразовательной школы» до создания на его базе в 1960-м г. художественно-графического факультета (худграф) педагогического института. Автором рассматриваются особенности отбора абитуриентов в училище в послевоенные годы, оснащенность натюрмортного фонда, выставочная деятельность училища, процесс выполнения дипломных работ и их тематика, система трудового распределения выпускников, проводится гендерный анализ состава учащихся. В статье приводятся ранее не опубликованные данные о руководителях и кадровом составе училища.

Ключевые слова: художественное училище, образование, учебный процесс, дисциплины, рисование, студенты, преподаватели, Н.П. Шлеин.

В 1905 г. выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Санкт-Петербургской Академии художеств Николай Павлович Шлеин открыл в своем частном доме «Художественный класс живописи, рисования и лепки». В 1919 г. отдел ИЗО Наркомпроса утвердил единый тип нового Высшего художественного учебного заведения в виде Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). Поэтому осенью 1919 г. в Костроме на базе художественной школы Н.П. Шлеина были созданы КГСХМ [13, с. 101]. В 1920-х годах ГСХМ в столичных городах слились во ВХУТЕМАС, а в Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде и других городах на их базе создавались художественные школы, студии и училища.

В 1944 году Кострома стала административным центром области, и школа Н.П. Шлеина получила статус Костромского художественного училища (КХУ). Поступить в училище можно было, только имея свидетельство об окончании семилетней общеобразовательной школы. Продолжительность обучения составила пять лет. Выпускники получали квалификацию «учитель рисования и черчения общеобразовательной школы» [10].

Абитуриенты сдавали вступительные экзамены: по рисунку и живописи, выполняли несложный натюрморт, по композиции - свободное задание. Благодаря устным свидетельствам Василия Александровича Баракова, который обучался в училище с 1949 по 1954 гг., известно, что в послевоенные годы конкурсов практически не было -брали почти всех, кто подавал документы. Не все поступившие заканчивали училище. В1949 г. набор составил 20 человек, а диплом из них получили - 14, остальные отсеялись в ходе учебы [3]. Постепенно количество выпускников росло, так в 1960-м г. из училища вышло 26 человек [7]. Студенты КХУ занимались в мастерских дома N° 52 на ул. Ленина, построенном Шлеиным в 1910-м г., на

1-м этаже располагались младшие курсы, на 2-м -старшие. В 1950-м г. заведение перевели в здание на ул. Кооперации, д. 8.

В учебном плане КХУ в 1950-х гг. значилось 19 дисциплин, из них в блок специальных дисциплин входили: рисунок, живопись, композиция, пластическая анатомия, черчение, перспектива, история искусств, декоративное оформление. Педагогическую направленность учебного заведения определяли следующие курсы: педагогика, методика преподавания черчения, методика преподавания рисунка и педпрактика. Перечень общеобразовательных предметов был таков: история СССР, новая история, русский язык и литература, немецкий язык, математика, химия, физика [10].

Наибольшее количество часов в учебном плане отводилось специальным дисциплинам, которые начинались с 1-го года обучения. Общеобразовательные предметы преподавались на первых трех курсах, а на 4-м и 5-м - студенты занимались в основном рисунком и живописью, которые стояли в расписании с 9.00 до 15.30 (4 академ. часа рисунка и столько же живописи). Эскизы по композиции студенты выполняли дома, чтобы во время занятий по рисунку и живописи обсудить их с преподавателем [3].

Программа по рисунку была следующая: на 1-м курсе рисовали гипсовые орнаменты и натюрморты из бытовых предметов; на 2-м и 3-ем годах обучения переходили к изучению человека: рисовали гипсы (голову, кисть руки, стопу, части фигуры человека), а также портрет; на 4-м и на 5-м курсах -обнаженную и одетую натуру. О задачах и технике рисунка можно судить по сохранившимся работам студентов училища. Ставились задачи: выполнить реалистичный, объемно-теневой рисунок, передать пространство средствами воздушной перспективы, используя основной технический прием - штрих, положенный по форме. В основном учащиеся выполняли рисунки простым грифельным каран-

© Чувина М.А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

253

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

дашом, иногда использовали мягкие материалы, в частности - угольный карандаш [3].

