УДК 6256.21:22
КЛИМОВА Е.В., доцент (Сибирский государственный университет путей сообщения) ДОЛБНЯ А.В., студент (Сибирский государственный университет путей сообщения)
Организация аэроэкспресс-сообщения в Новосибирском узле
Klimova E.V., associate professor (STU) Dolbnya A.V., student (STU)
Aeroexpress service organization in the Novosibirsk hub
Введение
На сегодняшний день
аэроэкспресс-сообщение широко
используется в Москве, также планируется реализация проекта в Санкт-Петербурге. В соответствии с Программой организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации на сети железных дорог предусмотрена реализация 20 проектов скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения; пилотными проектами являются направления Москва - Казань, Москва - Тула, Екатеринбург -Челябинск [1].
На современном этапе развития транспорта конкурентоспособность
может быть повышена за счет снижения стоимости проезда, предоставления уникальных услуг, а также быстрой доставки пассажиров. В городе Новосибирске с населением 1,6 млн. человек расположен международный аэропорт Толмачево с
пассажирооборотом порядка 5 млн. пассажиров в год, что соответствует 13,9 тыс. пассажиров в сутки с учетом вылетов и прилетов. Несмотря на различные варианты проезда пассажиров, быстрый и качественный способ доставки пассажиров отсутствует. Основные конкуренты аэроэкспресса на направлении Новосибирск-Главный - Толмачево являются виды транспорта,
приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Конкуренты на направлении Новосибирск-Главный - Толмачево_
Критерии Вид транспорта
Такси Личный транспорт Автобус Электропоезд + автобус
Время в пути, мин 35 35 83 82
Стоимость, руб. 450 100 25 55
Безопасность Средняя Средняя Высокая Высокая
Комфорт Высокий Высокий Низкий Низкий
Анализ последних исследований и публикаций
Исследование российских ученых в области городских перевозок железнодорожным транспортом
указывают, что при пассажиропотоке свыше 15,0 млн. чел. в год основным решением проблемы доставки пассажиров в аэропорты крупных городов является введение в обращение аэроэкспрессов или скоростного трамвая [2]. Кроме того, анкетирование респондентов в рамках исследования, представленного в статье [3], показывает, что на аэроэкспресс имеется спрос, достаточный для реализации такого проекта в Забайкальском крае. Это позволит значительно улучшить качество транспортного обслуживания
пользователей воздушного транспорта и привлечь дополнительные пригородные объемы перевозок. Для снижения инвестиций в проекты организации аэроэкспресс сообщения надлежит оценивать возможности существующий железнодорожной инфраструктуры по пропуску дополнительных размеров движения на направлении вокзал -аэропорт [4].
Данная тема на современном этапе развития железнодорожного транспорта является актуальной, т.к. затрагивает вопросы ускорения доставки
пассажиров и привлечения
дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт.
Цель работы
Целью настоящего исследования является оценка возможности реализации проекта аэроэкспресс-сообщения в Новосибирском железнодорожном узле. В рамках исследования будут рассмотрены
следующие вопросы:
1) Оценка конкурентных преимуществ аэроэкспресс-сообщения в новосибирском транспортном узле.
2) Оценка целесообразности введения в аэроэкспресс-сообщения по средствам проведения опроса респондентов.
3) Расчет и анализ уровня конкурентоспособности различных видов транспорта при перевозке пассажиров на направлении вокзал -аэропорт в новосибирском транспортном узле.
4) Расчет и анализ пропускной способности существующей железнодорожной инфраструктуры н направлении вокзал - аэропорт.
Основная часть
Для оценки целесообразности создания аэроэкспресс-сообщения проведен социальный опрос - объем выборки 100 человек. По результатам опроса выполнена обработка данных, которая позволила оценить основные критерии в баллах. Результаты обработки приведены в табл. 2. Стоит отметить, что позиции аэроэкспресса не уступают остальным видам транспорта.
Выполнено ранжирование
критериев конкурентоспособности в зависимости от их значимости и установлено значение коэффициентов весомости с точки зрения, опрашиваемых, а также произведен расчет конкурентоспособности по вариантам проезда.
Коэффициент весомости
рассчитывается по формуле:
т.
а
т
(1)
где
т -
результирующий ранг по
каждому критерию.
Комплексный показатель ] -ого объекта определяется по формуле:
а,= 1 Р ■ а,
(2)
где I р - оценка 1-ого критерия
конкурентоспособности.
