Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНИКУМ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION / TECHNICAL SCHOOL / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / PRINCIPLES OF EDUCATION / CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунов Алексей Владимирович

В настоящей работе раскрываются особенности организации патриотического воспитания студентов техникума в процессе занятий физической культурой и спортом в образовательном пространстве техникума. Эффективность воспитания патриотизма у студентов обеспечивается единством учебной и воспитательной работы. Обосновывается положение о том, что активная физическая подготовка студентов является важнейшим условием их патриотического воспитания. Выявлены основополагающие принципы, на основе которых осуществляется учебно-воспитательная деятельность обучающихся профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискунов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL IN PROCESS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

This work reveals the features of the organization of patriotic education of students of the technical school in the process of educational and training lessons in physical culture and sports in the educational space of the technical school. The success of the education of patriotism in the student body is ensured by the unity of educational and educational work. The conceptual provision is revealed that active physical training of students is the most important condition for their patriotic education. The fundamental principles on the basis of which the educational activities of students are carried out are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

способна обеспечивать формирование здорового коллектива обучающихся, их способности к активной творческой и социальной деятельности.

Итак, в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом посредством дополнительного образования реализуются следующие системообразующие функции: образовательная -приобретение новых знаний, их различных областей знаний, необходимых в личностном развитии; развивающая и воспитательная - формирование профессиональной и общей культуры обучающихся, приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям, активное формирование гражданской позиции, готовность к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации.

Литература:

1. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2000. - 185 с.

2. Бездухов, В.П. Формирование гуманистической направленности студента-будущего учителя как социально-педагогическая проблема: дис. ... д-ра. пед. наук / В.П. Бездухов. - СПб, 1995. - 397 с.

3. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. -Волгоград, 2001. - 112 с.

4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59-63.

5. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Н. Глазунова. - Липецк, 2002. - 174 с.

6. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 21-26.

7. Долгов А.В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 191 с.

8. Зимняя, И.А. Стратегиальный подход к воспитанию. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М., 2001. - С. 254.

10. Ильмушкин, Г.М. Профессиональная подготовка и воспитание учащихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин, А.А. Жаркова // II межд. научно-практическая конф. «Scientific achievements of the third тШеппшт»,Чикаго (США), апрель 2016. - С. 24-28.

11. Михайлов, А.В. Инновационная модель подготовки выпускника УНПО в условиях кадетского корпуса / А.В Михайлов, Г.М. Ильмушкин // Успехи современного естествознания. - М.: Изд-во РАЕ, 2007. -№ 10. - С. 63-67.

12. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород. Изд-во: НИУ БелГУ, 2013. -156 с.

13. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2007. - 47 с.

14. Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы. - 1986. - №3. С. 10-14.

Педагогика

УДК 796.371

аспирант Пискунов Алексей Владимирович

Димитровградский инженерно - технологический институт - филиал Национального ядерного исследовательского университета «МИФИ» (г. Димитровград)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аннотация. В настоящей работе раскрываются особенности организации патриотического воспитания студентов техникума в процессе занятий физической культурой и спортом в образовательном пространстве техникума. Эффективность воспитания патриотизма у студентов обеспечивается единством учебной и воспитательной работы. Обосновывается положение о том, что активная физическая подготовка студентов является важнейшим условием их патриотического воспитания. Выявлены основополагающие принципы, на основе которых осуществляется учебно-воспитательная деятельность обучающихся профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: воспитание, техникум, физическая подготовка, профессиональная подготовка, принципы воспитания, содержание воспитания.

Annotation. This work reveals the features of the organization of patriotic education of students of the technical school in the process of educational and training lessons in physical culture and sports in the educational space of the technical school. The success of the education of patriotism in the student body is ensured by the unity of educational and educational work. The conceptual provision is revealed that active physical training of students is the most important condition for their patriotic education. The fundamental principles on the basis of which the educational activities of students are carried out are revealed.

Keywords: education, technical school, physical training, professional training, principles of education, content of education.

Введение. Современное состояние системы патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях техникума можно охарактеризовать как достаточно сложное явление, связанное со многими непростыми социально-экономическими процессами, происходящими в стране, оказывающими существенное влияние на духовно-нравственное и физическое воспитание обучающихся. Такие условия, вне сомнения, отражаются на учебно-воспитательной политике и определяют приоритетность системы личностных ценностей.

Как известно, образование обусловливается двумя основными составляющими такими, как воспитание и обучение [4]. Эти составляющие тесно связаны между собой, образуют единое пространство, и поэтому их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. В этом, как нам представляется, и заключается сущность

организации воспитательной работы со студентами, объединяющей обучение и патриотическое воспитание. В современных условиях патриотическое воспитание молодежи занимает приоритетное место в комплексе педагогических целей и задач [1].

