УДК 656.073:658.8
Особенности организации работы станции и железнодорожного вокзального комплекса при пуске «Аэроэкспресса»
О. Д. Покровская, А. В. Сугоровский, И. В. Рыбакова, М. А. Марченко, М. В. Шевердова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Покровская О. Д., Сугоровский А. В., Рыбакова И. В., Марченко М. А., Шевердова М. В. Особенности организации работы станции и железнодорожного вокзального комплекса при пуске «Аэроэкспресса» // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2021. - Т. 18. - Вып. 4. - С. 515-527. Б01: 10.20295/1815-588Х-2021-4-515-527
Аннотация
Цель: Рассмотреть особенности изменения работы станции Санкт-Петербургского транспортного узла и вокзала при запуске «Аэроэкспресса». Методы: Применяются средства и методы логистики, общей теории систем, терминалистики, системного и экономического анализов, а также управления эксплуатационной работой железных дорог. Результаты: Предложены в условиях станции Санкт-Петербургского транспортного узла альтернативные варианты изменения работы станции и вокзала при запуске «Аэроэкспресса». Первый вариант предполагает организацию приема и отправления поездов на существующем пути; второй - специализацию для приема и отправления скорых пригородных электропоездов в сообщении с аэропортом Пулково действующего перронного электрифицированного приемоотправочного пути в комплексе с расположенной рядом островной пассажирской платформой. При изменении пассажиропотоков на вокзальном комплексе произведен расчет числа билетных касс. Рассмотрены вопросы организации сервисной деятельности по обслуживанию пассажиров «Аэроэкспресса» на вокзальном комплексе. По выполненным экономическим расчетам и на основании результатов анкетирования потенциальных пассажиров сделаны практические рекомендации по запуску «Аэроэкспресса» в условиях Санкт-Петербургского транспортного узла. Практическая значимость: Полученные результаты могут быть применены при реализации концепции развития Санкт-Петербургского транспортного узла, проектировании отдельных элементов и устройств железнодорожного узла для совершенствования организации пассажирских перевозок, а также при определении перспектив развития вокзальных комплексов.
Ключевые слова: «Аэроэкспресс», развитие транспортного узла, организация работы вокзального комплекса, сервисная деятельность на вокзальном комплексе.
Введение
Пассажирский транспортный комплекс Российской Федерации играет важную роль в развитии и совершенствовании экономики страны. Транспортная активность населения объективно возрастает, потому требуется принятие системных и долгосрочных решений, позволяющих повысить эффективность единой транспортной си-
стемы в целом. Железнодорожный транспорт, как составная часть этой системы, во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно удовлетворять потребности населения.
В связи с активным пространственным развитием города в настоящее время Санкт-Петербург нуждается в улучшении сети городского общественного транспорта. Совершенствование го-
родской транспортной инфраструктуры необходимо для удобного и безопасного перемещения граждан.
Отсутствие грамотного взаимодействия различных видов транспорта ведет к снижению уровня обслуживания пассажиров, что в дальнейшем приводит к потерям прибыли компаний перевозчиков [1]. Доставка пассажиров из города в аэропорт - одна из актуальных задач в крупных городах.
Сейчас добраться из Санкт-Петербурга в Пулково можно на личном транспорте, автобусе или такси, при возрастающих пассажиропотоках появляются такие проблемы как высокая аварийность и низкая скорость движения [2].
Чтобы проиллюстрировать возрастание спроса, обратимся к официальному порталу аэропорта Пулково: «Пассажиропоток аэропорта Пулково в 2017 г. составил 16 125 520 человек, что на 21,6% превышает результат 2016 г. Показатель стал рекордным в истории воздушной гавани Санкт-Петербурга. Предыдущий годовой максимум объема перевозок приходился на 2014 г., когда Пулково принял 14,3 млн пассажиров» [3, 4].
В крупных городах по всему миру у пассажиров есть возможность добраться из аэропорта до города на поезде, в большинстве случаев поездка на «Аэроэкспрессе» занимает меньшее количество времени, чем на других видах транспорта. Россия имеет успешный опыт запуска экспресса из города в аэропорт. В Москве компания «Аэроэкспресс» осуществляет пассажирские перевозки по трем железнодорожным линиям: Москва-Белорусская - Аэропорт Шереметьево, Москва-Киевская - Аэропорт Внуково, Москва-Павелецкая - Аэропорт Домодедово. Применение данного сервиса с целью повышения транспортного обслуживания горожан и гостей города планируется и в Санкт-Петербурге: «Аэроэкспресс» соединит Пулково и Витебский вокзал.
Концепция такова, что «Аэроэкспресс» в Петербурге свяжет Пулково и Витебский вокзал, а в дальнейшем может быть продлен до города-спутника Южного. В среднем пассажиры смогут
добраться от аэропорта до вокзала за рекордные 20 мин, что отмечается в материалах [5-8].
Теоретические вопросы оптимального размещения устройств в транспортном узле с учетом технологии транспортной работы отражены в работах [9-11].
Отдельное внимание в научной литературе уделяется вопросам управления процессами перевозок [12, 13] с применением методов логистики [14-18], что позволит рационально проектировать технологию работы транспортного узла [19-24]. Исследовать логистику транспортных узлов и терминалов можно с применением инструментария теории терминалистики [25-27], с учетом экономической составляющей, например, с использованием результатов работ [28-30].
