Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУРСОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Наталья Борисовна

Исследуются различные формы организации научно-исследовательской работы студентов на младших курсах. Рассматриваются основные аспекты заинтересованности первокурсников научной работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-AND-RESEARCH WORK OF STUDENTS

In this article various forms of the arrangement of scientific-and-research work of students at junior courses are investigated. The main aspects of the first-year students'' interest in scientific work are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.02:001.89

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

FEATURES OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-AND-RESEARCH WORK OF STUDENTS

Н. Б. Панченко

N. B. Panchenko

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, научно- исследовательская компетенция, курсовая работа

Key words: scientific-and-research work, scientific and research competence, term paper

Исследуются различные формы организации научно-исследовательской работы студентов на младших курсах. Рассматриваются основные аспекты заинтересованности первокурсников научной работой.

In this article various forms of the arrangement of scientific-and-research work of students at junior courses are investigated. The main aspects of the first-year students' interest in scientific work are considered.

На сегодняшний день подготовка высококвалифицированных выпускников вуза (бакалавров и магистров), способных успешно решать задачи социально-экономического и научно-технического развития страны, возможна лишь при условии обеспечения тесной и взаимообратной связи учебно-воспитательного процесса с интенсивной научно-исследовательской деятельностью. Для современного выпускника немаловажными являются такие качества, как способность к самооценке (самоконтролю, самопознанию, саморазвитию), конструктивному анализу и планированию своих действий, непрерывному повышению своей квалификации, умению компетентно решать поставленные перед ним задачи, в том числе и исследовательского характера. При формировании этих и других личностных качеств в период обучения в вузе приоритетную роль играет научно-исследовательская работа (НИР) студента.

В своей научной работе Н. В. Шестак рассматривает научно-исследовательскую работу студентов как одно из средств формирования научно-исследовательской компетенции. Ведь на сегодняшний день высшее образование, построенное на компетентностном подходе, «становится высокомотивированным, индивидуализированным, обеспечивающим максимальную востребованность личностного потенциала» [1]. Особенность данной компетенции такова, что она является следствием саморазвития студента, способствует признанию личности социумом и осознанию собственной значимости.

Научно-исследовательскую работу со студентами лучше начинать с младших курсов. Главной особенностью НИР студента является то, что преподаватель не сообщает знаний студенту в готовом виде: перед студентом ставятся проблемные задачи, побуждая его самостоятельно искать пути и средства их решения. Грамотно организовать такую работу — довольно сложная задача, и обусловлено это рядом объективных причин. С одной стороны, в школах факультативная работа по предметам развита слабо, в результате чего у вчерашних абитуриентов еще не сформирована большая часть общих и частных умений, необходимых для дальнейшего успешного обучения; средний уровень подготовки выпускников школ с каждым годом снижается, проявляется слабая заинтересованность в научно-исследовательской деятельности. С другой стороны, следует отметить большую загруженность преподавателей учебными занятиями и методической работой; координация между преподавателями выпускающих и общеобразовательных кафедр, позволяющая на младших курсах выявить студентов, склонных к научной работе, развита слабо. По причине всего этого научно-исследовательская деятельность студента на первом курсе развита слабо.

Каждый из вузов выходит из данной ситуации по-своему. Например, в Нижнетагильском технологическом институте (филиал) УГТУ - УПИ на первом курсе читается дисциплина «Научно-исследовательская работа студентов». В процессе ее изучения студенты учатся самостоятельно подбирать необходимую научную литературу, составляют аналитические обзоры, конструктивно грамотно планируют свою научную деятельность, конструируют и изготавливают различные технические устройства, работают на исследовательских установках [2]. Также в стенах данного вуза НИР студентов организуется в рамках общеобразовательных предметов (математика, история, физика, химия и т. д.) в форме компьютерного моделирования. Каждый из студентов получает индивидуальное задание, по которому должен быть представлен отчет в виде мультимедийного реферата или электронного издания; видеоролика; компьютерной анимации для сопровождения лекции; компьютерного моделирования различных технологических процессов. После окончания работы демонстрация полученного результата обязательна.

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2013

В свою очередь, в Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ) преподаватели с многолетним педагогическим опытом озабочены следующим фактом: практически все студенты, а также большинство аспирантов не умеют сочинить научный текст, ясно изложить свои мысли, сформулировать проблему, гипотезу, защитить свою точку зрения, научный стиль отсутствует в целом. Для решения данной проблемы был разработан специальной курс «Академическое письмо», одной из целей обучения которого является формирование научно-исследовательской компетенции.

Данная компетенция, в свою очередь, состоит из ряда других компетенций, таких как [3]:

• возможность излагать свои мысли логично, однозначно, сжато и корректно;

• владение понятийным аппаратом, научной фразеологией, специфической лексикой;

• осознание связей — смысловых, структурных, ассоциативных — между предметами и явлениями;

• способность формулировать выводы;

• умение анализировать, выделять основное и второстепенное;

• навыки составления и оформления таблиц, схем, графиков;

• способность слушать, воспринимать информацию;

• умение искать, оценивать и хранить научные данные, способность формулировать научные проблемы, навыки организации и проведения научного эксперимента.

В качестве одного из первых шагов в самостоятельном научном творчестве студента можно рассматривать выполнение курсовой работы. Данный вид научной работы направлен на то, чтобы показать уровень готовности студента на основе полученных теоретических знаний выполнить самостоятельную практическую работу на тему, предложенную преподавателем кафедры.

