Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Е. В., Игнатова Ю. В.

В статье рассмотрено развитие инклюзивного подхода для лиц с ограниченными возможностями в образовании. С раннего детства такие люди испытывают потребность в специальных условиях в реальной жизни. С помощью инклюзии реализовать свои возможности во время обучения гораздо проще. Для лиц с ОВЗ создание доступной среды тесно связано с инклюзивным подходом. Объединив усилия заинтересованных лиц, возможно получение качественного образования, как для лиц с физическими недостатками, так и для лиц, не имеющих их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатова Е. В., Игнатова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE DISABLED AND PERSONS WITH HAT

The article considers the development of an inclusive approach for people with disabilities in education. From early childhood, such people feel the need for special conditions in real life. With the help of inclusion, it is much easier to realize your opportunities during training. For people with disabilities, creating an accessible environment is closely linked to an inclusive approach. By combining the efforts of interested persons, it is possible to obtain high-quality education, both for persons with physical disabilities and for persons without them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ»

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Елена Владимировна Игнатова

специалист по вопросам обеспечения доступной среды

le.ignatowa@yandex.ru Юлия Витальевна Игнатова

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрено развитие инклюзивного подхода для лиц с ограниченными возможностями в образовании. С раннего детства такие люди испытывают потребность в специальных условиях в реальной жизни. С помощью инклюзии реализовать свои возможности во время обучения гораздо проще. Для лиц с ОВЗ создание доступной среды тесно связано с инклюзивным подходом. Ообъединив усилия заинтересованных лиц, возможно получение качественного ообразования, как для лиц с физическими недостатками, так и для лиц, не имеющих их.

Ключевые слова: образовательное учреждение, доступная среда, лица с ограниченными возможностями, инклюзивное образование.

Получить образование в образовательном учреждении имеет право каждый гражданин, среди которых есть лица, имеющие ограниченные возможности. В настоящее время численность инвалидов и людей с ограниченными возможностями в нашей стране не уменьшается. Все эти люди нуждаются в особом отношении. Уместно предположить, что получить образование для такой группы лиц наиболее важно, поскольку это поможет стать им успешным и улучшить финансовое положение, решить их проблему интеграции и адаптации в обществе. Реализация их права на образование зависит от особенностей в правовом регулировании положения в системе образования. Задачей государственной политики в образовании является получение качественного образования, создание благоприятных условий, учитывая возможности и потребности лиц с ограниченными возможностями. Иными словами, в образовательных учреждениях необходимо развивать универсальную безбарьерную среду.

Инклюзивный подход в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ, ориентированный на создание культуры и среды, представляет собой базу, равноценную и для обучающихся, и для преподавателей.

При этом наиболее приоритетно для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов - расширить возможность получения образования по месту жительства. Так федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» говорит об обязательствах по обеспечению инклюзивного образования. Доступность транспорта, архитектурных сооружений, психологическая помощь, материально-техническое обеспечение (куда входят пандусы, подъемники, санузлы, оборудованные для беспрепятственного пользования, учебные комнаты с оборудованием для глухих и слабослышащих, для слабовидящих, поручни для опоры при передвижении в помещении для маломобильных лиц, спортивные комнаты с оборудованием для реабилитации и занятий спортом ), адаптация образовательных программ с учетом нозологий, нормативно - правовое обеспечение, профориентация и содействие в

трудоустройстве, а также толерантное отношение - это базовый перечень задач, ориентированных на реализацию инклюзивного образования в образовательных организациях. Достичь этого можно только с помощь объединения усилий государственных и общественных организаций.

Профориентационная работа высших учреждений и среднего профессионального образования проводится для возможности выбора профессии и направлена на выбор нескольких специальностей, возможных по состоянию здоровья (установленными в индивидуальной программе реабилитации), а также с учетом способностей и интересов абитуриента. Предложенная специалистами приемной комиссии будущая профессия напрямую должна соответствовать изученному спросу рынка труда.

