Петербург, 1-3 февраля 2012г.: сборник научных трудов / С.-Петерб. гос. горный ун-т; [редкол.: Д.А. Щукина (пред.) и др.] - Санкт-Петербург, 2012. - С. 248-251.
4. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока [Текст]: Кн. для учителя / Ю.Б. Зотов, под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва: Просвещение, 1984. - 144 с.
5. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова; Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования. - Волгоград: Учитель, 2013. - 99 с.
6. Лернер, И. Я. Учебный предмет, тема, урок [Текст] / И.Я. Лернер. - Москва: Знание, 1988. - 80 с.
7. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя [Текст]: Книга для учителя / Ю.Л. Львова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1992. - 224 с.
8. Махмутов, М.И. Современный урок [Текст] / М.И. Махмутов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Педагогика, 1985. - 184 с. - С. 44.
9. Миронов, A.B. Как построить урок в соответствии с ФГОС [Текст] / A.B. Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013. - 174 с.
10. Онищук, В. А. Урок в современной школе [Текст]. Пособие для учителей / В.А. Онищук. - Москва: Просвещение, 1981. - 192 с.
11. Панов, Б.Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст]: Пособие для учителя / Б.Т. Панов. -Москва: Просвещение, 1986. - 208 с.
12. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО [Текст]: методическое пособие / авт.-сост: С.В.Фаттахова. - Казань: ПРО РТ, 2015. - 89 с.
13. Садкина, В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок [Текст] / В.И. Садкина. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 87 с.
14. Серёгина, О.С. Знакомый незнакомец (особенности подготовки конспекта урока) [Текст]: учебное пособие / О.С. Серёгина. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. - 67 с. - С. 31.
15. Христолюбова, Т.А. Уроки русского языка: типы, структура, планирование [Текст]: учебное пособие / Т.А. Христолюбова. - Йошкар-Ола, 2010. - 2-е изд., перераб. - 168 с.
16. Чернобай, Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст]: путеводитель для учителя / Е.В. Чернобай. - Москва: УЦ «Перспектива», 2015. - 128 с. - С. 42.
Педагогика
УДК 378.091.322-057.835: 33
аспирант Смирнова Оксана Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта), ассистент
Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В статье рассмотрены принципы, способствующие эффективной организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с точки зрения развития их компетенций, способностей самообучения и самообразования. Также приведены виды самостоятельной работы обучающихся, способствующие развитию профессиональных компетенций.
Ключевые слова: самостоятельная работа, принцип, способность, индивидуальные особенности, компетенции, обучающиеся, дисциплина, образовательная организация высшего образования.
Annotation. In the article the principles promoting effective organization of independent work of students of economic specialties from the point of view of development of their competences, abilities of self-education and self-education are considered. Also given are the types of independent work of students, contributing to the development of professional competencies.
Keywords: independent work, principle, ability, individual characteristics, competences, students, discipline, educational organization of higher education.
Введение. Объем обязательной аудиторной нагрузки обучающихся в ведущих западных университетах за последние годы значительно сокращен с целью освобождения времени для самостоятельной работы [3], те же тенденции наблюдаются и в Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают увеличение доли часов самостоятельной работы обучающихся, что требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, пересмотра принципов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.
Формулировка цели статьи. Рассмотрим принципы, способствующие эффективной организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с точки зрения развития их компетенций, способностей самообучения и самообразования. Также проведем отбор видов самостоятельной работы обучающихся, способствующих развитию их компетенций.
Изложение основного материала статьи. Исследованием содержания профессиональной подготовки специалистов экономического профиля занимались многие педагоги, но мы ставим перед собой задачу определиться с организацией самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с помощью программных продуктов в рамках реализации ФГОС ВО 3++ [7].
Качество подготовки специалиста экономического профиля предполагает наличие профессиональных компетенций, способность адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям информационного
общества, способностью применять знания на практике, при выполнении производственных задач. Все это требует нового подхода к формированию способностей, отвечающих за выполнение информационной деятельности выпускников экономического профиля. Деятельность экономиста направлена на:
планирование деятельности предприятия, его финансовых и ресурсовых расходов, прибыли; расчет потребности в кадровом потенциале;
стратегическое планирование и процесс принятия решений в бизнесе и государственном управлении;
осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.
Согласно ФГОС 3++, специалист экономического профиля должен получать знания по дисциплинам основной профессиональной образовательной программы, приобретать компетенции и самостоятельно приобретать новые профессиональные знания.
