Научная статья на тему 'Особенности организации контрольно-надзорной функции государства в сфере финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе'

Особенности организации контрольно-надзорной функции государства в сфере финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
512
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE FINANCIAL CONTROL / STATE SUPERVISION / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бряндинская Н.Г., Воронина И.О.

В данной статье анализируются проблемы правового регулирования государственного финансового контроля и надзора, вопрос базовых понятий «контроль» и «надзор», а также некоторые последствия реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации 2009-2011 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of the state control and supervisory function in the sphere of financial control in the Russian Federation at the present stage

This article analyzes the problems of the legal regulation of state financial control and supervision, the issue of the basic notions of "control" and "supervision", as well as some consequences of the reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2009-2011.

Текст научной работы на тему «Особенности организации контрольно-надзорной функции государства в сфере финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе»

Юридические науки

№ 4. - 2017

УДК 17:336.1

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Н.Г. Бряндинская, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

И.О. Воронина, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. В данной статье анализируются проблемы правового регулирования государственного финансового контроля и надзора, вопрос базовых понятий «контроль» и «надзор», а также некоторые последствия реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации 2009-2011 годов.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, государственный надзор, правовое регулирование.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE STATE CONTROL AND SUPERVISORY FUNCTION IN THE SPHERE OF FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Abstract. This article analyzes the problems of the legal regulation of state financial control and supervision, the issue of the basic notions of "control" and "supervision", as well as some consequences of the reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2009-2011.

Keywords: state financial control, state supervision, legal regulation.

В последнее время все больше внимания уделяется теме правового регулирования государственного финансового контроля и надзора. Особое значение при этом имеет реально действующий механизм финансового контроля, который отражает подлинное состояние управления государственными финансами, и обеспечивает защиту прав и законных интересов всех субъектов финансово-бюджетных отношений, и в то же время реально гарантирует наведение порядка в данных отношениях и привлекает виновных к ответственности [2, C.134]. Однако в правовом регулировании государственного финансового контроля и надзора существует целый ряд проблем, которые негативно отражаются на качестве государственного финансового контроля.

В первую очередь это касается законодательно-нормативной базы, которая отстает от действительности в финансовой сфере. Начиная с отсутствия разграничений в базовых понятиях как "государственный контроль" и "государственный надзор", отсутствия единой методологии осуществления государственного контроля и заканчивая плохим взаимодействием между различными органами государственного контроля.

В российском законодательстве до сих пор отсутствует сущностное различие в использовании понятий «контроль» и «надзор», общим для которых является реализация админист-

ративно-властных полномочий государства в обеспечении исполнения обязательных требований, регулирующих правовые отношения в соответствующих сферах деятельности [4, С.119]. Эти понятия в большинстве своем используются как синонимы, многие авторы по-своему трактуют данные понятия и единого мнения на сегодняшний день нет.

В целом же мнения разделились на две группы: первые говорят, что "контроль" и "надзор" разные термины, другие, что взаимозаменяемые [3, С.219]. Если придерживаться мнения первой группы исследователей, то отличия между этими двумя понятиями заключаются в широте охвата компетенций и полномочий, в объекте и субъекте наблюдения и проверки, а также в реализации отличных друг от друга организационных и правовых форм. Вторая группа рассматривает контроль и надзор как часть и целое. Широкое распространение получила точка зрения о том, что понятие контроля шире понятия надзора [5, С.17].

Как видно, на первый взгляд филологическая ошибка в конечном итоге приводит к проблемам правового характера. Долгое время различные органы власти в контрольно-надзорной сфере выполняли параллельно одни и те же функции. Однако после реформы органов государственной власти в 2009-2011 гг., которые осуществляли финансовый контроль, удалось распределить полномочия между различными органами, тем самым устранив дублирование одних и тех же функций. В то же время заметно сузили контрольные полномочия органов внутренних дел в сфере финансов по причине того, что это не основное направление их деятельности. Но как показывает опыт, органы внутренних дел способны на более ранних стадиях выявлять нарушения в бюджетно-налоговой и финансовой сферах, в частности это касается органов полиции, которые осуществляют первичные проверки и расследования. Данное упущение приводит к снижению результативности и действенности государственного финансового контроля в целом.

В настоящий момент в Российской Федерации наблюдается дефицит механизмов взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля. Можно отметить использование таких форм взаимодействия, как принятие деклараций о сотрудничестве и координации деятельности, заключение соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии, издание совместных приказов, проведение совместных контрольных мероприятий [2, С.138].

Поскольку функционирование системы финансового контроля является очень важным для государства, следует уделить большое внимание реформам российского государства именно в этом направлении, а в частности вопросам правовой регламентации взаимодействия между государственными органами контроля и согласованности усилий контролирующих органов.

Литература:

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010-2012 годах».

2. Геймур О.Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. №3. С.133-140.

3. Рождественская Т.Э. К вопросу о соотношении понятий «надзор» и «контроль» в праве // Вопросы экономики и права. 2011. №.12. С. 219-224.

4. Семенов С.В., Чаплинский А.В. О совершенствовании правового регулирования системы государственного и муниципального контроля в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. №4. С.118-135.

5. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юридическая лит-ра, 1974. С.160.

References:

1. Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sob-raniju Rossijskoj Federacii ot 25.05.2009 «O bjudzhetnoj politike v 2010-2012 godah».

2. Gejmur O.G. Pravovoe regulirovanie finansovogo kontrolja v Rossijskoj Federacii na sovremennom jetape // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie i pravovye issledovanija. 2014. №3. S.133-140.

3. Rozhdestvenskaja T.Je. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «nadzor» i «kontrol'» v prave // Voprosy jekonomiki i prava. 2011. №.12. S. 219-224.

4. Semenov S.V., Chaplinskij A.V. O sovershenstvovanii pravovogo regulirovanija sistemy gosudarstvennogo i municipal'nogo kontrolja v Rossii // Voprosy gosudarst-vennogo i municipal'nogo upravlenija. 2014. №4. S. 118-135.

5. Studenikina M.S. Gosudarstvennyj kontrol' v sfere upravlenija. M.: Juridiche-skaja lit-ra, 1974. S.160.

— • — Сведения об авторе

Надежда Геннадьевна Бряндинская, магистрант кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Ирина Олеговна Воронина, аспирант кафедры философии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.