Вместе с тем в научной литературе недостаточно проработана проблематика запуска железнодорожного экспресса «город - аэропорт» в формате «Аэроэкспресс» при ее комплексном рассмотрении с вопросами проектирования и устройства транспортно-пересадочных узлов, что послужило объективным требованием к постановке цели настоящего исследования.
Цель данной работы - изучение технологии организации работы станции Санкт-Петербургского транспортного узла и вокзального комплекса в условиях эксплуатации поездов «Аэроэкспресс».
Варианты совершенствования работы станции и вокзала
Рассмотрим изменение работы станции Санкт-Петербургского транспортного узла и вокзала при запуске «Аэроэкспресса».
Первый вариант: организация приема и отправления поездов «Аэроэкспресс» на действующем пути, предназначенном для пригородного движения.
При такой организации движения возможно рассмотрение строительства дополнительного приемоотправочного пути между улицей Введенского канала и путем пассажирского парка с
удлинением платформы для резерва и дальнейшего развития пригородного движения.
В данном варианте пассажиропоток на вокзальном комплексе осуществляется следующим образом: вход в здание вокзала для пассажиров пригородного и дальнего сообщения происходит со стороны Загородного проспекта, выход - по лестничным маршам на Подъездной переулок и Введенский канал. Для пассажиров «Аэроэкспресса» организуется отдельный вход/выход со стороны Введенского канала. Формируется отдельная зона для пассажиров «Аэроэкспресса» и исключается возможность попадания их на территорию вокзального комплекса.
Такой вариант является предпочтительным для развития путевого хозяйства, и движение «Аэроэкспресса» будет независимым от основного движения пригородных поездов. Более удобно продажу проездных документов на поезда пригородного сообщения производить на первом этаже в основном здании вокзала. Павильон на Введенском канале целесообразно подвергнуть модернизации за счет инвестора. Для улучшения качества обслуживания пассажиров следует организовать отдельные кассы, зону досмотра, зал ожидания, стойку регистрации на рейс и предложить другие услуги вокзального комплекса.
Второй вариант: специализировать для приема и отправления скорых пригородных электропоездов в сообщении с аэропортом Пулково существующий перронный электрифицированный приемоотправочный путь в комплексе с расположенной рядом островной пассажирской платформой.
При этом неэлектрифицированный приемо-отправочный путь требуется электрифицировать и использовать для резерва.
Вход в здание вокзала расположен со стороны Загородного проспекта, при этом авиапассажир проходит пункт досмотра ручной клади и багажа и производит посадку в «Аэроэкспресс» на платформе. Продажа билетов на «Аэроэкспресс» возможна на первом этаже здания вокзала. При этом авиапассажир пользуется всеми услугами, предоставляемыми на территории вокзального
комплекса (носильщик, подъем багажа, общественное питание и др.). В пригородном сообщении посадка и выход с электропоездов будут производиться со стороны Введенского канала. Для удобного перемещения от входа в здание вокзала до платформы требуется одно из решений организации подъема на второй этаж. Чтобы использовать тоннель под пассажирской платформой для прохода пассажиров «Аэроэкспресса», желательна установка траволаторов (это ускорит и облегчит движение пассажиров с багажом, а также исключит пересечение встречных потоков людей), в конце тоннеля требуется установка эскалаторов. Кроме того, установка эскалаторов на месте кладового помещения в центральной части вокзала позволяет пассажирам как «Аэроэкспресса», так и дальних поездов быстро и комфортабельно проходить к поездам.
Выход с электропоезда «Аэроэкспресс» происходит через здание вокзала на Подъездной переулок в сторону метро.
Изменение пассажиропотоков на вокзальном комплексе
Для приема и отправления поездов «Аэроэкспресс» на существующем пути, предназначенном для пригородного движения, организация пассажиропотока на вокзальном комплексе происходит так же, как и при первом варианте, а для приема и отправления скорых пригородных электропоездов в сообщении с аэропортом Пулково - как при втором варианте.
Организация справочно-информационных услуг определяет качество обслуживания пассажиров на вокзалах, обеспечивает доступность железнодорожного транспорта для удовлетворения транспортных потребностей населения. Справочную информацию доводят до пассажиров различными способами: по восприятию (наглядная или звуковая), по времени воздействия (с постоянным или с переменным изображением), по использованию технических средств (громкоговорящее оповещение, информационные терминалы, платформенные указатели и мониторы,
радио-справка и другие виды информационно-справочной аппаратуры). Организация трансфера - это услуга транспортной логистики в перевозке пассажиров от вокзала на такси. Единый корпоративный стиль (водитель в униформе компании, соответствующая раскраска автомобиля), безопасность и комфорт - основные привлекательные факторы для клиентов [6]. Для пассажира «Аэроэкспресса» удобнее организовать отдельную зону обслуживания.
Сервис в электропоездах «Аэроэкспресс»
Сервисная деятельность подразумевает вступление людей в специфические отношения по реализации индивидуальных, групповых и общественных услуг. Цель этих отношений -удовлетворение человеческих потребностей. Транспорт предоставляет клиентам комплекс услуг по обеспечению потребности населения в перемещении, поэтому он относится к важнейшим направлениям сервисной деятельности.
Сервис в пассажирских перевозках можно рассматривать как систему, позволяющую пассажиру выбрать из предлагаемого набора экономически выгодный для себя вариант потребления предоставляемых товаров и услуг с целью создания комфортных условий совершения поездки [6].
