Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИКУМА С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИКУМА С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / КАЗАЧИЙ КОМПОНЕНТ / EDUCATION / PATRIOTISM / MODELING / CONTENT OF EDUCATION / PRINCIPLES OF UPBRINGING / COSSACK COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунов Алексей Владимирович, Ильмушкин Георгий Максимович, Пискунова Елена Николаевна

Данное исследование посвящено моделированию системы воспитания патриотизма студентов в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом. Выявлено, что эффективным средством воспитания патриотических чувств студентов является принцип единства обучения и воспитания, так как в нем заложен высокий потенциал для этого. На ведущих методологических подходах (системном, деятельностном, личностном, аксиологическом) спроектирована и верифицирована продуктивная модель воспитания патриотизма у студентов в условиях техникума. При этом эффективность воспитания патриотизма во многом достигается раскрытием воспитательных ресурсов учебно-тренировочных занятий по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискунов Алексей Владимирович, Ильмушкин Георгий Максимович, Пискунова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF SYSTEM OF EDUCATION OF PATRIOTISM IN EDUCATIONAL SPACE OF TECHNICAL SCHOOL WITH COSSACK COMPONENT

This study is devoted to modeling the system of educating students' patriotism in the educational space of a technical school with a Cossack component. It was revealed that the principle of the unity of education and upbringing is an effective means of instilling patriotic feelings in students, since it has a high potential for this. On the basis of the leading methodological approaches (systemic, activity-based, personal, axiological), a productive model of instilling patriotism among students in a technical school has been designed and verified. At the same time, the effectiveness of the education of patriotism is largely achieved by the disclosure of educational resources of educational and training sessions in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИКУМА С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ»

Педагогика

УДК 796.371

аспирант Пискунов Алексей Владимирович

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); доктор педагогических наук, профессор Ильмушкин Георгий Максимович

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); кандидат педагогических наук, доцент Пискунова Елена Николаевна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград)

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИКУМА С КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ

Аннотация. Данное исследование посвящено моделированию системы воспитания патриотизма студентов в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом. Выявлено, что эффективным средством воспитания патриотических чувств студентов является принцип единства обучения и воспитания, так как в нем заложен высокий потенциал для этого. На ведущих методологических подходах (системном, деятельностном, личностном, аксиологическом) спроектирована и верифицирована продуктивная модель воспитания патриотизма у студентов в условиях техникума. При этом эффективность воспитания патриотизма во многом достигается раскрытием воспитательных ресурсов учебно-тренировочных занятий по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, моделирование, содержание образования, принципы воспитания, казачий компонент.

Annotation. This study is devoted to modeling the system of educating students' patriotism in the educational space of a technical school with a Cossack component. It was revealed that the principle of the unity of education and upbringing is an effective means of instilling patriotic feelings in students, since it has a high potential for this. On the basis of the leading methodological approaches (systemic, activity-based, personal, axiological), a productive model of instilling patriotism among students in a technical school has been designed and verified. At the same time, the effectiveness of the education of patriotism is largely achieved by the disclosure of educational resources of educational and training sessions in physical culture and sports.

Keywords: education, patriotism, modeling, content of education, principles of upbringing, Cossack component.

Введение. В современных условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения в процессе профессиональной подготовки в образовательном пространстве техникума занимает первостепенное значение, поскольку, являясь важнейшей гуманистической ценностью личности, востребовано социумом. Вне сомнения, патриотизм носит глубоко личностный характер. Он проявляется личностью в её ценностных отношениях к родному краю, к окружающим, к стране, к её историческим и культурным ценностям, к самому себе, к защите интересов Отечества, к готовности в случае необходимости защитить от внешних посягательств своих близких, семью, наконец, честь и независимость Родины и т.д. История становления государственности убедительно показывает, что патриотизм во все времена был основополагающим духовным началом в защите интересов, свободы и независимости народов. Именно этим определялась их способность к процветанию, к развитию. Данный феномен был всегда в центре внимания всех слоев общества.

Патриотизм глубинно пронизан гуманистической сущностью самого человека. Неслучайно наш президент В.В. Путин отмечает, что главная национальная идея России - это патриотизм. Изложенными положениями обусловлена актуальность представленного исследования.