В программе по живописи гипсовых слепков не было, студенты писали натюрморты, затем - голову и фигуру человека. Живописный портрет начинался с 3-го, фигура - с 4-го курса. На самую длительную постановку - обнаженную натуру могло отводиться 60 часов. Мастерские были не очень просторные. Существовала система распределения мест за мольбертами вокруг натуры по жребию: студенты сворачивали бумажки с номером, кому доставался № 1, тот первый выбирал место, № 2 выбирал вторым и т.д., никаких споров не было. Учащиеся работали масляными красками. На первом этапе работы над постановкой студенты делали рисунок под живопись углем или сразу кистью и краской, на втором - прописывали весь холст жидкой краской, затем прорабатывали формы корпусными мазками [3].

Натюрмортный фон в училище был достаточно большой, все необходимое для учебного процесса закупалось даже в тяжелые послевоенные годы. Об этом свидетельствуют не только устные воспоминания выпускников, но и единственный архивный документ, сохранившийся по КХУ - «Авансовые отчеты об израсходовании средств, написанные Шлеиным». В счете от 1947 г. содержится 23 наименования учебных пособий на сумму 2197 рублей. В тот год были закуплены гипсовые слепки: античный бюст, анатомическая голова, анатомическая рука, кисть руки (2 шт.), стопа ноги, ухо, нос, маски Давида, Антиноя, Люция Вера, льва, гипсовые кронштейны (2 шт.) и орнаменты (6 шт.); а также - синий металлический чайник, 2 кувшина металлических, ассирийский кувшин, медный умывальник, кальян, и 4 чучела - гаги, сороки, вороны и селезня. [6]

На занятиях по пластической анатомии главное задание заключалось в рисовании скелета целиком на большом листе, причем учащиеся должны были прорисовать каждую мельчайшую косточку. На выполнение этого задания отводилось много занятий, на протяжении которых преподаватель рассказывал о строении человеческого тела. Были также задания по рисованию экорше [3]. В 1950-х гг. эту дисциплину в училище вел врач-хирург из Костромского «Красного креста» Марк Сигизмундович Райзан-райнс, назначенный на должность преподавателя приказом № 153 от 16 мая 1948 г. с поурочной оплатой [11].

Кроме рисунка и живописи на старшем курсе преподавалось «Декоративное оформление». Педагогическая практика проходила в общеобразовательных школах, студенты проводили всего 2-3 урока рисования. Методика преподавания давалась довольно сжато [3]. Черчение начиналось со 2-го курса и стояло в расписании каждую неделю. В рамках черчения студенты изучали также азы

архитектуры, в частности античные ордера. Изучалась и такая дисциплина как «Перспектива». Ее вел Аркадий Дмитриевич Жигалов, принятый согласно приказу № 145 в 1947 г. на должность преподавателя черчения и перспективы [11].

При работе над заданиями по дисциплине «Композиция» студент сам выбирал тему, делал эскиз и показывал преподавателю. После утверждения эскиза он выполнял небольшую картину масляными красками. Работы по композиции готовили будущих выпускников к выполнению дипломной работы. Сбор материала к выпускной работе - наброски, эскизы, этюды студенты начинали еще в летние каникулы после 4-го курса и продолжали самостоятельно весь последний год обучения. Заключительный учебный семестр продолжался до мая. В апреле старшекурсники еще писали последнюю постановку - обнаженную модель, параллельно проходил предварительный просмотр дипломных эскизов, кроме того в этот период утверждалась тема дипломной работы [7]. В мае завершались сами выпускные работы, а их защита проходила в первых числах июня [2]. Размер холста не оговаривался, все выбирали разные форматы. Во время защиты работ студенты представляли на суд комиссии саму картину и подготовительный материал, рассказывая о теме и об этапах работы. В комиссии наряду с преподавателями были представители из художественного фонда Костромы: А.И. Яблоков, Н.Ф. Назаров и др.

