Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной работы студентов заочного вуза'

Особенности организации самостоятельной работы студентов заочного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ / SYSTEMATIC CHARACTER / SELF STUDY / SUCCESSION IN GAINING KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Антонида Яковлевна

Рассматриваются методические правила самостоятельной работы студентов в условиях заочной формы обучения на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Антонида Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of organizing of distant students' self-study

The article considers methodological peculiarities of organizing selfstudy for distant learning students on the example of the subject Principles of personal and social safety.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной работы студентов заочного вуза»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

%

УДК 378.14

А. Я. КУЗНЕЦОВА

Филиал ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности», г. Омск

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ВУЗА_____________________________

Рассматриваются методические правила самостоятельной работы студентов в условиях заочной формы обучения на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Ключевые слова: систематичность, самостоятельная работа, последовательность накопления знаний.

Одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по дисциплинам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения [ 1).

Выпускник заочного вуза в условиях быстро меняющихся потребностей общества должен уметь творчески и самостоятельно мыслить, формулировать проблему, анализировать пути ее решения, искать оптимальный результат и доказывать его правильность.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования определены средства достижения целей, в основу которых положено увеличение доли часов, отводимых на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР) и уменьшение аудиторных занятий [2].

Целью данной работы является систематизирование методик самостоятельной работы с учебной литературой студента заочной формы обучения.

В заочном вузе принята предметно-курсовая система обучения, которая требует, чтобы студенты самостоятельно работали в соответствии с учебным планом.

Организация самостоятельной работы студента, особенно студента заочной формы обучения, была и остается важной и приоритетной задачей вуза.

В помощь самостоятельной работе студенту-за-очнику в Омском филиале Российского заочного института текстильной и легкой промышленности по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) разрабатываются методические указания по различным темам. На предыдущей сессии проводится установочная лекция для формирования у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профдеятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. По дисциплине БЖД это возможно демонстрировать с использованием мультимедийного оборудования.

В условиях ограниченного количества аудиторных занятий преподавателю сложно выдать студентам заочной формы обучения на аудиторных занятиях весь учебный материал, предусмотренный рабочей программой, без использования современных технологий и технических средств представления учебной информации. В этой связи в настоящее время большую актуальность имеет использование современных образовательных технологий в учебном процессе заочного вуза. На кафедре общетехнических наук по дисциплине БЖД накоплен необходимый учебный аудио-, видеоматериал по основным темам дисциплины, который постоянно обновляется. Ставится задача создания кафедрального фонда, учебного аудио-, видеоматериала на основе использования современных цифровых технологий, что способствует повышению качества обучения студентов заочной формы обучения и укреплению связей производства с вузовским образованием.

Так, например, в Омском филиале «РосЗИТЛП» по дисциплине БЖД, согласно учебным планам, объем аудиторных занятий в несколько раз меньше часов, отводимых на самостоятельную работу (табл. 1).

Обучение в заочном вузе обязывает к постоянной систематической работе с учебником, большую часть времени студент-за очник занимается самообразованием, так как лекционный материал составляет всего 10 — 15% от объема курса.

Неоценимую помощь студенту-заочнику оказывает умение работать с учебной литературой. Опыт показывает, что значительная часть наших студентов этим умением не обладает. Они не умеют выбирать нужный учебник, продуктивно читать и активно усваивать прочитанное. Недаром Гете писал: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать; я сам на это употребил 80 лет и все еще не? могу сказать, что вполне достиг цели». Чтобы извлечь из учебника пользу, необходимо знать, что надо читать, как надо выбирать материал, как овладеть им. ПримерЕл работы с учебником разнообразны, они зависят от интеллектуального развития студента, от сущности самого материала.

Чтобы работа с учебной литературой была продуктивна, она должна быть систематической. Систе-

Выписка из учебного плана

Специальность Объем в часах работы студента-заочника с преподавателем Самостоятельная работа

Всего Лекций Лабораторных работ Практических занятий

260901 «Технология швейных изделий» 22 12 10 98

260902 «Конструирование швейных изделий» 22 12 10 98

150406 «Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности» 20 16 4 106

220301 «Автоматизация технологических процессов и производств» 25 20 5 75

240502 «Технология переработки пластических масс и эластомеров» 30 16 10 4 90

260906 «Конструирование маркетинг изделий из кожи» 30 16 10 4 90

080502 «Экономика и управление на предприятии» 26 18 8 150

матическая работа с учебником не только расширяет умственный кругозор студента, но и совершенствует его мыслительный процесс, развивает логическое мышление.