При подключении смартфона, планшета, ноутбука или другого мобильного устройства к "ьИ-сети на борту поезда пассажиры смогут воспользоваться мультимедийным порталом, который предлагает пассажирам полезную информацию: новости, расписание «Аэроэкспресса», информацию о поезде, а также развлекательный контент - фильмы, музыку, аудиокниги. Выдача забытых вещей осуществляется на основании паспорта и билета. В случае возникновения затруднений с поиском можно оставить письменную заявку на розыск вещей у дежурного по вокзалу. Возможна доставка горячих блюд из вагона-бистро на места пассажиров с ограниченными возможностями. В мобильном баре мож-
но приобрести прохладительные и алкогольные напитки, сэндвичи, снэки, десерты. В поездах пригородного сообщения разрешается перевозка мелких собак без тары в намордниках, на поводке и кошек под наблюдением их владельцев или сопровождающих. За перевозку в поездах пригородного сообщения мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц взимается плата.
Необходимо установить тариф для группы людей (семья и друзья): одна поездка в вагоне стандартного класса, когда билет действителен для проезда группы пассажиров не более 4 человек на дату, указанную в проездном документе. В табл. 1 приведены предоставляемые в поездах «Аэроэкспресс» классы обслуживания и услуги.
Принципиальные решения
Рассмотрим два новых варианта суточного плана-графика станции, два варианта организации пассажиропотоков на вокзальном комплексе, а также предложения по обслуживанию пассажиров.
Первый вариант: организация приема и отправления поездов «Аэроэкспресс» на существующем пути, предназначенном для пригородного движения.
Второй вариант: специализировать для приема и отправления скорых пригородных электропоездов в сообщении с аэропортом Пулково действующий перронный электрифицированный приемоотправочный путь в комплексе с расположенной рядом островной пассажирской платформой.
Предлагается использовать электропоезд «Ласточка» с асинхронными тяговыми двигателями, а именно электропоезд постоянного тока ЭС2Г «Стандарт»: вместимость - 443 человека, составность - 5 вагонов.
Для пассажира «Аэроэкспресса» удобнее организовать отдельную зону обслуживания. Более предпочтительным для этого является вариант организации обслуживания авиапассажиров в Императорском павильоне. В поездах «Аэроэк-
ТАБЛИЦА 1. Классы обслуживания и услуги в поездах «Аэроэкспресс»
Вагон первого класса Вагон бизнес-класса Вагон экономического класса с указанием мест Вагон базового класса без указания мест
Услуга бронирования экскурсий Услуга бронирования экскурсий Услуга бронирования экскурсий Услуга бронирования экскурсий
Услуга продажи ж.-д. и авиабилетов Услуга продажи ж.-д. и авиабилетов Услуга продажи ж.-д. и авиабилетов Услуга продажи ж.-д. и авиабилетов
Услуга заказа такси Услуга заказа такси Услуга заказа такси Услуга заказа такси
Зарядка мобильных телефонов Зарядка мобильных телефонов Зарядка мобильных телефонов
Медиацентр, Интернет Медиацентр, Интернет Пресса
Гарантированное питание, услуги мобильного бара Услуги бистро, мобильного бара Услуги мобильного бара
Аудио-и видеотрансляция, пресса Аудио-и видеотрансляция, пресса
Детский набор (при покупке детского билета) Детский набор (при покупке детского билета)
Автоматы для чистки обуви Автоматы для чистки обуви
Дорожный набор, плед, подушка
Кресла, раскладывающиеся в положение полулежа
спресс» могут быть представлены следующие классы обслуживания: вагон первого класса, вагон бизнес-класса, вагон экономического класса с указанием мест, вагон базового класса без указания мест.
В производственной деятельности основные затраты «Аэроэкспресса» состоят из:
• оплаты владельцу инфраструктуры (ОАО «РЖД») за предоставление «нитки» графика;
• оплаты труда локомотивных бригад;
• оплаты отстоя составов на инфраструктуре ОАО «РЖД» в период их незадействования в перевозках;
• расходов на техническое обслуживание, ремонты подвижного состава, амортизацию;
• расходов на электроэнергию;
• расходов на работу касс и терминалов.
Для расчета выручки компании-оператора
«Аэроэкспресса» от перевозочной деятельности принята стоимость билета 420 руб. (равная действующей стоимости проезда в поездах «Аэроэкспресса» в Московском транспортном узле), с учетом методики расходных ставок, определяемых на основе зависящих от объемов работы расходов ОАО «РЖД» по перевозочным видам деятельности (табл. 2).
Значения бригадо-часов работы бригады, поездо-часов в отстое представлены в Распоряжении ОАО «РЖД» от 7 апреля 2017 г. № 675р «Об утверждении расходных ставок и оценоч-
ТАБЛИЦА 2. Расчетные единичные расходные ставки
Показатель Единичная расходная ставка на 2017 г., руб.
Оплата услуг инфраструктуры за предоставление «нитки» графика 20 000,00
Бригадо-час работы бригады 1 111,95
Поездо-час в отстое 4 733,96
ТАБЛИЦА 3. Расчет валовой прибыли компании-оператора «Аэроэкспресса»
Показатель Значение (в сутки, по данным 2017 г.), руб. Расходная ставка, руб. Эксплуатационные затраты, руб./год
Эксплуатационные затраты
Оплата услуг инфраструктуры за предоставление «нитки» графика 38,00 20 000,00 277 400 000
Бригадо-часы работы бригад 80,16 1111,95 89 133
Поездо-часы отстоя составов 8,00 4733,96 37 871
ВСЕГО 335 927 005
Доходы от предоставляемой услуги
Перевезено пассажиров 7720 420,00 1 883 476 000
ных уровней затрат для экономических задач», единичной расходной ставки на оплату услуг инфраструктуры за предоставление «нитки» -в документах ОАО «РЖД».