На основе анализа прессы тех лет и воспоминаний выпускников тематику дипломных работ студентов КХУ, в общем типичную для советской живописи 1940-1950-х гг., можно условно разделить на несколько групп: первая группа - Великая отечественная война и ее герои (Иван Лебедев «Встреча победителей» 1948 г.) [5]; вторая группа - годы гражданской войны (Л. Тихомиров «Ремонт путей. 1920 год» 1959 г.) [2]; третья группа - знаменитые личности (Георгий Вопилов «Горький в молодости», 1948 г.) [5]. В отдельную группу можно выделить исторические и литературные темы (А. За-багрин «Древнее предание», по мотивам «Песни о вещем Олеге» Пушкина 1957 г.) [12]. Наибольшее количество дипломов, однако, посвящалось окружающей жизни - трудовым будням и праздникам (В. Грачев «Концерт агитбригады», Н. Кашицина «Благоустройство города» 1959 г.) 2], детям и молодежи (Владимир Кутилин «Первый экзамен» 1952 г. [9], Хакимов «Юность, весна» 1957 г.) [12].

Просмотры по дисциплинам «рисунок», «живопись», «композиция» всегда проходили в конце полугодия, работы учащиеся развешивали на стены в аудитории. Затем комиссия, состоявшая из преподавателей училища, выставляла оценки.

В училище была постоянная экспозиция учебных работ - около сотни рисунков, заданий по живописи и композиции, выполненных учащимися

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Особенности организации учебного процесса в Костромском художественном училище (1944-1960 годы)

всех пяти курсов [8]. Изредка проходили выставки работ учащихся вне стен заведения, например, в июле 1948 г. в читальне Дома искусств была организована выставка, на которой демонстрировалось 220 работ [5]. В 1956 г. в картинной галерее проходила юбилейная выставка дипломных и ученических работ, посвященная 50-летию учебного заведения. Лучшие работы направлялись в Москву на Всесоюзные выставки картин учащихся художественных училищ [5].

В 1950-х годах в училище среди студентов было больше юношей, чем девушек. Так в группе набора 1949 г. из 20-ти человек было только две девушки: Римма Цветкова и Татьяна Шувалова (до замужества Котрусова), остальные - юноши, из которых четверо - фронтовики. Разница в возрасте между фронтовиками и остальными студентами составляла 7-8 лет. Атмосфера была творческая, студенты воодушевленно работали на занятиях, но за дисциплиной следили строго. Староста каждый день подавал сведения о том, кто отсутствовал на занятиях, за пропуски снимали со стипендии [3].

После окончания училища существовала система распределения на работу (в школу) - выпускники отрабатывали не менее трех лет на том рабочем месте, куда их направили. До 1948 г. полагалось работать 5 лет. Постановлением Совета Министров СССР от 29 мая 1948 г. № 1840 «Об упорядочении распределения и использования молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения» обязательный срок отработки в течение пяти лет был заменен на трехлетний. География мест, куда направлялись выпускники, была широкой. Из газеты «Молодой ленинец» от 7 июня 1959 г. узнаем: «По окончании учебы все выпускники выезжают на педагогическую работу. В Казахстан едут А. Никитин, Т. Щапкова, в Алтайский край - Н. Кашицына, в Коми АССР - Е. Смирнов, в сельские школы нашей области - А. Долматов, В. Зайцева и др.» [2]. Однако, студенты, показавшие лучшие результаты по специальности, получали направление в художественный ВУЗ, в случае поступления в который, они могли не отрабатывать по распределению. Так, Николай Шувалов в своей книге «Прямая речь» писал: «Мне выдали справку, которая дает право сразу, не отрабатывая три года после окончания училища, поступать в институт» [14, с 13]. Многие студенты поступали в КХУ, чтобы стать художниками, а не учителями рисования в школе.