Цель исследования состоит в проектировании и теоретическом обосновании эффективной модели системы патриотического воспитания в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом.

Изложение основного материала статьи. Целеполагание обеспечивается использованием таких надежных методологических подходов, как системным, деятельностным, аксиологическим и раскрытием их сущностных характеристик. Кроме того, нами в условиях техникума предлагается кадетская подготовка, включающая казачий компонент. Кадетская подготовка в условиях профессиональной образовательной организации обладает огромными возможностями в сфере дополнительной подготовки обучающихся, что открывают реальные перспективы для успешной организации воспитательной деятельности.

Содержание программ кадетской подготовки реализуется посредством организации факультативных занятий и представляет собой существенное продолжение базовых образовательных программ профессионального образования обучающихся. С учетом дополнительного образования и интересов учащихся педагогами осуществляется образовательная и воспитательная деятельность. Широкий спектр предлагаемых форм и видов деятельности, представляемых кадетской подготовкой, способствует обеспечению успешного проведения учебно-воспитательного процесса. Использование широкого набора предлагаемых программ дополнительного обучения позволяет обучать студентов увлекательно и интересно, а также, что самое главное, содержательно организовать систему их воспитания. В этом и заключается специфика организации воспитательной работы, представляемая двумя основными видами деятельности: образовательным и воспитательным. Такие программы, как «Призывник», «История Российской армии и казачества» и др., реализуемые в данном образовательном пространстве, предоставляют широкие возможности для патриотического воспитания. Особое внимание уделяется занятиям физической культуре и спортом, которые направлены на укрепление, самосовершенствование и соблюдению здорового образа жизни. При этом программы дополнительного образования учитывают образовательные интересы студентов, тем самым в процессе их реализации в учебном процессе способствуют формированию у них профессиональных компетенций, социальной адаптации, физическому, духовно-нравственному и

культурному развитию. В частности, осуществление программы «Призывник» направлено на воспитание у обучающихся личностных качеств, таких как трудолюбие, дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, готовность к службе в вооруженных силах. Отличительной особенностью обозначенных программ дополнительного образования является их направленность на физическое совершенствование обучающихся, приобретение навыков специальной военной и строевой подготовки, гармоничное развитие и воспитание личности посредством привлечения к общечеловеческим гуманистическим ценностям.

Процесс кадетского воспитания в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом имеет свои особенности. Прежде всего, профессиональная подготовка и воспитание осуществляется педагогами трех категорий: школьные учителя, педагоги, преподающие специальные дисциплины, и офицеры-наставники, которые в процессе кадетской подготовки приучают обучающихся к соблюдению норм поведения, обозначенных Уставом, что их дисциплинирует, способствует развитию чувства коллективизма и личной ответственности. Военные специалисты особое внимание обращают на специальную военную подготовку студентов. В то же время дополнительная кадетская подготовка проводится на принципах гуманистических ценностей, так как современное образование предполагает развитие личности с позиций гуманизма, ценностного отношения к миру, к самому себе и обществу [2, с. 27].

Итак, гуманистическая сущность образования определяет общий подход к изучению различных насущных воспитательных задач в контексте рассмотрения социально-педагогических и профессиональных проблем [1, с. 14].

Поэтому в дополнительной кадетской подготовке отводится особая роль педагогу, призванному проводить гуманизацию профессионального образования в самом широком смысле слова. Это способствует формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к воинской службе, готовности в случае необходимости защитить Отечество.

Необходимо отметить, что профессиональное самоопределение студентов осуществляется параллельно с духовным и физическим развитием, а также гражданско-патриотическим воспитанием. Большинство дополнительных кадетских программ направлено на их укрепление здоровья и физическое самосовершенствование, обращается пристальное внимание на формирование практических навыков организации здорового образа жизни и на преодоление сложных жизненных ситуаций.

В то же время кадетская подготовка имеет существенное значение в становлении сплоченного коллектива студентов, в создании позитивного психоэмоционального настроя в коллективе. Данный фактор способствовал организации таких молодежных объединений, как например, «Совет командиров», «Совет лидеров» и т.д.