На официальном сайте должна быть размещена комплексная информация о возможности подачи документов онлайн. В том числе для этого необходимо использование версии для слабовидящих. А также размещенная информация по наличию специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Информирование старшеклассников через встречи с преподавателями профильных кафедр вуза может привести к положительной динамике осознанного выбора будущей профессии.

С целью модернизации образовательной среды высшего учебного заведения для обучающихся с инвалидностью создаются специальные условия -организационно-методическое обеспечение. Сюда входит разработка адаптированных образовательных программ с учетом типологических особенностей развития. К образовательной программе с соответствующим набором компетенций (универсальных) присоединяются компетенции, содержащие адаптационный характер в зависимости от нозологии, а также последствий, возникающих в процессе обучения. Кроме того, образовательные программы могут отражать комплексный подход и носить профилактический характер. Дополнительные адаптационные дисциплины формируются вузом и модулируются с потребностями обучающихся по возможности образовательного учреждения.

С целью оптимизации учебного процесса обучающихся лиц с инвалидностью необходимо улучшить проведение занятий в режиме online и offline, проведение вебинаров, форумов, чатов с обсуждением вопросов, возникающих по изучаемым дисциплинам, обучение с включением всех участников в динамичную учебную работу.

С учетом динамичного развития технологий, необходимо усовершенствовать имеющиеся средства информационно-коммуникационных технологий, электронно-образовательную среду образовательного учреждения с инструкцией, с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ [1, 5].

Важная составляющая инклюзивного образования - координация социально-психологического сопровождения. Реализуется такое сопровождение созданием комфортной среды для личностного развития, с целю успешного вхождения в систему образования. Миссия такого сопровождения заключается в разработке и реализации индивидуальных программ, коррекционно-реабилитационных мероприятий, помощи по формированию субъектной позиции обучающегося с инвалидностью, изучение адаптивных возможностей, творческих качеств [2, 4].

Особое внимание следует уделить профильным организациям, где обучающиеся проходят практику. Необходимо учесть требования доступности организации, программу реабилитации инвалида, касающиеся условий и видов труда, а также возможность прохождения практической подготовки для маломобильного обучающегося.

Таким образом, реализуя инклюзивное образование в организациях дошкольного, школьного, среднего профессионального, высшего образования, возможности людей с особыми потребностями не потеряться в обществе став взрослыми гораздо возрастают. А здоровые дети, растущие в одном социуме с детьми требующих особых условий, способны не видеть внешних недостатков, готовы поддержать и помочь в формировании отношений [3].

Инклюзивное образование позволяет признать, что каждый человек -индивидуум. Возможность почувствовать себя среди своих, реализоваться в

обществе, быть нужным обществу - мечта каждого человека, имеющего ограниченные возможности.

Список литературы:

1. Кириллова С.С., Щербаков Н.В. Преимущества электронных учебных курсов в условиях дистанционного и традиционного обучения//Наука и Образование. 2021. Т. 4 . № 4.

2. Корепанова Е.В., Яковлева О.Н. Особенности психолого-педагогического консультирования обучающихся в образовательной организации// Наука и Образование. 2021. Т. 4 . № 4.

3. Матанцева Т.Н. Практики инклюзивного образования в высшей школе: учебное пособие / Киров. 2017. 249 с.

4. Трусова А.С., Корепанова Е.В. Проблемы организации подготовки обучающихся в современной цифровой среде в рамках инклюзивного образования// Наука и Образование. 2021. Т. 4 . № 4.

5. Щербаков Н.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. О внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс университета//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. с. 64

ШС 376

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE DISABLED AND PERSONS WITH HAT

Elena V. Ignatova

accessibility specialist le.ignatowa@yandex.ru Yulia V. Ignatova

student

Michurinsk State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation: The article considers the development of an inclusive approach for people with disabilities in education. From early childhood, such people feel the need for special conditions in real life. With the help of inclusion, it is much easier to realize your opportunities during training. For people with disabilities, creating an accessible environment is closely linked to an inclusive approach. By combining the efforts of interested persons, it is possible to obtain high-quality education, both for persons with physical disabilities and for persons without them.

Keyword: educational institution, accessible environment, persons with disabilities, inclusive education.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.