Так, в частности, президент Российской Федерации В.В. Путин обращает на это особое внимание. На встрече с предпринимателями (03.02.2016) он заявил следующее: «Главная национальная идея России - это патриотизм. У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея». Однако следует отметить, что студенческая молодежь болезненно реагирует на углубление социально-экономического кризиса, происходящего в стране, обусловленного многими негативными проявлениями в современном мире, например, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация и её последствия, фамилистическая среда, социально-оздоровительная сфера и т.д. Эти обстоятельства способствуют, прежде всего, формированию кризисного сознания у подростков, безусловно, и у студенческой молодежи.

Формулировка цели статьи. Выявить особенности организации патриотического воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки в условиях техникума.

Изложение основного материала статьи. В сложившихся условиях встают перед социумом и государством следующие первоочередные задачи в области воспитания молодежи:

- развитие чувства гражданского самосознания и ответственности;

- ценностное отношение культурно-историческим и духовным ценностям [8];

- физическое самосовершенствование молодежи посредством занятий физической культурой и спортом;

- укрепление здоровья посредством соблюдения здорового образа жизни;

- ценностное отношение к отечественной истории, готовность защитить свое Отечество, любовь к родному краю, гордость за свою страну.

По существу, изложенные выше тезисные положения составляют основные направления патриотического воспитания студентов техникума.

Воспитание нами понимается как целенаправленная деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, ориентированная на обеспечение необходимых условий для развития духовности обучающихся на основе мировых и отечественных гуманистических ценностей [4].

В то же время профессиональная подготовка студентов техникума не должна ограничиваться только проблемами формирования общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций. Этот процесс не должен носить узко профессиональный характер, иначе мы не получим на выходе ожидаемого результата, то есть выпускника, способного решать насущные производственные и социально значимые задачи. Поэтому комплексно необходимо решать такие воспитательные задачи, как воспитание гражданина, патриота, формирование духовно-нравственного начала, поскольку компетентный специалист обязан по своим сущностным характеристикам обладать определенными духовно-нравственными и общечеловеческими ценностями. Более того, человек как социальный феномен нуждается в удовлетворении своих насущных духовных запросов, что, безусловно, полноценно решается в процессе его воспитания.

Патриотическое воспитание, как мы видим, составляет основу воспитания студентов техникума. Кроме того, патриотическое воспитание студентов в условиях обучения в техникуме имеет свои существенные особенности, на которых мы остановимся подробнее. Стоит отметить, что физическая культура и спорт здесь имеет важно значение, поэтому рассмотрим данный аспект в контексте проведения занятий по физической культуре и спорту.

1. Воспитание обучающихся, прежде всего, патриотическое, должно осуществляться посредством реализации содержания образования в техникуме в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Содержание образования представляет собой совокупность компетенций, обусловленных потребностями общества и работодателей в профессиональных кадрах. При этом на формирование необходимых компетенций должны быть направлены основные усилия педагогического коллектива, а также самих обучающихся [12]. Безусловно, содержание образования регламентируется государственными образовательными стандартами.

Основополагающие уровни проектирования содержания профессионального образования состоят в следующем: «уровень общетеоретического представления, уровень учебной дисциплины, уровень учебного материала» [13].

2. Обозначенные уровни содержания образования должны реализовываться на следующих ведущих принципах:

1. Принцип единства обучения и воспитания;

2. Профессиональная направленность процесса обучения и воспитания;

3. Принцип гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса;

4. Принцип интерактивности;

5. Принцип преемственности обучения и воспитания;

6. Принцип педагогики сотрудничества;

7. Региональности;

8. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Обозначенные принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены целями обучения и патриотического воспитания в условиях образовательного процесса в профессиональной организации, а также средствами педагогической коммуникации в ходе их осуществления, поэтому они должны реализовываться неизолированным образом, а комплексно, в систиеме.

Вопросами целеполагания в сфере организации учебно-воспитательной работы занимались многие известные отечественные ученые. В частности, Е.В. Бондаревская [2], В.В. Давыдов [3], Г.М. Ильмушкин [5, 7], Поляков С.Д. [15], В.Д. Шадриков [16] и др.

Вне сомнения, что основу воспитательных целей составляют стратегии социально-экономического развития современного общества, то есть являются определяющими. Следовательно, основные усилия педколлектива техникума должны быть направлены на создание благоприятных условий для развития и самореализации обучающихся как в профессиональной, так и в культурно-социальных видах деятельности.

В образовательно-воспитательном пространстве техникума физическая культура и спорт являются эффективным средством воспитания патриотизма у обучающихся, поскольку в них заложен огромный

учебно-воспитательный потенциал. Педагоги-воспитатели должны методически умело и грамотно воспользоваться этой возможностью.