Значения (в сутки) оплаты услуг инфраструктуры за предоставление «нитки» графика, бри-гадо-часы работы бригад, поездо-часы отстоя составов рассчитаны на основании 19 пар поездов в сутки. Результаты расчета затрат поездо-часов в отстое приведены в табл. 3. Количество перевезенных пассажиров рассчитано на основе пассажиропотока, обслуженного «Аэроэкспрессом» (17,5%), и пассажиропотока аэропорта (16,1 млн пасс./год).
Для оценки стоимости расходов на техническое обслуживание, ремонты подвижного состава, амортизацию использованы данные годового отчета. По данным годового отчета ООО «Аэроэкспресс», расходы на техническое обслуживание, ремонты и эксплуатацию поездов составили в 2015 г. 345,1 млн руб. При этом в оперировании компании находился 31 состав. Таким образом,
примерная стоимость расходов на один состав -11,13 млн руб. в год. При эксплуатации на линии «Аэроэкспресса» двух составов плановые расходы на их техническое обслуживание, ремонты и эксплуатацию равны 22,26 млн руб. в год.
Валовая прибыль компании оператора может быть рассчитана следующим образом:
Пвал = Д — (Ринф + Р л.бриг + Ротст + РТО ),
где Д - выручка, руб.; Ринф - расходы на предоставление инфраструктуры («ниток» графика); Рл бриг - расходы на работу локомотивных бригад; Ротст- расходы на отстой незадействованных составов на инфраструктуре ОАО «РЖД»; РТО -расходы на техническое обслуживание ремонты и эксплуатацию составов электропоездов.
В результате получаем, что
Пвал = 1883,48 - (277,40 + 0,09 + 0,04 + вал + 22,26) = 1583,69 млн руб.
Таким образом, предполагаемая ежегодная валовая прибыль по проекту при освоении прогнозного пассажиропотока будет составлять 1,58 млрд руб. Для сравнения валовая прибыль компании «Аэроэкспресс» за первое полугодие 2017 г. - 1,40 млрд руб.
Заключение
В настоящее время во многих крупных городах мира железнодорожный транспорт используется для сообщения «город - аэропорт». В свою очередь, как показано в данной работе, это необходимо для обеспечения пассажирам своевременной, безопасной, комфортабельной и эффективной поездки из Санкт-Петербурга в Пулково.
Повышение эффективности управления пассажирскими перевозками требует: 1) проведения мероприятий по разработке элементов нового подвижного состава; 2) внедрения современных технических устройств, обеспечивающих более качественное обслуживание пассажиров; 3) создания новых технологий управления эксплуатационной работой, направленных на гармонизацию интересов пассажиров и перевозчика [12].
Сейчас пассажирский блок ОАО «РЖД» функционирует в условиях обострения конкуренции на рынке перевозок, прежде всего с автомобильными и авиационными перевозчиками. Для сохранения объемов пассажирской работы применяются маркетинговые способы регулирования тарифов, разрабатывается система корпоративных стандартов для перевозки, повышаются требования к поставщикам дополнительных услуг пассажирам.
Создание таких комплексов в сообщении «город - аэропорт» оказывает положительное влияние на рост объемов перевозок, повышение доходов и прибыли, улучшение качества транспортного обслуживания населения.
В результате проведения исследования была проанализирована технология организации работы станции Санкт-Петербург-Витебский и
вокзального комплекса в условиях эксплуатации «Аэроэкспресса»:
• рассмотрено изменение работы станции и вокзала при запуске этих поездов;
• выполнено построение двух новых вариантов суточного плана-графика станции;
• описаны два варианта организации пассажиропотока на вокзальном комплексе;
• выдвинуты предложения по обслуживанию пассажиров;
• определен требуемый подвижной состав.
Так, в данном исследовании в ходе анкетирования потенциальных пассажиров установлено, что больше половины из них воспользовались бы электропоездом «Аэроэкспресс» при стоимости проезда 300 руб. Таким образом, желание доехать на «Аэроэкспрессе» до аэропорта напрямую зависит от цены на билет, так как за 420 руб. согласны ехать только 30% опрошенных.
Можно полагать, что дальнейшим направлением исследований может стать изучение «зеленого» аспекта развития транспортных узлов при организации экспресса «город - аэропорт» [3133]. Отдельного внимания заслуживает маркетинговое изучение предпочтений целевой группы для проведения более эффективной ценовой и сервисной политики ОАО «РЖД».
Библиографический список
1. Покровская О. Д. Международная логистика Транссибирской магистрали: использование транзитного потенциала России / О. Д. Покровская, В. М. Самуй-лов // Инновационный транспорт. - 2016. - № 3 (21). -С. 3-7.
2. Транспортно-пересадочный узел в Сертолово за 5,75 млрд рублей построят к 2024 г. // Интефакс-Се-веро-Запад. - 21 сентября 2021 г. - URL: https://www. interfax-russia.ru/northwest/news/transportno-peresado-chnyy-uzel-v-sertolovo-za-5-75-mlrd-rubley-postroyatk-2024 (дата обращения: 03.11.2021).
