Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы по физике студентов-фармацевтов заочной формы обучения'

Организация самостоятельной работы по физике студентов-фармацевтов заочной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИКА / ПРОВИЗОРЫ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / OUT-OF-CLASS WORK / ALGORITHMIZATION OF LEARNING / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGIES / PHYSICS / PHARMACISTS / A DISTANCE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнова Елена Юрьевна, Дигурова Ирина Ивановна

В статье описывается опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы по физике с использованием инновационных технологий при подготовке провизоров по заочной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайнова Елена Юрьевна, Дигурова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organization of Out-of-Class Work on Physics for Distance Students of the Pharmaceutical Faculty

Practical applications of learning of distance students are shown. Organization of household work is analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы по физике студентов-фармацевтов заочной формы обучения»

УДК 53:378.1

Е. Ю. Крайнова, И. И. Дигурова

Организация самостоятельной работы по физике студентов-фармацевтов заочной формы обучения

В статье описывается опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы по физике с использованием инновационных технологий при подготовке провизоров по заочной форме обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, алгоритмизация, дистанционные методы обучения, информационные технологии, физика, провизоры, заочное обучение.

E. Ju. Kraynova, I. I. Digurova

The Organization of Out-of-Class Work on Physics for Distance Students of the Pharmaceutical Faculty

Practical applications of learning of distance students are shown. Organization of household work is analyzed.

Key words: out-of-class work, algorithmization of learning, distance learning, information technologies, Physics, pharmacists, a distance student.

Преподавание физики студентам фармацевтического факультета обеспечивает исходный уровень для изучения химических и профильных дисциплин и практической деятельности [1]. Студентам-заочникам в значительной степени приходится осваивать материал самостоятельно (75 % от общего количества учебных часов). В то же время их учебная самостоятельность снижена из-за низкого уровня исходных знаний по физике или большого перерыва в учебе. Следует отметить и недостаточную ответственность отдельных студентов за учебную деятельность. Студент-заочник не привязан к жесткому расписанию и часто не владеет навыками организации самостоятельной работы, что приводит к отсутствию ритмичности. Недостатком, на наш взгляд, является и наличие только одной ежегодной учебно-экзаменационной сессии для студентов заочной формы обучения в ЯГМА. В результате качество знаний, полученных заочно, остается серьезной проблемой. Одно из ее решений заключается в применении новых педагогических подходов. Тенденцией современного образовательного процесса на заочном отделении следует признать переход к заочно-дистанционной форме, а приоритетным направлением совершенствования образования - использование компьютеров и информационных технологий в учебном процессе [2]. Большую роль в формирования навыков умственного труда приобретает эффек-

тивная организация самостоятельной работы студента и ее методическое обеспечение [3].

Для улучшения качества внеаудиторной самостоятельной работы по физике студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения мы используем:

- Кейс-метод как вариант дистанционных обучающих технологий.

Структура и содержание сформированного нами «кейса» [4, 5] определяются требованиями программы, спецификой предмета и особенностями заочного обучения. В «кейсе» представлены все необходимые для внеаудиторной самостоятельной работы учебно-методические материалы, в том числе, адаптированные лекции, видеопрезентации, тестовые задания и задачи для самоконтроля, виртуальные лабораторные работы, справочные материалы, список основной и дополнительной литературы. Преимущества «кейс-метода» заключаются, в том числе, в привитии навыка работы с учебным материалом и стимулировании к использованию Интернет-технологий.

- Виртуальный лабораторный практикум.

Выполнение индивидуальных заданий на

компьютере особенно актуально в связи с недостаточным количеством аудиторных часов при заочной форме обучения (8 лекционных на I курсе, 6 лекционных и 24 практических на II курсе).

© Крайнова Е. Ю., Дигурова И. И., 2010

- Составление алгоритма самостоятельной работы.

Алгоритмизация как ориентировочная основа способствует последовательности и ритмичности самообразовательной деятельности, необходимой для усвоения знаний и приобретения умений.

Ниже представлен составленный нами алгоритм внеаудиторной самостоятельной работы, позволяющий студенту-заочнику планировать и стандартизировать самообразовательную деятельность, которую он осуществляет, пользуясь «кейсами» (рис. 1).

Эффективная самостоятельная работа студента возможна только при наличии мотивации, которая проявляется в понимании студентом важности изучаемого материала по физике в подготовке провизора. Повышению мотивации способствует установление межпредметных связей, являющееся 1-м пунктом данного алгоритма. Для выполнения этого задания студент использует программу и материал вводной лекции.