Кадетская подготовка как форма дополнительного образования естественным образом адекватно вписывается в систему воспитания в образовательном пространстве техникума, обогащает и наполняет её новым смысловым содержанием и является главным звеном в этой системе.

Далее перейдем к моделированию воспитательной системы в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом. Моделирование в педагогических исследованиях широкое развитие получило в трудах ученых Безрукова, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной [13] и др. В контексте наших рассуждений наиболее приемлемым в моделировании системы воспитания в данном образовательном пространстве представляется системный подход. То есть нами реализован системный подход в проектировании и теоретическом обосновании модели системы воспитания в рассматриваемом образовательном пространстве. Системный и компетентностный подходы в воспитании достаточно широко реализованы авторами [6, 7, 8, 10, 13].

Прежде всего, разработанная нами модель системы патриотического воспитания включает в себя целевой блок. Это связано с тем, что цель выражает сущность профессиональной подготовки и воспитания и итог выполненной работы. Так, осознание целевой установки и её ценностная оценка есть тот стимул, который выражает позитивное отношение обучающегося к целеполаганию и личностное желание его реализовать в практической деятельности. Поэтому адекватное определение воспитательной цели является в педагогике приоритетной задачей. Иначе говоря, цель означает то, к чему следует стремиться, что необходимо реализовать в реальной действительности.

В контексте изложенного выше под целью воспитания нами представляется прогнозируемые достижения в подготовке молодого поколения к социальной жизни, самореализации, самосовершенствовании в социально-культурных направлениях, в личностном гармоничном развитии.

Поэтому осознанное понимание целей воспитательной деятельности вооружает педагога-наставника ясным представлением о том, какие жизненно важные качества в первую очередь необходимо формировать у студентов. Безусловно, это придает учебно-воспитательной работе целенаправленный характер, что будет способствовать достижению намеченных результатов воспитательной деятельности. В этом, как нам представляется, и заключается основное содержание, сущность и смысл воспитательной деятельности педагога-наставника. Различные аспекты воспитания учащейся молодежи рассмотрены в работах [3, 4, 5, 9, 11, 12, 14].

Формирование патриотизма осуществляется на следующих основополагающих принципах: системности и целостности, преемственности, развивающего и воспитывающего обучения, единства обучения и воспитания и т.д.

При этом блок основных направлений воспитательной деятельности включает в себя следующие составляющие: трудовое, профессиональное, физическое, духовно-нравственное, военное, эстетическое, гражданско-патриотическое, правовое воспитание. В исследуемом образовательном пространстве ключевую роль призвана сыграть профессиональная направленность процесса обучения, поэтому данный фактор особенно следует принимать во внимание в процессе патриотического воспитания студентов техникума, в ходе организации физической и специальной военной подготовки.

Выявлен блок организационно-педагогических условий, включающий:

1. Обеспечение качественного педагогического коллектива с учетом казачьего компонента.

2. Обеспечение гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса.

3. Поэтапное формирование личностных качеств в процессе занятий физической культурой и спортом.

4. Использование инновационных технологий в процессе занятий физической культурой и спортом.

При этом критериально-оценочный блок составляют критерии (когнитивный, поведенческий,

личностные качества), показатели и уровни (критический, допустимый, рефлексивно-оценочный).

Далее представим обобщенную модель системы патриотического воспитания студентов в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом, реализация которой призвана обеспечить достижение цели воспитания.

\ /

Цель: воспи тание патриотизма

N

Задачи

1. Создание учебно-воспитательной среды студентов на основе реализации выделенных основных направлений воспитательной деятельности посредством реализуемых подходов в процессе патриотического воспитания.

2. Определить структурио-критериальные характеристики патриотизма и этапы его формирования.

П ~~~

Принципы:

1. Принцип системности и целостности.

2. Принцип преемственности.

3. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

4. Принцип единство обучения и воспитания.

5. Принцип комплексного подхода к воспитанию.

6. Принцип гуманизации образования.

__

Основные направления воспитательной деятельности: трудовое, профессиональное, физическое, духовно-нравственное, военное, эстетическое, ера;ж<)ш1ско-патриотическое, правовое

__

Реализуемые методологические подходы в процессе патриотического воспитания: системный. деятельностный. аксиологический, культурологический, личностный

1

Ортантационпо-псдагогическне условия патриотического воспитания

Технологии н средства воспитания патриотизма

Рисунок 1. Модель системы патриотического воспитания студентов в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом

Как свидетельствует практика учебно-воспитательной деятельности, спроектированная нами модель представляет собой эффективную систему организации воспитания студентов в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом.

