Научная статья на тему 'Особенности организации практического занятия по русскому языку как иностранному в высшем военно-учебном заведении'

Особенности организации практического занятия по русскому языку как иностранному в высшем военно-учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОК / СТРУКТУРА УРОКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕКСТ / RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN ONE / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION / FOREIGN MILITARY MEN / TEACHING PROCESS / LESSON / STRUCTURE OF A LESSON / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова О.Ю., Сивцова Н.В.

В данной статье анализируются организационные формы обучения русскому языку как иностранному применительно к высшим военно-учебным заведениям. Приводятся современные методические требования к практическому аудиторному занятию (уроку) как основной форме организации процесса обучения русскому языку как иностранному; рассматриваются особенности обучения слушателей высшего военно-учебного заведения языку специальности и предлагаются практические рекомендации по организации занятия по русскому языку как иностранному на подготовительном курсе.The article refers to organizational issues of teaching Russian language as a foreign language in the higher military educational institutions. The article provides up to date methodic demands to a practical class as the basic organizational form of the teaching process of the Russian language as a foreign one. It regards the peculiarities of teaching Russian professional language to the undergraduates of a higher military educational institution and it as well offers some practical recommendations on organizing a Russian language lesson as a foreign language at the first level preparatory educational course.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова О.Ю., Сивцова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации практического занятия по русскому языку как иностранному в высшем военно-учебном заведении»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

О. Ю. Ефимова, Н. В. Сивцова

Особенности организации практического занятия по русскому языку как иностранному в высшем военно-учебном заведении

В данной статье анализируются организационные формы обучения русскому языку как иностранному применительно к высшим военно-учебным заведениям. Приводятся современные методические требования к практическому аудиторному занятию (уроку) как основной форме организации процесса обучения русскому языку как иностранному; рассматриваются особенности обучения слушателей высшего военно-учебного заведения языку специальности и предлагаются практические рекомендации по организации занятия по русскому языку как иностранному на подготовительном курсе.

The article refers to organizational issues of teaching Russian language as a foreign language in the higher military educational institutions. The article provides up to date methodic demands to a practical class as the basic organizational form of the teaching process of the Russian language as a foreign one. It regards the peculiarities of teaching Russian professional language to the undergraduates of a higher military educational institution and it as well offers some practical recommendations on organizing a Russian language lesson as a foreign language at the first level preparatory educational course.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, военно-учебное заведение, иностранные военнослужащие, учебный процесс, урок, структура урока, коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция, текст.

Key words: Russian language as a foreign one, military educational institution, foreign military men, teaching process, a lesson, structure of a lesson, communicative competence, a text.

Российские высшие военно-учебные заведения занимают лидирующие позиции по количеству подготавливаемых учеников-иностранцев и этот показатель растет год от года. Качественное освоение этими учениками учебных программ невозможно без знаний русского языка, поэтому актуальность разработки методик и способов организации практических занятий по русскому языку как иностранному, продемонстрировавших наибольшую эффективность, на сегодняшний день резко возросла. Важность освоения иностранными учениками этой дисциплины не вызывает сомнений, так как от этого полностью зависит темп освоения других преподаваемых предметов, а практические занятия,

© Ефимова О. Ю., Сивцова Н. В., 2019

целью которых является развитие устной и письменной русской речи, способствуют также и повышению профессиональной компетенции иностранных военнослужащих.

Практическое аудиторное занятие (урок) является основной формой организации процесса обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Урок в рамках современного подхода к языку базируется на формировании лингвистической, речевой и коммуникативной компетенций. В ходе занятия формируется также социокультурная компетенция, которая предполагает овладение иноязычной культурой.

