В.А. Долгополое, О.Е. Пискун, В.О. Пискун
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ1
Кафедра физической культуры и адаптации (КФКА) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, [email protected]
В процессе проведения непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов, оценивается их психическое и физическое состояние.
На основании полученных данных разрабатываются соответствующие программы коррекции, которые внедряются в учебный процесс по физическому воспитанию. Цель этой работы - повысить адаптационные возможности организма студентов к условиям обучения в ВУЗе. Это и является прямым эффектом мониторинга.
При проведении скрининга студентов возникли неизбежные трудности материального, организационного и технического характера, связанные со сбором, хранением и использованием полученной информации для решения проблем здоровьесбережения. Чрезвычайно важны систематизация, обобщение и динамический анализ полученных первичных данных.
Для обеспечения массового обследования студентов на кафедре физической культуры и адаптации СПбГПУ была создана специализированная лаборатория, состоящая из двух блоков:
блок для проведения психологического тестирования, представляющий собой оборудованный компьютерный класс с 6 компьютерами, объединенными в локальную вычислительную сеть с необходимым программным обеспечением, позволяющим производить сбор, обработку и хранение автоматизированных психологических заключений тестирования на каждого обследуемого;
блок для оценки физического развития - специальное помещение, оснащенное необходимым инструментарием для проведения антропометрических измерений, динамометрии, ЖЕЛ, АД и ЧСС.
Это позволило значительно сократить время обследования и обработки полученных материалов, увеличить число обследованных студентов и повыси-
1V.A.Dolgopolov,O.E. Piskun, V.O. Piskun. Direct and indirect effects of tht monitoring of students psychophisical state.
ло эффективность проведения исследовательской работы.
Для более эффективного анализа полученных результатов и разработки программ коррекции на кафедре была создана методическая комиссия.
Создание лаборатории по мониторингу психофизического состояния студентов и методической комиссии, позволило разработать более эффективную систему мониторинга психофизического состояния студентов, которая обусловила:
- развитие материальной базы;
- сжатые сроки проведения мониторинга ;
- наиболее эффективное перераспределение обязанностей между сотрудниками кафедры;
- систематическое проведение повышение квалификации преподавателей в области теории и методики физической культуры, психологии, информатики, современных компьютерных и образовательных технологий.
Все это примеры косвенных эффектов мониторинга психофизического состояния студентов, так как они являются следствием процесса его организации, и в то же время, это главные факторы, влияющие на основной показатель работы кафедры физического воспитания - повышение качества учебного процесса по физической культуре.
Таким образом, мы проследили цепочку причинно-следственных связей между процессом организации мониторинга и качеством учебного процесса.
Ключевые слова: адаптация к обучению, материальная база, повышение квалификации, управление кадрами, качество учебного процесса;
Key words: adaptation to education, material base, mid-career education, personal administration, quality of the academic activity.