Уровень конкурентоспособности определяется по формуле:
К =
а,
а«
(3)
Базовый уровень
конкурентоспособности Qмах всегда равен 1.
Конкурентоспособность рассматриваемых объектов
оценивается, исходя из следующих интервалов:
0 - 0,59 -конкурентоспособный, 0,60 - 0,70 конкурентоспособность,
0,71 - 0,9 конкурентоспособность,
0,91 - 1 конкурентоспособность.
Результаты расчетов приведены в табл. 3.
объект не
низкая
средняя
высокая
Таблица 2
Обработка результатов анкетирования
Показатель качества Оценка критериев, баллы
Максимальная Личный транспорт Электропоезд Автобус
Стоимость проезда 5 3,675 3,575 3,525
Уровень безопасности 5 3,875 3,725 3,275
Время в пути 5 3,95 3,625 3,525
Комфортность 5 3,95 3,4 3,225
Количество пересадок 5 3,65 3,55 3,65
Число мест 5 3,575 3,325 3,15
Частота отправления 5 4,1 3,675 3,45
Доп. сервис 5 3,25 2,85 2,675
Продолжение таблицы 2
Показатель качества Оценка критериев, баллы
Аэроэкспресс Каршеринг Такси Трансфер
Стоимость проезда 3,7 3,65 3,875 3,65
Уровень безопасности 3,975 3,725 3,75 3,525
Время в пути 4,175 3,775 4,25 3,55
Комфортность 4,175 3,85 4,125 3,575
Количество пересадок 3,7 3,675 3,5 3,375
Число мест 3,7 3,7 3,625 3,4
Частота отправления 3,8 3,75 3,95 3,5
Дополнительный сервис 3,625 3,175 3,3 3,25
Таблица 3
Уровень конкурентоспособности различных видов перевозки пассажиров
Показатель качества Ранг Коэффициент весомости Оценка критериев, баллы
Личный транспорт Электропоезд
Стоимость проезда 3,99 0,12 0,45 0,44
Уровень безопасности 4,33 0,13 0,52 0,50
Время в пути 4,20 0,13 0,51 0,47
Комфортность 4,02 0,12 0,49 0,42
Количество пересадок 4,27 0,13 0,48 0,47
Число мест 3,87 0,12 0,43 0,40
Частота отправления 4,22 0,13 0,53 0,48
Дополнительный сервис 3,48 0,11 0,35 0,31
Суммарное значение 32,37 1,00 3,77 3,48
Уровень конкурентоспособности 0,75 0,70
Продолжение таблицы 3
Показатель качества Оценка критериев, баллы
Автобус Аэроэкспресс Каршеринг Такси Трансфер
Стоимость проезда 0,43 0,46 0,45 0,48 0,45
Уровень безопасности 0,44 0,53 0,50 0,50 0,47
Время в пути 0,46 0,54 0,49 0,55 0,46
Комфортность 0,40 0,52 0,48 0,51 0,44
Количество пересадок 0,48 0,49 0,48 0,46 0,44
Число мест 0,38 0,44 0,44 0,43 0,41
Частота отправления 0,45 0,50 0,49 0,51 0,46
Дополнительный сервис 0,29 0,39 0,34 0,35 0,35
Суммарное значение 3,32 3,86 3,67 3,81 3,48
Уровень конкурентоспособности 0,66 0,77 0,73 0,76 0,70
Таким образом, аэроэкспресс обладает средней степенью
конкурентоспособности, с
максимальным значением, среди сравниваемых видов транспорта.
Расчет и анализ пропускной способности ведется методом математического моделирования в соответствии с действующей нормативной документацией [6 - 9].
Поскольку маршрут следования аэроэкспрессов пролегает по Транссибирской магистрали,
специализирующейся на пропуске пассажирских и пригородных поездов, то расчет пропускной способности надлежит вести по периодам суток с выделением утреннего, вечернего часов пик, дневного и ночного периодов. При этом особенностью расчета наличной
пропускной способности является необходимость учета технологического окна, в период так называемого мертвого периода - прекращения пригородного движения.
Расчетные размеры движения в настоящее время составляют (поездов в
сутки): 27 пассажирских, 15 пригородных, 10 передаточных. Результаты расчета существующей пропускной способности однопутного мостового перехода представлены в табл. 4.
