Научная статья на тему 'Организация учебно-методической работы'

Организация учебно-методической работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-методической работы»

заинтересованной в разнообразии образовательных «маршрутов» (образовательных «траекторий»).

В институте разработаны и реализуются в педагогическом отношении образовательные маршруты, приведенные в таблице. Особенностью образовательных маршрутов №№ 1 и 3 на базе среднего (полного) общего образования является то, что они предусматривают сначала ускоренную профессиональную подготовку по рабочим специальностям (0,5 - 1 год в зависимости от сложности профессии) и только после этого - базовую ступень соответствующего уровня профессионального образования. Это сделано с той целью, чтобы выпускники общеобразовательных школ или профессиональных училищ прошлых лет, имеющие хотя бы одну из предусмотренных Перечнем рабочих специальностей, смогли продолжить обучение со второго этапа для получения базовой подготовки по профессиям начального профессионального или специальностям среднего профессионального образования.

Элемент образовательного маршрута №2 предусматривает получение среднего профессионального образования на базе на-

чального профессионального образования того же профиля в сокращенные сроки.

Элемент образовательного маршрута № 4 предусматривает получение высшего профессионально-педагогического образования на базе начального профессионального образования.

Элемент образовательного маршрута № 5 предусматривает получение высшего профессионально-педагогического образования на базе среднего профессионального образования в сокращенные сроки.

Элемент образовательного маршрута № 6 предусматривает получение послевузовского образования на базе высшего профессионально-педагогического образования.

В заключение хотелось бы добавить следующее. Проблема кадрового обеспечения системы начального и среднего профессионального обучения дает основание для разработки и принятия на федеральном уровне государственной программы, которая должна определить правовые, социальноэкономические, организационно-управленческие меры по качественному обновлению корпуса профессионально-педагогических работников в системе НПО и СПО.

Е. БУРЦЕВА, проректор по учебной работе

В основу формирования единого образовательного пространства института положена разработка учебно-методической системы. Институт реализует программы четырех уровней - начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Кроме того, в составе институтского комплекса в качестве самостоятельных структурных подразделений функционируют многоуровневые колледжи, лицеи, профессиональные училища, об-

Организация учебнометодической работы

щеобразовательные школы; создана система периферийной профориентационной довузовской подготовки в виде лицейских классов.

Интеграция и взаимодействие учебных заведений позволяют создать систему непрерывного профессионального образования, которая обеспечивает преемственность образовательных программ, повышение качества подготовки специалистов в регионе.

Основными подразделениями, входя-

щими в образовательную структуру института, являются кафедры и факультеты.

В структуре института 20 кафедр, из них 16 - выпускающих, 7 факультетов, где функционируют методические комиссии, работающие под руководством Учебно-методического совета института.

Институт имеет два филиала - Георгиевский филиал НГГТИ, реализующий программы высшего профессионального образования, и Кочубеевский многоуровневый колледж - филиал НГГТИ, осуществляющий подготовку по программам начального и среднего профессионального образования.

За последние три года в НГГТИ произошли изменения в структуре подготовки специалистов, и перечень специальностей и направлений выглядит следующим образом:

021100 «Юриспруденция»;

030500.04 «Профессиональное обучение» (дизайн);

030500.08 «Профессиональное обучение» (машиностроение и технологическое оборудование);

030500.12 «Профессиональное обучение» (производство продовольственных продуктов и общественное питание);

030500.13 «Профессиональное обучение» (производство товаров широкого потребления);

030500.14 «Профессиональное обучение» (строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии);

030500.15 «Профессиональное обучение» (автомобили и автомобильное хозяйство);

030500.19 «Профессиональное обучение» (электроэнергетика, электротехника и электротехнологии);

030900 «Дошкольная педагогика и психология»;

031200 «Педагогика и методика начального образования»;

031300 «Социальная педагогика»;

032600 «История»;

032700 «Юриспруденция»;

