Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

проблемных ситуациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Основа данного приема базируется на том, что процесс выдвижения идей отделен от процесса их оценки и отбора. Приветствуются самые нестандартные концепции. Отсутствие критики ведет к расслаблению учащихся, и как следствие, повышению уровня креативности и самоудовлетворенности.

Еще один интересный интерактивный прием «Аквариум». Он заключается в том, что отдельная группа учеников разыгрывает определенную ситуацию, например, встречу в кафе, и они должны передать эмоции, особенности характера своего героя, которые им задает учитель перед началом работы. Остальные выступают в роли критиков.

Использование групповых приемов способствует активизации учебного процесса, интенсификации познавательной деятельности обучающихся, росту творческого потенциала детей и результативности урока.

Список использованной литературы:

1. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М.: Просвещение, 1999. - 675 с.

2. Борзова, Е.В. Парная и групповая работа на уроках иностранного*

языка в старших классах / Е.В. Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2015. - Вып.4. - С.4-15.

3. Брюсова, Н.Г. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка / Н.Г. Брюсова. - М., 2017. - 160 с.

4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2015.

5. Горохова, О.А. Приемы вовлечения обучающихся в интерактивную деятельность на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции / О.А. Горохова. - М.: Просвещение, 2016.

6. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.Л. Стандарты второго поколения. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2016.

© Ефимова М. Ю., 2024

УДК 373.24

Жульмина К.Ю.

МБДОУ «Д/с «Капитошка» города Абакана

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрада сегодня - это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. С ней мы сталкиваемся везде: слушая радио в машине, смотря телевизионные передачи и концерты, на городских празднованиях, фестивалях, конкурсах. Она привлекает своей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим искусством, содержанием и эмоциональным строем произведений, который воплощается несложным для восприятия языком.

Современная эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов, в том числе и детей. Из всего многообразия музыкальных жанров, стилей и направлений дети в большинстве случаев отдают

предпочтение именно эстрадным песням.

Сегодня эстрадная музыка способствует эстетическому формированию нового поколения. Музыкальное искусство помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. Стремительный прогресс компьютерных технологий, изобретение новых технических средств обучения, звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, раскрывают неограниченные возможности для модернизации методических подходов к обучению эстрадному вокалу. [1,2,3,4].

Одной из самых главных задач педагогики является развитие личности ребёнка. Процесс разностороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная именно с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться задатки к определенному виду деятельности, которые могут перерасти в способности или одаренность. В настоящее время разработанных методик обучения детей дошкольного возраста эстрадному пению недостаточно. Не существует государственного стандарта в работе по этому виду творчества в дошкольных учреждениях. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, в рамках нашего дошкольного учреждения, которая поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Целью программы является формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задача педагога построить образовательный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов. Для реализации программы необходимо проведение диагностики музыкальных способностей детей, для выявления одаренных детей и организации образовательного процесса для поддержания и развития определенных способностей с учетом возрастных особенностей. Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась по следующим направлениям: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, чувство ритма, музыкальное творчество. По результатам мониторинга были выделены дети с незаурядными музыкальными способностями. Родители этих воспитанников были ознакомлены с разработанной программой по обучению детей эстрадному вокалу.

Эта программа рассчитана на три года. На занятии имеет место как коллективная, это не более десяти детей, так и индивидуальная работа. Групповые занятие в вокальном кружке проводятся два раза в неделю, индивидуальные по мере необходимости с отдельными воспитанниками. Продолжительность занятий соответствует требованием СанПиН, с учетом возрастных особенностей детей (4-5 лет -20 минут, 5-6 лет 25 минут, 6-7 лет-до 30 минут).

Программа с одной стороны, является мостиком от развлечения к серьёзному увлечению, с другой стороны, обучающиеся дети, получают незаменимый опыт общения, который важен в любой жизненной ситуации. Также, содержанием программы является удовлетворение социального заказа детей и родителей в потребности гармоничного музыкального развития ребёнка. Занятия в кружке эстрадного вокала направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха.

Что касается личности руководителя вокального кружка и его взаимодействия с детьми, занимающимися в кружке. По моему мнению, музыкальный руководитель очень часто является для

детей не просто педагогом, обучающим их азам эстрадного пения и поведению на сцене, но и их товарищем и даже другом. Давая ребенку определенную долю самостоятельности во время процесса обучения, педагог позволяет ребенку проявлять инициативу, делая практически незаметной границу между ним и учеником, ощутить отношение партнерства и сотрудничества, повышая тем самым степень доверия к себе, что положительно сказывается на воспитательном процессе.

На развитие ребенка, его творческих и вокальных способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для юных певцов выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, а также пожеланий детей. В соответствии с выбранным репертуаром подбираются необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определенных проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач.

