Научная статья на тему 'Особенности организации образовательного процесса в школе с учетом психофизических особенностей девочек'

Особенности организации образовательного процесса в школе с учетом психофизических особенностей девочек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефименко Вероника Николаевна, Тараканова Наталья Владимировна

В статье представлен опыт работы педагога МБОУ СОШ № 7 г. Петропавловска-Камчатского в классе раздельно-параллельного обучения (класс девочек) по формированию в учебно-воспитательном процессе готовности девочек к принятию и последующему выполнению семейных и социальных ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of School Educational Process Relying on Girls’ Psychophysical Features

The article represents the experience of work of the school-teacher from Petropavlovsk-Kamchatskiy’s Secondary School № 7 in the class of separate-parallel education (girls’ class) in the formation of girls’ readiness for adaptation and following acquittal of family and social roles.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательного процесса в школе с учетом психофизических особенностей девочек»

УДК 371.21-055.25

В. Н. Ефименко, Н. В. Тараканова

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВОЧЕК

В статье представлен опыт работы педагога МБОУ СОШ № 7 г. Петропавловска-Камчатского в классе раздельно-параллельного обучения (класс девочек) по формированию в учебно-воспитательном процессе готовности девочек к принятию и последующему выполнению семейных и социальных ролей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, раздельно-параллельное обучение, тендерный подход, воспитание, обучение

V. N. Yefimenko, N. V. Tarakanova

ORGANIZATION OF SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS RELYING ON GIRLS' PSYCHOPHYSICAL FEATURES

The article represents the experience of work of the school-teacher from Petropavlovsk-Kamchatskiy's Secondary School № 7 in the class of separate-parallel education (girls' class) in the formation of girls' readiness for adaptation and following acquittal of family and social roles.

Key words: health-saving technologies, separate-parallel education, gender approach, upbringing, teaching

Реформирование российской системы образования характеризуется приведением качества и уровня образования в соответствие с международными стандартами. Согласно требованиям ФГОС НОО учет индивидуальных особенностей обучающихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 7» Петропавловск-Камчатского городского округа в течение ряда лет является краевой инновационной площадкой «Школа — центр содействия охране и укреплению здоровья обучающихся». Это образовательное учреждение накопило большой опыт в решении вопросов здоровьесбережения учащихся, учета их социальной и гендерной природосообразности при организации образовательного процесса.

Частью здоровьесбеоегающих технологий (например, технологии, предложенной В. Ф. Базарным) является раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек. Опыт работы в условиях раздельно-параллельного обучения показывает, что организация процесса обуче-

ния школьников на основе гендерного подхода достаточно эффективна. Более 10 лет родители для своих детей выбирают обучение и воспитание в классах раздельно-параллельного обучения, тем самым подтверждая востребованность гендерного обучения.

Многих исследователей и практиков волнует, что содержание образовательных программ, методики и технологии обучения и воспитания рассчитаны на некую среднюю личность — дети, ребенок, ученик. Однако же из «бесполых» учеников должны вырастать настоящие мужчины и настоящие женщины — такие, какими мы хотели бы видеть своих мужей и жен, коллег и знакомых, сыновей и дочерей.

В этой связи воспитание женственности у девочек приобретает особую ценность, поскольку, по мнению ряда исследователей (В. М. Бехтерев, Т. А. Берсенева, О. А. Черствая и др.), во многом причины краха семей лежат в неумении женщины организовывать быт, формировать семейный уклад и в конечном итоге — создавать психологическую атмосферу семьи.

JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES № 2 (24) 2014 Pedagogics

Одним из способов, который позволил бы нивелировать пробелы в воспитании девочек, является организация раздельно-параллельного обучения.

Психология и педагогика оперируют достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение полового фактора в развитии личности.

Понимая важность реализации гендерного подхода в воспитании и обучении, в новом профессиональном стандарте педагога, а также и в числе других нормативных документах образования, обозначим задачу необходимости учета «неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек» [1].