032900 «Русский язык и литература»;

033100 «Физическая культура»;

033300 «Безопасность жизнедеятельности»;

060400 «Финансы и кредит»;

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

060800 «Экономика и управление на предприятии» (в пищевой промышленности);

061100 «Менеджмент организаций»;

230500 «Социально-культурный сервис и туризм»;

351200 «Налоги и налогообложение»;

351400 «Прикладная информатика» (в экономике);

653300 «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования»;

150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство»;

656100 «Технология и конструирование изделий легкой промышленности»;

280900 «Конструирование швейных изделий»;

651400 «Машиностроительные технологии и оборудование»;

120500 «Оборудование и технология сварочного производства».

С 2000 года расширился перечень специализаций (профилей) подготовки по основной специальности института - 030500 «Профессиональное обучение» (по отраслям). Открыта подготовка по новым специализациям: «Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта», «Промышленное, гражданское и сельскохозяйственное строительство», «Электроэнергетика», «Дизайн интерьера», «Технология и конструирование изделий легкой промышленности», «Технология пищевой промышленности и общественного питания».

Открытие новых специальностей (специализаций) и направлений подготовки связано с изменяющимися потребностями общества и увеличением спроса на специалистов, в том числе и в гуманитарной области.

Институт осуществляет подготовку специалистов как по очной, так и по заочной формам обучения с полным и сокращенным

сроком. Прием студентов с сокращенным сроком установлен для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по однопрофильной (родственной) специальности.

В 1999 г. институт впервые сверх плана приема произвел набор с полным возмещением затрат на обучение по заочной форме. Число принятых на платной основе составило 82 человека. Количество студентов, обучающихся на платной основе, росло с каждым годом и достигло на 1 января 2003 г. 712 человек по очной и 1567 человек по заочной форме. В настоящее время обучение на платной основе ведется среди студентов всех факультетов, кроме исторического. Однако их доля от общего числа обучающихся неодинакова: наибольший процент приходится на «популярные» специальности. В этом ряду находится и специальность 030500 «Профессиональное обучение» (по отраслям), где на условиях полного возмещения затрат обучаются 987 студентов очной и заочной форм.

Учебные занятия для всех студентов очной и большей части заочной форм обучения проводятся на учебно-материальной базе института.

С 2001 г. осуществляется целевая подготовка специалистов для учебных заведений Ставропольского края в рамках реализации соглашения между министерством образования Ставропольского края и институтом. Только в 2002 году на очную форму обучения принято 66 студентов по направлениям на специальности педагогического и про-фессионально-пе-дагогического направлений.

Начиная с 2000 года министерство образования Ставропольского края выделяет бюджетные места для поступления в институт для подготовки по заочной форме преподавателей и мастеров производственного обучения системы начального профессионального образования. В 2000 году на бюджетные места было зачислено 239 преподавателей и мастеров производственного обучения, в 2001 году - 160 человек, а в 2002 году в институт поступило на заочную форму обучения на бюджетной основе 135 человек. НГГТИ поддерживает выделение бюджетных мест для подготовки специалистов по заочной форме, поскольку на эти места претендуют лица, уже работающие в системе образования; как правило, это мастера производственного обучения и преподаватели начального профессионального образования.

В 2003 году институт осуществил первый выпуск специалистов очной и заочной форм обучения в количестве 251 чел., из них 23 получили дипломы с отличием.

Студенты в ходе обучения получают фундаментальные знания в области естественных, технических, социальных, экономических и юридических наук в сочетании с

глубокой психолого-педагогической, инженерной и производственной подготовкой.

Следует отметить, что знания, полученные в институте, важны не только для педагогической деятельности и педагогической компетентности. Умение налаживать коммуникацию, находить контакты с людьми, правильно определять их психологические характеристики позволяет нашим выпускникам работать в различных сферах и чувствовать себя комфортно в любом коллективе.