3. Официальный портал аэропорта Пулково. -URL: https://pulkovoairport.ru/about/press_center/news/ (дата обращения: 03.11.2021).
4. Дирекция по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. - URL: https://spbtrd.ru/projects/hubs/hub-south-east-kudrovo (дата обращения: 03.11.2021).
5. Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. - М.: ОАО «РЖД», 2019. - 105 с.
6. Концепция развития транспортной системы Санкт-Петербурга в 2017-2038 гг. (перспектива до 2048 г.). - URL: http://krti.gov.spb.ru/media/uploads/ userfiles/2017/03/22/Презентация_материалов_ KTC.pdf (дата обращения: 03.11.2021).
7. Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года. - URL: https://spbtrd.ru (дата обращения: 03.11.2021).
8. Пересадка на электрички. РЖД планируют пересадить на электрички жителей Петербурга. - URL: https://www.dp.ru (дата обращения: 03.11.2021).
9. Шубко В. Г. Железнодорожные станции и узлы / В. Г. Шубко, Н. В. Правдин, Е. В. Архангельский, В. Я. Болотный, В. А. Бураков, С. П. Вакуленко,
B. А. Персианов; под ред. В. Г. Шубко, Н. В. Правди-на. - М.: МПС РФ, 2002. - 368 с.
10. Бройтман Э. З. Железнодорожные станции и узлы / Э. З. Бройтман. - М.: Маршрут, 2004. -345 с.
11. Числов О. Н. Теоретические основы рационального размещения элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем: дис. ... докт. техн.наук, специальность: 05.22.01 / О. Н. Числов. - М.: РУТ-МИИТ, 2009. - 368 с.
12. Кочнев Ф. П. Управление эксплуатационной работой железных дорог / Ф. П. Кочнев, И. Б. Сотников. - М.: Транспорт, 1990. - 424 с.
13. Кудрявцев В. А. Основы эксплуатационной работы железных дорог / В. А. Кудрявцев, В. И. Ковалев, А. П. Кузнецов и др.; под ред. В. А. Кудрявцева.- М.: Профобриздат, 2002. - 352 с.
14. Белозеров В. Л. Пути ликвидации «пробок» на подходах к морским и речным портам / В. Л. Бе-лозеров, А. М. Тюфаев, И. В. Серяпова, П. В. Курен-ков // Экономика железных дорог. - 2005. - № 8. -
C. 76-83.
15. Куренков П. В. Логистика международных интермодальных грузовых перевозок / П. В. Куренков, А. А. Сафронова, Д. Г. Кахриманова // Логистика. -2018. - № 3 (136). - С. 24-27.
16. Балалаев А. С. Пути повышения эффективности взаимодействия железнодорожного и морского транспорта / А. С. Балалаев, П. В. Куренков // Экономика железных дорог. - 2010. - № 10. - С. 72-79.
17. Мохонько В. П. Ситуационное управление перевозочным процессом / В. П. Мохонько, В. С. Исаков, П. В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ/ВИНИТИ. - 2004. - № 11. - С. 14-16.
18. Куренков П. В. Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий / П. В. Ку-ренков, Д. А. Преображенский, А. В. Астафьев, Д. Г. Кахриманова, С. А. Волкова // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ/ВИНИТИ. - 2018. -№ 11. - С. 13-17.
19. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Прав-дин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др.; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2012. -1086 с.
20. Титова Т. С. Экологические проблемы транспортного строительства / Т. С. Титова, А. А. Степанова // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2014): Материалы IV Меж-дунар. науч.-практич. конференции. - СПб.: ПГУПС, 2014. - С. 202-204.
21. Косенко С. А. Оценка стоимости жизненного цикла верхнего строения пути для различных ремонтных схем и промежуточных рельсовых скреплений / С. А. Косенко, С. С. Акимов, С. В. Богданович, И. К. Соколовский // Вестник Сиб. гос. ун-та путей сообщения. - 2020. - № 2 (53). - С. 92-100.
22. Косенко С. А. Оценка стоимости жизненного цикла верхнего строения пути при продлении межремонтного периода / С. А. Косенко, С. С. Акимов, С. В. Богданович, И. К. Соколовский // Вестник Сиб. гос. ун-та путей сообщения. - 2021. - № 1 (56). -С. 71-78.
23. Корниенко К. И. Совершенствование методики имитационного моделирования заполнения пути
сортировочного парка / К. И. Корниенко // Транспорт Урала. - 2018. - № 2 (57). - С. 35-42. -https://doi.org/10.20291/1815-9400-2018-2-35-42
24. Корниенко К. И. Исследование влияния изменения профиля пути сортировочного парка на качество его заполнения при расформировании составов / К. И. Корниенко // Вестник Урал. гос. ун-та путей сообщения. - 2018. - № 3 (39). - С. 33-42. -https://doi.org/10.20291/1815-9400-2018-2-35-42
25. Покровская О. Д. Определение параметров терминальной сети региона (на примере Кемеровской области) / О. Д. Покровская // Транспорт Урала. - 2012. -№ 1 (32). - С. 93-97.
26. Покровская О. Д. Терминалистика - организация и управление в транспортных узлах / О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2016. - Т. 13. - Вып. 4 (49). - С. 509-520.
27. Титова Т. С. Междисциплинарное положение теории терминалистики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2018. - Т. 15. - Вып. 2. -С. 248-260.
28. Ковалев Г. А. Оценка потенциала логистической инфраструктуры холдинга ОАО «Российские железные дороги» / А. Г. Ковалев // Вестник РИНХ. -№ 3 (47). - Ростов-н./Д.: РИНХ, 2014. - С. 33-41.