Как создать комфортные условия для успешной социализации девочек в начальной школе? Как правильно организовать образовательный процесс с учетом гендерных особенностей учениц? Какие качества необходимо воспитывать в девочках для формирования гармоничной личности?

Известно, что при воспитании детей народы всегда исходили из разной пололичност-ной природы мальчиков и девочек. У мальчиков родители стремились рано сформировать комплекс мужских качеств: смелость, волю, силу духа, готовность защищать более слабых, быть лидером и брать на себя ответствен -ность, готовность стать главой семьи, готов -ность встать на защиту отечества. У девочек же воспитывали иные качества: нежность, целомудрие, женственность, готовность стать матерью, трудолюбие. Эти качества являются основой для формирования духовной и нравственной личности.

Таким образом, целью обучения и воспитания девочек становится формирование названных качеств. Для реализации поставленной цели был определен ряд задач: • выявить и использовать эффективные педагогические технологии, методы и приемы для организации учебного процесса с учетом психофизических особенностей девочек;

• разработать рабочие программы по предметам с учетом гендерного подхода;

• организовать в классе девочек воспитательную работу, направленную на формирование у них готовности к принятию и после -дующему выполнению семейных и социальных ролей.

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в классе девочек используются личностно-ориентированные и приро-досообразные педагогические технологии.

Особенностью работы в классе девочек становится построение совместной ежедневной работы, с учетом таких особенностей девочек, как вербальность, их консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний (согласно исследованиям В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман). На наш взгляд, одним из эффективных приемов работы с девочками является размеренный темп подачи материала и достаточное количество повторений для его усвоения. По сравнению с мальчиками, которым учебный материал желательно давать в высоком темпе, сочетая с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, для девочек объем и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя типовые задачи, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Очевидно, что активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил в классе девочек на практике оказывается высокопроизводительным.

Поскольку девочки в соответствии со своими гендерными особенностями лучше всего выполняют задания по образцу, шаблону, алгоритму, очень важно, реализуя задачи ФГОС НОО по формированию ключевых компетен -ций, организовать работу, направленную на развитие творческого мышления.

Одним из самых удачных способов формирования регулятивных и познавательных учебных действий является работа по включению учениц в проектную деятельность. С помощью метода проектов при выполнении поис-

ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (24) 2014 ISSN 1816-8280

Педагогика

ковой, исследовательской деятельности происходит активизация творческих способностей девочек, развитие воображения и пространственного мышления.

Для формирования коммуникативных навыков обучающихся целесообразным является частое использование на уроках парной и групповой работы. Это связано со склонностью девочек к опеке, поучению, поддержке, что отличает их от мальчиков, для которых важны элементы соперничества и смена лидера в группах (согласно исследованиям А. Л. Сиротюк). Важным моментом является организация и развитие групповой рефлексии, что помогает закреплять навыки коммуникативного общения, формировать умение делать выводы.

По мнению психологов В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман, при развитии личностного компонента для девочек очень важно, кто и как их оценивает. Поэтому, формируя индивидуальную идентичность, адекватную самооценку, а также мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, необ -ходимо любую выполненную работу учениц эмоционально отметить. Однако, если мальчиков положительная оценка побуждает к дальнейшей деятельности, то девочка, получив похвалу, успокаивается и может перестать стараться. Поэтому, выражая одобрение, необходимо обозначать перспективу и побуждать девочку к последующим действиям.

При разработке рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС нами были внесены коррективы в содержание предметов, учитывающие гендерные особенности (обучения девочек).

Так, в программе по русскому языку были заменены некоторые тексты диктантов, темы сочинений и изложений. Достаточно серьезным изменениям подверглось содержание программ по музыке, технологии и изобразительному искусству. Например, было увеличено количество часов на вышивание и вязание в программе по технологии. Были заменены темы рисования современных автомобилей и другой техники на уроки по созданию одежды

для бумажных кукол, орнамента для украшений, цветочных аппликаций, поделок в технике «оригами» и др.

