Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / технический вуз / проектная деятельность / образовательные технологии / educational process / technical university / project activity / educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична, Лысанов Денис Михайлович

В статье исследуются важные аспекты, связанные с организацией и реализацией проектной деятельности в технических высших учебных заведениях. Авторы рассматривают современные методы и подходы, используемые в образовании, с ориентацией на практические результаты обучения для студентов. Статья подробно анализирует основные этапы организации проектной деятельности в технических ВУЗах, начиная с формирования идей и выбора темы проекта. Внимание уделяется преимуществам и недостаткам при организации работы студентов над проектами. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы, что помогает студентам развивать навыки, необходимые в реальном мире. Статья содержит конкретные примеры успешных проектов, реализованных студентами российских инженерных вузов. Эти примеры демонстрируют потенциал и важность проектной деятельности в формировании навыков и знаний будущих инженеров и технических специалистов. Авторы выделяют ключевые особенности организации проектной деятельности в технических вузах. Эти особенности способствуют эффективной подготовке будущих специалистов, позволяя им развивать креативность, аналитические навыки и умение работать в команде. Подобные исследования содействуют развитию новой образовательной среды, где акцент делается на практическом опыте и умениях студентов, что является важным фактором в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична, Лысанов Денис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines important aspects related to the organization and implementation of project activities in technical higher educational institutions. The authors consider modern methods and approaches used in education, with a focus on practical learning outcomes for students. The article analyzes in detail the main stages of the organization of project activities in technical universities, starting with the formation of ideas and the choice of the project topic. Attention is paid to the advantages and disadvantages of organizing students' work on projects. Special attention is paid to the practical aspects of the work, which helps students develop the skills needed in the real world. The article contains concrete examples of successful projects implemented by students of Russian engineering universities. These examples demonstrate the potential and importance of project activities in the formation of skills and knowledge of future engineers and technicians. The authors highlight the key features of the organization of project activities in technical universities. These features contribute to the effective training of future specialists, allowing them to develop creativity, analytical skills and the ability to work in a team. Such studies contribute to the development of a new educational environment, where the emphasis is on the practical experience and skills of students, which is an important factor in modern education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

3. Елисеева, И.И. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Часть З.Сетевые информационные технологии. Учебное пособие / И.И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 224 с.

4. Информационные системы управления производственной компанией: учебник и практикум / И.И. Лычкина, Ю.А. Морозова, А.В. Фель, В.Н. Корепин // Высш. шк. экономики. - Нац. исслед. ун-т. - Москва: Юрайт, 2017. - 241 с.

5. Платформа 1С: Предприятие как инструмент совершенствования технико-экономического планирования предприятия / Еремина ИИ, Фролова О.Н., Низамова Л.Н. Ги др.1. - Казань, 2023. - 112 с.

6. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие для ВУЗов / И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2017. - 832 с.

7. Рыбанов, А.А. Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве / А.А. Рыбанов. -М.: Нобель Пресс, 2021,- 873 с.

8. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании / ЕЛ. Федотова, А.А. Федотов. - М.: Форум, Инфра-М, 2020.-336 с.

9. Eremina, I.I. Experience of using low-code platforms in the development of enterprise solutions (using the example of the student technology circle) / I.I. Eremina 11 Practice Oriented Science: UAE - RUSSIA - INDIA. Proceedings of the International University Scientific Forum. UAE, 2023. - C. 241-245

10. Johnson, L., Adams S., Cummins M., Estrada V. Technology Outlook for STEM+ Education 2012-2017: An NMC Horizon Report Sector Analysis. Austin, Texas: The New Media Consortium. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.learntechlib.Org/p/48971/ (дата обращения 08.09.2022г.).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Еремина Ирина Ильинична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань); кандидат технических наук, доцент Лысанов Денис Михайлович

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Набережные Челны)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье исследуются важные аспекты, связанные с организацией и реализацией проектной деятельности в технических высших учебных заведениях. Авторы рассматривают современные методы и подходы, используемые в образовании, с ориентацией на практические результаты обучения для студентов. Статья подробно анализирует основные этапы организации проектной деятельности в технических ВУЗах, начиная с формирования идей и выбора темы проекта. Внимание уделяется преимуществам и недостаткам при организации работы студентов над проектами. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы, что помогает студентам развивать навыки, необходимые в реальном мире. Статья содержит конкретные примеры успешных проектов, реализованных студентами российских инженерных вузов. Эти примеры демонстрируют потенциал и важность проектной деятельности в формировании навыков и знаний будущих инженеров и технических специалистов. Авторы выделяют ключевые особенности организации проектной деятельности в технических вузах. Эти особенности способствуют эффективной подготовке будущих специалистов, позволяя им развивать креативность, аналитические навыки и умение работать в команде. Подобные исследования содействуют развитию новой образовательной среды, где акцент делается на практическом опыте и умениях студентов, что является важным фактором в современном образовании.