29. Логинов С. И. Определение ориентировочной стоимости строительства железнодорожных станций и узлов по укрупненным показателям: учеб.-метод. пособие / С. И. Логинов, Ю. И. Ефименко, А. А. Краснощек. - СПб.: ПГУПС, 2017. - 36 с.
30. Терешина Н. П. Экономика железнодорожного транспорта / Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда, В. А. Токарев и др.; под ред. Н. И. Терешиной, Б. М. Лапиду-са. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2011. - 676 с.
31. Титова Т. С. Об объективной оценке акустического воздействия / Т. С. Титова, О. И. Копытенко-ва, Д. Е. Курепин // Железнодорожный транспорт. -2017. - № 5. - С. 75-77.
32. Агунов А. В. О построении систем управления качеством электроэнергии / А. В. Агунов, Т. С. Титова, В. А. Кручек // Электротехника. - 2016. - № 5. -С. 14-19.
33. Панова Ю. Н. Экологические аспекты внедрения тыловых терминалов / Ю. Н. Панова, Е. К. Коровяковский, Т. С. Титова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2011. -Вып. 3 (28). - С. 15-23.
Дата поступления: 14.11.2021 Решение о публикации: 25.11.2021
Контактная информация:
ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - д-р техн. наук, проф., и. о. зав. кафедрой; [email protected]
СУГОРОВСКИЙ Артем Васильевич - канд. техн. наук, доц.; [email protected] РЫБАКОВА Ирина Васильевна - аспирант; [email protected]
МАРЧЕНКО Максим Александрович - аспирант; [email protected] ШЕВЕРДОВА Мария Вячеславовна - аспирант; [email protected]
Organisational features in the work of a railway station complex during the launch of "Aeroexpress"
O. D. Pokrovskaya, A. V. Sugorovskiy, I. V. Rybakova, M. A. Marchenko, M. V. Sheverdova
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Pokrovskaya O. D., Sugorovskiy A. V., Rybakova I. V., Marchenko M.A., Sheverdova M. V. Organisational features in the work of a railway station complex during the launch of "Aeroexpress". Proceedings of Petersburg State Transport University, 2021, vol. 18, iss. 4, pp. 515-527. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2021-4-515-527
Summary
Objective: To consider the change in the operation of the St. Petersburg transport hub station and the railway station when launching the Aeroexpress. Methods: Means and methods of logistics, general theory of systems, terminalistics, system and economic analysis, as well as management of operational work of railways are used. Results: Alternative options for changing the operation of the station and the station at the launch of the Aeroexpress are proposed in the conditions of the St. Petersburg transport hub station. The first option involves organizing the reception and departure of Aeroexpress trains on the existing track intended for suburban traffic. The second option assumes to specialize for the reception and departure of fast suburban electric trains in communication with Pulkovo airport the existing apron electrified receiving and receiving track in a complex with an island passenger platform located nearby. When passenger flows change at the station complex, the number of ticket offices is calculated. The issues of organizing service activities for servicing Aeroexpress passengers at the station complex are considered. Based on the economic calculations carried out and based on the results of the survey of potential Aeroexpress passengers, practical recommendations were made for launching an Aeroexpress train in the conditions of the St. Petersburg transport hub. Practical importance: The results obtained can be applied in the implementation of the concept of development of the St. Petersburg transport hub, in the design of individual elements and devices of the railway hub to improve the organization of passenger transportation, as well as in determining the prospects for the development of railway complexes.
Keywords: Aeroexpress, development of the transport hub, organization of the work of the station complex, service activities at the station complex.
References
1. Pokrovskaya O. D. & Samuilov V. M. Mezhduna-rodnaya logisitika Transsibirskoy magistraly: ispolzova-niye tranzitnogo potentsiala Rossii [International logistics of the Trans-Siberian Railroad: using transit capacity of Russia]. Innovatsionniy transport [Innovative transport], 2016, no. 3 (21), pp. 3-7. (In Russian)
2. Transportno-peresadochnyy uzel v Sertolovo za 5,75 mlrd rubley postroyat k 2024 g. [Multimodal passenger transport hub in Sertolovo for 5,75 billion rubles
will be built by 2024]. Interfaks-Severo-Zapad, September 21, 2021. Available at: https://www.interfax-russia. ru/northwest/news/transportno-peresadochnyy-uzel-v-sertolovo-za-5-75-mlrd-rubley-postroyat-k-2024 (accessed: November 03, 2021). (In Russian)
3. Ofitsial'nyy portal aeroporta Pulkovo [The official internet portal of Pulkovo airport]. Available at: https://pulkovoairport.ru/about/press_center/news/ (accessed: November 03, 2021). (In Russian)
4. Direktsiya po razvitiyu transportnoy infrastruktury Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti [Directorate
for Development of the Saint Petersburg and Leningrad Region Transport System]. Available at: https://spbtrd. ru/projects/hubs/hub-south-east-kudrovo/(accessed: November 03, 2021). (In Russian)
