ний промышленных врачей относительно улучшения трудовых условий. Однако снижение показателей нетрудоспособности по болезни не всегда свидетельствует об улучшении состояния здоровья рабочего коллектива на предприятии. Одной из основных задач промышленного врача являются выяснение действительных причин формирования тех или иных показателей нетрудоспособности болезни на данном предприятии и борьба за их снижение.
Поступила 15/IX 1967 г.
УДК 613.6(47 — 87)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Канд. мед. наук Г. И. Зуев
I
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Уже в годы становления Советской власти была выдвинута задача коренного изменения и улучшения условий труда рабочих. В 1918 г. учреждается Государственная инспекция труда, а в 1919 г. — Государственная промышленно-санитарная инспекция, возглавляемая С. И. Каплуном.
В 1933 г. в нашей стране была организована Государственная санитарная инспекция при СНК СССР (впоследствии передана в ведение Народного комиссариата здравоохранения), которая стала осуществлять промышленно-санитарный надзор в стране. В настоящее время этот надзор входит в функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР.
Привлечение к данной работе врачей вполне себя оправдало и позволило достигнуть значительных успехов в деле снижения как общей, так и профессиональной заболеваемости среди промышленных рабочих, а также коренным образом улучшить условия труда на промышленных предприятиях. Знание различных разделов медицины позволяет промышленно-са-нитарному врачу правильно подойти к изучению профессиональных вредностей и разработать необходимые лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний среди рабочих.
В Советском Союзе промышленно-санитарными врачами накоплен опыт работы, который с успехом используется в других социалистических и в ряде развивающихся стран.
В капиталистических странах имеются принципиальные различия в системе организации и методах работы по надзору за соблюдением законодательств, касающихся профессиональной гигиены. Эти различия зависят как от политической, так и от административной структуры и экономического положения той или иной страны. Следует отметить, что в большинстве капиталистических стран вообще не существует медицинской промышленной инспекции, в других же число инспекторов явно недостаточно.
В различных странах медицинская промышленная инспекция носит разные названия, имеет неодинаковые права, разную структуру, использует разные методы в своей деятельности. Весь объем работы может быть рассредоточен в нескольких государственных учреждениях, каждое из которых отвечает за отдельные вопросы: здоровье промышленных рабочих, социальное страхование, обслуживание работающих женщин и подростков и т. д. В ряде случаев отдельные ведомства берут на себя работу по обслуживанию «своих» рабочих. Например, в некоторых странах министерства горнодобывающей промышленности отвечают за состояние здоровья и условия труда шахтеров, министерства сельского хозяйства — за условия труда сель-
скохозяйственных рабочих и т. д. В некоторых странах с федеральной структурой (США, ФРГ, Индия и др.) службы промышленной медицинской инспекции испытывают затруднения в связи с тем, что органы управления отдельных штатов могут не выполнять постановлений федерального правительства .
Опыт работы в Международной организации труда (МОТ) позволил нам ознакомиться с организацией и деятельностью отдельных медицинских промышленных инспекций ряда государств.
Так, в Англии ответственность за соблюдение предпринимателями фабричных законодательств, касающихся вопросов безопасности труда промышленных рабочих, возлагается на Министерство труда. В составе министерства имеется промышленный отдел, во главе которого стоит главный инспектор, не имеющий медицинского образования. Он имеет 5 заместителей, руководящих различными секциями отдела. Одним из них является медицинский инспектор, который руководит работой 16 медицинских инспекторов (по одному на область). Остальные 4 заместителя руководят работой технических инспекторов труда (инженеров, химиков и др.). Число медицинских инспекторов в Англии не соответствует большому объему работы, возлагаемой на медицинскую промышленную инспекцию. В результате эта инспекция не в силах справиться со всеми своими задачами. В принципе санитарно-промышленный надзор должен осуществляться в сотрудничестве с инженерами, химиками и другими специалистами промышленного отдела. Однако следует отметить, что секции промышленного отдела Министерства труда работают обособленно, медицинский инспектор не всегда может воспользоваться помощью и материалами этих секций для оценки интересующих его химических и физических факторов производственной среды.
В настоящее время в Англии наметилась тенденция свести участие врача в работе промышленной инспекции к минимуму. Большинство административных лиц, ответственных за данный раздел работы в стране, придерживается точки зрения некоторых промышленных санитарных инспекторов США, полагающих, что нет необходимости лицам с медицинским образованием заниматься вопросами промышленной гигиены. Наличие такой тенденции может быть проиллюстрировано тем, что Комитет по вопросам обслуживания промышленных рабочих Англии не поддерживает должных контактов с медицинской промышленной инспекцией, которая располагает значительно большим опытом в вопросах промышленной медицины и гигиены, чем другие секции промышленного отдела.
В США система медицинской промышленной инспекции вовсе отсутствует и в соответствии с этим отсутствуют и какие-либо государственные постановления, определяющие роль и обязанности специалистов по про-мышленно-санитарному надзору в стране. Законодательства отдельных штатов предусматривают периодическую консультативную помощь государственных отделов здравоохранения при решении отдельных вопросов, касающихся здоровья промышленных рабочих. Непосредственное наблюдение за условиями труда и контроль за выполнением законодательства по его охране являются функцией промышленных гигиенистов и инженеров, имеющих, как правило, техническое образование.
Не существует медицинской промышленной инспекции также и в Канаде. Врачи могут привлекаться отдельными предпринимателями для консультации по вопросам профессионального здоровья и промышленной гигиены. Но их деятельность в этих случаях ограничивается рамками конкретного задания, данного предпринимателем, а предложения не имеют обязательной силы.