Как показывает педагогическая действительность, целенаправленная реализация уникального потенциала образовательно-воспитательного пространства техникума позволяет сделать профессиональное образование в техникуме адаптивным, личностно и практико-ориентированным [2], учитывающим индивидуальные способности и интересы студентов. При этом их воспитание будет опираться на гуманистические ценности, реализуя основополагающую гуманистическую идею о том, что высшей ценностью является сам человек, его духовно-нравственные потребности.

Как нам представляется, таким образом происходит глубинное переосмысление смысла жизни как духовной ценности, в чем и кроется смысл существования человеческого бытия. то есть принимается во внимание самоценность каждой личности [2, с. 35].

В этом контексте Е.В. Бондаревской выделяется идея о необходимости раскрытия в человеке механизмов самореализации, саморазвития и самовоспитания [2].

Вполне убедительно проясняется, что посредством реализации воспитательного потенциала физической культуры и спорта на основе выявленных принципов можно достаточно широко раскрыть глубинное содержание образования профессиональной образовательной организации в контексте патриотического воспитания обучающихся. При этом обеспечивается успешное формирование профессиональных компетенций, и осуществляя эффективно огромные воспитательные ресурсы.

Реализация физической подготовки и её воспитательного потенциала в условиях техникума является достаточно сложной проблемой для многих профессиональных образовательных организаций.

Первостепенная задача профессиональной образовательной организации состоит в следующем: создать такие организационно-педагогические условия, чтобы студенты имели возможности для раскрытия своего личностного потенциала. Это обеспечивается, главным образом, за счёт решения следующих основополагающих задач:

- качественная подготовка кадров среднего звена в соответствии с современными требованиями социума и работодателя;

- воспитание граждан, готовых защитить страну в случае необходимости от внешних врагов;

- воспитание духовно-нравственных и физически здоровых кадров среднего звена;

- формирование специалистов среднего звена, способных принимать адекватные решения в производственных условиях, возложить на себя ответственность;

- высокий уровень физической и психологической подготовки.

Научные идеи, связанные с изучением воспитательного пространства, встречаются в работах [2, 4, 6, 7].

Следует также отметить, что в стране резко возросла численность подростков асоциального и девивантного поведения. Создание условий личностного развития подростков с девиантными формами обучения исследованы в работах Лыткиной О.А. [9].

В сложившихся условиях приоритетным становится воспитание студентов техникума в процессе профессионального образования, включающее их духовно-нравственное и физическое воспитание, при этом существенное внимание должно уделяться профилактическим мероприятиям со студентами с асоциальным поведением. В то же время решение обозначенной проблемы обеспечит формирование профессиональных компетенций молодых специалистов на основе реализации компетентностной модели в профессиональном образовании. Для этого следует спроектировать всю систему учебно-воспитательной деятельности в условиях техникума, опираясь на интегративный, междисциплинарный, системный, деятельностный и ценностный подходы.

Качество профессиональной подготовки и воспитания кадров среднего звена не полностью соответствует современным требованиям общества и работодателей. Для того, чтобы устранить этот недостаток, прежде всего, необходимо переконструировать учебно-воспитательную работу и усилить патриотическое воспитание обучающихся техникума.

В этом нас убеждают результаты работы по патриотическому воспитанию студентов, полученные в ходе проведенного в течение 2018-2020 гг. исследования на базе Димитровградского механико-технологического техникума молочной промышленности (Ульяновская обл., г. Димитровград) в раках реализации программы патриотического воспитания студентов техникума в процессе занятий физической культурой и спортом.

Приобретает актуальность подготовка кадров в техникумах посредством кадетской подготовки. Проблеме патриотического воспитания в области профессионального образования в условиях кадетского корпуса посвящены в основном следующие исследования [5, 6, 10, 11].

Выводы. Итак, физическая культура и спорт выступают в условиях профессионального образования в техникуме в качестве важнейших средств воспитания патриотизма у будущих специалистов среднего звена, при этом обогащая содержание патриотического воспитания новым смыслом в контексте компетентностного подхода к профессиональному образованию. В основу исследования особенностей организации патриотического воспитания студентов техникума были положены системный, деятельностный, интегративный, междисциплинарный, аксиологический подходы, которые составили методологию исследования и позволили сделать вывод, что эффективность воспитания патриотизма у студентов профессиональной образовательной организации обеспечивается единством учебной и воспитательной работы.

Литература:

1. Белов В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. - СПб.: Инст. образования взрослых РАО, 2006. - 42 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-н/Д, 2000. - 214 с.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - М.: ИНТОР, 1996. - 541 с.

4. Законы. Российская Федерация. Об образовании: Закон Российской Федерации: - 3-е изд. - М.: ИНФА, 2005. -52 с.