Профессиональное поле, в котором могут работать выпускники нашего института, огромно: от учебных заведений начального профессионального образования до вузов, от небольших коммерческих предприятий до гигантских промышленных корпораций, от НИИ до органов государственного управления.

Выпускники НГГТИ - это специалисты, обладающие редким сочетанием профессиональных качеств, что наиболее соответствует современным условиям.

Учебно-методическое обеспечение - важный аспект надлежащей организации учебного процесса. В условиях расширения образовательной деятельности института было принято решение о введении вузовского стандарта на учебно-методическое обеспечение и создание на каждой кафедре учебно-методических комплексов по каждой дисциплине (УМКД). В состав УМКД входят:

■ рабочая программа учебной дисциплины,

■ учебник или учебное пособие, соответствующее рабочей программе дисциплины,

■ курс или конспект лекций,

■ методические указания (описания) по выполнению всех лабораторных работ или планы семинарских занятий, предусмотренных рабочей программой,

■ методические указания по выполнению предусмотренных учебными планами курсовых работ и проектов с перечнем заданий (тем),

■ перечень заданий и методические указания по выполнению предусмотренных

учебными планами контрольных работ для студентов-заочников,

■ домашние семестровые задания (расчетно-графические работы, темы рефератов и др.), предусмотренные рабочей программой для студентов очной формы,

■ комплекты экзаменационных билетов,

■ рабочие программы практик,

■ дополнительные учебно-методические и информационные материалы, по решению кафедр и усмотрению преподавателей реализующие изучение соответствующих дисциплин (списки экзаменационных вопросов, тестовых заданий для оценки остаточных знаний, программы государственного экзамена по дисциплине и экзаменационные билеты, компьютерные гипертекстовые документы и обучающие/контролирующие компьютерные программы, комплекты слайдов и компьютерных презентаций и т. п.).

Большое внимание уделяется правильному оформлению учебно-методических изданий и учебной литературы к печати, составлению рабочей программы дисциплины. Методическими указаниями по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с министерским стандартом, в частности, регламентируются:

■ требования к оформлению и структурированию содержания программы;

■ характеристика введения, отражение видов и объемов учебной работы, график изучения дисциплины;

■ тематический план изучения дисциплины по очной форме;

■ содержание тем (разделов) дисциплины;

■ характеристика лабораторного практикума;

■ учебно-методическое обеспечение дисциплины и правила оформления списка учебной литературы;

■ материально-техническое обеспечение изучения дисциплины.

Рабочие программы обсуждаются на кафедрах с точки зрения соответствия содержания целям изучения дисциплины и

его «современности», получают рекомендацию к печати в методических комиссиях факультетов и утверждаются проректором по учебной работе.

Ежегодно в институте составляется и утверждается тематический план выпуска научной и учебной литературы, в обязательном порядке предусматривающий издание минимального комплекта учебно-методической литературы, определяемого стандартом УМКД. Контроль выполнения плана изданий осуществляется ежемесячно. Этой же цели служит регулярно проводимая в первые дни сентября проверка готовности кафедр к началу учебного года.

Перечень выпущенных преподавателями НГГТИ в 2003 году монографий, учебников и учебных пособий (с учетом методических рекомендаций, тестовых и практических заданий) составляет 755 наименований, рабочих учебных программ - 1400, среди них учебные пособия:

■ А.Н. Якушев, Т.А. Якушева -«Структурный конспект лекций по уголовному праву»;

■ Л.М. Гюльвердиева - «Использование краеведческого материала на уроках русского языка в школе»;

■ Г.Н. Верещагина, И.Н. Минайло -«История русской философии»;

■ Е.Н. Варуха, В.А. Ленивкин - «Автоматизация сварочных процессов»;

■ Е.Т. Бурцева - «Инновационные процессы в профессиональном образовании»;

■ Е.Т. Бурцева - «Организация учебного процесса»;

■ Л.А. Петручак - «История возникновения и развития системы доказательств в уголовном судопроизводстве России (IX - пер. пол. XIX вв.)»;

■ Н.М. Бружукова - «Педагогика»;

■ А.Н. Якушев, А.А. Казначеев - «История присуждения ученых степеней: развитие понятийного аппарата»;

■ В.П. Моисеенко, В.И. Эйдельнант -«Сварочно-технологические свойства цветных металлов и сплавов (в 2-х частях)»;

■ Л.М. Гюльвердиева - «Интеграция искусств в процессе изучения русского языка в школе».

Библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание всех категорий читателей осуществляют два читальных зала и два абонемента, информационно-библиографический отдел. Кроме того, читатели используют специализированные фонды литературы методических кабинетов и библиотечных пунктов при кафедрах. Создаются электронные каталоги книг, поступающих в библиотеку, учебно-методических пособий, диссертаций и авторефератов диссертаций, научных статей.

Факультеты НГГТИ на основе анализа состояния книгообеспеченности дисциплин составляют тематические планы комплектования, согласно которым затем по утвержденной форме оформляется заказ на литературу. После передачи заказов в книготорговую организацию литература поступает в библиотеку в течение недели.

Общий фонд учебной и учебно-методической литературы составляет 112354 экземпляра.

Для обслуживания внешних коммуникаций и администрирования локальной сети института создан отдел компьютерных информационных ресурсов.

Компьютерный парк института составляет 176 мультимедийных компьютеров на базе процессора 1^е1 Репйцш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В институте осуществляется поэтапное внедрение цифровых информационных технологий, которые позволят создать виртуальное информационное поле с доступом к необходимой учебно-методической документации по направлениям образовательного процесса, что позволит:

■ выработать основные стратегии открытого образования;

■ скоординировать научную и учебнометодическую деятельность и использовать информационные технологии в сфере дистанционного обучения на всех уровнях получения образования;

■ разработать организационно-экономические и информационно-телекоммуни-кативные модели функционирования образовательных учреждений всех уровней в сфере непрерывного профессионального образования;

■ повышать квалификацию кадров в области организации дистанционного обучения и использования информационных технологий в образовании, а также по отдельным учебным программам.

Такой подход способен предоставить разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился.

Планирование и организация учебной деятельности студентов и учебно-методической деятельности педагогов - процессы многостадийные и многоуровневые. Много-

уровневость предстает как распределение функций планирования и организации между кафедрой, факультетом, вузом (учебнометодическим управлением), учебно-методическим объединением и министерством образования. Многостадийность проявляется в специфике действий и документов, характерных для содержательно-временной и пространственно-временной сторон организации учебного процесса.

Планирование учебной работы на предстоящий учебный год начинается в апреле-мае текущего года подготовкой и изданием приказа «Об организации учебного процесса на [предстоящий] учебный год». Он включает информацию о плане приема на первый курс по всем специальностям, специализациям, формам и основам обучения, академическим группам и лекционным потокам, планируемом количестве выпускников и необходимом количестве государственных экзаменационных комиссий, а также перечень обязательных мероприятий по планированию, которые должны выполнить кафедры, деканаты и учебно-методическое управление института.

Разработка и главным образом оформление учебных планов регламентируется специальной компьютерной программой, задающей унифицированную форму всех элементов плана, а также исключающей произвольное соотношение числа часов лекций и лабораторного практикума по дисциплине в условиях двухциклового расписания учебных занятий в институте.

По итогам расчета общих объемов учебной работы в июне месяце утверждается количественный и должностной состав ППС и УВП кафедр на предстоящий учебный год.

Результаты расчетов дифференцированы по разным видам учебной работы, формам обучения (очная, заочная), семестрам (осенний, весенний), источникам финансирования (бюджетная, внебюджетная), передаются на кафедры для распределения по конкретным преподавателям.

В самом начале учебного года на кафедральном уровне проводится составление

индивидуальных планов преподавателей с последующим их утверждением.