Ключевые слова: учебный процесс, технический вуз, проектная деятельность, образовательные технологии.

Annotation. The article examines important aspects related to the organization and implementation of project activities in technical higher educational institutions. The authors consider modern methods and approaches used in education, with a focus on practical learning outcomes for students. The article analyzes in detail the main stages of the organization of project activities in technical universities, starting with the formation of ideas and the choice of the project topic. Attention is paid to the advantages and disadvantages of organizing students' work on projects. Special attention is paid to the practical aspects of the work, which helps students develop the skills needed in the real world. The article contains concrete examples of successful projects implemented by students of Russian engineering universities. These examples demonstrate the potential and importance of project activities in the formation of skills and knowledge of future engineers and technicians. The authors highlight the key features of the organization of project activities in technical universities. These features contribute to the effective training of future specialists, allowing them to develop creativity, analytical skills and the ability to work in a team. Such studies contribute to the development of a new educational environment, where the emphasis is on the practical experience and skills of students, which is an important factor in modern education.

Key words: educational process, technical university, project activity, educational technologies.

Введение. Современное образование в технических университетах, в соответствии с требованиями быстро меняющегося мира, неизменно подвергается преобразованиям. В контексте этих изменений ключевую роль играет мощнейший инструмент образования - проектное обучение, оказывающее существенное воздействие на студентов технических вузов. Это не просто дополнение к учебному процессу, а его неотъемлемая часть, которая влияет на профессиональное воспитание будущих специалистов.

Проектное обучение, развивающееся в рамках университетских стен, предоставляет исключительную возможность структурировать и систематизировать комплексные задачи и их решения в контексте конкретных проектных решений. Эффективность этого процесса неразрывно связана с качеством организации практических занятий и последовательностью реализации этапов проектов.

Проектное обучение, будучи доступным и актуальным для студентов всех специальностей и уровней образования, воздействует на них. Оно не просто интегрируется в учебные программы, оно становится их неотъемлемой частью, современным средством получения знаний и практических навыков. Реальные проекты приносят практические результаты, готовят студентов к будущим вызовам и развивают у них умение креативно и системно мыслить.

Организация проектного обучения, как составляющая образовательной системы, подразумевает разнообразие форм и методов. Она может представлять собой сложные задачи, выполнение которых не всегда бывает легким, и может сопровождаться рисками. Проекты могут оказаться нестандартными, иногда даже непредсказуемыми.

Российские инженерные вузы, выступая в роли не только учебных заведений, но и творческих лабораторий, играют главную роль в разработке и внедрении инновационных проектов. Многие из этих проектов, становятся реальными, а не теоретическими и находят свое применение в производственной деятельности разнообразных компаний.

В современном мире инноваций проектное обучение становится не просто частью процесса образования - оно становится локомотивом для изменений в образовательной сфере и толчком для профессиональных свершений.

Изложение основного материала статьи. Проектно-ориентированное обучение представляет собой метод обучения, который выдвигает перед студентами требование разработки, планирования и реализации конкретных проектов. Такие проекты могут быть весьма разнообразными, включая исследовательские, научные, инженерные и инновационные. Значительное внимание следует уделять тому, чтобы эти проекты включали в себя четкие задачи, обширные временные рамки, необходимые ресурсы и реалистичные цели.

В контексте технических вузов, проекты выполняют двойную функцию. Они дополняют академическую программу, расширяя и обогащая ее, а также тесно связаны с конкретными профессиональными задачами и задачами. Студенты здесь получают возможность участвовать в проектах, которые могут найти применение в реальной промышленности, что способствует развитию навыков, высоко ценных на рынке труда. Кроме того, они могут углубленно изучать определенные области, будь то производственные, технические или научные.

Что касается проектов, проводимых в технических вузах, их характерной особенностью является междисциплинарный подход. Это предполагает, что студенты способны применять свои знания из различных областей науки и техники, что способствует более глубокому и всестороннему пониманию проблемы. К тому же, это развивает умение работать в команде, где каждый участник обладает уникальными специализированными знаниями и навыками.

Проектное обучение, особенно в технических вузах, отличается своей способностью интегрировать теоретическое образование и практический опыт. Студенты разрабатывают навыки планирования, проведения анализа, эффективной коммуникации и решения проблем, которые будут невероятно полезны в их будущей профессиональной деятельности. Помимо этого, они могут наблюдать, как их знания и умения находят применение на практике.