Основная цель организации самостоятельной работы обучающихся - развитие компетенций обучающихся экономических специальностей, в то же время существенной составляющей профессиональной компетентности мы считаем навыки самообучения и самообразования. Принимая во внимание, что компетентностный подход позволяет приблизить учебную деятельность обучающихся к профессиональной деятельности, определимся с первым принципом организации самостоятельной работы обучающихся -принципом профессиональной направленности.
Профессиональная направленность самостоятельной работы обучающихся, во-первых, заключается в ориентировании системы мотивов, интересов, склонностей личности обучающегося на положительное отношение к будущей профессии; во-вторых, в отборе и структурировании содержания образования на основе межпредметных связей общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. Профессиональная направленность должна стать ведущим мотивом учебной деятельности обучающихся, в то же время стоит отметить, что ее уровень зависит как от интереса к профессии, так и от интереса к изучаемым дисциплинам. Самостоятельную работу обучающихся нельзя строить исключительно на самостоятельном изучении литературы, так как она многогранна. Самостоятельная работа базируется на основной профессиональной образовательной программе по специальности, но с учетом интересов и личностных, и профессиональных потребностей обучающихся. Успешность самостоятельной работы обучающихся прямо пропорционально зависит от интереса к дисциплине: чем выше интерес к изучаемому материалу, тем выше уровень мотивации и тем успешней самостоятельная работа.
Принцип профессиональной направленности позволит решить противоречие между теоретическим характером знаний и умений обучающихся и практическим характером содержания профессиональной деятельности, при этом создается основа для построения целостной системы образования и воспитания личности обучающегося, которая в перспективе подготавливает обучающихся к активной профессиональной деятельности. Реализация этого принципа способствует профессиональной мобильности (в том числе и информационной мобильности) и формированию общей профессиональной культуры специалистов экономического профиля.
В статье [5], мы отмечали, что самостоятельная работа обучающихся формирует способности самообучения и самообразования, которые необходимы для формирования компетенций, а в дальнейшем -достижения высокого уровня профессионализма. Самообучением и самообразованием в своей профессиональной деятельности специалист экономического профиля вынужден заниматься на протяжении всей жизни. Рассмотрим специфику, которую экономическая отрасль вносит в самостоятельную работу обучающихся экономических специальностей.
Экономика - динамично развивающаяся отрасль. Конкурентоспособность специалиста экономического профиля - свойство личности, владеющей:
^ профессиональными знаниями; способностью работать в форс-мажорных ситуациях и выполнять поставленные задачи с учетом ограниченного количества времени;
^ способностью управлять персоналом и представлять результат профессиональной деятельности заказчикам;
^ информационной мобильностью;
^ аналитическим и креативным мышлением, коммуникабельностью [4].
Следовательно, наряду с высоким профессионализмом, наиболее важными являются такие качества специалиста экономического профиля как инициативность, предприимчивость, рационализм, активность, способность быстрой реакции на актуальную ситуацию, коммуникабельность, информационная мобильность (способность быстро находить информацию, анализировать ее, прогнозировать результаты профессиональной деятельности). Эти навыки будущий специалист, по нашему мнению, приобретает в процессе самостоятельной работы [6].
Учитывая специфику экономической отрасли, отметим значимые для дальнейшей профессиональной деятельности компетенции специалистов экономического профиля, прописанные в ФГОС 3++ [7], это общие профессиональные компетенции, компетенции аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической, учетной, расчетно-финансовой, банковской и страховой деятельностей. Конкурентоспособным может стать только самостоятельный специалист, владеющий навыками самообучения и самообразования, что предполагает разработку определенной организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей с помощью программных продуктов.
Стоит также отметить, что ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 38.03.01 Экономика в целях реализации компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с самостоятельной работой для формирования компетенций обучающихся [7]. Следовательно, вторым принципом организации самостоятельной работы обучающихся является принцип активности обучающихся. Этот принцип заключается в нацеленности самостоятельной работы на развитие у обучающихся навыков самообучения и самообразования как необходимого условия для успешной учебной, а в дальнейшем профессиональной деятельности специалиста экономического профиля, что в свою очередь требует преобразования учебной деятельности обучающихся с тем, чтобы она имела высокую степень активности и интерактивности.
Активность и интерактивность обучающихся проявляется в усвоении содержания, целей обучения, планировании и организации учебной деятельности, в проверке ее результатов. Стимулирование активности
обучающихся преподаватель осуществляет с помощью мотивации обучения, познавательных интересов, профессиональных склонностей, применения определенных видов самостоятельной работы обучающихся.