Дважды - за полугодие и в конце учебного года - кафедры представляют в учебно-методическое управление отчет о фактическом выполнении учебной работы.

На уровне факультета разрабатываются сводные графики выполнения отдельных видов учебной деятельности для комплекса дисциплин, изучаемых в семестре, и соответствующие рабочие планы, на основе которых составляется расписание. Кроме указанных документов, в деканатах создаются графики обязательных контрольных мероприятий для студентов очной формы обучения, которые тиражируются и выдаются каждому студенту.

Параллельно с указанными графиками и рабочими планами, характерной особенностью которых является установление понедельной последовательности различных видов учебной деятельности — лекций, практических занятий, семинаров, лабораторных работ, учебно-методическим управлением составляется сводный, укрупненный график на весь учебный год. В сводном графике отражается последовательность периодов теоретического и практического обучения, зачетно-экзаменационных сессий и каникул для студентов всех специальностей и специализаций. Утверждение и тиражирование сводного графика учебного процесса проводится одновременно с изданием приказа «Об организации учебного процесса на [предстоящий] учебный год» в мае.

В институте сложилась определенная система организации самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Традиционными её формами являются домашние контрольные и/или расчетно-графические работы для студентов очной и в обязательном порядке заочной форм обучения, рефераты, курсовые проекты (работы), а также выпускная квалификационная работа.

На каждый семестр составляется график обязательных контрольных мероприятий, который позволяет спланировать самостоятельную работу студентов и осуществить

промежуточный контроль усвоения студентами учебного материала. В график включены сроки контрольных работ, собеседований, промежуточных зачетов, сроки защиты курсовых работ, сроки аттестации и т.д.

Вопросы организации самостоятельной работы студентов находится в сфере постоянного внимания кафедр и деканата. Они регулярно рассматриваются на заседаниях кафедр и советов факультетов, учебно-методического совета института.

Для активизации самостоятельной работы студентов в подразделениях института организуются методические кабинеты, компьютерные классы, консультации студентов в случае возникновения у них каких-либо вопросов или затруднений. Кроме семинарских и практических занятий, широко применяются такие формы, как тесты, составление кроссвордов, тренинги и другие.

В целях оптимизации самостоятельной работы при прохождении студентами различного рода практик в обязательном порядке проводятся установочные конференции. Эффективность такой работы подтверждается высоким уровнем качества отчетов, которые оформляются студентами после практики.

Анализ курсовых и контрольных работ за последний год позволяет говорить о соответствии содержания заданий для самостоятельной работы студентов и ее результатов требованиям ГОС и программам дисциплин, по которым они выполняются.

Учебный процесс в НГГТИ строится, в целом, с использованием традиционных методов и средств обучения. Вместе с тем в практику широко внедряются инновационные формы и методы организации учебной деятельности. К числу таких инновационных средств обучения относится, прежде всего, компьютерная техника. Всячески инициируется создание собственных обучающих и контролирующих программнопедагогических средств и использование внешних пакетов прикладных программ.

Осуществляется переход на гибкие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые учитывают творческий характер профессиональной деятельности. Одновременно они создают возможность для успешной работы института: блочное построение расписания и объединение однородных учебных дисциплин, выделение предмета пролонгированного и локального характера, систематическое углубленное изучение дисциплин, временное единство лекций, семинарских и самостоятельных занятий.

На основе личностных характеристик студентов уже к концу первого года обучения в институте разрабатываются индивидуальные творческие программы их подготовки, в которых выделяются такие блоки, как мировоззренческий, профессиональноличностный, образовательный. Процесс обучения приобретает личностное значение для студента, становится для него мотивированным. Он продолжается на всех видах практики, которая приобретает индивидуально-творческий характер и способствует развитию требуемых качеств.

Формирование инновационного стиля мышления студента становится возможным при использовании индивидуального плана профессиональной подготовки, который предполагает движение его от цели к результату через содержание дисциплин, систему практических заданий.