В структуре урока выделяются установочная, ориентировочная, исполнительная, контрольная стадии учебной и педагогической деятельности, что отвечает требованиям современного коммуникативно-деятельностного подхода к изучению русского языка как иностранного [1; 2; 6; 8]. Данные стадии являются основой организации аудиторного занятия в практике преподавания русского языка как иностранного. В методической литературе структура урока РКИ выглядит следующим образом. Первоочередным пунктом является организация начала урока - иными словами, происходит введение ученика в языковую среду. Затем, как и в структуре обычного занятия, проводится проверка домашнего задания. Следующий, на наш взгляд, наиболее важный аспект учебной деятельности, от которого зависит все дальнейшее обучение -работа с группой с целью активизации у нее учебно-познавательной деятельности, которая будет осуществлена на основном этапе урока. Лишь после всего вышеизложенного преподаватель может давать новый учебный материал, отрабатывать с аудиторией алгоритм формирования новых речевых умений и алгоритм освоения новых речевых навыков. Важно понимать, что без первичной проверки группы на качество понимания представленного материала невозможно будет перейти к дальнейшей отработке и закреплению полученных знаний. Обобщение, с последующей систематизацией полученных данных, является важным шагом перед проведением контроля освоения нового материала. После подведения итогов урока преподавателем производится выдача домашнего задания.

Важно отметить, что в одном уроке не всегда сочетаются все этапы, а преподаватель оставляет за собой право самостоятельно вырабатывать соответствующую модель занятия.

Обратимся к опыту работы с иностранными военнослужащими высшего военно-учебного заведения подготовительного курса и рассмотрим организацию учебного процесса при обучении русскому языку как иностранному на примере занятия по языку специальности.

Основными руководящими документами по подготовке и проведению практических занятий по русскому языку как иностранному со слушателями подготовительного курса являются Федеральный закон

Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказы Министра обороны Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность в подведомственных военно-учебных заведениях, Федеральный государственный образовательный стандарт и квалификационные требования; Руководство по организации и ведению образовательного процесса в конкретном военно-учебном заведении; Частная методика преподавания учебной дисциплины «Русский язык как иностранный»; Тематический план изучения дисциплины; Учебный план и учебная программа.

Содержание учебной работы составляют учебные занятия. Основным видом учебного занятия на подготовительном курсе в военно-учебном заведении является практическое занятие, которое состоит из вступительной, основной и заключительной части.

Вступительная часть практического занятия начинается с объявления темы, целей, учебных вопросов и порядка их отработки. На данном этапе положительное влияние на весь ход занятия оказывает отмеченная преподавателем актуальность и важность для слушателей рассматриваемой темы.

Далее следует контроль готовности слушателей к занятию. Он проводится различными известными способами. Самой распространённой формой контроля в условиях военно-учебного заведения считается летучка: готовятся тесты (возможно компьютерное тестирование) или контрольный бланк (письменная летучка) для каждого слушателя. Это задание должно выдаваться не более чем на 10 минут.

Основная часть практического занятия заключается в отработке учебных вопросов.

В заключительной части практического занятия преподаватель должен подвести общие итоги занятия. В них он указывает степень достижения учебных целей, оценивает подготовленность группы в целом и каждого слушателя в отдельности.

Учебные занятия организуются с опорой на мультимедийное сопровождение.

Продемонстрируем пример практического занятия по русскому языку как иностранному по лексической теме «Классификация войн» (2 учебных часа).

Вначале преподаватель называет тему («Классификация войн»), цель (формирование и совершенствование навыков и умений в таких видах речевой деятельности, как чтение текста по специальности, понимание звучащего текста, написание его реферативного изложения, выступление с докладом), учебные вопросы. В качестве основной литературы используется учебное пособие, созданное коллективом кафедры иностранных и русского языков «Русский язык как иностранный. Язык специальности - 2», Военная доктрина Российской Федерации [7; 5].

Во вступительном слове преподаватель напоминает о том, что было сделано на прошлом занятии (выполнялись предтекстовые задания, языковые упражнения и речевые задания к тексту «Классификация войн»).

Задание 1. Слушайте и повторяйте слова и словосочетания. Обратите внимание на их произношение. Переведите незнакомые слова.

классификация, -и классифицировать как? по чему? классифицировать по средствам справедливый, -ая, -ое, -ые несправедливый-ая, -ое, -ые противоречить кому? чему? противоречить уставу самооборона в порядке чего? в порядке самообороны подвергаться чему? подвергаться агрессии предпринимать - предпринять нападение

оружие массового уничтожения средства поражения преследовать цель ограниченный, -ая, -ое, -ые важный, -ая, -ое, -ые радикальный, -ая, -ое, -ые коалиция

коалиционный, -ая, -ое, -ые акватория, -и локальный, -ая, -ое, -ые региональный, -ая, -ое, -ые крупномасштабный, -ая, -ое, -ые как правило в ходе чего? в ходе войны

Задание 2. Образуйте прилагательные от данных существительных. Составьте с этими прилагательными словосочетания.