Во Франции на основании специального декрета узаконены статус и квалификация личного состава медицинской промышленной инспекции. Одна из статей этого декрета устанавливает объем работы этих специалистов: их задачей является осуществление контроля за соблюдением законо-
дательных постановлений в области профессионального здоровья. Свою работу медицинский промышленный инспектор проводит в контакте с инспектором труда и техническими комитетами фондов социального обеспечения.
Существующим законодательством медицинскому инспектору вменяется в обязанность посещать промышленные предприятия и своевременно извещать инспекции труда и комитеты фондов социального обеспечения обо всех санитарных нарушениях, опасных для здоровья промышленных рабочих. Инспектор обязан также участвовать в организации медицинских осмотров рабочих и производить отбор образцов материалов и веществ, применяющихся в промышленности, для анализа и санитарной оценки. В стране имеется около 20 медицинских промышленных инспекторов, тогда как, согласно декрету от 16/1 1947 г., их должно быть 40.
В Италии правительственным постановлением также учреждена промышленная медицинская инспекция, в задачу которой входит наблюдение за условиями труда на производстве и оказание консультативной помощи по вопросам профессиональной гигиены. Центральная медицинская инспекция имеет в своем распоряжении 2 научно-исследовательские промышленные лаборатории — в Риме и Милане. Кроме того, медицинский промышленный инспектор располагает небольшой лабораторией для текущих исследований на производстве. Следует сказать, что инспектор облечен государственными полномочиями и его предложения обязательны для исполнения. В настоящее время в стране насчитывается 44 промышленных инспектора, 7 из которых прикреплены к центральной медицинской инспекции и 37 — к различным областным центрам.
В Швеции имеется 5 медицинских промышленных инспекторов, оказывающих в основном консультативную помощь, чаще всего по просьбе предпринимателей. Инспектор не располагает гигиеническими лабораториями, но при необходимости может воспользоваться услугами специалистов из Института здравоохранения, где имеется отдел профессионального здоровья. Промышленные фирмы обязаны платить за проведение гигиенических исследований.
Большинство промышленных предприятий в Норвегии небольших размеров (с числом рабочих от 20 до 100). В 1945 г. в результате добровольного соглашения между Норвежской медицинской ассоциацией, Ассоциацией норвежских предпринимателей и Норвежской федерацией труда было принято решение, которое легло в основу норвежской службы профессионального здоровья.
В задачу этой службы входит контроль за состоянием здоровья промышленных рабочих и санитарным состоянием предприятий. Рекомендации медицинского промышленного инспектора не являются обязательными для предпринимателей, и его работа носит чисто консультативный характер.
Таким образом, из изложенного можно видеть, что, хотя организация служб промышленной инспекции в экономически развитых капиталистических странах имеет существенные различия, общими для всех являются распыленность, разрозненность, малочисленность штатов, отсутствие или недостаточность медицинской компетенции.
Лишь в последние годы руководители здравоохранения различных стран приходят к выводу, что во главе службы промышленной инспекции должен быть медицинский работник, координирующий деятельность технических специалистов (инженеров, химиков и др.) в разрешении проблем, требующих большой медицинской эрудиции и опыта. Эта точка зрения получила отражение и в постановлении Международного симпозиума по вопросам медицинской промышленной инспекции, организованного на основании специального решения 153-й сессии МОТ. Симпозиум, в котором приняли участие видные специалисты в области профессиональной гигиены и профессиональной патологии из различных стран мира, МОТ и ВОЗ, признал необходимость организации медицинской промышленной инспекции на
соответствующей законодательной основе. Однако от рекомендации до ее практической реализации еще очень далеко. В условиях капитализма трудно разрешить сколько бы то ни было удовлетворительно проблему охраны здоровья промышленных рабочих.
ЛИТЕРАТУРА
The Medical inspection of labour Report of the International Symposium on the Medical Inspection of Labour. Geneva, 1964. — Sarvey of legislation and practice concerning the Medical Inspection of Labour in various countries. Appendix of the report of the International Symposium on the Medical Inspection of Labour. Geneva, 1964. — Health Services in small Factories. WHO, ILO. Copenhagen. Geneva, 1963. — Health and Social workers in Englaud and France. WHO. Geneva, 1958. — Report of the Inter-Regional travetling seminar on occupational health. WHO. Geneva, 1963 — Первый и второй обзор здравоохранения в мире (1954—1956) (1957—1960) ВОЗ. Женева, 1963.—Организация здравоохранения на предприятии. МОТ. Женева, 1957.
Поступала 25/ IX 1967 г.
ДИСКУССИИ
^ И
ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕИ
S3 =
удк «и.взз
К МЕТОДИКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ТОКСИЧЕСКИХ ВИДОВ ПЫЛИ
Кандидаты мед. наук Н. М. Василенко и В. А. Володченко
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, Харьков
Одним из кардинальных направлений современной токсикологии является решение задач, связанных с гигиеническим ограничением содержания вредных веществ в объектах внешней среды, в том числе и обоснование их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воздухе производственных помещений. Успехи такого нормирования зависят в первую очередь от правильного выбора критериев вредного действия химических веществ на организм.
Благодаря многолетним исследованиям ряда научных коллективов в нашей стране разработаны положения, составляющие суть методических указаний для обоснования ПДК вредных веществ в воздухе производственных помещений. Согласно этим указаниям, обязательным этапом всякого гигиенического нормирования служит комплекс экспериментальных исследований, направленных на установление токсичности химических веществ для животных с определением пороговых эффектов. Столь же важны при обосновании ПДК химических веществ в воздухе рабочей зоны клини-ко-гигиенические исследования на производстве, включающие оценку загрязненности воздушной среды и получение данных о состоянии здоровья лиц, обслуживающих соответствующий технологический процесс.