Конструирование учебной ситуации включает использование трех типов базовых технологий:

1) представления элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач (технология задачного подхода);

2) усвоения содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуника-тивной среды, обеспечивающей субъектносмысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога);

3) имитацию социально-ролевых и пространственно-временных условий, обес-

печивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания (технология имитационных игр).

Итак, триада «задача - диалог - игра» образует базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения, создающий ценностно-смысловое содержание общения как органической составной части целостного учебного процесса.

Любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой студента. Имеются в виду задачи трех типов:

1) предметные, включающие фактический материал изучаемой темы с косвенным указанием на его связь с гумманитарно-цен-ностной сферой;

2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения студентов к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельно-коммуникативную;

3) личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала. Проведенный нами анализ практики личностно-ориентированного подхода к студенту имел значение применительно к задачам нашей работы по формированию социально-значимых качеств личности.

Таким образом, в институте создаются условия для выбора студентами своего уровня обучения, в практике реализации которого имеет место и обучение по индивидуальным планам.

Обучение по индивидуальному плану носит комплексный характер - с привлечением для этой цели всех форм научно-исследовательской работы. Оно объединяет реферативную работу, использование учебников, монографий и периодической специальной литературы, патентный поиск, планирование эксперимента, его организацию и проведение, обработку и анализ экспери-

ментальных данных, прохождение учебных и производственных практик по специальному заданию.

Обучение студентов по индивидуальным планам предполагает сочетание учебного процесса и научно-исследовательской работы в научных лабораториях института, ведущих НИИ и промышленных предприятий. Это дает возможность в значительной степени преодолеть существующий разрыв между содержанием учебного процесса и уровнем развития науки и техники.

Другим направлением внедрения инноваций в учебный процесс является использование элементов проблемного обучения, интегральных технологий и других.

Широко применяются такие методы интерактивного обучения, как тренинги с использованием аудио- и видеоаппаратуры, «круглые столы», деловые игры, имитационные игры и мастер-классы. Характерна разработка собственных проектов.

Участие студентов института в научнотехническом творчестве обеспечивается разными формами организации научно-исследовательской деятельности. Студенты занимаются в научных кружках и научных творческих коллективах преподавателей, участвуют в научно-практических конференциях, тематических олимпиадах и конкурсах, семинарах, дискуссиях и брейн-рингах, в выставках научно-технического творчества, художественных и многих других.

Начальной формой организации студенческой исследовательской работы является научный кружок. На историческом факультете института создано Студенческое научное общество. В повестке дня создание СНО в масштабе института.

Целям оценки значимости результатов

выполненных исследований, а также непрерывного научного поиска и обмена информацией служит сложившаяся в институте система проведения студенческих конкурсов и конференций на лучшую научную, курсовую и/или выпускную (дипломную) работу. Конкурсы начинаются на выпускающих кафедрах под руководством ответственных по НИРС. Лучшие работы награждаются дипломами конкурсных комиссий факультетов.

Затем выделенные работы представляются на внутривузовский тур открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Все участники внутри-вузовского тура награждаются дипломами участников и победителей по представлению оргкомитета. Разработаны критерии оценки по различным номинациям внутри-вузовского тура конкурса.

Для реализации непрерывного научного поиска и обмена информацией организуются студенческие научные конференции, которые проводятся с разной периодичностью как на базе НГГТИ, так и других вузов. Подобные конференции имеют уровень вузовских, городских и региональных.

Важным элементом учебного процесса является подготовка будущего специалиста в форме производственной практики.

Задачи организации и проведения практик решаются в институте совместно с выпускающими кафедрами и деканатами факультетов. Как правило,институт старается организовать практику студентов на договорной основе с принимающими организациями. На сегодняшний день потребность в договорных местах педагогической практики в целом по вузу обеспечена полностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.