Научная статья на тему 'Использование модели смешанного обучения при изучении фармацевтической химии'

Использование модели смешанного обучения при изучении фармацевтической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттарова О. Е., Калина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование модели смешанного обучения при изучении фармацевтической химии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Саттарова О.Е., Калина М.А.

Пермская государственная фармацевтическая академия, кафедра фармацевтической химии факультета очного обучения, кафедра фармацевтической химии факультета заочного обучения и факультета дополнительного профессионального образования, г. Пермь

Проведенными ранее исследованиями установлено, что сочетание различных форм обучения активизирует учебный процесс и повышает его эффективность [1]. Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) позволяет создать модель смешанного обучения (Blended Learning Model), в которой объединяются преимущества очного преподавания и дистанционного обучения.

Для изучения возможности использования модели смешанного обучения в учебном процессе на заочном факультете Пермской государственной фармацевтической академии проводилось анкетирование. Было опрошено 913 студентов заочного факультета, обучающихся на 1-5 курсах.

73,8% студентов имеют возможность постоянно использовать компьютер в процессе обучения, 72,4% - имеют доступ к сети «Интернет» дома. Студенты используют компьютер для работы в программах общего, специального назначения и для других целей. Большинство студентов считают свой уровень владения компьютером средним.

40,5% студентов выбрали для обучения «Интернет-технологию» дистанционного обучения, 39,1% - «кейс-технологию», 5,0% - оба вида, 15,4% - затруднились с ответом. Все студенты отметили, что обе технологии удобны для обучения и предоставляют возможность получить консультаций преподавателей.

Исследование показало, что половина студентов-заочников (52,5%) готовы обучаться по некоторым предметам с использованием ДОТ, чему способствует наличие постоянного доступа к сети «Интернет», возможности пользоваться электронной почтой дома, средний уровень владения компьютерными технологиями.

Для оценки эффективности использования ДОТ в учебном процессе нами был проведен формирующий эксперимент по внедрению новых технологий при изучении фармацевтической химии. Участниками эксперимента стали студенты 4 курса, изучающие фармацевтическую химию первый год. Для обучения с использованием ДОТ студентам была предложена тема «Ароматические соединения».

Для обеспечения учебного процесса с использованием ДОТ был создан дидактический учебнометодический информационный комплекс (УМИК), содержащий описание курса и учебный модуль. Лекционный материал был максимально структурирован. В состав комплекса вошли иллюстративные материалы по лабораторным занятиям, отражающие все этапы и особенности проведения работ. Материалы УМИК были переведены в HTML-формат и размещены на сайте системы дистанционного образования Пермской государственной фармацевтической академии.

В использованной нами модели смешанного обучения компоненты очного и дистанционного учебного процесса гармонично взаимодействуют. Так, лабораторные занятия по теме «Ароматические соединения» студенты должны были посещать во время очной сессии, в дистанционную часть вошли: самоподготовка, самоконтроль, выполнение самостоятельной работы и контрольное тестирование. Для каждого этапа обучения были установлены определенные сроки.

На дистанционный курс было зачислено 30 студентов. Основной причиной записи на дистанционный курс (77,1%) стало желание студентов повысить качество обучения, также немаловажными причинами стали интерес студентов к новому проекту (73,2%) и возможность получения консультаций преподавателей (73,3%). 23,3% студентов объяснили свое желание участвовать в дистанционном курсе интересом к новому предмету.

Для самостоятельной работы каждому студенту выдавалось индивидуальное задание. Выполненные задания студенты отправляли по электронной почте, получая в ответ подробную рецензию с указанием допущенных ошибок. Все студенты, обучающиеся на курсе, в установленные сроки проходили интерактивное тестирование по пяти наиболее важным разделам темы. Во время очной сессии можно было получить дополнительные очные консультации у преподавателей. Из 30 студентов, зачисленных на обучение, дистанционный курс окончили лишь 15. Студенты, выбывшие из эксперимента, объяснили это техническими проблемами, чрезмерной занятостью, неумением рационально организовать свободное время и другими причинами.

На контрольном этапе эксперимента через 2 недели после изучения темы был определен уровень знаний студентов, обучившихся на дистанционном курсе. Были разработаны тесты, включающие 10 вопросов по химическому строению и физико-химическим свойствам, методам качественного и количественного анализа, хранению и применению лекарственных средств. Для сравнения тестирование проводилось в экспериментальной (обучавшейся на дистанционном курсе) и контрольной (обучавшейся традиционным способом) группах. В качестве критерия уровня знаний был использован коэффициент усвоения знаний (Ка), рассчитанный по формуле [2]:

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

Ка = a/p,

где a - число правильных ответов, а p - число заданий в предлагаемых тестах. Определяли среднее значение Ка в каждой из групп. В экспериментальной группе Ка составил 0,69, в контрольной - 0,51. Статистическая обработка результатов эксперимента показала достоверность разницы между Ка в экспериментальной и контрольной группах при Р=0,95 [3].

После окончания дистанционного курса в экспериментальной группе проводилось выходное анкетирование, целью которого являлась оценка качества созданного УМИК и дистанционного курса. Результаты анкетирования показали, что студенты удовлетворены содержанием курса, участием преподавателей в их обучении, ясностью и полезностью учебного материала, проведенным тестированием и уровнем сложности обучения. Студенты отметили, что тестирование on-line стимулировало равномерное изучение курса в течение учебного года, помогло закрепить пройденный материал, проверить свои знания. Студенты отметили преимущества новой формы обучения: полное методическое обеспечение (80,0%); получение иллюстративных материалов по лабораторным занятиям (53,3%); индивидуальное общение преподавателей со студентами (20,0%); консультации преподавателей (33,3%); рациональное распределение времени студентов (53,3)%; наличие графика тестирования - (60,0)%; оперативный обмен информацией - (73,3)%.

Все студенты, проходившие дистанционный курс, успешно сдали курсовой экзамен по фармацевтической химии. Средний балл в экспериментальной группе составил 4,07; абсолютная успеваемость - 100,00%; качественный показатель - 86,7%; соответствующие показатели контрольной группы - 3,33; 88,5%; 37,7%.

Проведенное исследование показало, что использование модели смешанного обучения стимулирует учебный процесс, повышает самоорганизацию и самодисциплину студентов, приводит к повышению уровня знаний.

Литература

1. Саттарова О.Е. Информационные технологии как средство совершенствования качества подготовки и повышения квалификации провизоров // Фармация. - 2009. - №7. - С. 44-47.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. Педагогика. 1995. - 337 с.

3. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и

экспериментирование. - Ярославль. ЯОИУУ. 1991. - 72 с.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

THE USAGE OF BLENDED LEARNING MODEL IN THE STUDY OF PHARMACEUTICAL CHEMISTRY

Sattarova О.Е., Kalina М.А.

The Perm State Pharmaceutical Academy, Pharmaceutical Chemistry Department of Full-time Faculty, Pharmaceutical Chemistry Department of Part-time Faculty and Faculty of Continuing Professional Education. Perm. 614990. Polevaya st 2

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.