Научная статья на тему 'Особенности организации работы кафедры физической культуры при проведении непрерывного мониторинга психофизического сотояния студентов'

Особенности организации работы кафедры физической культуры при проведении непрерывного мониторинга психофизического сотояния студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / АДАПТАЦИЯ / MONITORING / PSYCHOPHYSICAL STATE / ADAPTATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пискун О. Е., Пискун В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы кафедры физической культуры при проведении непрерывного мониторинга психофизического сотояния студентов»

родный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

Ключевые слова: профессиограмма, квалификационная характеристика, способности, тренерская деятельность, функции тренера.

Key words: professiogram, qualification characteristics, ability, sport coach activities, sport coach functions.

О.Е. Пискун, В.О. Пискун

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО

СОТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ1

Кафедра физической культуры и адаптации Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, piskun@imop.ru

Здоровье нации - категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.

Особую обеспокоенность вызывает проблема здоровья молодежи. Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи являются приоритетными задачами общества и государства (А.Г. Ильин и др. 1999; Л.А. Щеплягина, 2002). На состояние здоровья молодого поколения оказывает влияние сложный комплекс разнообразных факторов, среди которых особое место принадлежит учебной нагрузке (А.Г. Ильин и др., 1999; А.П. Спицин, 2007), связанной с интенсивной умственной деятельностью, нарушением режима труда и отдыха, гиподинамией, психоэмоциональным напряжением, стрессовыми ситуациями. Отмечено, что в век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации грозит превысить человеческие возможности ее ус-

1O.E. Piskun, V.O. Piskun. Features of the activity of the physical culture department during constant monitoring of students psyhophysical state.

воения.

Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими цифрами: высокий уровень - у 1,8% студентов; средний - у 7,7%; низкий - у 21,5%; очень низкий - у 69% («Учительская газета», 2003 г., № 51 - С. 22.).

В последние годы Президент и Правительство Российской Федерации уделяют все больше внимания проблемам здоровья подрастающего поколения. В Законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, однако, современный процесс обучения становится фактором риска развития различных заболеваний. Поддержание здоровья учащихся должно стать одним из критериев качества образовании. В стране приняты и действуют национальные проекты «Здоровье» и «Образование». Вместе с тем, реализация планов укрепления здоровья молодежи до сих пор сталкивается со многими трудностями. Преодоление этих трудностей, по мнению ряда авторов, невозможно проводить без создания единой системы мониторинга здоровья (Ю.В. Михайлова, Г.С. Лебедев, 2006; В.К. Тасников и др., 2006). При этом для молодого возраста необычайно важны не просто констатация наличия заболеваний, а прогноз и определение риска развития таковых, оценка уровня адаптационных возможностей организма. Поэтому одна из основных задач управления системой образования - учитывать при проведении процесса обучения состояния здоровья учащихся.

Одним из важных направлений деятельности кафедр физического воспитания, по мнению Могутнова В.П., Кононец В.В. (2011), является организация мониторинговых исследований состояния здоровья студентов, как фактора эффективного управления качеством физического воспитания.

Однако существует определенное противоречие, которое заключается в следующем: с одной стороны, в обязанности кафедры физического воспитания ВУЗа, согласно Инструкции Министерства образования и науки, не входит организация и проведение мониторинга физического и психического здоровья студентов, тогда как проведение мониторинга здоровья молодого населения страны обозначена как важная государственная задача, что подтверждено постановлением Правительства РФ № 916 от 29.12.2002г.

Несмотря на актуальность проблемы здоровья студентов, в настоящее время отсутствует унифицированная комплексная система мониторингового кон-

троля здоровья студентов в динамике их обучения в вузе. Из этого следует, что любая структура в системе образования, заинтересованная в проведении этой работы, вынуждена разрабатывать свою систему мониторинга оценки здоровья студентов (О.Е. Пискун, 2007, 2009, 2011).

Осуществление мониторинга вносит определенные коррективы в организационно-управленческую деятельность кафедры физического воспитания.

Оценивая многолетний опыт, накопленный кафедрой физической культуры и адаптации ИМОП СПбГПУ по организации и проведению непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов, можно отметить целый ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе этой работы, основная из которых была связана с организацией психологического тестирования. В самом начале исследования тестирование проводилось в виде анкетирования на бумажных носителях, что занимало значительную часть учебного занятия: раздача анкет, необходимые пояснения, ответы на вопросы анкеты (не все студенты одновременно заканчивают отвечать на вопросы анкеты), сбор анкет и т.д. Но главная проблема возникла с обработкой полученной информации: 1 -е -для обработки анкет потребовалось привлечение сторонних специалистов; 2-е -сама обработка вручную занимала достаточно много времени. При проведении мониторинга с использованием бумажных носителей нужно было обрабатывать вручную около 1500 анкет, что занимало почти два месяца работы привлеченного специалиста.

