Научная статья на тему 'Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша и его место в системе художественного образования'

Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша и его место в системе художественного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
500
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / училище / живопись / художественная школа / art education / college / oil painting / art schoo

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна

В данной статье рассматривается вопрос основных факторов развития искусства в Крыму и одного из значимых событий – организации Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша. Основное внимание в работе автор акцентирует на становлении системы художественного образования, базирующихся на академических принципах преподавания, восходящих к традициям Петербургской Академии художеств. Выделяются и описываются основные этапы развития, связанные со спецификой времени и ролью училища в художественной жизни полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN ART COLLEGE NAMED AFTER N.S. SAMOKISH AND ITS PLACE IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION

The issue of the main factors of art development in the Crimea and one of the most important events the organization of Crimean Art College named after N.S. Samokish is considered in the article. In the work the author focuses on the establishment of an art education system based on the principles of academic teaching which date back to the traditions of St. Petersburg Academy of Arts. Main stages of development related to time specificity and the college role in the artistic life of the peninsula are singled out and described.

Текст научной работы на тему «Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша и его место в системе художественного образования»

№ 12 (34)

декабрь, 2016 г.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

И АРХИТЕКТУРА

КРЫМСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. Н.С. САМОКИША И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алексеева Елена Николаевна

старший преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет, 295015, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, 8

E-mail: voitenka@yyandex. ru

CRIMEAN ART COLLEGE NAMED AFTER N.S. SAMOKISH AND ITS PLACE IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION

Elena Alekseeva

senior Lecturer, Crimean engineering and pedagogical University, 295050, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, Uchebny lane, 8

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопрос основных факторов развития искусства в Крыму и одного из значимых событий - организации Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша.

Основное внимание в работе автор акцентирует на становлении системы художественного образования, базирующихся на академических принципах преподавания, восходящих к традициям Петербургской Академии художеств. Выделяются и описываются основные этапы развития, связанные со спецификой времени и ролью училища в художественной жизни полуострова.

ABSTRACT

The issue of the main factors of art development in the Crimea and one of the most important events - the organization of Crimean Art College named after N.S. Samokish is considered in the article.

In the work the author focuses on the establishment of an art education system based on the principles of academic teaching which date back to the traditions of St. Petersburg Academy of Arts. Main stages of development related to time specificity and the college role in the artistic life of the peninsula are singled out and described.

Ключевые слова: художественное образование, училище, живопись, художественная школа.

Keywords: art education; college; oil painting; art school.

Цель статьи: рассмотреть основные факторы развития искусства в Крыму и описать организацию Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша.

В Крыму во второй половине XX века формируется система художественного образования, базирующаяся на академических принципах преподавания, восходящих к традициям Петербургской АХ. Звеньями этой системы являются художественные школы, студии и, наконец, художественное училище.

Одним из важнейших факторов развития искусства в Крыму было преобразование в 1937 году художественной студии Николая Семеновича Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. академика Н.С. Самокиша.

Первым деятельным организатором училища стала Е. Маркова. Важную роль в подготовке первых выпусков сыграли П. Рыков, переехавший в Крым из Петербурга, Ю. Шпажинский, ученик А. Куинджи, активный участник художественной жизни довоенного Севастополя. Он отдал училищу последние годы своей жизни, трагически оборвавшейся в период сталинских репрессий [5, С67].

Педагогический коллектив Крымского художественного училища начал работу, ориентируясь на сложившеюся академическую систему в ВУЗах Москвы и Петербурга как на фундамент академического образования. Во многом это было обусловлено кадровым составом. Обучение в училище основыва-

Библиографическое описание: Алексеева Е.Н. Крымское художественное училище им. Н.С.Самокиша и его место в системе художественного образования // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2016. № 12(34). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4021

№ 12 (34)

лось на системе мастерских, в каждой из которых ведущий педагог применял авторскую концепцию обучения. Важно отметить, что формалистические течения не затронули искусство Крыма в 20-е гг, и поэтому система образования в КХУ им. Самокиша формировалась без конфликтных ситуаций, в отличие от учебных заведений Москвы, Харькова, Одессы и других городов, начавших свою работу в 20-е годы.