5. Kontseptsiya po razvitiyu zheleznodorozhnoy in-frastruktury v tselyakh organizatsiiprigorodnykh i vnu-trigorodskikh passazhirskikh perevozok v Sankt-Peter-burgskom zheleznodorozhnom uzle [Development programme of railway infrastructure for the purpose of organizing suburban and intracity passenger traffic in the Saint Petersburg railway hub]. Moscow, JSC "Russian Railways" Publ., 2019, 105 p. (In Russian)
6. Kontseptsiya razvitiya transportnoy sistemy Sankt-Peterburga. 2017-2038 gg. (perspektiva do 2048 g.) [Developmentprogramme of the Saint Petersburg railway infrastructure for 2017-2038 ("Horizon 2048")]. Available at: http://krti.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/ 2017/03/22/npe3em^H»_MaTepH&roB_KTC.pdf (accessed: November 03, 2021). (In Russian)
7. Programma razvitiya transportnoy sistemy Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti na period do 2020 [Development programme of the Saint Petersburg and Leningrad region railway infrastructure for the period up to 2020]. Available at: https://spbtrd.ru (accessed: November 03, 2021). (In Russian)
8. Peresadka na elektrichki. RZHDplaniruyutpere-sadit' na elektrichki zhiteley Peterburga [Changing for an urban train. "Russian Railways" is planning to transship Saint Petersburg residents to urban trains]. Available at: https://www.dp.ru (accessed: November 03, 2021). (In Russian)
9. Shubko V. G., Pravdin N. V., Arkhangel'skiy E. V., Bolotnyy V. Ya., Burakov V. A., Vakulenko S. P. & Per-sianov V. A. Zheleznodorozhnyye stantsii i uzly [Railway stations and junctions]. Ed. by V. G. Shubko, N. V. Pravdin. Moscow, RF Ministry of Transport Publ., 2002, 368 p. (In Russian)
10. Broytman E. Z. Zheleznodorozhniye stantsii i uzly [Railway stations and transport nodes]. Moscow, Marshrut Publ., 2004, 324 p. (In Russian)
11. Chislov O. N. Teoreticheskiye osnovy ratsional-nogo razmeshcheniya elementov zheleznodorozhnykh promyshlennykh transportno-tekhnologicheskykh system [Theoretical foundations of rational distribution of elements of railway industrial transportmanufac-turingsystems]. Diss. D. Eng. Sci., specialty: 05.22.01.
Moscow, RUT-MIIT Publ., 2009, 369 p. (In Russian)
12. Kochnev F. P. & Sotnikov I. B. Upravleniye eks-pluatatsionnoy rabotoy zheleznykh dorog [Railroadfield operation management]. Moscow, Transport Publ., 1990, 424 p. (In Russian)
13. Kudryavtsev V.A., Kovalev V. I., Kuznetsov A. P. et al. Osnovy ekspluatatsionnoy raboty zheleznykh dorog [The foundations of railroad field operation]. Ed. by V.A. Kudryavtsev. Moscow, Profobrizdat Publ., 2002, 352 p. (In Russian)
14. Belozerov V. L., Tyufayev A. M., Seryapova I. V. & Kurenkov P. V. Puti likvidatsii "probok" na podkho-dakh k morskim i rechnym portam [Ways of eliminating 'traffic jams' on the approaches to sea and river ports]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2005, no. 8, pp. 76-83. (In Russian)
15. Kurenkov P. V., Safronova A. A. & Kakhrimano-va D. G. Logistika mezhdunarodnykh intermodal'nykh gruzovykh perevozok [Logistics of international intermodal freight transport]. Logistika [Logistics], 2018, no. 3, pp. 24-27. (In Russian)
16. Balalaev A. S. & Kurenkov P. V. Puti povyshe-niya effektivnosti vzaimodeystviya zheleznodorozhnogo i morskogo transporta [Ways to improve the railway and sea transport interaction]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2010, no. 10, p. 72-79. (In Russian)
17. Mokhon'ko V. P., Isakov V. S. & Kurenkov P. V. Situatsionnoye upravleniye perevozochnym protsessom [Situational management of the transportation process]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye. Sb. OI/VINITI [Transport: science, equipment, management. Collected volume of OI/VINITI (Russian Institute for Scientific and Technical Information)], 2004, no. 11, pp. 14-16. (In Russian)
18. Kurenkov P. V., Preobrazhenskiy D. A., Astaf'-yev A. V., Kakhrimanova D. G. & Volkova S. A. Sinkh-romodal'nyye perevozki i trimodal'nyye terminaly kak perspektivnyye napravleniya razvitiya logisticheskikh tekhnologiy [Synchromodal transportation and trimodal terminals as perspective directions for the development of logistics technologies]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye. Sb. OI/VINITI [Transport: science, technology, management. Collected volume of OI/VINITI (Russian Institute for Scientific and Technical Information)], 2018, no. 11, pp. 13-17. (In Russian)
19. Pravdin N. V., Vakulenko S. P., Golovnich A. K. et
al. Proyektirovaniye infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhnyye i transportnyye uzly) [Designing the railway transport infrastructure (stations, railway and transport hubs)]. Ed. by N. V. Pravdin, S. P. Vakulenko. Moscow, Training and Methodology Centre for Railway Transport Publ., 2012, 1086 p. (In Russian)
20. Titova T. S. & Stepanova A. A. Ekologicheskie problemy transportnogo stroitel'stva [Environmental problems in transport construction]. Tekhnosfernaia i eko-logicheskaia bezopasnost' na transporte (TEBTRANS-2014) [Technogenic and environmental safety in transport (TEBTRANS-2014)]. Materialy IVMezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Materials of the 4th International research and practice conference]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2014, pp. 202-204. (In Russian)