Показатель Значение показателя по периодам суток
утро день вечер ночь Итого
Наличная пропускная способность, пар поездов 17,5 30,7 17,5 32,9 98,7
Потребная пропускная способность, пар поездов 12,2 14,7 14,4 15,9 57,2
Коэффициент заполнения пропускной способности 0,697 0,478 0,822 0,483 0,580
Примечание: 1) утро с 2 до 6 ч., день с 6 до 13 ч., вечер с 13 до 18 ч., ночь с 18 до 2 ч. - время Московское; 2) потребная пропускная способность определена с учетом коэффициентов съема грузовых поездов пассажирскими и пригородными.
Таблица 4
Расчет существующей пропускной способности однопутного мостового перехода
В перспективе расчетные размеры движения пассажирских и пригородных поездов не изменятся, число передаточных грузовых поездов сократится до 3 поездов в сутки. Для осуществления тактового движения поездов аэроэкспрессов планируется 20 ниток в сутки с отправлением каждый час.
Кроме того, одновременно предусмотрена реализация
дополнительных проектов:
- «городская электричка», предусматривающая движение городских электропоездов по маятниковому графику через центральную пассажирскую станцию с размерами движения 16 поездов в сутки;
- пропуска ускоренных контейнерных поездов, минуя станцию Инская, через станцию Новосибирск-Главный для сокращения времени и расстояния пробега таких поездов с
размерами движения до 9 поездов в сутки.
Результаты расчета
перспективной пропускной способности однопутного мостового перехода представлены в табл. 5.
Результаты исследования уровня конкурентоспособности различных способов доставки пассажиров на направлении вокзал - аэропорт представлены на рис. 1.
В соответствии с полученными результатами аэроэкспресс не уступает своим оппонентам по основным критериям перевозки и находится в среднем уровне конкурентоспособности в конце интервала. Следовательно, аэроэкспресс-сообщение является
актуальным для жителей Новосибирска.
Результаты исследования
пропускной способности представлены на рис. 2.
Таблица 5
Расчет перспективной пропускной способности однопутного мостового перехода
Показатель Значение показателя по периодам суток
утро день вечер ночь Итого
Наличная пропускная способность, пар поездов 17,5 30,7 17,5 32,9 98,7
Потребная пропускная способность с учетом только проекта аэроэкспресс-сообщения, пар поездов 15,7 20,0 17,4 19,5 72,6
Коэффициент заполнения пропускной способности с учетом только проекта аэроэкспресс-сообщения 0,896 0,652 0,992 0,593 0,736
Потребная пропускная способность с учетом трех проектов, пар поездов 21,2 34,9 22,9 29,6 108,5
Коэффициент заполнения пропускной способности с учетом трех проектов 1,208 1,135 1,304 0,900 1,100
Примечание: 1) утро с 2 до 6 ч., день с 6 до 13 ч., вечер с 13 до 18 ч., ночь с 18 до 2 ч. - время Московское; 2) потребная пропускная способность определена с учетом коэффициентов съема грузовых поездов пассажирскими и пригородными.
Стоимость проезда 0.55-г^
Ко личество пересадок Личный транспорт -Аэроэкспресс -Каршерннг -Такси
Рис. 1. Сравнение критериев конкурентоспособности основных видов транспорта
Рис. 2. Коэффициент заполнения пропускной способности однопутного мостового
перехода
В соответствии с полученными результатами при существующих размерах движения пропускной способности достаточно для
обеспечения надежного пропуска поездов по всем периодам суток -коэффициент заполнения пропускной способности не превышает 1,0, по суткам в целом - не превышает 0,87 (допустимое значение для однопутных участков с двухпутными вставками, в том числе для двухпутных линий с однопутным мостовым переходом).
При перспективных размерах движения в случае реализации только проекта организации аэроэкспресс-сообщения пропускной способности достаточно для обеспечения надежного пропуска поездов по периодам суток -коэффициент заполнения пропускной способности не превышает 1,0, по суткам в целом 0,736 - также не превышает допустимое значение 0,87.
При перспективных размерах
движения в случае реализации всех трех проектов в Новосибирском узле пропускной способности недостаточно для обеспечения надежного пропуска поездов как по периодам суток (за исключением ночного периода с 18 до 2 часов по Московскому времени) -коэффициент заполнения пропускной способности превышает 1,0, так и по суткам в целом 1,1 - превышает допустимое значение 0,87.
Следовательно, для обеспечения надежного пропуска поездов необходима реализация мероприятия по усилению пропускной способности -сооружение второго мостового перехода через реку Обь.
Наличная пропускная способность направления Новосибирск-Главный -Обь после строительства второго мостового перехода возрастет с 98 до 154 поездов в каждом направлении.