Желание студентов стать художниками естественно вытекало из атмосферы училища, пропитанной искусством, и в этом - главная заслуга Н.П. Шлеина как педагога и художника. Эта особая атмосфера создавалась и поддерживалась Шлеи-ным в течение почти 30-ти лет до преобразования его школы-студии в училище. К 1944 г. Шлеину - 71 год, в силу возраста и состояния здоровья его педа-

гогическая деятельность была уже не так активна. Он вел занятия на старших курсах, но в аудитории находился недолго, «скупо, выразительно делал замечания», как отмечает Шувалов: «Учил он кратко, как и его учитель В. Серов: «кирпич», «зажарил» - вот замечания, выслушиваемые нами» [14, с. 8]. Большая заслуга Шлеина состоит еще и в том, что, будучи последователем академической школы в искусстве, он готовил и находил достойных преемников, и когда его силы начали угасать рисунок, живопись, композицию вели и его ученики.

Дольше всех работал и много сделал на этом поприще Михаил Сергеевич Колесов. Он сам обучался в школе Шлеина в 1923-1926 гг., что помогло ему поступить на рабфак искусств в Москве, а затем в Ленинградский художественный институт [1, с. 173]. После обучения в столицах Колесов вернулся в Кострому, и согласно приказу № 23 от 10 марта 1938 г. был назначен преподавателем рисования и живописи 2-го курса [11]. Колесов заменял Шлеина, когда тот был в отпуске или командировке. В сентябре 1941 г., когда в связи с войной был распущен почти весь штат школы, Колесов был уволен по сокращению штатов, а 1 сентября 1942 г. приказом № 71 он вновь был назначен преподавателем живописи и рисования [11], и уже работал непрерывно, став в 1960-м г. преподавателем худграфа (вместе с изменением статуса заведения). Методы и приемы преподавания Колесова были сходны с теми, какие использовал в своей работе Шлеин. Ученики уважали Колесова и ценили те знания, которые он давал. Н. Шувалов в своей книге писал: «Учил нас добросовестно, обходил каждого, садился за наши рисунки, исправлял, показывал законы построения» [14, с. 10]. Учитывая, что Шувалов был скуп на положительные отзывы, такая оценка Колесова как педагога много говорит о его заслугах: «Я учился четыре года у М.С. Колесова и благодарен ему. За годы ученья он много дал мне в рисунке, меньше в живописи и еще меньше в художественном мышлении. Мы очень уважали его как художника и как человека» [14, с. 11].

В числе преподавателей, начавших работать в училище почти сразу после войны, следует выделить Ивана Александровича Козлова. После получения диплома КХУ в 1946 г., Козлов как один из лучших выпускников был взят на работу в училище: приказом № 143 от 1 сентября 1947 г. его назначили на должность преподавателя 3 курса [11]. О работе Козлова со студентами сохранились замечания А.И. Бузина, который в тот момент был директором училища: «У него была своя методика проведения занятий: обычно в середине отведенного времени на учебную постановку по живописи он брал тонкую кисть, выдавливал на палитру краплак и обходил всех учеников, исправляя ошибки в рисунке. Следы его исправлений ядовитой просвечивающей краской надолго сохранялись на хол-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

255

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

стах, даже после новых прописок, и ученики стремились меньше делать ошибок. Козлов не любил засиживаться в учительской, его часто можно было видеть в мастерской, работающим вместе с учащимися» [1, с. 171]. Активным и творческим педагогом была Полина Ивановна Морозова (супруга И.А. Козлова), также выпускница училища. Она была назначена на должность преподавательницы 1 курса училища согласно приказу № 144 от 1 сентября 1947 г. [11]. На первом курсе она преподавала рисунок, живопись и композицию до 1950-го г., позже Морозова вела занятия с детьми в открывшейся при училище в 1946 г. детской художественной школе.

Около 1950-го г. пришли новые педагоги специальных дисциплин: Кирилл Иванович Ильин, закончивший Пензенское художественное училище в 1950-м г., и затем посвятивший преподаванию около 20-ти лет [1, с. 165], а также Александр Васильевич Саврасов, сведений о котором почти не сохранилось, кроме отдельных упоминаний в прессе за 1952 г.: «Картины молодых художников свидетельствуют об умелом использовании традиций лучших мастеров русской живописи. И в этом большая заслуга, преподавателей училища - заслуженного художника РСФСР Н.П. Шлеина, талантливого художника М.С. Колесова, А.В. Саврасова и других» [9].