Война, политика, регион, вооружение, коалиция, нация, воздух, космос.

Задание 3. Согласуйте прилагательные, данные в скобках, с существительными.

(Различный, общий) классификации, (военный) доктрина, (военный) действия, (вооружённый) нападение, (современный, справедливый, несправедливый, локальный, региональный, крупномасштабный) война, (военно-политический, ограниченный, важный, радикальный) цели, (ядерный) оружие, (национальный, коалиционный) ВС, (воздушный, космический) пространство.

Задание 4. Составьте именные словосочетания, раскрыв скобки.

Классификация (войны), элемент (военная доктрина), принципы (международное право), оружие (массовое уничтожение), порядок (самооборона), границы (государство), территория (регион), применение (ядерное оружие), средства (поражение), коалиция (государства).

Задание 5. Назовите, от каких глаголов образованы данные причастия.

Противоречащий, подвергшийся, предпринявший, применяемый, противостоящий, прилегающий.

Задание 6. Замените причастие на конструкцию со словом которые.

Войны, не противоречащие Уставу ООН

Противостоящие государства

Прилегающие акватории

Задание 7. Образуйте от данных глаголов существительные.

Нападать, уничтожать, поражать, применять.

Задание 8. Трансформируйте активные конструкции в пассивные.

1. Справедливую войну ведёт сторона, подвергшаяся агрессии.

2. Несправедливую войну ведёт сторона, предпринявшая вооруженное нападение.

3. Региональную войну ведут национальные или коалиционные ВС на территории региона.

Далее объявляется план работы на данном занятии (1. Речевая разминка. 2. Проверка домашнего задания. 3. Работа с текстом: а) контроль навыков чтения; б) составление плана текста; в) пересказ текста. 4. Доклад слушателя о классификации современных войн в Вашей стране).

Всё занятие строится на коммуникативной основе. Преподаватель выступает в качестве коммуникативного партнёра. Комплексно используются разные виды речевой деятельности.

Речевая разминка, используемая на занятии, нацелена на активизацию лексики из текста «Классификация войн», тренировку памяти, а также на развитие навыков чтения.

Задание 1. Посмотрите на слайд №1 (№3) и запоминайте слова (20 сек.). На слайде №2 (№4) назовите лишнее слово.

(Ответы выделены на слайдах курсивом.)

Слайд 1

КОАЛИЦИЯ АКВАТОРИЯ

УНИЧТОЖЕНИЕ ПОРАЖЕНИЕ

НАПАДЕНИЕ САМООБОРОНА

КОАЛИЦИЯ НАПАДЕНИЕ

УНИЧТОЖЕНИЕ ПОРАЖЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ

АКВАТОРИЯ САМООБОРОНА

Слайд 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВАЯ ЛОКАЛЬНАЯ

НЕСПРАВЕДЛИВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КРУПНОМАСШТАБНАЯ

Слайд 4

СПРАВЕДЛИВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОКАЛЬНАЯ

КРУПНОМАСШТАБНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВАЯ

Следующие задания формируют навык чтения. Они выполняются слушателями в виде письменного контроля, а затем комментируются преподавателем.

Стоит отметить, что система заданий может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их профессиональных потребностей.

Задание 2. В списке есть пары разных слов, форм слов (р) и одинаковых (о). Быстро просмотрите пары и поставьте нужную букву (р или о). Постарайтесь выполнить задание за 60 секунд.

Образец: имеет - умеет (р)

коалиция - коалиция (о)

1. акватория - акватории (...)

2. важный - отважный (...)

3. оружие - орудие (...)

4. самооборона - самооборона (...)

5. цель - цел (...)

6. сторона - страна (...)

7. классифицируются - классифицируют (...)

8. региональные - региональные (...)

9. поражения - поражение (...)

10. война - воина (...)

11. радикальные - радикальные (...)

12. преследуют - последуют (...)

13. регион - легион (...)

14. нация - рация (...)

Задание 3. Вставьте в слова пропущенные буквы.