Студент-заочник, систематически работающий с учебной литературой, легче и быстрее сумеет выделить в ней основное содержание, проанализировать его, сопоставить отдельные положения между собой, сравнить факты, приведенные в учебнике с фактами, которые встречаются в жизни, и продумать, насколько они типичны, и т.д.

При систематическом чтении вырабатывается навык быстрого усвоения прочитанного, а постоянная работа с учебником становится привычкой, потребностью.

Кроме систематичности в работе должны быть плавность, последовательность, ритмичность.

Установлено, что соблюдение определенного ритма является основным условием сохранения умственной работоспособности. Изучение творческого труда выдающихся ученых и писателей показывает, что большая продуктивность их деятельности во многом объясняется умением и привычкой распределять свою работу во времени, последовательно и систематически ее выполнять.

Например, при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в заочном вузе преподавателем составляется индивидуальный план изучения учебной литературы. В процессе выполнения индивидуального плана, установленного на семестр, студенту заочной формы обучения важно периодически хотя бы раз в месяц «отчитываться перед самим собой» о проделанной работе и уточнять план на ближайшее время, учитывая недостатки в организации учебы за прошедший период.

Составляя план данной дисциплины, всегда следует иметь в виду последовательность в освоении материала, который изучается так, чтобы содержание нового связывалось с имеющимися запасами знаний.

Цель самостоятельной работы — это усвоить в процессе обучения теорию данной учебной дисциплины и уметь применить ее на практике [3].

Самостоятельная работа студента-заочника по дисциплине БЖД слагается из следующих основных элементов:

1) изучение материала по учебникам и учебным пособиям;

2) выполнение письменных контрольных работ;

3) повторение всего курса в целях подготовки к

зачету и экзамену;

4) окончательное завершение проработки дисциплин на сессии путем слушания лекций по отдельным темам и разделам курса, участие в практических и лабораторных занятиях под руководством преподавателя, сдача экзамена по пройденному курсу согласно учебной программе.

Студенты старших курсов кроме изучения учебных дисциплин выполняют курсовые и дипломные проекты.

Руководящими документами для студента-заочни-ка при освоении каждой дисциплины служат учебная программа, методические указания и контрольные задания, составленные с таким расчетом, чтобы помочь студентам организовать самостоятельную работу и облегчить усвоение учебных дисциплин. Методические указания содержат в себе не только перечень основных вопросов курса, но и указания, как работать над курсом, как проверять усвоение материала в процессе работы, какие контрольные работы и на каком этапе изучения курса полагается выполнять, какую литературу использовать, на что обратить особое внимание.

Академик И.П. Павлов писал: «Последовательность, последовательность, последовательность, последовательность». С самого начала своей работы с книгой студент-заочник должен приучить себя к строгой последовательности накопления знаний.

К условиям успешной работы с учебной литературой относятся также психологические факторы: установка, вдохновение, усилие воли, самостоятельность и настойчивость в труде.

По-настоящему студент-заочник усваивает дисциплину только тогда, когда проявляет самостоятельный подход к ней: обдумывает и переживает то, что узнает из учебной литературы. Только в этом случае знания, полученные из учебной литературы, можно сделать своими и применить их творчески.

Итак, чтобы добиться успеха в работе с учебной литературой, нужна высокая умственная работоспособность, которая зависит от ритмичности работы, от последовательности и систематичности, от умелого сочетания труда и отдыха, правильной установки, вдохновения и усилие воли.

Начальным этапом любого исследования — от курсового проекта студента до труда академика — всегда будет подбор учебной литературы по темам и последующее ее изучение. На этом этапе работы первая роль принадлежит библиографии. Задачей биб-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

лиографии является учет и систематизация учебной литературы.