В годы создания крымского училища на полуострове работали и выставлялись художники, в творчестве которых просматривалась академическая система и реалистические тенденции. Доминирующим направлением живописных и графических работ оставался, как и в предыдущие годы пейзаж.

За время существования училища можно обозначить несколько основных этапов развития, связанных со спецификой времени, от которой зависела направленность подготовки студентов и создаваемые отделения.

Первый набор составлял 75 человек, структура отделений не была сформирована, основное внимание уделялось подготовке художников-живописцев, которые помимо станковых работ должны были выполнять работы по оформлению общественных мероприятий и сооружений. Однако, доминирующим направлением являлась станковая живопись. Во многом это было обусловлено направленностью обучения и педагогическим коллективом, основное звено, которого составляли художники, получившее академическое образование в Москве, Петербурге, Париже.

Учащиеся первых выпусков в наибольшей степени ощутили на себе влияние Н. Самокиша, так как их руководители О. Авсиян, Е. Маркова, М. Щеглов, М. Крошицкий были друзьями и учениками баталиста. Сам Николай Семёнович регулярно посещал училище, участвовал в обсуждении студенческих работ и выставок. Некоторые из учащихся продолжали посещать студию Самокиша [3].

Первые педагоги, придерживались академической системы образования, так как сами познавали азы художественной грамоты в Академии Художеств или других учебных заведениях с традиционной системой художественной школы. Так, Ю. Шпажин-ский окончил Академию Художеств в 1903 году, до революции преподавал в Обществе поощрения художеств, работал с К. Богаевским, Г. Ряжским, А. Куприным. Он сыграл выдающуюся роль в развитии художественной жизни полуострова - принимал активное участие в организации выставок, был председателем Севастопольской ассоциации художников, о чем упоминалось выше, занимался педагогической деятельностью [4]. В его работах ведущее место занимает тема крымской природы. Разнообразие крымских ландшафтов, красота южного неба зачастую раскрываются в картинах Ю.И. Шпажинского в камерных мотивах. Так в его работе «Улица в селе Козы» крымское солнце, расцвечивая кривую сельскую улочку, превращает ее в выразительный живописный уголок. Характер передачи солнечного света, особенности освещения играют формообразующую

декабрь, 2016 г.

роль и в другой его картине - «Горный пейзаж возле Судака». В целом же работы Ю. Шпажинского отличает высокая живописная культура, сформированная академическим образованием, а также путем переосмысления уроков европейского искусства первой трети ХХ века.

Другой преподаватель КХУ, художник Т. Рожков получил образование в Строгановском училище, и по его словам, нёс традиции Д. Кардовского. Его ученики вспоминали, что главным в работе художника он считал профессиональную грамотность, а именно -твёрдые ремесленные навыки. Он считал, что первостепенное значение в картине играет контур. По воспоминаниям учеников, Т.Рожков дополнял свои практические занятия рассказами о Строгановском училище, о Чистякове и Третьякове [2].

В первые годы работы училища живопись преподавал художник М. Крошицкий. Являясь вольнослушателем в академии Художеств, обладая обширными знаниями в истории искусства, он внёс свою лепту в формирование системы академического образования в Крыму.

Воспоминания студентов свидетельствуют о том, что педагоги применяли авторские методики обучения, вызывая споры учеников. Так, многие студенты спорили, чей метод более правильный - М.Крошиц-кого, С. Владимирова или Т. Рожкова. В качестве наглядного материала и образцов использовали свои работы, так как в первые годы работы училища еще не были сформированы фонды.

Немаловажным, в связи с этим является тот факт, что все преподаватели помимо педагогической деятельности большое внимание уделяли созданию творческих работ. Во время летней практики и уроков вечернего рисунка преподаватели рисовали и писали вместе со студентами, наглядно демонстрируя технические и композиционные приёмы, что, несомненно, положительным образом сказывалось на уровне подготовки.