Из-за этого общий сбор и анализ полученной информации значительно отставал от установленного графика, тогда как для разработки практических рекомендаций по коррекции учебного процесса ключевое значение имеет синхронное и оперативное получение и обработка результатов психического и физического тестирования.

С проведением тестирования физического состояния студентов особых проблем не возникало, т.к. оценка показателей физической подготовленности и функционального состояния проводилась в соответствии с методиками, указанными в Программе по физической культуре для ВУЗов.

В итоге, из-за обозначенной выше проблемы, система проведения мониторинга оказалась неэффективной.

На основании анализа организации и управления мониторингом, оценке проблем, выявленных в процессе его проведения, было принято решение об организации в рамках кафедры отдельной структуры, в основные обязанности ко-

торой входило бы организация и управление этим процессом.

Наиболее целесообразное решение этого вопроса, на наш взгляд, заключалось в создании специализированной лаборатории, оснащенной компьютеризированными психодиагностическими методиками и необходимым инструментарием для оценки физического состояния студентов (рис.1).

Входное тес- Входное тес- А

тирование тирование

физического психического

состояния состояния

База данных физического со- База данных психического со-

стояния стояния

Выходное тестирование психического состояния

Рис. 1 Модель организационно-управленческой деятельности кафедры физического воспитания при проведении непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов

Использование в мониторинге психического состояния студентов компьютерных версий психодиагностических методик позволило получать автоматизированные заключения по всем задействованным методикам на каждого студента сразу после окончания процедуры тестирования. Мониторинг проводился по 3 методикам.

Количество и направленность их в процессе мониторинга может меняться в зависимости от исследуемых характеристик личности.

Разработанная нами система управления мониторингом психофизического состояния студентов на основе использования современ6ных компьютерных технологий, диагностических, образовательных и оздоровительных методик, позволила оперативно и качественно проводить исследование, своевременно разрабатывать и внедрять в учебный процесс по физическому воспитанию программы коррекции психофизического состояния студентов, направленные на их скорейшую адаптацию к обучению в вузе.

Литература.

1. Ильин А.Г. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А.Г. Ильин и др. // Российский педиатрический журнал. 1999. №5. С. 14-18.

2. Могутнов В.П., Кононец В.В Организационно-содержательное обеспечение деятельности кафедр физического воспитания / Матер. докл. науч.-практ. конф. «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности». Казань, 2011.

3. Пискун, О.Е. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в ВУЗе / Л.А. Ясюкова, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, И.В. Бучин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32) - С. 96-103.

4. Пискун, О.Е Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, С.А. Возовиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52) - С. 23-27.

5. Пискун, О.Е. Организация и проведение мониторинга психофизического состояния студентов средствами интернет-технологий / О.Е. Пискун, В.Л. Веретенников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. № 5 (75). С. 35-40.

6. Спицин А.П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной

деятельности / А.П.Спицин // Гигиена и санитария. 2007. - № 2. - С. 54-56.

7. Щеплягина JI.A. Факторы риска и формирование здоровья детей / JI.A: Щеплягина // Российский педиатрический журнал. 2002. - № 2. - С. 4-6.

Ключевые слова: мониторинг, психофизическое состояние, адаптация.

Key words: monitoring, psychophysical state, adaptation.

УДК 796.071:612.015.6:612.126

Р.С. Рахманов, Т.В. Блинова, Л.А. Страхова, В.Е. Царяпкин, К.Р. Генрих, Е.В. Орлов

ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОРГАНИЗМА КАК БИОМАРКЕР ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ1

ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора,

Нижний Новгород, ipz@sandy.ru

Важным элементом ранней (донозологической) диагностики здоровья, в том числе спортсменов, является определение биомаркеров, определяющих их профессиональную надежность и работоспособность [2]. Известно, что недостаточная насыщенность организма витаминами и минеральными веществами снижает метаболические процессы организма, нарушается питание клеток, органов, нарушаются функции систем организма, снижается работоспособность и профессиональная надежность специалиста [3, 4]. Имеющиеся данные о влиянии витаминов и минеральных веществ на физическую форму спортсменов свидетельствует о том, что при нормальной обеспеченности организма этими нутриентами достигается максимальный уровень работоспособности и выносливости атлетов. Недостаточная обеспеченность их витаминами и минералами может снизить физическую работоспособность, снижая спортивную результативность [1].

Намибыла проведена оценка некоторых показателей витаминной и минеральной насыщенности организма спортсменов - гребцов по академической гребле в ходе тренировочно-соревновательного цикла.

1Rakhmanov R.S., Blinova T.V., Strakhova L.A., Tsaryapkina V.E., Genrikh K.R., Orlov E.V. Vitamin -minerals deficiency of human organism as a biomarker of sportsmen health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.