УДК 376.1+378
DOI 10.38163/978-5-6046740-7-9_2022_67
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Михайлова Мария Юрьевна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», старший преподаватель кафедры «Философия, история и право», [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы реализации инклюзивного образования, связанные с необходимостью создания в образовательной организации специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения описанных в статье проблем предложено осуществление комплекса мер, направленного на всестороннее развитие инклюзивного образования.
Ключевые слова: образовательная среда, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.
CURRENT PROBLEMS OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Mikhailova Maria Yurievna.
Russia, Novosibirsk, Siberian State University of Water Transport, Senior Lecturer Department of Philosophy, History and Law, [email protected].
Abstract. The article deals with the main problems of the implementation of inclusive education related to the need to create special conditions in an educational organization for the education of children with disabilities. To solve the problems described in the article, it is proposed to implement a set of measures aimed at the comprehensive development of inclusive education.
Key words: educational environment, inclusive education, persons with disabilities.
Нормативно-правовое регулирование высшего инклюзивного образования имеет несколько уровней:
1. Международные акты (Конвенции, декларации, правила):
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Декларация прав ребенка (1959 г.) - принята с целью обеспечения счастливого детства для всех детей в мире;
- Декларация ООН «Оправах умственно отсталых лиц» (1971 г.);
- Декларация ООН «О правах инвалидов» (1975 г.);
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.) - информирование инвалидов об их правах и возможностях, нет категории «необучаемых» детей (людей);
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г.) - учет потребностей каждого ученика и доступность образования, провозглашено создание «Общества для всех»;
- Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.) -школы и ВУЗы должны быть открыты для всех детей;
- Конвенция о правах инвалидов (2006 г.) - равенство возможностей, недискриминация, уважение особенностей инвалидов и их принятие, и другие акты.
2. Российские нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (1993 г.) - ст. 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и безопасность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование...» [1];
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012
- ст.55 п.3 ФЗ «Об образовании в РФ»: «Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной программе на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии». Статья 79 ФЗ «Об образовании в РФ» говорит о том, что должны быть созданы специальные условия для получения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (то есть применяться специальные методы обучения и воспитания, должны иметься специальные учебники, пособия, дидактические материалы, специальные технические средства, обеспечение специального доступа в здание образовательного учреждения и т.д.;
- Федеральный закон от 24.11.1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нем законодательно закреплено понятие инвалид, ограничение жизнедеятельности, социальная защита, социальные гарантии и т.д.;
- Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения высшего образования - утв. Минобрнауки РФ 26.06.2015 №АК-1782/05;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельностью по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - содержит требования по освещению помещений, тепловому режиму, доступности входов в здание, аудитории, санитарные помещения и др. ;
- Государственная программа «Доступная среда», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011, неоднократно продлевающая свое действие (нас сегодняшний момент программа продлена до 2025 года. Направленна программа на организацию безбарьерной среды, совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, включая комфортную городскую среду, использование инвалидом любого транспорта, беспрепятственное посещение культурных, образовательных, спортивных, медицинских и иных учреждений. И множество других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
3. Локальные акты ВУЗа (как правило, содержаться на сайте учебного учреждения, в том числе в версии для слабовидящих):
- Правила приема студентов в учебное заведение;
- Положение о порядке аттестации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- Положение о порядке проведения занятий по физической культуре для таких лиц;
- Краткая характеристика доступной среды университета (оснащение подъёмником и/или пандусом входа в ВУЗ, кнопка вызова ассистента, контрастное выделение ступеней, способность обеспечить аудиального озвучивания текстов учебной литературы, средства предоставления графической информации слабовидящим, специально-оборудованные кабинеты, паспорта доступности учебных корпусов и др.);
- Распоряжение ректора «Сведения о студентах с инвалидностью и ОВЗ», мероприятия, проводимые с такими студентами;
- Создание индивидуальных адаптированных образовательных программ высшего образования (АОПВО) на основе ФГОС - федерального государственного образовательного стандарта.
В 2020 году общая численность студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в российских ВУЗах составляла 27 495 человек (в 2019 году - 22 634 человек). Это примерно 0,71% от общего числа обучающихся или 28 человек на один ВУЗ [2].