21. Kosenko S.A., Akimov S. S., Bogdanovich S. V. & Sokolovskiy I. K. Otsenka stoimosti zhiznennogo tsik-la verkhnego stroyeniya puti dlya razlichnykh remont-nykh skhem i promezhutochnykh rel'sovykh skrepleniy [Life cycle cost estimation of the permanent way for various repair schemes and rail fastenings]. Vestnik Sibir-skogo gosudarstvennogo universitetaputey soobshcheni-ya [The Siberian Transport University Bulletin], 2020, no. 2 (53), p. 92-100. (In Russian)
22. Kosenko S.A., Akimov S. S., Bogdanovich S. V. & Sokolovskiy I. K. Otsenka stoimosti zhiznennogo tsik-la verkhnego stroyeniya puti pri prodlenii mezhremont-nogo perioda [Life cycle cost estimation of the permanent way when extending the overhaul period]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putey soob-shcheniya [The Siberian Transport University Bulletin], 2021, no. 1 (56), pp. 71-78. (In Russian)
23. Kornienko K. I. Sovershenstvovaniye metodiki imitatsionnogo modelirovaniya zapolneniya puti sortiro-vochnogo parka [Improvement of simulation modeling of classification tracks filling]. Transport Urala [Transport of the Urals], 2018, no. 2 (57), pp. 35-42. (In Russian) https://doi.org/10.20291/1815-9400-2018-2-35-42
24. Kornienko K. I. Issledovaniye vliyaniya izme-neniya profilya puti sortirovochnogo parka na kachestvo yego zapolneniya pri rasformirovanii sostavov [Studying the impact of changes in the sorting yard track profile on its filling while trains splitting]. Vestnik Ural'skogo gosu-
darstvennogo universiteta putey soobshcheniya (Vestnik UrGUPS) [Herald of the Ural State University of Railway Transport], 2018, no. 3 (39), pp. 33-42. (In Russian) https://doi.org/10.20291/1815-9400-2018-2-35-42
25. Pokrovskaya O. D. Opredeleniye parametrov terminal'noy seti regiona (na primere Kemerovskoy oblas-ti) [Determination of the regional terminal network parameters (examplifi ed by the Kemerovo region)]. Transport Urala [Transportof the Urals], 2012, no. 1 (32), pp. 93-97. (In Russian)
26. Pokrovskaya O. D. & Koroviakovskii E. K. Ter-minalistika - organizatsiia i upravlenie v transportnykh uzlakh [Terminalistics: organisation and management in transportation hubs]. Izvestiia Petersburgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg Transport University], 2016, vol. 13, iss. 4 (49), pp. 509520. (In Russian)
27. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Mezhdistsi-plinarnoe polozhenie teorii terminalistiki [Interdisciplinary position of the terminalistics theory]. Izvestiia Peters-burgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg Transport University], 2018, vol. 15, iss. 2, pp. 248-260. (In Russian)
28. Kovalyov G. A. Otsenka potentsiala logisticheskoy infrastruktury kholdinga OAO "Rossiyskiye zheleznyye dorogi" [Assessment ofthe potential of logistics infrastructure of holding "Russian railways"]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Reporter ofRostov State University ofeconomics]. Rostov-n./D., RINX [Rostov State University of economics] Publ., 2014, no. 3 (47), pp. 33-41. (In Russian)
29. Loginov S. I., Efimenko Yu. I. & Krasnoshchek A.A. Opredeleniye orientirovochnoy stoimosty stroitelstva zheleznodorozhnykh stantsiy i uzlov po ukrupnennym pokazatelyam. Uchebno-metodicheskoye posobiye [Aggregate-based assessment of estimated cost of railway stations and junctions. Guidelines]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, 36 p. (In Russian)
30. Tereshina N. P., Galaburda V. G., Tokarev V.A. et al. Ekonomika zheleznodorozhnogo transporta [Railway transport economy]. Ed. by N. P. Tereshina, B. M. Lapi-dus. Moscow, Uchebno-metodicheskii tsentr po obrazo-vaniiu na zheleznodorozhnom transporte [Training and Methodology Centre for Railway Transport] Publ., 2011, 676 p. (In Russian)
31. Titova T. S., Kopytenkova O. I. & Kurepin D. E. Ob ob"yektivnoy otsenke akusticheskogo vozdeystviya [Acoustic impact assessment]. Zheleznodorozhnyy transport [Railway transport], 2017, no. 5, pp. 75-77. (In Russian)
32. Agunov A. V., Titova T. S. & Kruchek V. A. O post-royenii sistem upravleniya kachestvom elektroenergii [On the construction of power quality control systems]. Elek-trotekhnika [Electricalengineering], 2016, no. 5, pp. 1419. (In Russian)
33. Panova Yu. N., Korovyakovsky E. K. & Titova T. S. Ekologicheskiye aspekty vnedreniya tylovykh terminalov [Ecological aspects of inland terminal implementation]. Izvestiya Peterburgskogo universitetaputey soobshche-niya [Proceedings of Petersburg Transport University], 2011, iss. 3 (28), pp. 15-23. (In Russian)
Received: November 14, 2021 Accepted: November 25, 2021
Author's information:
Oksana D. POKROVSKAYA - D. Sci. in Engineering, Professor; [email protected]
Artem V. SUGOROVSKY - PhD in Engineering,
Associate Professor;
Irina V. RYBAKOVA - Postgraduate Student; [email protected]
Maxim A. MARCHENKO - Postgraduate Student;
Maria V. SHEVERDOVA - Postgraduate Student;