5. Ильмушкин Г.М., Аниськин В.Н. Моделирование системы воспитания патриотизма у студентов в образовательном пространстве вуза с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин, В.Н. Аниськин // Самарский

научный вестник. European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences (ERIH PLUS). 2016. № 4 (17). - С. 184-191.

6. Ильмушкин Г.М., Жаркова А.А. Профессиональная подготовка и воспитание учащихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин, А.А. Жаркова // II межд. научно-практическая конф. «Scientific achievements of the third millennium»,Чикаго (США), апрель 2016. - С. 24-28.

7. Ильмушкин, Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста: монография / Г. М. Ильмушкин. - Димитровград: ДИТУД УлГТУ, 2005. - 354 с.

8. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года / Модернизация российского образования: Документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров, 2002. -332 с.

9. Лыткина, О.А. Психолого-педагогические условия социального и личностного развития юношей и подростков с девиантными формами поведения, обучающихся в профессиональных лицеях и школах: автореф. дис. канд. психол. наук / О.А. Лыткина. - Калуга, 2001. - 19 с.

10. Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Инновационная модель подготовки выпускника УНПО в условиях кадетского корпуса / А.В Михайлов, Г.М. Ильмушкин // Успехи современного естествознания. - М.: Изд-во РАЕ, 2007. - № 10. - С. 63-67.

11. Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Современные проблемы профессионального образования в условиях региональной кадровой политики / А.В Михайлов, Г.М. Ильмушкин // Успехи современного естествознания. - М.: Изд-во РАЕ, 2007. - № 8. - С. 32-34.

12. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. - М.: АН СССР, 1960. - Т. 2. - С. 111-112.

13. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-155.

14. Набиев В.Ш. Ценностные приоритеты целей и задач образовательной деятельности в вузе / В.Ш. Набиев // Сбор.: Воспитание ценностей гражданского мира и согласия: этнокультурные традиции. Мат. всероссийской научно-практич. конф. - Ульяновск, 2015. - С. 105-113.

15. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Монография. - М.: Новая школа, 2003. - 304 с.

16. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М., 1996. - 320 с.

Педагогика

УДК 378.2

магистрант 1 курса Попова Сардаана Юрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются наиболее актуальные и востребованные формы и способы информационно-просветительской работы с родителями с использованием ИКТ технологий в условиях ограничительных мер, связанных с распространениемCOVID-19 по всей России. Проанализированы существующие формы дистанционной работы с родителями в образовательных организациях Республики (Саха) Якутии. Представлены результаты проведенного опроса среди педагогов, психологов, социальных педагогов из различных школ г. Якутска РС(Я).

Ключевые слова: родители, школа, сайт, педагогическая культура, информационно-коммуникативные технологии.

Annotation. This article discusses the most relevant and popular forms and methods of outreach work with parents using ICT technologies in the context of restrictive measures associated with the spread of COVID-19 throughout Russia. The existing forms of distant work with parents in educational institutions of the Republic (Sakha) Yakutia are analyzed. The results of a survey among teachers, psychologists, social educators from various schools in Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia) are presented.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: parents, school, website, pedagogical culture, information and communication technologies.

Введение. В целях достижения оптимальных результатов по повышению воспитательного потенциала семьи, в систему работы образовательных организаций по взаимодействию с родителями необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в целях расширения охвата аудитории для информационно-просветительской работы. Необходимость внедрения ИКТ технологии в систему работы с родителями связана с внедрением ФГОС, расширением возможностей получения образования для обучающихся, в настоящее время данный процесс осложнен эпидемиологической ситуацией, что требует от образовательных организаций в ускоренном режиме формировать новые компетенции, в том числе и в сфере информационно-коммуникационных технологий для дистанционного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Кроме того, выпадает целый сектор работы с родителями в форме традиционных родительских собраний, родительских всеобучей и конференций, при этом многие родители еще больше нуждаются в поддержке и педагогическом просвещении, т.к. основная нагрузка и ответственность за качество образования легло на их плечи. Поэтому необходимость внедрения ИКТ технологий в систему работы с родителями актуальна как никогда, это связано еще и с тем, что традиционные формы работы с родителями демонстрируют низкую эффективность в повышении уровня педагогической культуры родителей и не охватывают особую категорию родителей, которые больше других нуждаются в общении с педагогом. Для решения данной проблемы, в школах необходимо активизировать и популяризировать специальные сайты с использованием видеоресурсов и мультимедийного потенциала, предназначенные для повышения уровня педагогической культуры родителей, педагогического потенциала семьи.

Проблему информационно-просветительской работы с родителями затрагивали немало педагогов-практиков такие как: Маркова А.В., Морозова С.А., Сергеев А.Н., Борзых И.В. Давыдюк А, Шишмакова Е. и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.