В 1958 г. в училище начал работать художник-педагог Алексей Павлович Белых. Белых заканчивал Московский художественный институт им. Сурикова, когда директор училища Бузин в 1958 г. «дал запрос в ректорат института с просьбой прислать талантливого выпускника» [1, с. 126]. Белых начал вести занятия на 4-ом курсе и в 1960-м г. выводил эту группу на диплом. Газета «Молодой ленинец» от 10 апреля 1960-го г. писала: «На днях в группе 5 «а» (преподаватель А.П. Белых) состоялся предварительный просмотр и утверждение тем дипломных работ» [7].

Талантливый художник Николай Васильевич Шувалов начал работать в училище в 1954 г. после учебы в ВУЗах Москвы и Петербурга. Он увлекал студентов своим творческим подходом, на занятиях звучала музыка, предлагались необычные задания. Находясь в постоянном поиске новых живописных приемов, Шувалов «советовал ученикам делать цветные локальные подкладки», разрешал студентам более свободно компоновать фигуру и портрет, например «мог срезать половину лба» [3]. Преследуя положительные цели: «научиться компоновать холст, выражать мысль» [14, с. 18], Шувалов, тем не менее, выходил за рамки чисто учебных задач. Такие эксперименты не приветствовались, на него стали оказывать давление, и около 1957-1958 гг. он вынужден был уйти из училища.

Что касается руководства КХУ, Шлеин был его директором с момента основания по 1950 г. Долж-

ность заведующей учебной частью занимала жена Шлеина - Лидия Константиновна. В связи с тяжелым заболеванием Н.П. Шлеина в 1950 году директором был назначен Крошкин (преподаватель истории), который работал в этой должности до 1952 - года смерти Н.П. Шлеина. После ухода Крошкина до 1954 г. этот пост занимал выпускник Рижской Академии художеств, преподаватель рисунка, живописи и композиции Волков. В 1953 г. в Кострому приехала выпускница Ленинградского художественного института им. Репина, искусствовед Елена Николаевна Закатимова. Она сменила Волкова и была директором с 1954 г. по 1955 г., затем вышла замуж за выпускника Елизарова и с ним уехала в Ленинград. В 1956 году директором училища был назначен Александр Иванович Бузин, который с 1954 г. занимал пост завуча. В 1960 г. на базе училища создается художественно-графический факультет педагогического института. А.И. Бузин стал деканом факультета и одновременно завучем училища, так как надо было завершить учебу старшего 5-го курса до 1962 года [4].

Таким образом, Костромское художественное училище, несмотря на то, что оно существовало в таком статусе всего 16 лет (с 1944 по 1960 гг.), заложило основы художественного образования в Костромском крае, выпустило многих профессиональных и талантливых художников-педагогов и стало базой дальнейшего развития художественно-педагогического образования уже в стенах художественно-графического факультета Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова.

Библиографический список

1. Бузин А.И. Костромские художники-ветераны войны и труда. - Кострома: Издание Костромской организации художников и администрации Костромской области, 1995. - 296 с.

2. Бузин А. Дипломные эскизы молодых художников // Молодой ленинец. - 1959. - 7 июня.

3. Воспоминания В.А. Баракова записаны на диктофон 8.10.2012 (Личный архив автора).

4. Воспоминания А.И. Бузина (Личный архив А.И. Бузина).

5. Выставка работ художественного училища // Северная правда. - 1948. - 13 июля.

6. ГАКО. - Ф. р.3060. - Оп. 1. - Д. 17. - Л 21.

7. Голубев Е. В Костромском художественном (репортаж) // Молодой ленинец. - 1960. - 10 апреля.

8. Грачев Н. У будущих художников // Северная правда. - 1952. - 1 февраля.