В своей работе использую известные вокальные методики, например: «Пение в речевой позиции» (Сет Риггс), «Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова» (ФМРГ). Основное содержание последней методики раскрывается в нескольких монографиях автора, наиболее известной среди которых является «Развитие голоса. Координация и тренинг» [5]. В 2015 году опубликовано уже 7-е издание этой книги. Для детей дошкольного возраста рационально использования первого уровня фонопедического метода развития голоса, частично второго. Обе названные методики направлены на техническое развитие голоса. Основным условием исполнения вокальных упражнений Лондонской школы вокала является пение с движением в такт исполняемой фоновой музыки. Тем самым это усложняет исполнение вокальных упражнений и в тоже время раскрепощает ребенка, давая ему нужную свободу в голосе, которую, так сложно добиться особенно у начинающих вокалистов при исполнении обычных упражнений без движений.

Чтобы раскрыть творческий потенциал воспитанника, считается, недостаточно просто петь вокальные упражнения, их нужно применять по назначению, то есть наработанный вокальный навык использовать в освоении своего песенного репертуара.

При работе с эстрадным вокальным репертуаром нельзя сразу работать над динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить поэтапно. Такой подход обеспечивает качественный и скорейший результат. Первый этап это знакомство с музыкальным произведением. В своей работе я практикую показ песни, как в записи, так и в живом своем исполнении. Как правило, второе, в большинстве случаев, более эмоционально влияет на юных слушателей. Второй этап работы с начинающими исполнителями это разучивание текста. В групповых занятиях этот этап может занять немало времени, так как скорость запоминания у детей индивидуальна. Разучивание текста начинаем с небольших фраз, выстраивая их в предложения. Текст вместе с детьми прочитываем несколько раз хором, определяем возникшие сложности. Если возникли сложности в дикции, эти отрывки изолируем от всего текста и заучиваем как скороговорку. Темп проговаривания можно довести до быстрого, но в тоже время проговаривать текст с выразительной интонацией, чтобы придать ему смысловую окраску. Также текст можно проговорить еще несколько раз, применяя эмоциональную и звуковую окраску, приближенную к мелодии данной песни.

Разучив несколько предложений, подключаем работу над мелодией. Большую роль играет качественный, яркий показ педагога. Ведь детям ничего не стоит скопировать своего наставника. Показ мелодии педагогом должен осуществляться максимально качественно и выразительно, в очень медленном темпе, небольшими фразами. Очень важно интонационно чисто разучить с детьми мелодию. Вместе с работой над интонацией необходимо разобраться с дыханием. С детьми это сделать лучше в игровой форме, «отдыхая» после каждой фразы, в результате это будет получаться на автомате. После разучивания отдельных предложений, под сопровождение фортепиано, в медленном темпе,

соединяем все воедино. Не нужно сразу гнаться за быстрым темпом, главное, чтобы ни один компонент не пострадал.

Работа над техническими сложностями проводится как коллективно, так и индивидуально. Важно очень внимательно наблюдать за каждым из воспитанников и определить, с какими сложностями сталкивается каждый из них. Этот этап обычно немного дольше всех предшествующих. По результату долгой и кропотливой работы над вокальными сложностями песню можно записать на любой доступный аудио или видео носитель и объективно оценить.

Внешнее оформление номера очень важно. Причем, все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность музыкального эстрадного номера. Кузнецов В. писал: «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель непременно обращается к зрителю» [6, с. 105].

Не менее важна актёрская интерпретация - это взгляд на данный материал через своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер, ребенок постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам. Но это, как правило, свойственно детям старшего возраста. Создание собственного образа - долгий путь и он складывается из предшествующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать свой образ?» - это главный вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра, на который он должен ответить сам.

Результатами моей работы являются выступления моих воспитанников на мероприятиях внутри детского сада, утренниках, отчетных концертах, родительских собраниях, так же на городских фестивалях, концертах, конкурсах. Ничто не может заменить эмоций пережитых во время выступлений, как самими детьми, так и их родителями, «болеющими» за них в зале. Несмотря на свой юный возраст, ребята учатся перебарывать свой страх, стеснительность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаясь с залом, стараясь донести основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к работе, они побуждают детей обновлять и увеличивать свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме. Для многих выпускников кружка, желающих продолжить музыкальное обучение в музыкальных школах или различного рода музыкальных студиях и ансамблях, полученный опыт, является хорошей базой для поступления и дальнейшего развития в этом направлении. А для меня, как для педагога главная награда, это успех моих воспитанников, и большая гордость за их достижения.

Список использованной литературы:

1. Хайтович Л.М. Эстрадно-джазовые распевки и песенки. - М.:иНижний Новгород, 2006.

2. Нижникова А.Б. Вокальная работа с детьми. - М.:Учебно-методическое пособие, 2006.

3. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Академия, 2003.

4. Стулова Г.П. Хоровой класс. - М.: Просвещение, 1988. -

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М.:СПБ.: Лань,2000/2003

6. Кузнецов В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. - М.:Музыка, 1981. - 149 с.

© Жульмина К.Ю., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.