Р. 3. Богоудинова, считает, что «побуждение обучающихся к самостоятельному поиску возможно посредством создания проблемного поля как череды проблемных ситуаций», а «создание условий для самостоятельной поисковой мыслительной деятельности возможно посредством интерактивных игровых методов» [1]. В самостоятельной работе обучающихся экономических специальностей мы будем применять определенные виды самостоятельной работы, предполагающих высокую степень активности и интерактивности обучающихся.
Следующий принцип вытекает из личностных и возрастных особенностей обучающихся экономических специальностей - это принцип индивидуализации. Реализация принципа индивидуализации предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий, так как обучающийся «не только объект учебно-воспитательного процесса, но и его активный субъект» [2]. Соглашаясь с мнением О. Ф. Шиховой и О. В. Жуйковой, считаем, что «вовлечение обучающегося в процесс выбора и даже разработки собственной образовательной траектории способствует активизации его самостоятельности, при этом выбор обучающегося должен сопровождаться «консультированием, оказанием ему дополнительной индивидуальной помощи, поддержки с целью получения максимальной «отдачи» от его учебной деятельности» [8].
Следующий принцип, способствующий эффективной организации самостоятельной работы, - это принцип доступности. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать биологический график обучающегося, не перегружая его учебной нагрузкой. Следует помнить, что процесс обучения не рекомендуется искусственно интенсифицировать, так как потенциал обучающихся ограничен. Вместе с тем обучение не должно оказаться слишком простым, должно соответствовать оптимальному уровню сложности, учитывая интерес, жизненный опыт обучающихся. Принцип доступности реализуется в четком делении учебного материала по разделам и в подаче его поэтапно, отборе и структурировании в соответствии с личностными и возрастными особенностями обучающихся.
Последним принципом, на который будем опираться при организации самостоятельной работы, является принцип последовательности, систематичности. Данный принцип предполагает определенную систему, в которой учебный материал построен в строгой логической последовательности. Реализация данного принципа требует от преподавателя четкого планирования, структурирования материала по разделам, учета межпредметных связей; и предполагает преемственность в процессе обучения, то есть логическую последовательность и связь между учебными дисциплинами, изучаемыми на разных курсах, чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном обучающимися ранее. Процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.
Рассмотрим особенности организации самостоятельной работы обучающихся, дая этого проанализируем основания для организации самостоятельной работы обучающихся, место и время проведения, характер руководства со стороны преподавателя [9]. Самостоятельная работа рассматривается, так как она представлена, как обязательная учебная нагрузка в учебном плане основной профессиональной образовательной программы.
Уровень развития учебно-познавательной деятельности. На наш взгляд, важно опираться на такой критерий, как развитие уровня учебно-познавательной деятельности. Применяя при организации самостоятельной работы, задания, нацеленные на повышение уровня развития учебно-познавательной деятельности, мы способствуем формированию у обучающихся навыков самообучения и самообразования, учитываем личностные и возрастные особенности обучающихся.
Виды самостоятельных работ по классификации П. И. Пидкасистого [5] в реальном процессе обучения тесно связаны, каждый вид самостоятельной работы обладает рядом признаков, присущих самостоятельным работам другого вида. Этим достигается преемственность в подготовке, которая является необходимым условием обеспечения оптимального усвоения обучающимися знаний, умений и развития навыков самообучения и самообразования.
Форма организации. При индивидуальной форме организации самостоятельной работы обучающихся, каждый обучающийся получает задание, специально для него подобранное в соответствии с его уровнем подготовки. При групповой форме организации самостоятельной работы обучающихся, выделяется группа обучающихся, которая получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его вместе; задания должно быть таким, чтобы можно было учесть и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. При фронтальной форме организации самостоятельной работы обучающихся, одновременно выполняется одинаковое, общее для всех задание.
При организации самостоятельной работы используются такие формы: индивидуальная и групповая. Индивидуальные задания выдаются каждому обучающемуся и при выполнении некоторых заданий, далее обучающиеся объединяются в группы по 3-5 человек. Применение именно этих форм требует содержание компетенций специалистов по направлению подготовки 38.03.01. Экономика. Сочетание различных форм организации самостоятельной работы позволит добиться развития таких компетенций, как организация собственной деятельности обучающихся и способностью работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ориентация самостоятельной работы обучающихся на использование таких видов самостоятельной работы, как решение проблемных ситуаций и решение производственных задач позволяет приблизить учебную деятельность обучающихся к будущей профессиональной деятельности и учитывает специфику экономической отрасли, ориентирующей самостоятельную работу на развитие у обучающихся навыков самообучения и самообразования, которые способствуют повышению уровня научной деятельности и текущей успеваемости.
