служит ваша информация.
5) Предварительные действия облегчают работу. Необходимо построить такие личные и организационные отношения в переговорах, которые смягчат возможные осложнения для обеих сторон. Это также означает, что надо таким образом сконструировать переговорную игру, чтобы отделить существо дела от взаимоотношений партнеров и тем самым избежать субъективных влияний на решение проблемы.
6) Построение работающих отношений. Лучше всего создать подобные отношения до переговоров. Постарайтесь узнать ваших партнеров, их пристрастия или неприязни. Найдите способ встречать их неформально. Старайтесь приехать раньше для легкой беседы до условленного начала переговоров, задержитесь после окончания.
7) Будьте готовы разбираться с проблемой, а не с людьми. Наиболее эффективный путь состоит в том, чтобы стороны рассматривали друг друга в качестве партнеров в практических и совместных поисках справедливого соглашения, выгодного для всех.
Таким образом, применяя технологию принципиальных переговоров можно добиться высоких результатов. Так, например, по данным наших исследований, применение технологии принципиальных переговоров при переговорах с лицами, захватившими заложников, приводит к их успешному завершению в 100% случаев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атватер, И. Я вас слушаю... Психология внимания : хрестоматия / И. Атватер ;
ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М. : ЧеРо, 2001. - 110 с.
2. Глушакова, К. П. Переговоры : эффективное "ты - я" взаимодействие / К.П.
Глушакова. - М. : Знание, 1999. - 394 с.
3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.
4. Корэн, Л. Искусство торговаться, или Все о переговорах / Л. Корэн, П. Гудмэн. - М. : Психотерапия, 2007. - 227 с.
5. Коэн, Г. Искусство вести переговоры и заключать сделки / Герб Коэн ; пер с англ. А. Найденовой. - М. : АСТ : Хранитель, 2007. - 381 с.
6. Фишер, Р. Путь к современному успеху / Р. Фишер ; пер. с англ. Г.А. Крылова, Т.Б. Евдокимовой. - СПб. : Академический проект, 1997. - 248 с.
7. Фишер, Р. Путь к единению, или От переговоров - к тесному взаимодействию / Р. Фишер, С. Браун. - М. : Правда, 1992. - 484 с.
8. Фишер, Р. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Р. Фишер, У.
Юри. - М. : Наука, 1992. - 45 с.
9. Юри, У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми / У. Юри. -М. : Изд-во «Эксмо», 2008. - 69 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07; 796.034.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Владимир Львович Веретенников, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург),
Олег Евгеньевич Пискун, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбСПУ)
Аннотация
В процессе обучения студента в вузе происходит непрерывный процесс его психологиче-
ской адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям: на младших курсах - к обучению в вузе, а на старших - к будущей профессиональной деятельности. По результатам on line тестирования (тест А.Г. Маклакова «Адаптивность») исследована динамика адаптации студентов младших курсов.
Ключевые слова: психологическая адаптация, тест «Адаптивность», интернет-технологии.
RESEARCH OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' PSYCHOLOGICAL ADAPTATION PROCESS BY MEANS OF INTERNET TECHNOLOGIES
Vladimir Lvovich Veretennikov, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Oleg Evgenevich Piskun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The St.-Petersburg State Polytechnic University
Annotation
In the course of student's studying in higher school a continuous process of his/her psychological adaptation to constantly changing external conditions takes place: during the first courses - to studing in higher school, and on the further stages - to the future professional work. By results of on line testings (A.G.Maklakov's test "adaptability") the dynamics of adaptation of students of the first years has been investigated.
Keywords: psychological adaptation, test "Adaptability", internet technologies.
В процессе обучения студента в вузе происходит непрерывный процесс его психологической адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям: на младших курсах - к обучению в вузе, а на старших - к будущей профессиональной деятельности.
Психическое и функциональное состояние студента можно характеризовать достаточно большим набором качеств, но, как известно, чем больше переменных содержит функционал, тем сложнее поиск функционала, возникает, так называемая проблема избыточности в информационной системе. Как показывают многочисленные теоретические и экспериментальные исследования такие интегральные характеристики состояния человека, как психического, так и функционального состояния существуют. Считаем полезным привести некоторые определения, которые используются при мониторинге психического состояния:
«Здоровье психическое (mental health) — состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование в трудных ситуациях (выбор операциональных характеристик полноценного психического функционирования человека зависит от общего представления о личности и механизмах ее развития, принятых в той или иной психологической школе). Рассматриваются модели З. п., основанные на (а) позитивном определении здоровья, включающем обобщенные характеристики полноценного психического функционирования индивида; (б) сравнении и противопоставлении патологии (традиционные медицинские классификации психического здоровья)». (http://slovari.vandex.ru). Сложность и отсутствие формализованности в этих определениях породило множество работ, основной задачей которых было использование как можно большего числа всевозможных психологических тестов для статистического определения тех или иных сторон личности, чтобы как-то охарактеризовать психическое состояние человека. Но, как это не прискорбно, подавляющее число исследований завершалось усреднением по группе испытуемых, забывая о том, что каждый человек - это индивидуальность [1]. Основной причиной, породившей эту безудержную гонку тестирований, является то, что авторы, проводя психологическое тестирование, как отмечает
А.Н. Алехин [1], просто забывают, для чего они это делают.