С. Д. Резник [4] выделяет следующие цели курсовой работы:

• систематизация, углубление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе аудиторных занятий;

• развитие умений и навыков самостоятельной творческой деятельности и технологий работы со специальной литературой;

• овладение основами методологии научного исследования при поиске конкретных решений.

Работа над курсовым проектом начинается на первом курсе, и на данный период обучения

требования к курсовой работе минимальны. На данном этапе одной из основных причин «инерционности» в работе является наличие психологического барьера: многие студенты морально не готовы к работе, не знают с чего начинать, не верят, что смогут справиться с работой самостоятельно. Поэтому необходимо как можно быстрее сформировать у студентов позитивное отношение к курсовой работе, убедить их в полезности работы для расширения их кругозора и эрудиции, подготовки к профессиональной деятельности.

На старших курсах требования повышаются, и работа студента перерастает в более весомый научный труд.

Из предложенных научным руководителем тем студент выбирает наиболее интересную для себя, при этом тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям [5]:

• соответствовать содержанию дисциплин и задачам подготовки специалистов;

• учитывать направление и проблематику современных научных исследований по соответствующей специальности;

• приобщать студентов к исследовательской работе над проблемами, которые разрабатываются преподавателями соответствующей кафедры;

• учитывать разнообразие интересов студентов в области выбранной специальности.

Со стороны руководителя курсовой работы помощь должна носить консультативный характер: корректировка плана работы, рекомендации по списку литературы.

Заведующий выпускающей кафедры по возможности проверяет ход подготовки курсовой работы, контролирует направленность, заслушивая и обсуждая отчеты научных руководителей на заседаниях кафедры.

Список литературы

1. Астанина Ю. С., Шестак Н. В. Организация НИРС в условиях дистанционного образования / С. Ю. Астанина, Н. В. Шестак // Труды СГУ. № 10. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 45-69

2. Пегашкин В., Гаврилова Т., Корнисик К. НИР студентов младших курсов: проблемы и решения // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 109-112

3. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» / В. П. Шестак, Н. В. Шестак // Высшее образование в России. - 2011. - № 12. - С. 115-119

4. Резник С. Д. Управление кафедрой: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 607с

5. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. Пособие / Ф. В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. -448 с. - (Новая университетская библиотека).

Сведения об авторе

Панченко Наталья Борисовна, ассистент кафедры «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 83452416398

Panchenko N. B., assistant of the chair «Mathematical methods in economics», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 83452416398

УДК 378

МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

THE MODEL OF STUDENT PERFORMANCE DISCIPLINE STIMULATION

Д. А. Пезин

D. A. Pezin

Ключевые слова: выбор высшего учебного заведения, проблематика процесса преподавания, стимулирование студентов Key words: choice of higher education institution, problems of teaching process, encouragement of students

Структурированы ключевые факторы выбора учебного заведения для получения высшего образования. Определена проблематика процесса преподавания в вузе в условиях использования договорной формы обучения. Предложена стимулирующая модель получения качественного образования студентами в вузе.

The key factors in choosing the institution of higher education have been structured. The problems of teaching process in higher education in the conditions of contractual forms of teaching have been defined. A stimulating model of getting a good quality higher education has been proposed.

Перед современной молодежью, оканчивающей среднее общеобразовательное учебное заведение, встает ключевой на данном этапе жизни вопрос: «Куда пойти учиться дальше?». Зачастую подобные решения не имеют ничего общего с научной основой: анализ способностей, успеваемость в школе по тем или иным предметам, хобби, физическая предрасположенность и т. п. В реальности процесс выбора обычно имеет два критерия: зависимость от финансовых возможностей родителей и фактически самостоятельное принятие решения родителями, что для их ребенка будет самым полезным в будущем [1]. Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что решение предопределено заранее.

Процесс осуществления выбора учебного заведения совершено изменился за последние двадцать с небольшим лет. Почти все решения связаны лишь с выбором вуза, а не с уровнем образования. Ранее, в советский период, выбор не ограничивался университетом или институтом. Абитуриент, адекватно оценивающий свои силы и понимающий необходимость самостоятельного обеспечения себя, мог спокойно поступать в среднеспециальное учебное заведение или вечернее отделение вуза и параллельно работать [2]. Нельзя утверждать, что сейчас большинство студентов посвящает себя исключительно получению образования, многие стараются совместить учебу и работу, и это, по мнению автора, похвально, однако здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Предполагается, что работающие студенты, тем более очной формы обучения, должны иметь значительное преимущество перед своими одногруппниками, которые изучают научные дисциплины исключительно теоретическим путем. Работающий студент должен легко справляться с практическими заданиями на занятиях, получая драгоценный опыт и исполняя конкретные должностные обязанности и функции в организации. Необходимо учитывать, что начинать трудовую деятельность студенту следует в будущей профессиональной сфере. С другой стороны, обучающийся может увидеть на своем предприятии проблемы, решение которых давно найдено, и он уже сейчас является обладателем необходимых знаний и профессиональных навыков.

Однако в реальности данный процесс зачастую идет по другому пути: студент, рассчитывая одновременно и учиться, и трудиться, объективно взвешивает временные, физические и, главное, интеллектуальные возможности для совмещения учебы и работы. Основной задачей для обучающегося работника становится формирование этих важных направлений таким образом, чтобы они критически не пересекались друг с другом. Работодатель, принимая на работу студента, не должен переоценивать новоиспеченного работника и ждать от него реализации прорывных проектов. Логично складывается

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.