Сразу же после освобождения Симферополя с апреля 1944 года, училище продолжило свою работу. В 1948 году состоялись первая защита и выпуск. К. Прохоров, выпускник училища вспоминает: «Пятый курс окончили 17 человек. Сложные и трудные были послевоенные годы в жизни учащихся... И все, кто был в числе первых выпускников, начинали учиться до войны.Таким образом от начала мечты об училище и до его окончания прошло 11 лет.В день защиты - 30 июня 1948 года - помещение на Одесской улице д.4, было переполнено. Для того времени в Крыму событие значительное. впер-вые.первый выпуск. Присутствовали почти все члены Союза художников, весь состав педагогов и студентов, руководители Управления культуры, представители из Москвы и т.д.» [1]. Преобладали жанровые работы, в которых авторы обращались к теме восстановления страны после войны, к мотивам мирных будней, создавали светлые радостные образы советских людей.

Учащиеся первых послевоенных выпусков в наибольшей степени ощутили на себе влияние Н. Са-

№ 12 (34)

мокиша. Их руководители М. Щеглов, М. Крошиц-кий были друзьями и учениками академика. К. Прохоров, окончивший училище в 1948 году, вспоминает: «Мы интересовались всем, но были старательны в постижении здоровых реалистических традиций, всматривались в жизнь и писали натуру, стремясь показать заложенную в ней красоту» [1].

Значительный вклад в становление образовательного процесса в КХУ им. Н. Самокиша внёс Осип Абрамович Авсиян, ученик Самокиша, который работал в училище с 1944 по 1950 гг. Отсутствие педагогического опыта компенсировалось им стремлением быть полезным учащимся. Педагог регулярно проводил дополнительно вечерний рисунок, нередко работал вместе со студентами. Организовывал конкурсы рисунка, выставки, выезжал на пленер. По мнению О. Авсияна, в системе обучения КХУ были существенные изъяны, недоставало прочной методической основы во многих аспектах учебной работы, что отчасти компенсировалось энтузиазмом учащихся, работой, беседами, искренностью взаимоотношений. Наряду с общими задачами, особое внимание педагог уделял передаче движения и характера натурщика, выявлению пластики и развитию зрительной памяти. В живописи ставил задачи тонального разбора и цельности цветового пятна, большое внимание уделял тональному решению работ, сохранению чистоты и звучности цвета. О. Авсиян основной акцент делал на композицию, формировал у будущих художников наблюдательность, художественный вкус, богатое воображение, эстетическое восприятие окружающего мира [1].

В 1946-1947 учебном году в училище открывают два новых отделения: театрально-декорационное и скульптурное. Организатором скульптурного отделения и первым преподавателем скульптуры был В. Спичак. Ученики всех курсов, вследствие, нехватки помещений вынуждены были заниматься в одной аудитории. Однако это можно рассматривать и как положительную сторону в развитии отделения, т.к учащиеся имели возможность получать навыки и знания не только от педагогов, но на примере работ старших курсов.

Обучение на театрально-декорационном отделении было построено на совмещении практических и теоретических занятий. Каждый из студентов имел свой маленький макет - сцену 70Х50Х50, максимально похожую на настоящую. Дипломными работами руководили М. Щеглов, М. Крошицкий, Н. Таиров. С 1947 года в училище стали проводить учебные практики с выездом в Москву и Ленинград, что позволило развивать профессиональные навыки знакомясь с шедеврами мирового искусства и работами современных художников.

Как уже было отмечено выше, в 1948 году состоялись первые защита и выпуск. Многие выпускники этого года продолжили художественное образование в высших учебных заведениях России и Украины, вступили в Союзы художников Симферополя и других городов. Так, в архивах КХУ отрывочно сохранились данные о дальнейшей деятельности выпускников. Так, К. Прохоров - член союза художников

декабрь, 2016 г.

СССР, заслуженный деятель искусств УССР, работал в Симферополе; Т.Чистякова - искусствовед, в Москве; А. Береговой - член Союза художников, живописец, работал в Симферополе.

1950-е годы — время расцвета и общего подъёма во всех сферах деятельности учебного заведения. Большая часть преподавателей активно участвует в художественной жизни полуострова, являются членами союза художников, организовывают и участвуют в местных, республиканских и всесоюзных выставках, привлекая к этому процессу студентов. Так, из ведущих художественных ВУЗов СССР в Симферополь на преподавательскую работу были направлены лучшие выпускники. Крымскими художниками стали Федор Захаров, Виктор Апанович, Николай Бортников и другие.