Лучшие условия работы с учебной литературой должны быть созданы в библиотеках. В Омском филиале РосЗИТЛП к услугам студентов-заочников справочно-библиографические отделы, помощь опытных библиографов.

Фонды библиотеки отражены в каталогах, с помощью которых студенты выбирают нужную литературу.

Библиографию справедливо называют «ключом» к книжным сокровищам. И тот, кто научился в совершенстве пользоваться всеми видами библиографии, сможет построить свое самообразование на последовательном изучении важнейшей литературы, выбрать самое лучшее, самое ценное для своего всестороннего развития, для глубокого овладения избранной специальностью.

Есть две категории учебной литературы: одни книги бесспорны и их надо изучать, получать знания и применять в жизни (авторы — авторитеты в науке: Павлов И.П., Менделеев Д.И. и др.), другие книги (большинство) требуют критического продумывания. Здесь нужно посмотреть, насколько правильно излагаются факты, достаточно ли они типичны; надо стремиться самому подобрать аналогичные факты. Только после анализа прочитанного, соглашаться или нет с автором. Только при таком отчетливом усвоении прочитанного, в том числе и учебников, материал превращается в знания.

При изучении учебной литературы внимание должно быть направлено не на то, чтобы заучивать готовые выводы, а на то, чтобы овладеть существом вопроса, понять, усвоить его и уметь применить теорию в жизни.

Иногда нам приходится слышать от студента: «Читал, но не понял». Действительно, случается, что с первого раза трудно усвоить написанное, приходится читать два-три раза учебный материал или статью. Но этого пугаться нельзя, надо помнить о том, что начальной стадией в изучении книги является первичное чтение. Это внимательное, неторопливое чтение, при котором следует остановиться на трудных местах, стараясь в них разобраться, при котором не должно оставаться непонятного по смыслу слова или момента.

Итак, чтение должно быть сознательным — это первое обязательное условие. Но этого мало. Можно понять, запоминать содержание и отдельные положения, при этом полностью отдаться на волю автора. При таком пассивном чтении у студента не вырабатывается подлинное мировоззрение.

Знания, не переработанные критически, не бывают прочными.

Нередко студенты-заочники спрашивают: целесообразно ли вести записи при изучении научной или учебной литературы? В пользу записи приводятся веские, основанные на психологических наблюдениях доводы:

— запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены как бы заново осмыслить то, что прочитали, особенно, если пытаемся выразить ту или иную мысль не дословно, а своими словами);

— записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее, а значит, лучше запоминаем;

— записи полезны как документ, который дает возможность быстро восстановить в памяти забытое, служит источником для справок, иногда ценным

пособием в практической работе;

— записывание задерживает внимание на содержании текста, помогает сосредоточиться на нем, не отвлекаться;

— запись текста своими словами развивает письменную речь.

Отдельные студенты-заочники берут под сомнение целесообразность записей при чтении учебников. Они жалуются на то, что записи отнимают много времени, но рабочие записи крайне необходимы.

Наиболее распространенными видами записи являются следующие: выписки, планы, конспекты, тезисы, рефераты.

Они принесут пользу только в том случае, если будут вестись методически правильно. Нужно освоить и научиться систематически применять каждый из этих видов записей соответственно их назначению и обязанностям.

Выписки — это один из видов записи. Выписки — буквальная запись отдельных кусков текста, больших или малых, чаще всего это цитаты, расчеты. Они нужны для воспроизведения отдельного материала.

План — это порядок расположения мыслей по их содержанию. Составление плана является полезным видом записи прочитанного. План раскрывает построение рассматриваемой темы. В процессе составления плана читатель устанавливает не только круг вопросов, которые освещены в книге, но и их последовательность — взаимную связь.

Составление плана также способствует лучшему запоминанию и усвоению прочитанного материала, вырабатывает навык четкого мышления, умения последовательно и обоснованно излагать мысли, легко помогает восстановить прочитанное.

Тезисы — основные положения статьи, речи, кратко и сжато сформулированные студентом. Составление тезисов помогает глубоко уяснить содержание, приучает кратко формулировать мысли, повышает культуру речи и письма.