д.ктрина нап.дение террит. рия косм...'ческий

яд...рныи ограниченный р.гион с... общества

коал.ция вооруж.нные акв. тория международный

Речевая разминка заканчивается беседой, в ходе которой слушатели вспоминают изученное, проводят самоанализ, преподаватель предлагает ученикам провести самостоятельное сравнение результатов. При этом важно отметить ценность последующего действия - высказывания слушателями своих рассуждений, мыслей, умозаключений. С точки зрения качественного усвоения материала и отработки учениками полученных умений и навыков целенаправленная беседа способствует развитию устной речи, положительно влияет на формирование форм связной речи - диалогической и монологической, позволяет отрабатывать умения слушать и понимать собеседника, а также заставляет ученика связно излагать свои мысли в диалоге с оппонентом. Словарный запас активизируется, уточняется и дополняется. Кроме того, беседа сочетает рациональную и эмоциональную стороны психики, стимулируя мотив к изучению языка. С нашей точки зрения, за счёт высокой степени эмоционального заряда предлагаемого учебного материала происходит оптимизация учебного процесса, а изучение русского языка иностранными военными специалистами становится глубоко мотивированным и профессионально значимым.

Приведем фрагмент беседы преподавателя и слушателей.

Преподаватель: В тексте часто встречаются слова: справедливая, несправедливая, региональная, локальная, крупномасштабная. С каким словом используются эти слова?

Слушатели: Война.

Преподаватель: Какого рода слово «война»?

Слушатели: Война - слово женского рода.

Преподаватель: Но говорят, «у войны не женское лицо». Вы согласны с этим высказыванием?

Слушатель: Я согласен с этим высказыванием. Война - дело мужское. Но женщины, как и мужчины, тоже воевали, защищали свою родину.

Преподаватель: Но в русском языке есть много хороших слов женского рода. Назовите их.

Слушатели: Дружба, вера, надежда, любовь...

Далее следует проверка задания, полученного на самоподготовку на предыдущем занятии (слушатели учили определения видов войн из текста «Классификация войн»). С целью проверки знаний определений войн предлагаются следующие задания.

Задание 1. Слушайте определения различных видов войн. Назовите соответствующие им понятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Аудио 1 - справедливая война; аудио 2 - несправедливая война; аудио 3 -локальная война; аудио 4 - региональная война; аудио 5 - крупномасштабная война.)

Задание № 2, 3 выполняются письменно на раздаточном материале, затем результаты работы слушателей комментируются преподавателем.

Задание 2. Восстановите определения. Напишите пропущенные слова.

1._войны - это войны, не противоречащие Уставу ООН, нормам и

принципам международного_.

Крупномасштабная война - война между_государств или крупнейшими государствами мирового_, в ходе которой стороны преследуют

_военно-политические цели.

Локальная война - это война между двумя и более государствами, в ходе которой стороны преследуют_военно-политические цели.

Задание 3. Допишите окончания слов, исходя из смысла фразы.

Региональн... война - это война между двумя и более государств... одного регион..., в ходе которой стороны преследу... важные военно-политическ... цели. Война вед.ся национальн... или коалиционн... вооружённ... силами на территории регион. с прилегающими к нему акватори... и в воздушн... (космическ...) пространстве над ним. Противостоящие сторон. могут применять как обычные, так и ядерные средств. поражения.

Задание 4. Быстро найдите в тексте фразы по фрагментам и прочитайте их целиком.

<...> ведутся стороной, предпринявшей <...>.

<...>выделяются войны с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения или <...>.

Задание 5. Поставьте слова и словосочетания, данные справа, в нужной форме.

классифицировать как? по чему? военно-политические цели

применяемые средства масштабы

подразделять

на что?

справедливые и несправедливые войны Устав ООН

противоречить чему?

нормы и принципы международного права применение ядерного оружия применение обычных средств поражения

войны

какие? с чем? между ке1 чем?

м? два государства кем? коалиции государств

крупнейшие государства

Основная часть занятия включает составление номинативного плана текста «Классификация войн» и соответствующих ему языковых конструкций. Методика работы такова: сначала слушатели читают первый абзац текста, затем определяют, о чём говорится в данном абзаце и дают название первому пункту номинативного плана; во второй столбец таблицы записывают языковую конструкцию. Далее, используя данную конструкцию, обучающиеся задают друг другу вопросы, таким образом организуется работа в парах.

Результат работы представим в виде таблицы.