Как показывает анализ работ выпускников тех лет, пейзаж остается одним из приоритетных жанров в творчестве художников. Так, в 1952 году КХУ оканчивают В. Соколов и С. Мамчич. Уроженцы Восточного Крыма, они приобщились к искусству живописи в художественной студии И. Айвазовского. Их учителем был Н. Барсамов, Соколов также брал уроки у К. Богаевского. Эти обстоятельства их творческого формирования способствовали тому, что оба художника, по замечанию Р. Бащенко, становятся последователями «феодосийской школы пейзажной живописи».

Основными произведениями В. Соколова становятся синтезированные пейзажные композиции по мотивам древней истории Крыма. Так, в «Композиции» (1993) мотив современного портового города раскрывается художником, словно сквозь призму ушедших веков. В основе работы - сложная уравновешенная композиция, выстроенная и поддержанная тонкими цветовыми сочетаниями и акцентами.

Обобщенность образов, композиционная сложность отличает также работы С. Мамчича. Выразительность его работ достигается усиленной контрастностью колорита, что придает им особую декоративность. В условно-обобщенной трактовке формы, плоскостном решении объемов, значении силуэта и звучности локальных цветовых пятен угадывается влияние модернистических течений начала ХХ века.

В 60-80-е годы в училище преподают такие талантливые художники, как Л. Балкинд, В. Григорьев, Е. Гейнц, В. Жуковский, В. Капитонова, Л. Лабенок, А. Новикова, В. Петренко, Н. Петренко, Э. Сквор-цова, А. Шипов, Л. Храпунова, работы которых свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве и творческих поисков преподавателей. В этот же период открывается новое отделение - художественно-оформительское, выпускники которого занимаются художественно-проектной деятельностью.

Среди выпускников, получивших всенародное признание, награжденных правительственными наградами необходимо отметить следующих: В. Бер-надский - народный художник Украины и России, Ф. Захаров - народный художник Украины, лауреат премии им. Т.Г. Шевченко, В. Гурин - народный художник Украины, академик, Л. Лабенок - народный художник Украины, С. Джус - народный художник

№ 12 (34)

Украины, П. Грейсер - народный художник Украины, заслуженные художники Украины Н. Бортников, Л. Грейсер, И. Копаенко, Р. Сердюк, В. Волков, И. Петров, В. Петренко, И. Шевченко, Т. Шевченко, А. Сухоруких, Н. Моргун, В. Гордеев, Л.Герасимов, заслуженные деятели искусств Украины К. Прохоров, Л. Балкинд, В. Ефименко, В. Ганоцкий, В. Чаус.

За годы работы, преподавателями был накоплен большой опыт обучения изобразительному искусству. На сегодняшний день, училище является методическим центром для преподавателей художественных школ и школ искусств Крыма, вносит заметный вклад в художественную жизнь полуострова.

Методика преподавания в Крымском художественном училище им. Н.С. Самокиша в течение десятилетий складывалась и укреплялась система академического преподавания основных дисциплин.

декабрь, 2016 г.

Особое внимание уделяется методике преподавания живописи, рисунка и композиции.

КХУ им. Н.С. Самокиша оказывает значительное влияние на развитие художественной жизни полуострова, подготавливая живописцев, графиков, скульпторов, художников-оформителей. Студенты и выпускники КХУ принимают активное участие в выставочной деятельности, продолжают обучение в крупнейших вузах Украины и России.

Значение КХУ определяется также его ролью в художественной жизни России. Высокий уровень подготовки студентов способствовал продолжению их обучения в ведущих вузах страны, тем самым региональная художественная школа обогащалась новыми традициями. В свою очередь вливание крымских живописцев в художественную жизнь крупных городов России вносило большую пленэрность в работы художников других регионов.

Список литературы:

1. Архив КХУ им. Н.С. Самокиша.

2. Архив КХУ им. Н.С. Самокиша. Воспоминания В. Дерещук

3. ГАСР Крым. Ф. Р-3814. — Оп. 1. — Д. 177. — Л. 6; Д. 180. — Л. 34.

4. Крымское республиканское высшее учебное заведение "Художественное училище им. Н. С. Самокиша".-Симферополь: Скиф, 2007.- 119 с.

5. Самойлова Е. Творческие объединения Крыма XX века. - Симферополь: Бизнес - Информ, 2008. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.