Реферат — это краткое изложение в письменной форме содержания научной проблемы. Рефератом иногда называют доклад на определенную тему, построенный на основе обзора литературы и других источников. Реферат оказывает пользу не только тем, кто его составлял, но и тем, кто мог ознакомиться с данным учебником. Реферат всегда сопровождается оценкой мысли автора.

Весь процесс обучения должен базироваться на принципе активного участия студентов-заочников в освоении профессиональных знаний и умений и на принципе обратной связи в системе сотрудничества обучаемых и обучающего.

Активного участия можно добиться при оптимальной организации самостоятельной работы студента. Основу методического обеспечения внеаудиторной работы студентов (ВРС) составляют созданные нами постоянно пополняемый и обновляемый учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) по дисциплине БЖД. Компонентами УМКД являются: рабочая программа, курс лекций, методические указания для студентов по изучению некоторых разделов дисциплины, методические указания для самостоятельной работы студентов, образцы контрольных работ, рабочие тетради, справочные, дополнительные и контрольно-измерительные материалы [2].

Студент может получить в пользование практически любой из компонентов учебно-методического комплекса как на электронном носителе, так и в печатном виде. Это облегчает нашим студентам вне-

аудиторную самостоятельную работу по изучению дисциплины БЖД, а также позволяет осуществлять самоконтроль усвоения учебного материала [2].

Технология деятельностного подхода в преподавании предполагает не только управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых, но и диагностику результатов обучения, выбор инструментария, контроля учебных достижений, обеспечивающего их объективную оценку. Для этого используются обширный фонд тестов, проводится контроль остаточных знаний (КОЗ) на последующих курсах. Результаты КОЗ отражают динамику успехов каждого студента.

Обобщая результаты своей работы по активизации познавательной деятельности в системе ВРС, можно отметить следующее: самостоятельная работа требует от студента-заочника существенных волевых усилий, сильной мотивации и значительно большего времени для усвоения знаний. При этом эффективность самостоятельной работы находится в прямой зависимости от интереса, организованности сту-дента-заочника; характера и качества методического и информационно-технического обеспечения, не-

прерывных творческих устремлений преподавателя, пополняющего фонд педагогических технологий, методов и педагогических приемов [21.

Библиографический список

1. Митусова, О. И. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов / Ежемесячный электронный педагогический журнал. — С. 1—5. — Режим доступа: http:// rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/index.htm

2. Конева, И. В. Педагогические науки / И. В. Конева, Л. А. Берендяева//Омский научный вестник. — 2007. - Nq 1 (53). - С. 135.

3. Свинобоев, А. Н. Самостоятельная работа студентов ИТФ ЯГУ по дисциплине «Экология и охрана природы». — Режим доступа: http://www.rrc.ysu.rU/resource/network/doc75/8.htm

КУЗНЕЦОВА Антонида Яковлевна, доцент кафедры общетехнических наук.

Адрес для переписки: e-mail: roszitlp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2009 г.

© А Я. Кузнецова

УДК 372.8: 51 Т. А. ТАБИШЕВ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова, г. Нальчик

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье конструируется модель методической системы мониторинга уровня сформи-рованности профессиональной деятельности студентов инженерно-технических специальностей, построенная с учётом следующих ключевых компонентов: целевой (динамическая модель как основа для целеполагания), содержательный (комплекты педагогических измерительных материалов), процессуальный (отработка мониторинговых процедур), результативный (достижение цели).

Ключевые слова: методическая система мониторинга (МСМ), профессиональная математическая деятельность (ПМД), педагогический измерительный материал (ПИМ).

При сложившихся новых социально-экономических условиях в современном обществе будущим специалистам предстоит воплощать свои профессиональные творческие возможности, и они должны обладать не только фундаментальными разносторонними знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но и совокупностью устойчивых свойств — профессиональных компетенций, кото-

рые обусловливают их пригодность к профессиональной деятельности и отвечают качественно новым требованиям работодателей. Такие характеристики будущих специалистов должны формироваться и в процессе их математической подготовки, в частности, при изучении курса математического анализа (МА), так как дисциплина «Математический анализ» играет главенствующую роль в математической

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (М) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.