Наличие плана внеаудиторной самостоятельной работы способствует повышению учебной дисциплины студентов, прививает им навыки организации внеаудиторной деятельности. Ее график является «мягким» и может корректироваться самим студентом. Однако невыполнение контрольных работ в срок снижает рейтинг, а, значит, и итоговую оценку. После изучения разделов 1-го блока студент получает контрольную работу № 1 и может приступить к ее выполнению. Аналогично организуется работа по 2-му блоку. На электронный адрес кафедры студент высылает заполненные бланки ответов [5]. Это облегчает получение, проверку и хранение документации, делает обмен информацией между кафедрой и студентом более оперативной.

- Проведение консультаций в межсессионный период по электронной почте и с использованием программы Бкурв.

Это способствует индивидуальному подходу к работе с заочниками и межличностному общению студента и преподавателя.

Согласно учебному плану студенты II курса фармацевтического факультета заочной формы обучения выполняют 2 контрольные работы по физике. Этому предшествует изучение теоретического материала и выполнение заданий для самоконтроля. Поэтому учебный материал был разбит на 2 блока, в каждый из которых входит несколько разделов программы.

- Сквозные исследования по линии УИРС.

Применение модели «сквозного обучения» в

учебно-исследовательской работе студента соответствует современным тенденциям непрерывного образования. Такой подход позволяет интегрировать учебный материал и активизировать познавательную и творческую деятельность. Участие в УИРС засчитывается в рейтинг учебной деятельности студента, что способствует повышению мотивации. Учебно-исследовательская работа студента-заочника состоит из следующих этапов:

- повторение соответствующих разделов школьного курса физики по методическим материалам, имеющимся в «кейсе», или по учебникам;

- изучение материала по физике в объеме программы вуза;

- углубленное изучение материала, которое заключается в ознакомлении с дополнительной литературой по выбранной теме УИРС, написании реферата или выполнении презентации;

- составление структурно-логической схемы интеграции выбранной для УИРС темы в другие предметы и практические приложения.

Ниже представлен образец структурно-логической схемы по теме «Рефрактометрия» (рис. 2).

Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа по физике на фармацевтическом факультете заочной формы обучения является организованной и имеет достаточное методическое обеспечение.

Первый блок Второй блок

Механика Электромагнитные колебания и волны

Механические колебания и волны Оптика

Молекулярная физика Атомная физика

Электричество и магнетизм Ядерная физика

Квантовая физика

ш

и

ш

и

а.

и

а

- установите межпредметные связи

- изучите теоретическии материал по разделу

- ознакомьтесь с видеопрезентациями

- ответьте на тестовые вопросы для самоконтроля

Ш

Если вы набрали менее 70 % правильных ответов, то вернитесь к пункту 1—1 или полу! ( -

чите консультацию у преподавателя 1—1 (по электронной почте, по видеокоммуникативной связи «Бкуре» или при личной встрече).

и

а

- решите задачи для самоконтроля

ш

Если вы набрали менее 70 % правильных ответов, то вернитесь к пункту 1—1 или полу-

Ш

чите консультацию у преподавателя 1—1

и

и

0 и

'—1 - заполните бланк отчета по лабораторной работе и вышлите на электронный адрес кафедры

- проконсультируйтесь с преподавателем

- выполните виртуальную лабораторную работу

и

0 ш

1—1 - приступите к изучению следующего раздела => '—'

Рис. 1. Алгоритм внеаудиторной самостоятельной работы студента-заочника

Рис. 2. Образец структурно-логической схемы по теме «Рефрактометрия».

Библиографический список:

1. Программа по физике и биофизике для студентов фармацевтических вузов (факультетов) [Текст]. - Москва, 2000. - 16с.

2. Зверева, М. И. Формирование информационной мировоззренческой культуры учащихся [Текст] / М. И.Зверева // Педагогика. - 2005. -№ 8. - С. 45-50.

3. Ёршиков, С. М. Организация самостоятельной работы студентов [Текст] / С. М. Ёршиков, Н. В. Хмаро. - Ярославль : Аверс Плюс, 2007. -24 с.

4. Дигурова, И. И. Инновационные технологии в преподавании физики студентам фармацевтического факультета ЯГМА заочной формы обучения [Текст] / И. И. Дигурова, Л. И. Лаврентьева, А. А. Шипов, Е. Ю. Крайнова // Новости здравоохранения. - Ярославль, 2009. - № 2. -С. 35-36.

5. Дигурова, И. И. Структура и содержание «кейса» по физике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения [Текст] / И. И. Дигурова, Е. Ю. Крайнова, Л. И. Лаврентьева, А. А. Шипов // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. - Красноярск, 2010. - С. 259-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.