9. Гречнева Л. Молодые художники // Северная правда. - 1952. - 4 июня.

10. Документ об образовании (диплом № 356001, выданный гражданину Баракову Василию Александровичу в том, что он в 1949 г. посту-

256

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая

пил в КХУ, а в 1954 г. окончил полный курс КХУ по специальности художественно-педагогической) с приложением.

11. Книга приказов по Костромской художественной школе 1935-1949 гг. (Личный архив А.И. Бузина)

12. Рассыпное В. Молодые художники // Северная правда. - 1957. - 30 июля.

13. Смирнова Н.В. Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 гг.: На материалах Верхнего Поволжья: Дис. ... канд. ист. наук. - Кострома, 1999. -220 с.

14. Шувалов Н. Прямая речь. - Кострома, 2008. - 82 с.

УДК 378(510)

Соломатина Мария Николаевна

Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китай

maria_solomatina@mail.ru

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В ВУЗАХ КИТАЯ

В статье рассматриваются особенности управления образовательной деятельностью высших учебных заведений Китая. Являясь сложной интегрированной системой, образовательный процесс требует хорошо организованного управления и слаженной работы всех подразделений. В вузах Китая управление образовательной деятельностью реализуется через структуры партийного управления, административного управления и академического управления. Сосуществование трех ветвей управления вызывает немало противоречий. С одной стороны, влияние государства и развитая система административного управления по-прежнему имеют значительное влияние на принятие решений, с другой стороны, модернизация образования требует развития академических и коллегиальных форм управления. Выбранный Китаем исторический и политический курс развития страны обуславливает наличие партийного или идеологического управления, что накладывает на образовательную деятельность определенные ограничения. В то же время, подчеркивается роль академического управления в структуре управления вузом, как гарантия реализации академических свобод и эффективной организации образовательной деятельности.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, Китай, управление вузом, партийное управление, административное управление, академическое управление.

Современные высшие учебные заведения выполняют функции образовательных центров, своей целью ставящих воспитание высококвалифицированных специалистов, и функции научных центров, осуществляющих исследовательскую и поисковую деятельности. Суть образовательного процесса на данный момент заключается не только в получении и увеличении знаний. Являясь динамично развивающейся структурой, высшие учебные заведения находятся в постоянном поиске, порождают информацию, и эту же информацию, с использованием инновационных принципов, адаптируют под передаваемые знания, несут полную ответственность за передачу учащимся собственных научных достижений и результатов собственных исследований. В результате в вузе формируется среда, в которой интегрированы учебный процесс и исследовательская деятельность.

Такому сложному механизму необходимо хорошо организованное управление, с помощью которого можно регулировать работу всех структур, вовремя реагировать на возникающие проблемы, получать высокие результаты работы, а также налаживать те взаимоотношения, которые сложились у вуза с обществом, государством и другими организациями.

Управление высшим учебным заведением является многокомпонентным живым механизмом. В его структуре можно выделить управление учеб-

ной деятельностью, управление воспитательной деятельностью, управление научной деятельностью, управление материально-технической базой, управление экономической деятельностью вуза и т.д.

Однозначно, центральное место занимает управление образовательной деятельностью. Остальные, будучи неразрывно связаны, служат и гарантируют планомерное ее осуществление, так сказать, формируют базу и условия научного и учебного процессов. Управление образовательной деятельностью нацелено на планирование, регулирование и контроль таких видов деятельности как, научно-исследовательская деятельность, воспитательная и учебная деятельности вуза. Именно, управление образовательной деятельностью способно отразить сущность управления высшими учебными заведениями.

В связи с особенностями исторического развития, политических процессов, культуры народов, каждая страна имеет свои особенности, в том числе особенности управления. Так, один из исследователей отмечает, что на управление оказывают влияние система ценностей, учение о нравственности и морали, нормы поведения, традиции и обычаи общества, если привнести данную модель управления в иную культуру, то это положит начало формированию совершенно иной культуры управления, другим стилю и манере управления [6, с. 50].

© Соломатина М.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.