Выводы. Таким образом, кадетская подготовка в условиях техникума имеет уникальные ресурсы и преимущества для патриотического воспитания студентов и личностного их развития во многих направлениях деятельности. Учебная и дополнительная образовательная деятельность в кадетской группе

способна обеспечивать формирование здорового коллектива обучающихся, их способности к активной творческой и социальной деятельности.

Итак, в образовательном пространстве техникума с казачьим компонентом посредством дополнительного образования реализуются следующие системообразующие функции: образовательная -приобретение новых знаний, их различных областей знаний, необходимых в личностном развитии; развивающая и воспитательная - формирование профессиональной и общей культуры обучающихся, приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям, активное формирование гражданской позиции, готовность к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации.

Литература:

1. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. - Самара: Изд-во СГПУ, 2000. - 185 с.

2. Бездухов, В.П. Формирование гуманистической направленности студента-будущего учителя как социально-педагогическая проблема: дис. ... д-ра. пед. наук / В.П. Бездухов. - СПб, 1995. - 397 с.

3. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. -Волгоград, 2001. - 112 с.

4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59-63.

5. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Н. Глазунова. - Липецк, 2002. - 174 с.

6. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 21-26.

7. Долгов А.В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 191 с.

8. Зимняя, И.А. Стратегиальный подход к воспитанию. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М., 2001. - С. 254.

10. Ильмушкин, Г.М. Профессиональная подготовка и воспитание учащихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин, А.А. Жаркова // II межд. научно-практическая конф. «Scientific achievements of the third тШеппшт»,Чикаго (США), апрель 2016. - С. 24-28.

11. Михайлов, А.В. Инновационная модель подготовки выпускника УНПО в условиях кадетского корпуса / А.В Михайлов, Г.М. Ильмушкин // Успехи современного естествознания. - М.: Изд-во РАЕ, 2007. -№ 10. - С. 63-67.

12. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород. Изд-во: НИУ БелГУ, 2013. -156 с.

13. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2007. - 47 с.

14. Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы. - 1986. - №3. С. 10-14.

Педагогика

УДК 796.371

аспирант Пискунов Алексей Владимирович

Димитровградский инженерно - технологический институт - филиал Национального ядерного исследовательского университета «МИФИ» (г. Димитровград)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аннотация. В настоящей работе раскрываются особенности организации патриотического воспитания студентов техникума в процессе занятий физической культурой и спортом в образовательном пространстве техникума. Эффективность воспитания патриотизма у студентов обеспечивается единством учебной и воспитательной работы. Обосновывается положение о том, что активная физическая подготовка студентов является важнейшим условием их патриотического воспитания. Выявлены основополагающие принципы, на основе которых осуществляется учебно-воспитательная деятельность обучающихся профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: воспитание, техникум, физическая подготовка, профессиональная подготовка, принципы воспитания, содержание воспитания.

Annotation. This work reveals the features of the organization of patriotic education of students of the technical school in the process of educational and training lessons in physical culture and sports in the educational space of the technical school. The success of the education of patriotism in the student body is ensured by the unity of educational and educational work. The conceptual provision is revealed that active physical training of students is the most important condition for their patriotic education. The fundamental principles on the basis of which the educational activities of students are carried out are revealed.

Keywords: education, technical school, physical training, professional training, principles of education, content of education.

Введение. Современное состояние системы патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях техникума можно охарактеризовать как достаточно сложное явление, связанное со многими непростыми социально-экономическими процессами, происходящими в стране, оказывающими существенное влияние на духовно-нравственное и физическое воспитание обучающихся. Такие условия, вне сомнения, отражаются на учебно-воспитательной политике и определяют приоритетность системы личностных ценностей.

Как известно, образование обусловливается двумя основными составляющими такими, как воспитание и обучение [4]. Эти составляющие тесно связаны между собой, образуют единое пространство, и поэтому их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. В этом, как нам представляется, и заключается сущность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.