Научная статья на тему 'Сущностные характеристики принципов воспитания современной учащейся молодежи в образовательных учреждениях'

Сущностные характеристики принципов воспитания современной учащейся молодежи в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильмушкин Г.М.

Э ффективная воспитательная работа с молодежью в образовательных учреждениях возможна только опорой на исходные положения, определяющие общую стратегию педагогов в воспитании обучающихся, то есть, на принципы. Тем самым в предлагаемой работе раскрываются принципы воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильмушкин Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE PRINCIPLES EDUCATION OF THE MODERN STUDENT YOUTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Effective educational work with young people in educational institutions is possible only by relying on the initial positions that determine the overall strategy of teachers in the education of students, that is, principles. Thus, the proposed work reveals the principles of educating students.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики принципов воспитания современной учащейся молодежи в образовательных учреждениях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796.371

Ильмушкин Г.М.

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград

Il'mushkin G.M.

Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad

E-mail: gera1946@yandex.ru

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE PRINCIPLES EDUCATION OF THE MODERN STUDENT YOUTH IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация: эффективная воспитательная работа с молодежью в образовательных учреждениях возможна только опорой на исходные положения, определяющие общую стратегию педагогов в воспитании обучающихся, то есть, на принципы. Тем самым в предлагаемой работе раскрываются принципы воспитания студенческой молодежи.

Annotation: effective educational work with young people in educational institutions is possible only by relying on the initial positions that determine the overall strategy of teachers in the education of students, that is, principles. Thus, the proposed work reveals the principles of educating students.

Ключевые слова: воспитание, принципы, обучающиеся, гуманизация, системность.

The key words: education, principles, students, humanization, consistency.

Итак, в работе нами рассматриваются принципы, на основе которых осуществляется воспитание учащейся молодежи в образовательных учреждениях.

В педагогической науке под принципом понимается руководящее требование, предписание для достижения цели действий, норма деятельности [3, с. 48-49]. При этом принцип воспитания трактуется как «общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций».

Принципы, как регуляторы, задают вектор протекания воспитательного процесса, характер совместной деятельности педагога и обучаемого, стратегию его в ходе организации учебно-воспитательной работы.

Выделим основополагающие принципы, на основе которых осуществляется воспитательная деятельность обучающихся в образовательном учреждении:

- интегративности;

- развивающего и воспитывающего обучения;

- профессиональной направленности;

- систематичности и системности;

- профессиональной ориентации;

- гуманизации образования;

- единство обучения и воспитания;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- принцип опоры на позитивное и др.

Охарактеризуем некоторые из этих принципов.

В педагогической системе принцип развивающего и воспитывающего обучения является системообразующим. Все остальные принципы являются производными от этого ведущего, конкретизирует их, раскрывают условия их воплощения [4, с. 38].

Принцип единства обучения и воспитания. По своему значению данный принцип является приоритетным в системе воспитания в образовательном учреждении.

Принцип систематичности и системности. Данный принцип, прежде всего, включает условия последовательности и преемственности. При этом принимается во внимание то, что любое знание или умение основывается на предыдущем и является последовательным продолжением его [5-9]. Принимается именно такое понимание рассматриваемого принципа. Такой подход является весьма актуальным. В то же время в осмыслении принципа систематичности проявились существенные перемены. Систематичность теперь трактуется теперь кроме преемственности, как и системность [4, с. 42].

Принцип системности находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии основных составляющих организации как учебной, так и воспитательной деятельности. Данный принцип выражает взаимосвязь таких компонентов учебно-воспитательной деятельности как технологического, управленческого, инструментального, информационного и социально-психологического [11, с. 18]. Посредством этого принципа можно успешно применять в воспитательном процессе результаты системного анализа воспитания обучающихся.

Следует особо подчеркнуть, что принцип системности является обобщенным, тем самым он очень широко используется в работе с системами.

В данном случае, именно это и происходит. Широкое использование преемственности в учебно-воспитательной деятельности связано с поэтапностью реализации данного процесса.

Таким образом, преемственность проявляется как закономерное явление в воспитательной деятельности, способствующая динамичному воспитанию личности.