Выводы
Аэроэкспресс-сообщение имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими вариантами доставки пассажиров: отсутствие пробок по сравнению с автотранспортом, более низкая цена по сравнению с такси, трансфером и каршерингом, высокий уровень безопасности, независимость от погодных условий и т.п.
Особенностями организации
движения аэроэкспрессов в
Новосибирском узле являются: возможность использования
существующей инфраструктуры
железнодорожного транспорта,
тактовый тип графика,
предусматривающий удобное
расписание движения аэроэкспрессов, отсутствие стоянок по маршруту следования, использование только высоких платформ, позволяющих обеспечить удобный вход и выход пассажиров из аэроэкспресса.
Анализ уровня
конкурентоспособности различных видов транспорта показал, что аэроэкспресс имеет конкурентные преимущества и позволяет быстро доставить пассажиров из центра города Новосибирска в аэропорт.
В случае реализации только проекта аэроэкспресс-сообщения
пропускной способности барьерного места - однопутного мостового перехода будет достаточно для надежного пропуска поездов всех категорий. При одновременной реализации, кроме вышеуказанного, проектов «городская электричка» и пропуска ускоренных грузовых поездов, минуя сортировочную станцию Инская, пропускной способности однопутного мостового перехода будет недостаточно ни по периодам суток, ни по суткам в
целом - коэффициент заполнения пропускной способности за сутки составит 1,1 при допустимом значении 0,87. Следовательно, требуется сооружение второго мостового перехода, после чего наличная пропускная способность направления Новосибирск-Главный - Обь возрастет с 98 до 154 поездов в каждом направлении.
Список литературы:
1. Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации, 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hsrail.ru/info/techdocs/progra mmaVSM/
2. Пегин П.А. Обоснование строительства высокоскоростной линии между аэропортом и центром города [Текст] / П.А. Пегин, Г.В. Иголкин // Известия Петербургского университета путей сообщения. - Санкт-Петербург, №4 - 2018. - с. 517 - 523.
3. Светлакова, Е.Н. Мультимодальные пассажирские перевозки в Забайкальском крае - миф и реальность [Текст] / Е.Н. Светлакова // Транспортная инфраструктура сибирского региона. - Иркутск, 2018. -с. 130 - 134.
4. Климова, Е.В. Анализ пропускной способности перегонов при организации железнодорожного сообщения «станция Новосибирск-Главный - аэропорт Толмачево» [Текст] / Е.В. Климова // Совершенствование технологии перевозочного процесса. -Новосибирск, 2015. - С. 77 - 83.
5. Производственный менеджмент [Текст] / И.Б. Береговая, Б.А. Береговой. - Оренбург, 2010. -102с.
6. Инструкция по определению
станционных и межпоездных интервалов: ЦД-361: утв. МПС РФ 16.06.1995. - М., 1995. - 162 с.
7. Инструкция по расчету наличной пропускной способности железных дорог: утв. ОАО «РЖД» 10.11.2010. - М., 2011. - 289 с.
8. Методика определения пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования: утв. Минтранс России 18.06.2018 №266. -М, 2018. - 40 с.
9. СП 119.13330.2017. СНИП 3201-95. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм: утв. Мин. строит. и жил.-коммун. хоз. РФ, 12.12.2017, №1648/пр. [Текст] - М, 2017. - 46 с.
Аннотации:
В статье рассматриваются вопросы введения в обращение аэроэкспресс-сообщения, позволяющего организовать быструю доставку пассажиров из центра города Новосибирска до
аэропорта Толмачево и повысить уровень конкурентоспособности железных дорог по сравнению с другими способами проезда пассажиров. Однако данный вид перевозки требует решения ряда вопросов, связанных с расчетом и анализом пропускной способности перегонов рассматриваемого направления, а также с оценкой уровня конкурентоспособности на рынке транспортных услуг.
Ключевые слова: аэроэкспресс-сообщение, конкурентоспособность, варианты доставки пассажиров, пропускная способность, коэффициент заполнения.
The article deals with the introduction of the Aeroexpress service, which allows to organize a fast delivery of passengers from the city center of Novosibirsk to Tolmachevo airport and to increase the level of competitiveness of railways in comparison with other ways of passenger travel. However, this type of transportation requires the solution of a number of issues related to the calculation and analysis of the capacity of the segments of the considered direction, as well as to the assessment of the level of competitiveness in the market of transport services.
Keywords: aeroexpress service, competitiveness, passenger delivery options, traffic capacity, fill factor.