Номинативный (=назывной) план Конструкции Содержание текста

1. Классификация войн в различных государствах ГДЕ существует ЧТО 1. В различных государствах существует разная классификация войн

2. Классификация войн как элемент военной доктрины ЧТО является ЧЕМ 2. Как правило, общая классификация войн, к которым необходимо готовиться государству, является элементом его военной доктрины

3. Основания (=критерии, признаки) классификации современных войн в Военной доктрине России ЧТО классифицируются ПО ЧЕМУ (=КАК) 3. В военной доктрине России современные войны классифицируются: - по военно-политическим целям; - по применяемым средствам; - по масштабам военных действий

4. Виды войн, группирующиеся по военно-политическим целям. 4.1. Справедливые войны. 4.2. Несправедливые войны (ПО ЧЕМУ) ЧТО подразделяются НА ЧТО ЧТО - это ЧТО ЧТО ведутся ЧЕМ ЧТО ведутся ЧЕМ 4. По военно-политическим целям войны подразделяются на <...>. Справедливые войны - это Несправедливые войны - это <...>

5. Виды войн, которые можно сгруппировать по применяемым средствам. 5.1. Войны с применением ядерного и других видов ОМП. 5.2. Войны с применением ОСП ПО ЧЕМУ выделяются ЧТО 5. По применяемым средствам выделяются войны с <...>

6. Виды войн по масштабам. 6.1. Локальная война. 6.2. Региональная война. 6.3. Крупномасштабная война ПО ЧЕМУ бывают ЧТО ЧТО - это ЧТО ЧТО - это ЧТО ЧТО - ЧТО 6. По масштабам военных действий бывают локальные, региональные или крупномасштабные войны. Локальная война - это война <...>. Региональная война - это война <...>. Крупномасштабная война - война <. . .>

Продолжая работу с текстом «Классификация войн», слушатели кратко пересказывают его содержание с опорой на план.

При пересказе обучающимся предлагается использовать следующие фразы:

• Текст называется ... / Текст посвящён... /

• Вначале говорится о .../ В начале текста говорится о ...

• Затем мы узнаём о ...

• Далее рассказывается о ...

• Автор даёт определения .../ Даются определения ...

(Возможный вариант пересказа: Текст называется «Классификация

войн». В начале текста говорится о существовании различных классификаций войн как элементе военной доктрины. Затем мы узнаём об основаниях классификации современных войн в Военной доктрине России. Далее рассказывается о видах войн. Даются определения различных видов войн.)

Задание нацелено на формирование навыков и умений реферативного изложения научного текста.

Проверка и закрепление знаний о классификации современных войн в Российской Федерации осуществляется путём создания монологического высказывания с опорой на схемы (схема 1, схема 2, схема 3).

В конце занятия слушается доклад, заранее подготовленный офицером, по теме «Классификация войн в Вашей стране». Данное задание реализует не только индивидуальную форму обучения, но и отвечает практическим потребностям и интересам иностранных военнослужащих.

В заключительном слове преподаватель подводит итоги занятия, отмечает, что цели, поставленные в начале занятия, достигнуты, а также комментирует задание на самоподготовку. (Задание на самоподготовку: 1. Самодиктант текста «Классификация войн». 2. Подготовить выступление с докладом по теме «Классификация войн», быть готовым к беседе по теме).

В целом учебные занятия в высшем военно-учебном заведении, независимо от преподаваемой учебной дисциплины, должны иметь общую основу их организации и проведения, гармонично сочетаться с образовательной деятельностью учебного заведения.

Список литературы

1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2007. - 185 с.

2. Воителева Т.М., Марченко О. Н. Обучение русскому языку как неродному: учеб.-метод. пособие. - М.: МАКС Пресс, 2017. - 111 с.

3. Крючкова Л. С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. - 6-е изд., стер. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 480 с.

4. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 270 с.

5. Военная доктрина Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 22 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. ЫКЬ: http://www.znanium.com.

6. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. А.Н. Щукина. - М.: Рус. яз., 2003. - 304 с.

7. Русский язык как иностранный. Язык специальности - 2: учеб. пособие / С.Н. Торгун, О.Ю. Ефимова, Н.В. Сивцова, М.А. Степанова, В.Ю. Хуринова, Е.А. Новикова. - М.: ВАГШ ВС РФ, 2018. - 43 с.

8. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. - 6-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 508 с.

Статья поступила: 25.10.19. Принята к печати: 06.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.