Принцип интегративности. С точки зрения В.А. Сластенина [11, с. 44], интегративность выражается в междисциплинарных связах учебных дисциплин, научных исследований и в содержательном единстве процесса обучения.

Рассматриваемый принцип характеризуют аспект процесса развития, связанного с объединением в единство различных элементов, проявлением взаимодействий между ними и появлением новых интегративных свойств и закономерностей [10, с. 201].

Выделенный принцип должен сыграть интеграционную роль в процессе обучения и воспитания на основе принципов систематичности и системности, что обеспечивает оптимизацию процесса воспитательной деятельности обучающихся.

Данный принцип является более объемлющим и охватывает более широкое поле воспитательной деятельности, например, взаимосвязи с другими социальными институтами, образовательными учреждениями, бизнес-структурами и т.д.

Различные аспекты в рамках интегративности рассматриваются известными учеными А.П. Беляевой, Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенко, Э.Н. Гусинским, И.Ф. Исаевым, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

Принцип гуманизации воспитания. Гуманизация воспитания обучающихся направлена на гармоничное развитие личности посредством ценностного отношения к культуре, к окружающим, к процессу профессионального становления и т.д.

Принцип гуманизации воспитания тесно связан с гуманизацией образования, поскольку воспитание и обучение осуществляются как единый целостный

процесс. Тем самым вне гуманизации образования воспитание студентов выглядит обедненным и неполноценным.

В процессе формирования гуманистических идеалов студентов первостепенную роль играет, прежде всего, педагог-наставник, выполняющий функцию гуманистического образования. В этой связи обращается существенное внимание на повышение квалификации педагогического коллектива.

Идеи гуманизации образования нашли широкое распространение в образовании России. Фундаментальные результаты в этой области получены Бездуховым [1,2], Е.Н. Шияновым [12] и др.

Следует осознавать, что воспитание обучающихся невозможно рассматривать вне гуманистических ценностей. Это связано с тем, что гуманизация общества является глобальным процессом в современном мироустройстве [1].

Таким образом, принципы определяют смысл и содержание воспитательной деятельности педагога, обеспечивающие его оптимальный выбор воспитательных средств. В свою очередь, последовательность этих выборов и определяет динамику реализации воспитательного потенциала педагога в ходе учебно-воспитательной деятельности, в конечном итоге, повышается целостность и эффективность воспитательной деятельности

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. -Самара : Изд-во СГПУ, 2000. - 185 c.

2. Бездухов, В. П. Формирование гуманистической направленности студента-будущего учителя как социально-педагогическая проблема: дис. ... д-ра. пед. наук / В.П. Бездухов. - СПб., 1995. - 397 с.

3. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие /Н.М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГИПК ПРО, 2004. -119 с.

4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

5. Ильмушкин, Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста: монография. -Димитровград : ДИТУД, 2005. - 354 с.

6. Ильмушкин, Г.М. Профессиональная подготовка и воспитание учащихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом / Г.М. Ильмушкин, А.А. Жаркова // РИНЦ, II международная научно-практическая конференция «Scientific achievements of the third тШепдшт»,Чикаго (США), апрель 2016. -С. 24-28.

7. Михайлов, А.В. Инновационная модель подготовки выпускника УНПО в условиях кадетского корпуса / А.В Михайлов, Г.М. Ильмушкин // Успехи современного естествознания. - М. : Изд-во РАЕ, 2007. - № 10. - С. 63-67.

8. Михайлов, А.В. Многоуровневая система подготовки специалистов рабочих профессий / А.В. Михайлов, Г.М. Ильмушкин // Фундаментальные исследования. - М. : Изд-во РАЕ, 2007. - № 3. - С. 14-16.

9. Кустов, Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Ю.А. Кустов. - Саратов : СГУ, 1982. - 274 с.

10. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Составитель: Рапа-цевич Е.С. - Минск : Современное слово, 2005. - 720 с.

11. Сластенин, В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука, МАНПО, 2004. - №1. - С. 43-49.

12. Шиянов, Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - Ростов-на /Д : Цв. печать, 1995. - 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.