И. Р. Зернова
ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА
Ключевые слова:учебно-методический комплекс, высокая технология, рефлексия, заочное обучение, организационно-
контролирующая функция.
Методические пособия для самостоятельной учебной деятельности составлены таким образом, чтобы студент-заочник мог быстро выучить, а самое главное усвоить иностранный язык. Именно по этому учебнометодическая литература, составленная преподавателями, играет важную роль в жизни людей, фактически это маленький шаг на пути к большой задаче - формированию конкурентно -способной личности.
Keywords: educational-methodical complex’, high technology, reflection, correspondence course, organizational - supervisory
function
Methodical manuals specially prepared so that the extramural student could quickly learn and acquire a foreign language. This educational - methodical literature prepered by teachers plays an important role in the life of people.
In fact this is a small step on the way to the great task offorming a competitive personality.
Одна из основных форм непрерывного образования - заочное обучение в высших учебных заведениях, получила в последние годы широкое распространение в России. По данным отечественных ученых, в последнее время каждый пятый студент перевелся на заочное или вечернее отделение.
Одним из достоинств заочного образования является профессиональная направленность
студентов и значимость мотивации поступления в
ВУЗ. Обладая этими особенностями, выпускник заочной формы обучения повышает перспективу своего карьерного роста по выбранной специальности.
Решающим резервом совершенствования заочного образования является усиление
взаимосвязей между производством и учебной деятельностью студентов. Потребность в знаниях, познавательные интересы заочников, цели и мотивы получения высшего образования во многом
формирует общественная и трудовая жизнь. В свою очередь их жизненный опыт оказывает непосредственное влияние как на мотивацию, так и на сам процесс восприятия учебного материала.
Эффективность подготовки специалистов в рамках заочного обучения зависит от содержания и методов, учебных планов и программ, учебной литературы, технических средств, используемых в учебном процессе. В последние годы много говорят о необходимости комплексного учебно-
методического обеспечения дисциплин и специальностей заочного образования. Тем не менее, действующие учебные планы зачастую носят характер копий планов дневных отделений. Не учитывается специфика заочной формы обучения, например, используется стандартный набор циклов социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин на этих формах обучения. Для различных категорий студентов-заочников требуется внесение изменений в учебные планы, поскольку студент, поступивший в ВУЗ после
школы, существенно отличается от студента, окончившего профессиональное училище. В настоящее время возросло количество студентов, имеющих высшее образование, но желающих получить еще одну специальность. При составлении образовательных программ в рамках комплексного подхода необходимо расставить практикоориентированные акценты, как в базовой, так и в вариативной составляющей программы обучения. Заочное обучение, при качественной его постановке, рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет.
С целью повышения качества подготовки студентов-заочников по иностранному языку, следует наряду с сообщением определенных программных сведений на установочных сессиях более активно осуществлять управление процессом усвоения знаний студентами, особенно при их самостоятельной работе. Существующее на сегодняшний день разнообразие программ, форм и способов изучения иностранного языка затрагивает, в первую очередь, методологию учебного процесса, его структурную организацию. .Предполагается, что реализация практико-ориентированной
образовательной программы профессиональной подготовки может иметь важное значение для эффективности профессионального образования в контексте современных требований к качеству подготовки специалистов. Применение концепции межпредметных связей и адаптация содержания дисциплины к практической деятельности позволит разработать учебно-методический комплекс по каждому изучаемому предмету, включая и иностранный язык.
С целью повышения качества подготовки студентов-заочников следует, наряду с сообщением определенных программных сведений на установочных сессиях, более активно осуществлять управление процессом усвоения знаний студентами, особенно при их самостоятельной работе.
Определенный вклад в решение этой задачи должна внести более тщательная разработка и внедрение в процесс обучения современных, научнообоснованных учебно-методических пособий, которые по использованным в них способам представления знаний отходят от традиционного исполнения, характерного для большинства учебной литературы, представленной для студентов дневной формы обучения. Вместе с тем, учебные пособия должны выполнять не только информационную, но и организационно-контролирующую и
управляющую функции. Управляющая функция учебного пособия проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурнологических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах.
Для повышения эффективности
самостоятельной работы студента, учебные пособия должны дополняться методическими пособиями, также выполняющими руководящую и направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а так- же давать объяснение вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам.
Организационно-контролирующая функция
методического пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у студентов-заочников навыков самостоятельной работы.
Одним из методов активизации учебной деятельности может служить создание проблемной ситуации. Проблемные ситуации ставят обучающегося перед необходимостью выбора в процессе принятия решения, что формирует не только его волю, но и мышление. В методических пособиях должны быть представлены упражнения с проблемными ситуациями.
Постановка обучающегося перед необходимостью выбора и принятия решения может быть реализована с помощью методических пособий управляющего типа, в которых создаются условия для самоконтроля и самокоррекции. Такого рода пособия состоят из двух частей. Первая часть включает в себя информационные тексты страноведческого характера. Они являются материалом для овладения навыками грамматики, лексики и перевода в рамках курса: «Иностранный язык для заочного обучения», а также задания, составленные на основе программы учебной дисциплины, изучая которую студент решает вопросы грамматического и лексического характера.
Вторая часть пособия - это теоретический материал, к которому может обратиться студент-заочник в случае возникших проблем при работе над первой частью пособия.
Следует отметить, что для студента-заочника особенно важно научиться работать с книгой. В процессе углубленной работы над текстом студенту следует приучиться к ведению записей. Без записей не происходит достаточной внутренней переработки, не приобретается навык в оценке прочитанного. Записи - это фиксации понимания в ходе сложной работы по анализу и усвоению текста. Основой всей технологической процедуры самостоятельной работы студента-заочника является рефлексия. В данном контексте рефлексия означает обращенность сознания студента на самого себя. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственные знания.
