Научная статья на тему 'Совершенствование методического обеспечения подготовки специалистов по заочной форме средствами дистанционных образовательных технологий'

Совершенствование методического обеспечения подготовки специалистов по заочной форме средствами дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / CORRESPONDENCE COURSE / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / UCHEBNO-METHODICAL MAINTENANCE / THE ELECTRONIC TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дацков С. В.

Рассматриваются перспективы развития дистанционных образовательных технологий. Автор оценивает возможные пути повышения качества подготовки специалистов по заочной форме. Основной вопрос совершенствование методического обеспечения. Обобщая опыт зарубежных образовательных учреждений и организацию традиционного заочного обучения в России, автор определяет место дистанционных образовательных технологий в российской образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article considers prospects of development of remote educational technologies. The author estimates possible ways of improvement of quality of preparation experts in the correspondence form. The basic question perfection of methodical maintenance. Generalising experience of foreign educational institutions and the organisation of traditional correspondence course in Russia, the author defines a place of remote educational technologies in the Russian educational system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методического обеспечения подготовки специалистов по заочной форме средствами дистанционных образовательных технологий»

С. В. Дацков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ СРЕДСТВАМИ

ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: заочное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, учебно-методическое обеспечение, электронный учебник, correspondence course, remote educational technologies, information technologies, uchebno-methodical maintenance, the electronic textbook.

Рассматриваются перспективы развития дистанционных образовательных технологий. Автор оценивает возможные пути повышения качества подготовки специалистов по заочной форме. Основной вопрос -совершенствование методического обеспечения. Обобщая опыт зарубежных образовательных учреждений и организацию традиционного заочного обучения в России, автор определяет место дистанционных образовательных технологий в российской образовательной системе. Given article considers prospects of development of remote educational technologies. The author estimates possible ways of improvement of quality of preparation experts in the correspondence form. The basic question - perfection of methodical maintenance. Generalising experience of foreign educational institutions and the organisation of traditional correspondence course in Russia, the author defines a place of remote educational technologies in the Russian educational system.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Одними из главных принципов этого документа являются модернизации системы профессионального образования — выход на новый качественный уровень, обеспечение гибкости процесса обучения и академической мобильности учащихся, достигаемой посредством их эффективного обучения, мотивируемого постоянной гарантией качества.

На современном этапе качество подготовки определяется гибкостью в приобретении разносторонних знаний, умение мобильно ими пользоваться. Эта задача эффективно решается заочной формой обучения, являющейся важным звеном учебного заведения в структуре подготовки специалиста. Но, учитывая организационную сторону учебного процесса по заочной форме, необходимо постоянно повышать качество учебнометодического обеспечения [1].

В Казанском государственном технологическом университете функционирование системы заочного обучения осуществляется по следующим направлениям:

- совершенствование содержания образования, качества подготовки специалистов, развития их профессиональной компетентности и мобильности;

- разработка комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса заочной формы обучения;

- внедрение дистанционных образовательных технологий и интерактивных методов обучения;

- реализация возможностей высшего профессионального образования для обучения различных категорий населения.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса - это совокупность учебных планов, рабочих программ, учебников, методических пособий, указаний, рекомендаций, заданий и других видов разработок, с помощью которых обеспечивается реализация государственных стандартов образования, предоставления качественных образовательных услуг.

Ослабление учебно-методической работы в начале 90-х годов, привело к заметному отставанию методического обеспечения учебного процесса от требований времени и еще более ускорило необходимость ее перестройки. На сегодняшний день КГТУ накопил значительный опыт совершенствования учебно-методической работы и создания учебнометодической документации. В вузе усилилась роль учебно-методической работы, получили распространение планы и программы непрерывной подготовки специалистов по заочной форме. Повысился уровень методических указаний и других учебно-методических материалов, совершенствуются учебно-методические комплексы.

В нашем университете учебно-методический комплекс по каждой дисциплине содержит типовую учебную программу и обеспечивающую ее реализацию методическую документацию: рабочую учебную программу дисциплины, методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий, графика самостоятельной учебной работы студентов по дисциплине и другие.

Вместе с тем достигнутый уровень методического обеспечения еще не в полной мере отвечает современным задачам учебно-воспитательного процесса, своевременного обновления его содержания, формирования у студентов-заочников прочной системы знаний, умений и навыков, развития творческих способностей будущих специалистов.

Переход КГТУ на многоступенчатую структуру высшего профессионального образования, открытие подготовки специалистов по новым специальностям и специализациям, широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, активных методов обучения привело к необходимости обновления, перестройки всего методического обеспечения учебного процесса. С учетом возросшей роли вычислительной техники в учебно-методической работе необходимо значительно шире рассматривать вопросы, связанные с формированием и развитием у будущих специалистов практических навыков активного использования ЭВМ и информационных технологий [2].

Основной задачей методической работы в Казанском государственном технологическом университете стало обновление учебного материала и приведение его в соответствие с требованиями времени, рациональное распределение его по ступеням подготовки. При этом проблема заключалась не только в наличии и доступности учебнометодических материалов для студентов-заочников, но и в разработке электронных учебно-методических единиц.

Электронный учебник является ключевой единицей всего методического обеспечения при подготовке специалистов по заочной форме с элементами дистанционных технологий [3].

На наш взгляд это программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс и объединяющий в себе свойства обычного пособия и мультимедийных средств представления информации.

Такая методическая единица - это дополнение к традиционным печатным пособиям, и не заменяет работу заочника с книгами и конспектами. Главное свойство электронного учебника - его доступность, что особенно важно для студентов заочной формы. Он позволяет в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:

- представление процессов в динамике, наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения;

- компьютерное моделирование процессов и объектов;

- организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);

- быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

- оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и

тестов.

Необходимо помнить, что подготовка специалистов по заочной форме, особенно на старших курсах, предусматривают более быстрое обновление учебного материала, постоянную работу студентов с первоисточниками. Электронные учебные и методические пособия для данной категории обучающихся должны характеризоваться рядом особенностей. Они должны быть не столько источником учебной информации, сколько своеобразным путеводителем по первоисточникам, методическим пособием по технике самостоятельной работы с ними.

Ясно, что эти курсы станут особенно эффективны и привлекательны для студентов заочного отделения, если будут базироваться на специфическом материале для соответствующей отрасли, квалификации.

Подавляющее большинство преподавателей, понимают необходимость и желают использовать в учебном процессе компьютерную технику, компьютерные обучающие технологии. Но данное нововведение требует серьезной методической работы, подбора и подготовки соответствующих преподавательских кадров.

В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения основной задачи - методического обеспечения при использовании дистанционных образовательных - требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. К сожалению, в рамках данной статьи невозможно осветить все направления учебно-методической работы КГТУ, сформулировать все проблемы методического обеспечения подготовки специалистов по заочной форме, но совершенно ясно, что эти вопросы требуют скорейшего разрешения. Радует то, что наш вуз готов совершенствовать методическое обеспечение, решать вопросы качества и содержания образования.

Литература

1. Морев, И.А. Образовательные информационные технологии. В 3 ч. Ч. 1. Обучение: Учеб. пособие. / И.А. Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 162 с.

2. Савельев, А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А.Я. Савельев, Л.Г. Семушина, В.С. Кагерманьян. - М., 2005. - 72 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

© С. В. Дацков - асс. каф. автоматизированных систем сбора и обработки информации КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.