В нашем случае, генеральной задачей является коррекция психического и функционального состояния студента, т.е. адаптация его к обучению и последующей профессиональной деятельности.
«При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют физиологическую,
психическую и социальную адаптацию. При этом психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации, прежде всего, имеют психическую природу. По мнению известного отечественного психиатра Ю. А. Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому для активной жизнедеятельности, можно говорить о «норме»» [А.Г. Маклаков, Общая психология. - 2001, С.453] и, далее, там же «Психолог должен различать сферу своей компетенции и сферу компетенции психиатра».
В качестве такого интегрального показателя адаптированости мы рассматриваем личностный потенциал социально-психологической адаптации» (ЛАП) [5]. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Данный тест был разработан А.Г. Макла-ковым [5] и, на наш взгляд, является наиболее приемлемым при интернет мониторинге психологической адаптации студентов к обучению в вузе. Данный тест широко используется в ВС РФ, показал свою информативность и валидность и подробно описан в нормативных документах по психологической работе в ВС РФ, а именно в ряде директив и в руководстве по психологической работе (http ://www.ht.ru/on-
line/forum/?forum=5&topic=368). Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Он предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.
Как и в случае показателя соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко, тест А.Г. Маклакова, относит испытуемого к той или иной группе, характеризующей степень адаптированноси.
Было определен показатель соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко [2], и проведен тест «Адаптивность» (см. рис.1, 2) у студентов 1-го курса дневного отделения ИМОП СПбГПУ в сентябре 2010 года (на первом занятии) и на последнем занятии в рамках учебного курса «Физическая культура».
Результаты эксперимента представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Шкала соматического здоровья (n=21) (чел)______________________
Дата проведения Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
сентябрь 2010 5 9 6 1 -
декабрь 2010 5 8 7 1 -
Как непосредственно следует из таблицы 1, соматическое здоровье у студентов за время 1-го семестра практически не изменилось. Нет тенденции к снижению, но и какой-либо рост также отсутствует. Следует также отметить, что основная масса студентов имеет низкий уровень соматического здоровья. Отметим также, что по медицинским показателям 14 студентов направлено в специальную медицинскую группу. В таблице 2 представлены результаты тестирования студентов по тесту «Адаптивность».
Таблица 2
Адаптационные способности личности по тесту «Адаптивность»______________
Дата проведения Группа
1 2 3 4
сентябрь 2010 3 4 10 4
декабрь 2010 5 4 7 5
Рис. 1 Вход в систему тестирования психического здоровья студентов
./ Пуск| ] ® УЗ " | Статьяб - Microsoft УУачД || '£ Психология: Опросни...
Рис. 2 Вход в тест «Адаптивность»
В таблице 3 представлена интерпретация групп адаптационных способностей личности (http://psylab.info)
Таблица 3
Интерпретация групп адаптационных способностей личности по тесту МЛО _____________________________(«Адаптивность»)_________________________________
Группа Интерпретация
1-2 Группа хороших адаптационных способностей. Лица той группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется.
3 Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.
4 Группа сниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.
Как следует из таблицы 2 практически 25% группы имеют пониженную адаптацию. (Отметим, что по результатам 1-й сессии 3-е студентов были отчислены). В тоже время можно констатировать, что в течение 1-го семестра большая часть группы адаптировалась к учебному процессу вуза (продолжают успешно учиться).
Таким образом, мы можем констатировать, что тест А.Г. Маклакова «Адаптивность» можно использовать в качестве основного функционала при решении задачи коррекции психического и физического состояния студента к обучению в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин, А.Н. К критике оснований психологической диагностики / А.Н. Алехин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 3-7.
2. Веретенников, В.Л. Организация и проведения мониторинга психофизического состояния студентов средствами интернет-технологий / В.Л. Веретенников, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 35-40.
3. Информационные технологии дистанционного обучения : учебное пособие /
В. А. Чистяков [и др.]. - Йошкар-Ола : Изд-во Марийского гос. ун-та, 2009. - 237 с.
4. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
5. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 100-106.
Контактная информация: [email protected]