Важные этапы организации проектной деятельности можно описать следующим образом:

1. Определение проекта и его целей: начальный этап включает в себя установление характера проекта и его основных целей. Определение целей проекта играет важную роль, поскольку ориентирует всю последующую работу и включает анализ задач, требующих решения, а также конкретных результатов, которых нужно достичь.

2. Сбор команды проекта: после установления целей проекта необходимо собрать команду, обладающую необходимыми навыками и знаниями для выполнения поставленных задач. Эффективное формирование команды предполагает балансирование ролей и обязанностей между членами.

3. Планирование проекта: на этом этапе разрабатываются детальные планы выполнения работ по проекту. Это включает в себя график действий, ресурсы, сроки и этапы, а также позволяет предвидеть потенциальные риски и разработать стратегии их управления.

4. Воплощение проекта в жизнь: план, созданный на предыдущем этапе, становится реальностью. Команда активно работает над выполнением поставленных задач, следуя своим ролям и обязанностям, при этом обеспечивая соблюдение сроков и качества выполненных работ.

5. Мониторинг и контроль: это непрерывный процесс, позволяющий отслеживать ход выполнения проекта, выявлять отклонения от плана, оценивать возможные риски и предпринимать корректирующие меры. Этот этап обеспечивает уверенность в том, что проект движется в правильном направлении и достигает поставленных целей.

6. Оценка результатов проекта: этот этап включает в себя анализ результатов, проверку образовательных и профессиональных выводов и подготовку отчета о проделанной работе. Такой анализ помогает сделать выводы о завершенном проекте и внедрить полученный опыт в будущие исследования.

Преимущества проектного обучения для студентов вузов:

1. Усовершенствование навыков общения: Проектное обучение - это метод, требующий от студентов создания, планирования и воплощения конкретных проектов. Здесь важна разнообразность и сложность заданий, а также их вариации по объему. Студенты могут научиться эффективно общаться, разделять идеи, слушать друг друга и разрешать конфликты. Эти навыки будут полезны как в процессе завершения проектов, так и в будущей профессиональной деятельности, где взаимодействие с коллегами, клиентами и партнерами имеет важное значение.

2. Развитие практических навыков: Проектное обучение дарит студентам ценный опыт и практические навыки. Студенты могут применить свои теоретические знания на практике, выполняя разнообразные задачи, такие как планирование, анализ, исследование, проектирование и программирование. Этот опыт помогает им лучше понять учебный материал и готовится к реальной профессиональной деятельности.

3. Личностное развитие и повышение самоуверенности: Участие в проектном обучении способствует личностному развитию и повышению уверенности студентов. Они учатся постановке целей, разработке планов действий и успешному решению сложных задач. Этот опыт оказывает положительное влияние на развитие личности студентов.

4. Подготовка к решению практических профессиональных задач: Проекты, выполненные в сотрудничестве с отраслевыми партнерами, позволяют студентам столкнуться с практическими задачами и проблемами профессиональной деятельности. Они могут работать над проектами, которые имеют практическое применение в промышленности, что помогает им лучше понимать требования рынка труда и готовит их к успешной карьере.

При организации проектной деятельности студентов вузов могут возникнуть следующие проблемы:

1. Неясные цели и задачи проекта: Одной из первых сложностей, с которыми сталкиваются организаторы проектов, является отсутствие четких и конкретных целей и задач проекта. Это может вызвать путаницу и недопонимание среди участников. Для преодоления этой проблемы необходимо разработать проектный документ, который содержит миссию, цели и задачи проекта, а также установить механизм их обновления и уточнения.

2. Конфликты внутри команды: Конфликты и разногласия между членами команды могут стать серьезным препятствием на пути к успеху проекта. На этапе формирования команды важно подбирать участников с учетом их квалификации, опыта и личных качеств, а также способствовать лучшему взаимодействию и сотрудничеству внутри команды.

3. Проблемы с управлением временем: Эффективное управление временем является ключевым фактором успеха проекта. Неправильное распределение времени или недостаточное внимание к срокам выполнения задач могут привести к задержкам и неудачам. Для преодоления этой проблемы необходимо разрабатывать детальный план проекта с ясными сроками выполнения задач и регулярно контролировать его выполнение.

4. Нехватка ресурсов: Организации проектов часто сталкиваются с проблемой недостатка ресурсов, включая финансы, материалы и персонал. Нехватка ресурсов может замедлить ход проекта или даже привести к неудаче. Решение этой

проблемы требует внимательного планирования бюджета и ресурсов, а также рассмотрения вариантов для привлечения дополнительных средств, таких как гранты и спонсорская поддержка.

Примеры успешных проектов студентов российских инженерных вузов:

1. Проект "СКИФ," созданный студентами Московского технического университета имени Баумана, становится ярким примером синергии образования и космической инженерии. Этот амбициозный проект призван поднять занавес исследования магнитных полей и радиационного фона в низкой орбите Земли. Однако важно отметить, что этот проект не только приносит знания и опыт участникам, но и демонстрирует способность российских студентов внести существенный вклад в космическую науку.

2. Проект "Квадротор-спасатель," созданный студентами Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, привносит инновации в аварийно-спасательные операции. Квадрокоптер, снабженный камерой и точными системами позиционирования, предоставляет жизненно важный инструмент для оперативного реагирования на различные чрезвычайные ситуации. Этот проект - живой пример, как инженеры будущего готовятся учиться и работать на благо общества.

3. Проект "Искусственный интеллект в медицине" студентов Московского государственного университета открывает перед нами перспективу преобразования медицины с помощью искусственного интеллекта. Система ИИ, способная анализировать медицинские данные, диагностировать заболевания и предсказывать результаты лечения, открывает возможности для повышения точности и эффективности медицинской диагностики и лечения. Этот проект призывает нас оценить, как технологии меняют будущее медицины.

4. Студенты Сибирского федерального университета представили проект "Система управления энергопотреблением," который направлен на оптимизацию энергозатрат промышленных предприятий. Эффективная система управления энергопотреблением не только способствует сокращению затрат, но и снижает негативное воздействие производства на окружающую среду. Этот проект важен в свете борьбы за экологическую устойчивость.

5. Проект "Экомобиль" от студентов Томского государственного университета представляет собой инициативу в развитии экологически чистого транспорта. Их электромобили и автоматизированные электромобили, использующие альтернативные источники энергии, имеют потенциал снизить вредное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду. Этот проект подчеркивает важность экологической инновации и стремление студентов к созданию устойчивых решений.

Выводы. Таким образом, проектное обучение играет ключевую роль в подготовке будущих инженеров и технологов. Это слияние теории и практики, компетентности и творчества. Процесс организации проектов требует тщательной работы на каждом этапе, начиная с установления целей и формирования команды и заканчивая анализом результатов и выводами. Умение справляться с трудностями, которые могут возникнуть, - необходимая часть этого процесса, и оно формирует студентов как компетентных специалистов, готовых к производственной деятельности.

Примеры успешных проектов российских студентов-инженеров подчеркивают значимость инноваций и проектного подхода в разных областях, таких как инженерия, медицина и экология. Эти проекты демонстрируют способность студентов создавать новые решения, способствующие научно-техническому прогрессу и решению актуальных проблем предприятий. Они подчеркивают важность поддержки научных проектов в российских инженерных университетах.

Литература:

1. Бурмистрова, Е.В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся: учебное пособие для вузов / Е.В. Бурмистрова, Л.М. Мануйлова. - Москва: Юрайт, 2023. - 115 с. - URL: https://urait.ru/bcode/520452 (дата обращения: 21.10.2023)

2. Двуличанская, H.H. Проектная деятельность студентов вуза как средство достижения результатов обучения / H.H. Двуличанская, С.Л. Березина, В.Б. Пясецкий // Alma Mater (Вестник высшей школы). - Москва: АЛМАВЕСТ, 2022. -№11. - С. 22-27

3. Дядиченко, Е.А. Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных заведениях / Е.А. Дядиченко // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XXXIII международной научно-практической конференции. - Прага: World Press, 2022. - С. 29-31

4. Земсков, Ю.П. Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю.П. Земсков, Е.В. Асмолова. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 184 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/130487/#2 (дата обращения 12.10.2023)

5. Котова, С.С. Проектное обучение - инновационный подход к организации учебного процесса: учебное пособие / С.С. Котова, ИИ Хасанова. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. - 172 с. - URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0737-9.pdf(flaTa обращения 17.10.2023)

6. Леванова, Е.А. Проектная деятельность студентов: особенности и принципы управления / Е.А. Леванова, Н.В. Тамарская, О.В. Стремилова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - Калининград: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, 2020. - № 3(53). -С. 7-10

7. Наумов, В.П. Творческо-конструкторская деятельность: учебное пособие / В.П. Наумов. - Москва: ФЛИНТА, 2019.

- 183 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/123657/#6 (дата обращения 21.10.2023)

8. Уразаева, Л.Ю. Проектная деятельность в образовательном процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Ю. Уразаева. - Москва: ФЛИНТА, 2018. - 77 с. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/110577/#2 (дата обращения 15.10.2023)

9. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. - Москва: ФЛИНТА, 2014.

- 144 с. - URL: https://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077bl/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf (дата обращения 23.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.