Основной целью обучения студентов иностранному языку в неязыковом ВУЗе является достижение ими практического владения этим языком, что предполагает при заочном обучении формирование умения самостоятельно читать литературу по специальности с целью извлечения информации из иноязычных источников.
В условиях заочного обучения такие виды речевой деятельности как устная речь и письмо используются на протяжении всего курса как средство обучения.
Перевод (-устный и письменный) на протяжении всего курса обучения используется а) как средство обучения, б) для контроля понимания прочитанного, в) в качестве возможного способа передачи, полученной при чтении информации.
Благодаря учебно-методической литературе студенты-заочники могут самостоятельно изучать иностранные языки, приобретать навыки образования речи и поднимать себе настроение. Методические пособия специально составлены так, чтобы студент-заочник мог быстро выучить язык, так как в современном мире почти все они работают и имеют семью. Они хотят знать иностранный язык, но не могут. Именно поэтому учебно-методическая литература, составленная преподавателем, играет важную роль в жизни людей. Существующее на сегодняшний день разнообразие форм и способов изучения иностранных языков затрагивает в первую очередь методологию учебного процесса, его структурную организацию. В меньшей степени остаются разработанными вопросы, учитывающие индивидуальные особенности личности, ее уникальность и неповторимость. Появилась необходимость в создании учебно-методического комплекса. УМК представляет собой систему дидактических средств обучения, целью которой является обеспечение качества методического оснащения учебно-воспитательного процесса.
Структура учебно-методического
комплекса:
1. Титульный лист (наименование образовательного
учреждения, заглавие, тема, специальность, дисциплина, количество часов, ФИО
преподавателя).
2. Содержание УМК темы.
2.1 Технологическая карта занятия.
2.2 Требования из рабочей программы к представлениям, знаниям, умениям по теме.
2.3 Тезисы лекций или методические разработки для преподавателя.
2.4 Методические разработки для студентов.
2.5 Методическое пособие для самоподготовки студентов.
2.6 Дидактический, иллюстрированный и раздаточный материал по теме.
2.7 Средства контроля знаний (тестовые задания, ситуационные задачи).
2.8 Глоссарий по теме.
2.9 Литература для подготовки.
2.10 Вопросы для самоподготовки по теме.
Литература для студентов-заочников должна быть составлена особым образом, так как контакт с преподавателем намного меньше, чем при очной форме обучения. Литература, издаваемая для заочной формы обучения, должна быть специфической и во многом заменять преподавателя. Необходимо отметить, что ряд Российских ВУЗов ведут работу по подготовке и выпуску специально предназначенной литературы для заочной формы обучения.
Таким образом, осуществление
образовательного процесса в рамках заочной формы обучения требует особого отношения к учебнометодическому обеспечению, которое применяется в ограниченных временных рамках и при минимальном контакте с преподавателем. Поэтому одной из задач использования учебнометодического обеспечения в данном контексте является применение субъектно-развивающих в профессионально-ориентированных заданий в учебном процессе, а также в ходе учебных практик. Кроме этого, необходим индивидуальный подбор специальных развивающих упражнений и научнометодическое оснащение учебного процесса с целью изменения мотивации студента, позволяющего переходить из состояния «внешней» позиции образования по отношению к личности студента в последующую самостоятельную учебную и профессиональную активность. Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения приемами работы с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому самообразованию. При изучении иностранного языка систематическое
самообразование необходимо. В противном случае, иностранный язык просто забывается. Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремлении к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с заочниками велика роль организации совместной продуктивной деятельности
преподавателя и студентов. Преподаватель создает обучающую среду, предлагает гибкие и вариативные программы, практические задания, осуществляет, контроль за работой студентов по методическим пособиям. Методические пособия для самостоятельной учебной деятельности составлены таким образом, чтобы студент-заочник мог быстро выучить, а самое главное усвоить иностранный язык. Именно поэтому учебно-методическая литература, составленная преподавателями, играет важную роль в жизни людей. Фактически это маленький шаг на пути к большой задаче -формированию конкурентно-способной личности. Литература
1. Шагеева Ф.Т./Технологии дополнительного
профессионального образования будущих
инженеров/Ф.Т. Шагеева // Вестник Казан. технол. ун-та - 2008.-№5.-С.258-266.
2. .Амирова Г.Г., Зернова И.Р. /Эффективность
реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов технологических вузов//Вестник Казан.технол.ун-та-2011.-№22.-Т.14.-С.386-389.
3. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И., Соловарова Ю.Н./Дистанционные технологии в контексте компетентного подхода в организации образовательного процесса в исследовательских университетах//Вестник Казан. Технол. ун-та-2010.-№10.-С.800-806.
4. Рубаник А./ Самостоятельная работа
студентов/А.Рубаник, Г.Большакова,
Н.Тельных//Высшее образование в России.-2005.-№6.-С.120-124.
5. Швалова Г.В. Самостоятельная работа студентов
неязыковых специальностей Томского
политехнического университета / Г.В. Швалова, Т.Орлова // Иностранные языки и инновационные технологии в образовательном пространстве технического вуза: сб.научных статей по проблемам высшей школы; под ред. Л. И. Щербаковой. Новочеркасск: Южно-Росиийской гос.тех ун-т (НПИ), 2009. С. 135-138.
© И. Р. Зернова - ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected].