Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ВУЗ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT / RESEARCH CULTURE / STUDENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна

В статье изучена проектная деятельность студентов вуза как основа формирования исследовательской культуры. Сделан вывод о том, что проект представляет собой исследовательскую деятельность, имитирует будущую профессиональную деятельность и развивает у студентов универсальные компетенции, сообразуясь с личными предпочтениями, интересами и уровнем развития каждого студента и при его выполнении происходит развитие всех компонентов исследовательской культуры студентов. Метод проектов способствует приобретению студентами следующих навыков практической деятельности: навыки поиска информации, ее структурирования, умение работать с информацией; навыки применения научных методов исследования, критического мышления; навыки логического мышления, умение делать обоснованные выводы; навыки аргументированного принятия решения; навыки работы в команде и умение выполнять в команде различные роли; навыки творческого, креативного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS BASIS FOR FORMATION OF RESEARCH CULTURE

The article examines the project activities of university students as the basis for the formation of a research culture. It is concluded that the project is a research activity, imitates future professional activities and develops universal competencies in students, in accordance with the personal preferences, interests and level of development of each student, and during its implementation, all components of the research culture of students develop. The project method contributes to the acquisition of the following practical skills by students: the skills of searching for information, its structuring, the ability to work with information; skills in the application of scientific research methods, critical thinking; logical thinking skills, the ability to draw informed conclusions; skills of reasoned decision making; teamwork skills and the ability to play different roles in a team; skills of creative, creative thinking.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

На контрольном этапе в экспериментальных группах полученные результаты были гораздо лучше, чем в контрольных. Это свидетельствует об эффективности использования педагогами языковых средств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия детей, связанных с адаптацией, социализацией и самореализацией в микросоциуме.

Литература:

1. Гущина Д.В. Проблема включения языковых средств в организацию эмоциональных состояний у детей раннего и дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 105-108.

2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Пилигрим. - 2010. - 217 с.

3. Измайлова Р.Г., Тимохина Т.В., Ефимова Е.П. Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч.3 - С. 88-92

4. Карпова Л.И., Смирнова М.А., Липатова Ю.С., Джавадова Т.В., Федотова Е.Р. Развитие и социализация современного дошкольника по средствам образовательных конструкторов нового поколения // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 212-214.

5. Котова О.А. Сюжетно-ролевая игровая деятельность - средство социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста // Деятельностный подход как основа развития инновационных психолого-педагогических технологий. Сборник научных статей участников межрегиональной научно-практической конференции. Научные редакторы В.П. Зволинский, В.А. Пятин; Ответственный редактор: Т.В. Воронцова. 2014. С. 64-67

6. Опарина Н.А. Социализация детей средствами зрелищно-игрового фольклора // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2016. С. 93-96

7. Понеделко Ю.Ф., Абраухова В.В. Социализация детей дошкольного возраста средствами эмоционально-событийных технологий в учреждении дополнительного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 70-75.

8. Савинова А.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников // Современные тенденции в научной деятельности. VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр "Олимп". 2015. С. 1189-1195.

9. Соломатина Т.Б., Микляева Н.В. Инновационные методы коррекционно-педагогической деятельности как средство развития языковой способности детей дошкольного возраста // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 41-44.

10. Трунова Е.Г. Языковые средства репрезентации фонационных невербальных средств в художественном произведении // Современный английский язык в лингвистическом, филологическом и лингводидактическом аспектах. Сборник научных трудов. Липецк, 2020. С. 36-41.

11. Усачева А.М., Конькина Е.В. Традиционная кукла как средство социализации дошкольника (на примере чувашской народной куклы) // Россия как трансформирующееся общество: экономика, управление, культура, языки. Материалы V Всероссийского молодежного научно-исследовательского форума. 2015. С. 115-116.

12. Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учеб. пособие / Шанина Г.Е.; М-во физ. культуры, спорта и туризма Рос. Федерации. Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1999. - 39 с.

13. Izmailova, R. G., Sheinova, T. G., & Timokhina, T. V. (2020). Innovative technologies in the development of speech of preschoolers and primary schoolchildren. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 43 (1), 97-104. doi: 10.32744/pse.2020.1.7

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье изучена проектная деятельность студентов вуза как основа формирования исследовательской культуры. Сделан вывод о том, что проект представляет собой исследовательскую деятельность, имитирует будущую профессиональную деятельность и развивает у студентов универсальные компетенции, сообразуясь с личными предпочтениями, интересами и уровнем развития каждого студента и при его выполнении происходит развитие всех компонентов исследовательской культуры студентов. Метод проектов способствует приобретению студентами следующих навыков практической деятельности: навыки поиска информации, ее структурирования, умение работать с информацией; навыки применения научных методов исследования, критического мышления; навыки логического мышления, умение делать обоснованные выводы; навыки аргументированного принятия решения; навыки работы в команде и умение выполнять в команде различные роли; навыки творческого, креативного мышления.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, исследовательская культура, студент, вуз.

Annotation. The article examines the project activities of university students as the basis for the formation of a research culture. It is concluded that the project is a research activity, imitates future professional activities and develops universal competencies in students, in accordance with the personal preferences, interests and level of development of each student, and during its implementation, all components of the research culture of students develop. The project method contributes to the acquisition of the following practical skills by students: the skills of searching for information, its structuring, the ability to work with information; skills in the application of scientific

research methods, critical thinking; logical thinking skills, the ability to draw informed conclusions; skills of reasoned décision making; teamwork skills and the ability to play différent roles in a team; skills of creative, creative thinking.

Keywords: project activity, project, research culture, student, university.

Введение. Начиная с 2018 г. система высшего образования Российской Федерации переходит на актуализированные ФГОС-3++. Обновленный стандарт отличается от более ранних наличием преемственных компетенций: в рамках определенного уровня образования эти компетенции называются универсальными, в рамках направления подготовки - общепрофессиональными. Реализация универсальных компетенций позволяет подготовить специалиста, который готов к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, является гармонично развитой личностью, обладающей высоким уровнем личной ответственности при осуществлении профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Сформировать исследовательскую культуру студентов вуза в процессе обучения возможно при условии применения методов обучения, которые позволяют развивать все компоненты исследовательской культуры. Рассмотрим классификацию методов обучения по некоторым признакам. «Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения» [3]. В переводе с греческого слово «метод» обозначает «путь». То есть методы обучения - это фактически пути достижения дидактической цели, решения образовательных задач. Если, говоря о методе в образовании, относят его к сфере деятельности преподавателя, то это метод преподавания, если к деятельности студента - метод учения. Но в настоящее время новые методы проведения занятий позволяют студентам перейти от пассивной позиции слушателя к активной позиции на учебных занятиях, и работа преподавателя и студента на занятиях становится совместной. Поэтому можно говорить о методах обучения. Элементом метода является прием обучения - это действие, шаг, который необходимо выполнить для реализации метода в целом.

Любой метод обучения включает объективную и субъективную части. Объективная часть отражает общие дидактические принципы, закономерности, правила, неизменные компоненты целей, содержания и форм учебной деятельности и никак не зависит от личности педагога. Наличие объективной части и делает метод «путем» ведения занятия, который позволит получить определенный результат обучения. Субъективная часть зависит от субъектов процесса обучения, то есть от личности педагога и студентов, а также от условий педагогического процесса. Именно субъективная часть метода делает метод творческим, позволяя раскрыть как педагогическое мастерство преподавателя, так и творческий потенциал студентов.

Так как метод обучения - образование многогранное, то и классификаций методов существует большое количество. Для нашей работы воспользуемся классификацией методов по типу познавательной деятельности, который предложили М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер [2].

Познавательная деятельность должна соответствовать содержанию образования. Каждая группа методов имеет свои достоинства и недостатки. И на наш взгляд, только их сочетание в пределах курса занятий, а также на каждом учебном занятии, приведет к возможности получения высокой степени усвоения материала при высокой степени активности студентов. Репродуктивный метод является традиционным, классическим методом в системе образования не только в России, но и во всем мире. Применение репродуктивного метода позволяет сформировать необходимые умения и навыки у студентов. Только применение такого репродуктивного метода как лекция позволяет ознакомить студентов с большим количеством необходимой им для изучения информации. На практических занятиях применение репродуктивного метода у студентов как правило сводится к решению типовых задач. Скучные на первый взгляд занятия (прослушивание блока информации, запись информации, решение задач и примеров) позволяют существенно разнообразить современные средства представления информации, такие как презентация, видео, различные интерактивные доски, применение пакетов компьютерного моделирования и так далее. Кроме того, на темп ведения занятия, его наполненность оказывает влияние та часть метода, которая описана выше и называется субъективной. Личность преподавателя, его харизма, манера излагать материал, уровень владения современными приемами ведения занятий, позволяющими активизировать студентов, личная заинтересованность каждого студента, поведение группы в целом, степень оснащенности аудитории - все это позволяет проводить учебные занятия, использующие репродуктивные методы, и эффективно, и интересно.

Итак, достоинствами использования классического репродуктивного метода являются: отсутствие необходимости использования специального оборудования (экономичность); возможность передать большой объем учебной информации в короткий промежуток времени; усвоение информации в совокупности с выработкой базовых навыков по решению стандартных задач; довольно высокая степень усвоения знаний.

Недостатками использования классического репродуктивного метода являются: отсутствие возможности творческого подхода к решению заданий по причине строгой алгоритмизации решений; низкий уровень самостоятельности студентов при выполнении учебных заданий; отсутствие исследовательской деятельности; возможность приобретения знаний путем просто механического запоминания без осмысливания.

Современный уровень развития педагогической науки, а также развитие техники, предоставляет возможность сочетания репродуктивного метода обучения с продуктивным. Применение различных техник по активизации работы студентов на занятиях путем применение интерактивных техник наряду с реактивными методами позволяет проводить занятия максимально интересно как для студентов, так и для преподавателя, и использовать творческий потенциал всех субъектов образовательного процесса.

Одним из методов обучения, широко применяемым в настоящее время, является метод проектов. Проектная деятельность внедряется в образовательный процесс на всех его уровнях, но только качественная реализация метода позволяет в полной мере включить студентов в проектную деятельность, заинтересовать их, а значит развивать исследовательские компетенции.

Исследователем проектной деятельности в Советском союзе, а потом и в России была Е.С Полат. По определению Е.С. Полат метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4]. В действительности в России метод проектов внедрен еще в 1905 году под руководством С.Т. Шацкого. После революции по личному распоряжению Н.К. Крупской метод проектов внедрялся в советских школах. Но в 1931 году был признан чуждым советскому образованию, запрещен, и снова стал использоваться только в конце 80-х гг. 20 века.

Применение метода проектов в образовательном процессе предполагает высокий уровень самостоятельности обучающихся. Метод является творческим по своей сути и требует интеграции знаний из всех областей, а также приобретения недостающих знаний в процессе решения поставленной перед обучающимися проблемной задачи. В 1918 году американский педагог У. Килпатрик опубликовал статью «Метод проектов», где дал определение проекту, с которым мы полностью согласны: «от души выполняемый замысел» [6]. То есть успешное выполнение проекта подразумевает высокий уровень мотивации, заинтересованности со стороны студента.

И.А. Юрловская отмечает, что проектный метод является «инновационной технологией обучения, при которой обучающиеся приобретают новые ЗУНы в процессе поэтапного, самостоятельного (под наставлением педагога) планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий, аспектов проблемы, ее микротем» [5]. Использование метода проектов как эффективного метода подготовки специалистов отмечают и другие исследователи, не зависимо от направления обучения в вузе. Например, И.А. Байгушева и Н.О. Ермилов описывают метод проектов как «эффективную педагогическую технологию математической подготовки в вузе, которая позволяет создать для студентов особую образовательную среду -максимально приближенную к среде будущей профессиональной деятельности, способствующую развитию творческого потенциала и обеспечивающую глубокое усвоение математических знаний» [1]. Но эти же авторы отмечают, что данный метод имеет ограничения в применении именно для обучения специалистов-математиков.

Какова основная концепция метода проектов? Почему он снова стал таким популярным? В российской системе образования не так давно стали уходить от методов обучения, когда студентам предлагались к запоминанию готовые знания, а для решения задач - готовые алгоритмы. Интеллектуальное и нравственное развитие личности студента невозможно без формирования критического мышления, творческого подхода к решению поставленных задач, умения работать в коллективе, овладения методами продуктивного общения и взаимодействия. Метод проектов относится к проблемным методам и отвечает концепциям деятельностного и компетентностного подходов. А высокая степень влияния субъекта на процесс работы над проектом отвечает и целям личностно-ориентированного подхода, с учетом того, что для применения метода проектов преподавателю необходимо создать определенные педагогические условия. Задача для решения методом проектов всегда имеет проблему социально или субъективно значимую. Причем решение этой проблемы не лежит на поверхности и всегда сопряжено со сбором и анализом информации, структурированием ее, вычленением более и менее значимых для объекта исследования характеристик, выбором направления исследования, которое наиболее интересно исследователю.

Исследовательский проект в учебной деятельности может выполняться индивидуально. Но в концепцию компетентностного подхода хорошо вписываются групповые проекты, в процессе работы над которыми студенты формируют и развивают коммуникативные компетенции. Метод проекта является фактически синтезом многих других методов.

Все перечисленные исследователи, а также и многие другие, говоря о методе проектов, подчеркивают основополагающее отличие этого метода от многих других. Проектная деятельность студентов подразумевает уход преподавателя от главенствующей роли в учебном процессе и передачу большого количества полномочий студентам, которые на основании собственных интересов могут выбрать тему проекта. Преподаватель выступает в роли наставника и координирует работу студента или проектной группы. Метод проектов способствует приобретению студентами следующих навыков практической деятельности, отраженных в компетенциях направлений технических специальностей:

- навыки поиска информации, ее структурирования, умение работать с информацией;

- навыки применения научных методов исследования, критического мышления;

- навыки логического мышления, умение делать обоснованные выводы;

- навыки аргументированного принятия решения;

- навыки работы в команде и умение выполнять в команде различные роли;

- навыки творческого, креативного мышления.

Проект - это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Каждый проект имеет основные признаки, наличие которых и делает его проектом.

Цель. Она должна быть конкретной. Ее достижение - одно из условий успешного окончания работы над проектом.

Изменения. В результате реализации проекта должен измениться какой-то объект, который должен достичь желаемого состояния. Причем переход из существующего состояния в желаемое должен происходить при последовательном выполнении этапов проекта.

Ограничения по времени выполнения. Проект должен начаться и завершиться в определенное время. Завершение проекта может произойти, если цель проекта достигнута или если руководитель проекта приходит к выводу, что цель не может быть достигнута по какой-либо причине. Иногда в процессе работы над проектом необходимость в его реализации отпадает, тогда проект тоже прекращается.

Уникальность. Результат проекта, которым может быть также продукт, изделие, его составная часть или услуга, должны быть неповторимыми.

Для учебных проектов особую ценность представляет уникальность в качестве новых знаний, полученных во время работы над проектом, даже если он не был или никогда не может быть реализован. Неповторимым также будет являться то влияние, которое окает новая информация на каждого из участников проекта.

Ограниченность ресурсов. К ресурсам проекта относятся люди, финансы, техническое оборудование, материалы и т.д.

Проектная деятельность в процессе обучения накладывает еще большие ограничения на ресурсы всех видов. Это связано с тем, что разрабатывают проект не специалисты в тех или иных областях, а обучающиеся. Кроме того, техническая и лабораторная база вуза далеко не всегда может обеспечить потребности проектантов в том или ином виде оборудования, а также в финансах. В этом случае особо актуальным становится проработка обучающимися следующих двух характеристик проекта.

Комплексность. Комплексность позволяет учитывать внутренние и внешние факторы, которые могут оказывать воздействие на процесс проектирования и реализации.

Разграничение. Устанавливает рамки предметной области для проекта, что при выполнении учебного проекта студентами не позволяет ему «расползаться в ширину» в информационном плане, так как студенты, погружаясь в изучение темы проекта не всегда могут справиться с потоком обрушившейся на них информации по теме проекта, а также из смежных с темой областей.

Организация проекта. Для выполнения проекта создается определенная структурная единица, например, проектная группа или команда, в которой распределяются роли, обязанности, доля ответственности. Группа существует только во время работы над проектом и по его окончании прекращает свое существование.

Любой проект должен рассматриваться с позиции успешности его завершения. Существуют критерии, которые характеризуют его успешность. Реальные технические проекты, которые реализуются, например, на предприятиях, имеют следующие критерии успешного завершения:

- достижение целей проекта в установленные сроки;

- соответствие заданным требованиям результатов проекта;

- соответствие требованиям нормативных документов качества продукта или услуги;

- реализация проекта в рамках бюджета.

Но учебные проекты имеют свою специфику, и соответственно свои критерии успешности. В качестве основного мы можем выделить удовлетворенность участников проекта. Этот критерий напрямую связан с мотивационно-ценностным компонентом исследовательской культуры.

Критерий, который формулируется как «достижение лидерства в функциональных характеристиках конечного продукта» можно переформулировать как «признание качества проекта со стороны других проектных групп и преподавателя», что снова положительно повлияет на уровень мотивации. Но данный критерий затрагивает еще и когнитивный компонент исследовательской культуры, так как глубокие знания и понимание тематики проекта дают возможность разработать и представить проект на высоком уровне. Креативно-творческий компонент тоже в свою очередь позволяет повысить уровень данного критерия, так как умение визуально и вербально представить результаты своей работы играют существенную роль в том, как ее оценят.

Критерий, который формулируется как «освоение новых технологий», также можно отнести к реализации когнитивного компонента исследовательской культуры.

Кроме того, большую ценность при работе студентов над проектом в составе группы имеет коммуникативная составляющая, которая является составной частью многих универсальных компетенций студентов технического вуза. Умение работать в команде, распределять обязанности, объяснять, аргументированно доказывать свою позицию, отвечать за качество проделанной тобой работы, когда от нее зависит качество работы всей команды - все эти навыки необходимы каждому человеку как в процессе обучения, так и для успешной самореализации в профессиональной деятельности.

Таким образом, метод проектов является, с одной стороны, инновационным методом в системе высшего образования в России. С другой стороны, концепция этого метода имеет давнюю историю и ее эффективность была неоднократно проверена временем. Метод проектов полностью отвечает концепции компетентностного и деятельностного подходов, так как решаемые в проекте практические профессиональные задачи стимулируют самостоятельность и ответственность в приобретении знаний, умений навыков и развитии личностных качеств студентов в ходе их активной проектной деятельности.

Специфичность проектной деятельности в вузе связана, прежде всего, с темами выполняемых проектов, работа над которыми направлена на реализацию вполне определенных компетенций для данного направления обучения. Кроме того, уровень оснащенности лабораторий многих вузов и отсутствие спонсорской помощи делают невозможной реализацию студенческого проекта, требующего закупки оборудования, техники, лицензионного программного обеспечения и т.д. Поэтому многие студенческие проекты не доходят до стадии реализации. Но, тем не менее, применение метода проектов в процессе обучения позволяет формировать выделенные нами компоненты исследовательской культуры студентов.

Выводы. Опираясь на компетентностной подход при реализации ФГОС, следует отметить, что метод проектов способствует приобретению студентами следующих навыков практической деятельности: навыки поиска информации, ее структурирования, умение работать с информацией; навыки применения научных методов исследования, критического мышления; навыки логического мышления, умение делать обоснованные выводы; навыки аргументированного принятия решения; навыки работы в команде и умение выполнять в команде различные роли; навыки творческого, креативного мышления.

Метод проектов, не смотря на строгую логику работы над проектом, является очень гибким методом, который преподаватель может адаптировать при работе с группами, обучающимися по разным направлениям в одном и том же вузе. В своей основе проект представляет собой исследовательскую деятельность, имитирует будущую профессиональную деятельность и развивает у студентов универсальные компетенции, сообразуясь с личными предпочтениями, интересами и уровнем развития каждого студента и при его выполнении происходит развитие всех компонентов исследовательской культуры студентов.

Литература:

1. Байгушева И.А., Ермилов Н.О. Организация проектной деятельности студентов как фактор повышения качества математической подготовки в вузе // Современные наукоемкие технологии. - 2017. -№ 10. - С. 79-83; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36832

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

4. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Юрловская И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 2. Март - апрель. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf

6. Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record. - 1918. - 19 September - P. 319-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.