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [3]. В зависимости от степени расстройства функций орагнизма, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется врачами федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья (не равно инвалидность). Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и аблитации - комплекс оптимальных для инвалида или лица с ОВЗ реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого
нарушения функций организма. Может включать: лечебную физкультуру, специальные учебники, санаторное лечение, ТСР и другое. Если абитуриент (студент) предоставляет ИПРА в момент поступления в ВУЗ или обучения, то университет обязан скорректировать для такого лица свою деятельность: разработать индивидуальную программу в соответствии с рекомендациями в ИПРА, создать все условия для комфортного обучения. Если нет у ВУЗа (абитуриент / студент не предоставил) ИПРА, то обучение происходит на общих основаниях.
В настоящее время в России создается образовательная среда для обучающихся с различными (с точки зрения здоровья) стартовыми возможностями, создаются условия в соответствии с уровнем психофизического развития каждого студента с постоянным мониторингом достижений. С 2016 года началось инклюзивное обучение в общеобразовательных школах. Ранее, дети с инвалидностью и ОВЗ обучались, в основном, в специализированных школах. Существует 8 разновидностей таких школ: 1- для неслышащих; 2 - для слабослышащих; 3 - для незрячих; 4 - для слабовидящих; 5 - для детей с тяжелыми нарушениями речи; 6 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7 - с задержкой психического развития; 8 - с умственной отсталостью. В обычной общеобразовательной школе таким детям приходится нелегко, так как нет специалистов в каждой области нарушения здоровья, не всегда оборудование школы соответствует необходимостям ребенка с инвалидностью и ОВЗ, не сразу находится понимание с одноклассниками, но возможно, в конечном итоге, улучшается социальная адаптация, учится ребенок работе в коллективе, «естественная» среда готовит к выходу в реальный мир. К тому же не будет клейма ученика из коррекционной школы.
Для высших учебных заведений, также, как и для общеобразовательных учреждений, необходимо создать ряд условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Прежде всего, безбарьерную среду.
Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой [4]. То есть возможность приспособления зданий, сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (входы в здания, пандусы, широта проемов, подъемники, лифты, эскалаторы, санитарно-бытовые помещения и др.).
Обязательная индивидуальная адаптированная учебная программа поможет студенту с инвалидностью лучше изучить учебный материал в зависимости от формы обучения (с использованием или без дистанционного обучения, с увеличением срока усвоения дисциплин и контроля знаний). Хорошую эффективность показывает тьюторская служба в университете, психологи.
Необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся с инвалидностью или ОВЗ индивидуально - возможно разрешение звукозаписи лекций, интонационное выделение голосом основных понятий и выводов, проветривание аудитории, маркировка уровня сложности заданий, достаточное освещение в помещении и др.
Но самое главное, как для конкретного преподавателя, так и для всего ВУЗа в целом - это создать для студента-инвалида благоприятную психологическую атмосферу для успешного обучения. Толерантность и тактичность в среде одногруппников, поддержка администрации ВУЗа и семьи студента, акцент на достижениях, успехах обучающегося - залог продуктивного сотрудничества в обучении. Если студенту трудно писать, то предоставить возможность отвечать устно (и наоборот), если комплексует при всей группе, то возможен индивидуальный подход.
Внедрение инклюзии в высшее образование достаточно новое явление для России, но уже уверенно развивающееся. Можно утверждать, что и с законодательной точки зрения, и с практической, уже многое сделано. Целевая программа «Доступная среда» реализуется по всей стране уже 10 лет. За этот период, например, количество школ, где обучаются инвалиды, увеличилось в 4,8 раза. Более 27 тысяч объектов приспособлены для посещения инвалидами и маломобильными гражданами [5]. Общедоступность и бесплатность профессионального образования независимо от состояния здоровья - основная задача инклюзивного образования в Российской Федерации.
Библиографический список.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.consultant.ru/
2. Мониторинг инклюзивного высшего образования: общие результаты 2020 года - Министерство науки и высшего образования РФ/ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ginfo-edu.org/images/Docs/projects/Results.pdf
3. Федеральный закон от 24.11.95 №181 - ФЗ (в ред. От 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ст.1
4. Методические рекомендации по формированию универсальной безбарьерной среды в образовательном учреждении. Приложение к письму Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 13.02.2013 №10-1209.
5. Доступная среда: итоги реализации государственной программы за 2020 год и основные мероприятия на 2021: материалы заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания РФ (Совет Федерации, 6 апреля 2021 г) // под ред. А.Е.Петрова // Аналитический вестник -№ 15 (775). [Электронный ресурс]. - URL: (www.council.gov.ru) в разделе «Аналитические материалы».