Выводы. Резюмируя вышесказанное, перечислим основные принципы организации самостоятельной работы: профессиональной направленности, активности обучающихся, индивидуализации, доступности, систематичности и последовательности. Уточним, что наиболее эффективными с точки зрения развития компетенций являются следующие виды самостоятельной работы: решение проблемных ситуаций; решение производственных задач, имитирующие будущую профессиональную деятельность обучающихся. Для того чтобы обеспечить постепенное усложнение видов самостоятельной работы, необходим переход от видов
самостоятельной работы, связанных с репродуктивной учебной деятельностью и закреплением готовых знаний к активной продуктивной учебной деятельности и самостоятельному поиску новых знаний, применение и других видов самостоятельной работы. Вышеперечисленные виды самостоятельной работы позволяют развивать компетенции обучающихся экономических специальностей, при выполнении информационно-методических условий. Литература:
1. Богоудинова, Р. 3. Самореализация студентов в инновационной образовательной среде / Р. 3. Богоудинова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т.17. - №12. - С. 215-218.
2. Осмоловская, И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учеб. пос. / И.М. Осмоловская. - Воронеж: Изд-во НПО «Модэк» - 2004. - 176 с.
3. Сазонова, З.С. Управление самостоятельной работой: мировой опыт / 3. С. Сазонова,
B. М. Жураковский, Т. М. Ткачева, Н. В. Чечеткина, С. А. Курбатов // Высшее образование в России. - 2013.
- № 2. - С. 45-49.
4. Смирнова, О. Ю. Информационная деятельность специалиста экономического профиля / О. Ю. Смирнова // Теория и практика экономики и предпринимательства / Труды XIV Межд. науч.-практ. конф. Гурзуф, 20-22 апреля 2017 год. - Саки: ИП Бровко A.A., 2017. - С. 258-259.
5. Смирнова, О. Ю. Теоретические аспекты самостоятельной работы студентов в контексте информатизации образования / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. -
C. 284-295.
6. Смирнова, О. Ю. Формирование личностных качеств обучающихся с использованием ИКТ / О. Ю. Смирнова, А. Ю. Смирнова // Теория и практика экономики и предпринимательства / Труды XIV Межд. науч.-практ. конф. Гурзуф, 20-22 апреля 2017 год. - Саки: ИП Бровко A.A., 2017. - С. 257-258.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/380301_B_3plus_23112017.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
8. Шихова, О. Ф. Индивидуальные образовательные траектории самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов в техническом вузе / О.Ф. Шихова, О.В. Жуйкова // Образование и наука.
- Екатеринбург - 2013. - С. 56-70.
9. Шишкин, В. П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов / В. П. Шишкин // Высшая педагогика. - 2010. - № 5. - С. 31-36.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук Соколова Анжела Владимировна
Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) (г. Нижний Тагил)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения сюжетной игры дошкольников. Характеризуется понятие «сюжетная игра», перечисляются условия возникновения и развития сюжетной игры, описываются основные структурные составляющие сюжетной игры, представлена структура конструкта сюжетной игры.
Ключевые слова: сюжетная игра, роль, игровое действие, правило, сюжет игры, содержание игры, игрушки и предметы-заместители, пространство и время игры, позиция ребенка в игре, взаимодействие с партнерами, конструкт сюжетной игры.
Annotation. The article reveals the peculiarities of psychological and pedagogical support of the story game of preschool children. Characterized by the concept of «story game», lists the conditions for the emergence and development of the plot of the game describes the main structural components of the plot of the game, the structure of the construct of the plot of the game.
Keywords: story game, role, game action, rule, game story, game content, toys and items-substitutions, space and time of play, the child's position in the game, interaction with partners.
Введение. В основе реализации программ дошкольного образования, согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции Организации объединенных наций о правах ребенка лежит принцип осуществления образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего, в форме игры. Игра ребенка - её происхождение, содержание и значение для развития детей является одной из приоритетных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.
Мировое сообщество давно оценило значение игры в жизни ребенка, создав в 1961 г. Международную ассоциацию по защите права ребенка на игру (IPA - International Play Association). В 1977 г. ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети - фундамент будущего, а игра - неотъемлемая часть этого фундамента:
- дети играли и играют во всех культурах и во все времена;
- игра, также как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;
- игра - это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие, игра дает чувство удовлетворения и успеха;
- игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;
- игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;