Помогает развивать и формировать фемин-ные качества девочек целенаправленно организованный процесс воспитания. Осуществ -ление духовно-нравственного воспитания помогает формировать их ценностные ориентации, готовность принятия себя и осознания ценности других людей, а также семейных ценностей.

Воспитательный процесс необходимо строить с максимальным учетом гендерных особенностей обучающихся. Учитывая осо -бенности девочек, в план воспитательной работы включены такие мероприятия, как «А ну-ка, девочки!», «Посвящение в Дюймовочки», «Я — девочка», «Из чего же сделаны мальчишки», беседы о внешнем виде, аккуратности, гигиене, правилах хорошего тона.

Опыт работы показывает, что всегда интересно проходит мероприятие «Мое хобби», на котором девочки рассказывают о своих увлечениях, приносят творческие работы (вышивки, вязаные салфетки, плетенные из бисера браслеты, поделки в технике «квиллинг», собственноручно сшитые мягкие игрушки). Традиционными стали такие мероприятия, как семейная гостиная «Родники семейных традиций», праздник «Парад семей», «Уроки семьи и семейных ценностей», направленные на формирование позитивного образа семьи, взаимопонимания, готовности оказать под -держку, доверительных и уважительных от -ношений между членами семьи.

Однако нельзя забывать о том, что раздельно-параллельное обучение вовсе не предполагает полную закрытость и изолированность от общения с противоположным полом (мальчиками). Так, в течение года проводится достаточно много общих мероприятий — это и экскурсии, и уроки здоровья, различные тематические посиделки, праздники-поздравления с 23 февраля и 8 марта. При проведении спортивных эстафет, учащиеся делятся на команды так, чтобы в них были и девочки

JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES № 2 (24) 2014 Pedagogics

и мальчики. Такое деление детей учит их работать в команде, формирует навыки общения с противоположным полом. Совместная подготовка и проведение мероприятий направлена на получение навыков общения, взаимоуважения и совместного творчества учащихся. Кроме того, девочки и мальчики вместе играют на переменах, многие дружат и активно общаются после школы — в группе продленного дня, на занятиях в кружках, во время прогулок.

В эффективности реализации задуманного проекта велика роль родителей; они единомышленники, союзники, помощники в решении поставленных задач.

Резюмируя, можно отметить, что практика работы показывает обоснованность учета ген-дерных особенностей учащихся, приводящего к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, адекватному усвоению

учащимися социальных ролей и, как следствие, успешной социализации. Девочки в условиях раздельно-параллельного обучения чувствуют себя достаточно комфортно. Ученицы отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять предъявляемые школой требования. Исследования сплоченности и благополучия отношений в классе девочек выявили хорошо развитое чувство общности и позитивного взаимодействия между одноклассницами. По итогам анализа анкет в конце года уровень удовлетворенности родителей обучающихся достигает 100 %. Очевидно, что обучение и вос -питание мальчиков и девочек с учетом их природных физиологических потребностей и гендерных различий возможно и эффективно, поскольку равноправие в образовании предполагает не отрицание и стирание этих различий, а возможность для более полной реализации личности.

Библиографический список

1. Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Линка-пресс, 1998. —

(Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам). — URL: http:// www.ru/Books/6/0249/6_0249-Lshtml (дата обращения: 24.01.2014).

2. ЕфименкоВ. Н. Теоретические подходы к организации здоровьесберегающей среды в общеобразова-

тельной школе № 7 г. Петропавловска-Камчатского // Камч. пед. вестн. — 2011. — № 2. — Вып. 4. — С. 49-53.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошколь-

ного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ М-ва труда и социальной защиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544Н [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70435556 (дата обращения: 14.12.2013).

4. СиротюкА. Л. Актуальность гендерной дифференциации обучения // Нар. образование. — 2003. —

№ 4. — С. 283-290.

98 ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (24) 2014 ISSN 1816-8280

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.